Исследовательская работа «солнечный зайчик. Исследовательская работа на тему "солнечный зайчик" Мои опыты с Солнечным зайчиком

03.09.2023

Как в малом так и в большом, как на небе так и на земле - по образу и подобию...

Для начала - немного несложной физики…

Световой зайчик – это несуществующий объект, нет такого физического тела «световой зайчик». Это нечто воображаемое, мысленный образ, не имеющий материального наполнения. Иначе говоря, световой зайчик – это некоторое место на поверхности, куда приходят фотоны и, отражаясь, попадают в регистрирующие приборы или глаз человека.

Рассеиваемые фотоны каждый раз новые, поэтому и зайчик - нестабильное, динамическое образование. Перемещение зайчика означает лишь то, что новые фотоны попадают в новое место, причём движение самих фотонов – всегда со скоростью света.

Скорость «перемещения места», куда попадают фотоны – это то же самое, что и скорость движения мысли: сейчас я мыслю планету Земля, а через секунду – Солнце. То есть, мой мысленный образ переместился за секунду на расстояние, которое свет проходит за 8 минут.

Световой зайчик всегда состоит из разных фотонов, и чтобы показать иллюзорность движение «светового зайчика», рассмотрим его простейший вариант – пятно от луча (лазера) толщиной в один фотон:

Источник L излучает единичные фотоны V в сторону экрана AB . По экрану перемещается не «световой зайчик», а несвязанные фотоны создают каждый раз нового «светового зайчика».

Источник L излучает луч толщиной в один фотон V1 , который попадает на экран и образует в точке A световой зайчик, толщиной в один фотон.

Развернём резко источник вокруг оси S таким образом, чтобы он изменил направление из точки А в точку B . При этом фронт, «кромка» изогнутого луча от источника L искривится, как показано на рисунке, в точности напоминая искривление струи воды из шланга при его резком развороте. Очевидно, что каждый новый фотон V2 … V будет образовывать светового зайчика в новом месте, сам двигаясь при этом со световой скоростью.

Каждый новый зайчик будет появляться на отдалении от предыдущего, как бы перескакивая через определённые промежутки экрана. Никакого отношения друг к другу смежные зайчики не имеют – это совершенно разные образования . Поэтому говорить о движении какого-то одного, единого зайчика здесь бессмысленно.
Чем больше «скачки» между зайчиками, тем быстрее последний из них окажется в точке B .

Вариант А:
В случае, когда расстояние AB не превосходит расстояние AS , скорость зайчика на экране тоже не будет больше скорости движения фотона – скорости света.

Вариант В:
Если же длина экрана между точками A и B превосходит расстояние от экрана до источника, то и скорость якобы «движения» зайчика из точки A в точку B будет превосходить скорость движения фотона – скорость света!

А теперь проведем несложную аналогию с комментарием Омешвары:

Сат - Присутствие, энергетический феномен, позволяющий присутствовать любому феномену (включая Осознание).
Чит - Осознание, энергетический феномен, с помощью которого осознаются все феномены (в том числе Присутствие, и само Осознание).
Ананда - Знание, информационный феномен, или другими словами вся проявленная вселенная, которая всегда Осознается и Присутствует.

Сат - экран, Чит - свет, Ананда - фильм.


То есть в нашем случае:
Сат - Присутствие - «плоскость» AB ;
Чит - Осознание - фотоны V1 … V ;
Ананда - Знание - солнечный зайчик (далее по тексту - Заяц ))),
- образуют Основу (Троицу) любого проявления.

Концептуальным «источником» Троицы является сама Реальность, которая, представляя собой, «технически», отсутствие любого Присутствия и любого Отсутствия , а «поэтически» называемая «ТО, ЧТО ЕСТЬ ФЕНОМЕН» , проявляется лишь как некая Видимость . Геометрически - это наш изображенный на рисунке лазер L .

Какие из этой аналогии можно сделать выводы?

#1. Поскольку наш экран (Сат) и фотоны (Чит), если их, концептуально, выделить из Троицы, является энергетическими аспектами Феномена, к ним просто невозможно прицепить пространственно-временные «костыли».

#2. Любые формы Знания (конкретно-логические, образно-чувственные, интуитивно-абстрактные или их сочетания) - это наши Зайцы, «проецируемые» фотонами на экран, и, с учетом (#1), так же являются не чем-то материальным, а лишь проекциями. Именно в Зайцах и разворачиваются все наши Триады познания, представляющие собой, условно разделенные, «субъект - процесс - объект» . Так что можно сказать, что любой Заяц, по сути, есть воплощенная, «визуально» проявленная концепция - все, что может быть зарегистрировано в той или иной форме!

#3. Между «соседними» Зайцами нет никакой связи, хотя Вариант В обеспечивает иллюзию досветового, светового, сверхсветового (а вследствие «бесконечности» экрана - бесконечно сверхсветового) перемещения Зайца в рамках категорий пространства-времени, а так же видимость причинно-следственных связей между Зайцами, «существующими», так сказать, в одном измерении - «плоскости экрана». Так что любой причинно-следственный вывод от том, что Заяц-В есть следствие Заяца-А - это просто Заяц-С, который ни разу не родственник первым двум!)))

Осознание Осознания, Осознание Присутствия, Присутствие Осознания - когда отсутствует конкретный Заяц, как, например, в состоянии глубокого сна - предлагаю домыслить самим… в форме очередного Зайца!)))

Тема занятия: «Откуда берутся солнечные зайчики»

Цель: определить какая связь существует между Солнцем и солнечным зайчиком.

Задачи: поддержать ребенка в познании окружающего мира и формировании целостной картины мира, поддержать естественный интерес ребенка к приобретению опыта и знаний о явлениях окружающей природы, обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека, обобщить информацию о солнце, провести опыты по созданию солнечных зайчиков.

Метод: слушание, наблюдение, рассматривание, опыты.

Материалы и оборудование: зеркала, лампочка, металлическая крышка, солнечный свет в комнате для занятий.

  1. Организационный момент.

Мотивация.

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите, приведите четырнадцать коней,

Пойдите, позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Что это?...

Я даже не сразу догадалась, что это солнечный зайчик.

«А что же это такое – солнечный зайчик? И откуда он появляется?» Вот на этот вопрос мы попробуем ответить на нашем занятии.

  1. Актуализация знаний.
  1. Повторение и систематизация изученного.

Детям предлагается рассмотреть картинки и описать их. Что изображено на фотографиях, чего не видно, но могло бы быть. Придумать коротенькую историю, сравнить картинки. Какие чувства вызывают фотографии у детей (тепло, радость, страх, лето) .

Для чего светит солнце?

Какое оно: холодное или горячее?

Что было бы, если бы солнце погасло?

Сколько лет солнцу?

Солнце – источник света и жизни на земле. Солнце присутствует в повседневной жизни. Мы не можем представить свою жизнь без солнца.

  1. Рассказ учителя.

Из рассказов А.Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей» я узнал, что когда Солнце светит, то испущенные им лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю. Это из Солнышка во все стороны летят маленькие-маленькие частички – братья фотончики. Когда они попадают на какой-либо предмет, то отскакивают от него и улетают. Но не все, а некоторые остаются там, куда попали. Чем больше фотончиков отскакивает, тем светлее кажется то место, откуда они убежали. Фотончики все разные. Есть красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, есть даже такие, которые и глазом увидеть нельзя. В свете Солнышка есть фотончики всех цветов. Когда они все вместе отражаются от стенки и попадают в глаза, стенка кажется белой, если это будет, например, красный мячик, то отскакивать будут красные фотончики и т.д.

Куда же деваются остальные фотоны, которые не отскакивают?

Они остаются в нас, превращаются в тепло и греют нас. Поэтому когда на нас светит Солнце, нам становится жарко. Если же попытаться подставить лупу под солнечный лучик и под лупу подложить бумагу, то, подождав какое-то время, можно добиться того, что бумага начнет гореть.

Есть предметы, например зеркало, которые могут отражать свет. Лучик света, который упал прямо на зеркало, отрывается от своих собратьев-лучей (которые на зеркало не попали) и улетает вбок в одиночестве.

Опыт 1 «Рождение солнечных зайчиков» (Дети пробуют при помощи зеркала найти солнечного зайчика)

Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошел по другому пути, не так, как все.

Таким образом Солнечный зайчик рождается на Солнце.

  1. Физкультминутка «Братья-лежебоки» (Русские народные пальчиковые игры для детей)

Солнце красное взошло,
Лежебок будить пришло.

Ладошка ребенка лежит на столе тыльной стороной вверх. Растопырьте пальцы как лучики солнышка и "посветите" над спящими братцами.

Первым старший брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.

Поднимите и чуть-чуть потяните большой пальчик ребенка вверх, остальные лежат на столе.

Снова он в кроватку лег

Положите его обратно.

И толкнул соседа в бок.

Постучите три раза большим пальчиком ребенка о его указательный пальчик.

Вот и брат второй проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте с указательным пальчиком.

Вот и третий брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте со средним пальчиком.

Вот четвертый брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.

То же самое проделайте с безымянным пальчиком.

Вот и младший брат проснулся,
Вот поднялся, потянулся

Поднимите и чуть-чуть потяните вверх мизинчик ребенка.

И сказал: "А ну давайте,
Братцы милые, вставайте!"

Потеребите его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик.

Тут уж братцы все проснулись,
Поднялись да потянулись

Поднимите все пальчики ребенка своей ладонью и чуть-чуть потяните вверх.

И кричат: "Ура! Ура!
Нам же завтракать пора!"

Переверните ручку ребенка тыльной стороной вниз, а пальчики слегка приподнимите.

Наварили кашки,
Сели возле чашки.

Поводите своим указательным пальцем посередине ладошки ребенка кругами.

Первый кашку ел – хвалил,
Второй кашку ел – пролил,
Третий кашки съел немножко,
А четвертый четверть ложки.

Нагните большой пальчик ребенка к его ладошке, а потом выпрямите. То же самое проделайте со всеми, кроме мизинца.

Пятому – какая жалость –
Кашки вовсе не досталось.
Целый день он горевал:
"Ну зачем же я вставал!"

Возьмите мизинчик ребенка за кончик и поводите из стороны в сторону, как будто он очень расстроился.

III. Совместное «открытие» новых знаний.

Опыты с Солнечным зайчиком.

Интересно ли вам узнать – появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого блестящего предмета? А может ли появиться такой зайчик от лампочки, то есть не от солнечного, а от другого источника света? А от матового, не блестящего? И можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? А у Луны есть зайчики?

Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно провести несколько опытов и сфотографировать полученный результат.

2 опыт

Оборудование: учебник по окружающему миру, солнце.

Взять в руки учебник по окружающему миру и попытался поймать солнечный луч так, чтобы появилось отражение света. (Ожидание оправдалось – на полу появился солнечный зайчик!)

3 опыт

Оборудование: зеркало, лампочка.

Взять в руки зеркало и направить зеркало от лампочки к стене. (В результате, на стене появится отражение от лампочки и запрыгает самый настоящий солнечный зайчик.)

4 опыт

Оборудование: металлическая крышка, лампочка.

Взять в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попытался направить на стенку так, чтобы там появилось хоть какое-нибудь маленькое отражение света. (Зайчик появится, хотя он был уже не такой ярки, и его было уже не так хорошо видно, как от зеркала, но он будет!)

5 опыт

Оборудование: зеркало обратной стороной.

Теперь полпробуем ответить на вопрос – а отразится ли на стене зайчик от простого предмета. Для этого мы перевернем свое зеркало другой стороной. (Как ни старались, так и не смогли увидеть на стене ни малейшего намека на солнечного зайчика. Его просто не было.)

Вывод: Можно получить солнечного зайчика и в домашних условиях, если есть источник света и отражающая поверхность плоская.

IV. Итог занятия:

Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от зеркала и "превращается" в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим "зайчик"? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться. Он все время куда-то спешит, как настоящий зайчик. Вот как об этом написала Новелла Матвеева .

Солнечный зайчик.

Я зайчик солнечный, снующий

По занавескам в тишине,

Живой,

По-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

На грядке стрельчатого лука,

Который ночью ждал зарю,

Из полумрака, полузвука

Рождаюсь я и говорю:

Я зайчик солнечный, дразнящий!

И если кинусь я бежать,

Напрасно зайчик настоящий

Меня старается догнать!

По золотистым кольцам дыма,

По крышам, рощам, парусам

Бегу, привязанный незримо

Лучом восхода к небесам.

И замедляюсь только к ночи,

Когда туманится восток,

Когда становится короче

Луча ослабший поводок.

И тени - черные собаки -

Все чаще дышат за спиной,

Все удлиняются во мраке,

Все шибче гонятся за мной...

И должен я остановиться,

И умереть в конце пути,

Чтобы наутро вновь родиться

И нараспев произнести:

Я зайчик солнечный, дрожащий,

Но не от страха я дрожу,

А потому, что я - спешащий:

Всегда навстречу вам спешу!

Я и в самом ружейном дуле

Могу отплясывать, скользя,

Я сесть могу на кончик пули,

Но застрелить меня - нельзя!

И если зимними ветрами

Тебя невзгоды обдадут,

Я появлюсь в оконной раме:

Я зайчик солнечный!

Я тут!

Домашнее задание: Попробуйте дома провести опыты и ответить на вопросы:

Можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? А у Луны есть зайчики?


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

городского округа г. Урюпинск

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

учащаяся подготовительного класса

МБОУ СОШ №7

Руководитель: Великанова Наталья

Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №7

Урюпинск - 2014

Введение_________________________________________________________ 3

Солнце и Солнечный зайчик.___________________________________________ 4

Виды Солнечных зайчиков. Домашние Солнечные зайчики.________________ 6

Почему говорим «солнечный зайчик»?_______________________________ 8

Заключение____________________________________________________ 10

Список литературы_______________________________________________ 11

Приложение. 12

Введение

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите, приведите четырнадцать коней,

Пойдите, позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Я даже не сразу догадалась, что это солнечный зайчик.

«А что же это такое – солнечный зайчик? И откуда он появляется?»

Эти вопросы настолько заинтересовали меня, что я захотела разузнать об этом поподробнее.

Тема моей работы: "Солнечный зайчик"

Цель исследования : определить какая связь существует между Солнцем и солнечным зайчиком.

Объект исследования - явление «солнечный зайчик».

Гипотеза связана с предположением о том, что солнечный зайчик – это отражение солнечного луча от блестящей поверхности и он появляется только от источника света.

Чтобы достичь цели, необходимо было решить следующие задачи:

1.Изучить и обобщить информацию о солнце

2. Провести опыты по созданию «солнечных зайчиков»

3. Обобщить и систематизировать результаты исследования и сделать выводы.

Основные методы : изучение литературы, наблюдение, опыты.

Практическая ценность: материалы могут быть использованы на уроках по окружающему миру, русскому языку.

Глава 1.

Солнце и Солнечный зайчик.

Солнце – источник света.

Для того, чтобы ответить на вопрос «Что такое солнечный зайчик?», я решила узнать поподробнее, что такое Солнце.

Солнце – это центр Солнечной системы, куда входят несколько планет, в том числе и наша, вращающихся вокруг Солнца.

Солнце – это звезда, но звезда средних размеров по сравнению с миллионами других звезд пространства. Это огромный массивный шар, представляющий собой сгусток раскаленного газа. Это мощный источник излучения света и тепла, внутри которого постоянно движутся, перемещаются раскаленные газы, называемые плазмой.

С небесной высоты Солнце освещает и греет нас. Без этого гигантского огненного шара мы просто не могли бы существовать: наша планета замерзла бы за один день. По сравнению с Землей Солнце поистине огромно. Диаметр его в 109 раз больше Земли - 1390000 км. Жизнь на Земле существует и поддерживается благодаря Солнцу, которое будет гореть еще миллионы лет. Без солнечного света не было бы зеленых растений, животных, человека.

Солнце находится на расстоянии более 172 000 000 км от Земли. Масса Солнца в 1 300 000 раз больше массы Земли. Температура поверхности Солнца достигает 6000° С.

Каждый человек инстинктивно ощущает, что жить при свете лучше. Солнечный свет уничтожает определенные грибки и бактерии, которые поселяются в коже. При попадании света на кожу в кровь посту­пают вещества, которые придают тонус мышцам. В мышцах создается напряжение, и они лучше работают. От солнечной энергии заряжается наша нервная система.

Солнце также обладает специфическим эффек­том - создает так называемые «солнечные витамины». Ультрафиолет превращает эргостерон - вещество, находящееся в коже, - в витамин D. Его-то и называют «солнечным витамином».

Солнечной теплоты и света хватает всем живым существам на Земле. Несмотря на то, что Солнце от нас на расстоянии почти 150 000 000 км, и если бы вдруг наше Солнце погасло, перестало светить и греть, то стало бы так холодно, что замерзла бы вся вода на Земле, замерз бы даже воздух. Погибли бы люди, животные, растения. Наша планета стала бы холодной и мертвой.

Что такое Солнечный зайчик?

Так что же такое солнечный зайчик? Мой учитель, Великанова Наталья Владимировна, читала нам рассказы А.Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей» и детскую газету «Солнечный зайчик».

Я узнала, что когда Солнце светит, то испущенные им лучи света летят прямо, рядышком друг с другом и вместе падают на Землю. Это из Солнышка во все стороны летят маленькие-маленькие частички – братья фотончики. Когда они попадают на какой-либо предмет, то отскакивают от него и улетают. Но не все, а некоторые остаются там, куда попали. Чем больше фотончиков отскакивает, тем светлее кажется то место, откуда они убежали. Фотончики все разные. Есть красные, оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые, есть даже такие, которые и глазом увидеть нельзя. В свете Солнышка есть фотончики всех цветов. Когда они все вместе отражаются от стенки и попадают в глаза, стенка кажется белой, если это будет, например, красный мячик, то отскакивать будут красные фотончики и т.д.

Куда же деваются остальные фотоны, которые не отскакивают?

Они остаются в нас, превращаются в тепло и греют нас. Поэтому когда на нас светит Солнце, нам становится жарко. Если же попытаться подставить лупу под солнечный лучик и под лупу подложить бумагу, то, подождав какое-то время, можно добиться того, что бумага начнет гореть.

Есть предметы, например зеркало, которые могут отражать свет. Лучик света, который упал прямо на зеркало, отрывается от своих собратьев-лучей (которые на зеркало не попали) и улетает вбок в одиночестве.

Солнечный зайчик - это и есть кусочек солнечного света, такой луч, который пошел по другому пути, не так, как все.

Таким образом, Солнечный зайчик рождается на Солнце.

Глава 2.

Виды Солнечных зайчиков. Домашние Солнечные зайчики.

Виды Солнечных зайчиков.

Солнечные зайчики появились на Земле задолго до разумной жизни. Еще не бродили по суше неуклюжие динозавры, а в воде не плескались рыбки. Океан перестал бурлить, рассеялись клубы паров аммиака и сернистого газа в атмосфере, не дающие солнечному свету проникать к Земле. Когда первые лучи Солнца коснулись неспокойной поверхности океана, появились водные зайчики - блики света, отраженные водой. Им некому было радоваться, но их это не смущало. Такими самодостаточными они остаются и по сей день. Конечно, водные зайчики, скачущие близ лесного ручейка, будут рады, когда какой-нибудь зверек или легкомысленный представитель группы туристов захочет поиграть с ними. Но если за весь день к ним никто не забредет, это их не расстроит. Водные зайчики просыпаются весной, когда на реках сходит лед, и живут до осени, пока еще часты солнечные дни.

Самый экзотический вид солнечных зайчиков - зайцы небесные - возник, когда верхние слои атмосферы вокруг нашей планеты остыли так, что там стало холодно. Настолько холодно, что капельки воды, летящие к Земле, замерзают и превращаются в плоские льдинки-шестигранники. Иногда во время заката или рассвета эти льдинки работают как линзы, отражая солнечные лучи, и мы можем видеть в небе огромных солнечных зайцев. Их размеры столь внушительны, что язык не поворачивается называть их «зайчиками», ученые и вовсе именуют их «ложными Солнцами». Небесные зайцы по сравнению с другими видами довольно редки.

Ручные солнечные зайчики - самый распространенный и милый вид. Одомашнены они в третьем тысячелетии до нашей эры, когда человечество наконец вняло требованиям своей прекрасной половины и научилось делать зеркала из серебра и бронзы. Тогда-то, в весенние солнечные дни, и появились первые ручные зайчики. Сначала игры с ними были уделом лишь богатых господ и их юных отпрысков: зеркала могли позволить себе самые обеспеченные слои населения. Позже, с изобретением и распространением стеклянных зеркал, радость от общения с ручным солнечным зайчиком стала доступна практически каждому. Попытаться поймать их можно и в квартире. Главное - иметь с собой зеркальце, чтобы ловить солнечный луч. Из иных питомцев, одомашненных людьми, эти зайчики особенно дружны с котами. Следует помнить, что настоящие ручные солнечные зайчики появляются и активно ведут себя только в ясную весеннюю погоду, также можно встретить их летним днем; в сентябре же в большинстве своем они залегают в спячку.

(Приложение 1)

Мои опыты с Солнечным зайчиком.

Мне стало интересно – появится ли солнечный зайчик не от зеркала, а от другого блестящего предмета? А может ли появиться такой зайчик от лампочки, то есть не от солнечного света? А от матового, не блестящего предмета? И можно ли увидеть солнечного зайчика в полной темноте? Чтобы я смогла ответить на все интересующие меня вопросы, нам с мамой пришлось провести несколько опытов и сфотографировать полученный результат.

Опыт первый. Оборудование: зеркало, лампочка.

Я включила в комнате свет, взяла зеркало и направила зеркало от лампочки к стенке. В результате, на стене появилось отражение от лампочки и запрыгал веселый и озорной, самый настоящий солнечный зайчик.

Опыт второй. Оборудование: металлическая крышка, лампочка.

Теперь я взяла в руки не зеркало, а простую блестящую плоскую металлическую крышку для банки, и тоже попыталась направить на стенку так, чтобы там появилось хоть какое-нибудь маленькое отражение света. И мое ожидание оправдалось – зайчик появился, хотя он был уже не такой яркий и его было уже не так хорошо видно, как от зеркала, но он был!

Опыт третий. Оборудование: зеркало обратной стороной, лампочка.

Теперь я должна ответить на вопрос – а отразится ли на стене зайчик от простого предмета. Для этого я перевернула свое зеркало другой стороной и, как ни старалась, так и не смогла увидеть на стене ни малейшего намека на солнечного зайчика. Его просто не было.

Опыт четвертый. Оборудование: зеркало, темная комната.

Мама выключила свет в комнате и я попробовала направить зеркало на стену. Не было источника света, соответственно и не было зайчика на стене.

Опыт пятый. Оборудование: металлическая крышка, металлический шарик, лампочка.

В одном из опытов я уже пробовала получить зайчика от металлической плоской крышки. Но мне захотелось сравнить, а если взять не плоский предмет, а шарик, тоже металлический и блестящий, что получится? Появится ли на стене отражение света от шарика? В результате проведения этого опыта, зайчика на стене я так и не получила, то есть отражения от шарика не было. (Приложение 2)

Вывод: можно получить солнечного зайчика и в домашних условиях, если есть источник света и отражающая поверхность плоская.

Глава 3.

Почему говорим «солнечный зайчик»?

Наталья Владимировна говорит, что все мы похожи на солнечных зайчиков. На занятиях в школе, когда изучали букву «З», мы слушали пословицы и поговорки, отгадывали загадки о солнышке, каждый из нас нарисовал своего солнечного зайчика. (Приложение 3)

Что такое солнечный зайчик? Солнечный лучик отражается от зеркала и "превращается" в солнечного зайчика. «Солнечный», потому что это пятно солнечного света. Почему мы говорим "зайчик"? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться. Он все время куда-то спешит, как настоящий зайчик.

Вот как об этом написала Новелла Матвеева .

Солнечный зайчик.

Я зайчик солнечный, снующий

По занавескам в тишине,

По-заячьи жующий

Цветы обоев на стене.

На грядке стрельчатого лука,

Который ночью ждал зарю,

Из полумрака, полузвука

Рождаюсь я и говорю:

Я зайчик солнечный, дразнящий!

И если кинусь я бежать,

Напрасно зайчик настоящий

Меня старается догнать!

По золотистым кольцам дыма,

По крышам, рощам, парусам

Бегу, привязанный незримо

Лучом восхода к небесам.

И замедляюсь только к ночи,

Когда туманится восток,

Когда становится короче

Луча ослабший поводок.

И тени - черные собаки -

Все чаще дышат за спиной,

Все удлиняются во мраке,

Все шибче гонятся за мной...

И должен я остановиться,

И умереть в конце пути,

Чтобы наутро вновь родиться

И нараспев произнести:

Я зайчик солнечный, дрожащий,

Но не от страха я дрожу,

А потому, что я - спешащий:

Всегда навстречу вам спешу!

Я и в самом ружейном дуле

Могу отплясывать, скользя,

Я сесть могу на кончик пули,

Но застрелить меня - нельзя!

И если зимними ветрами

Тебя невзгоды обдадут,

Я появлюсь в оконной раме:

Я зайчик солнечный!

Заключение.

Изучив со всех сторон вопрос «Что такое солнечный зайчик?» и проведя несколько опытов, я наконец-то ответила на все интересующие меня вопросы и сделала выводы:

1) Солнечный зайчик появляется только от источника света. Поэтому можно с уверенностью сказать, что солнечный зайчик родился на Солнце. Он не может существовать без источника света, то есть в темноте.

2) Солнечный зайчик – это отражение солнечного луча от блестящей плоской поверхности. То есть солнечный зайчик никогда не отразится от матовой, не блестящей поверхности.

Список литературы

    «Все обо всем» / Популярная энциклопедия для детей: Компания «Ключ – С» Филологическое общество «СЛОВО» – Москва, 1997

    «Разговоры по утрам или физика для малышей» Кузнецов А. – Интернет-страница www . physics 03. narod . ru

    «Элементы большой науки» - Интернет-страница www . elementy . ru

Кораблик, размером около одного сантиметра в диаметре, разработали физики из Калифорнийского университета Беркли, сообщает Technologyreview.com .

Кораблик представляет собой пластинку, сплошь покрытую миллиардами нанотрубок. Он держится на воде за счет поверхностного натяжения. Когда на него падает солнечный свет, сфокусированный линзой, практически все излучение поглощается, объяснили ученые.

Вода же под освещенным краем кораблика нагревается, что приводит к изменению поверхностного натяжения, и кораблик как бы скатывается с горки . Максимальная скорость пластинки достигала 8 сантиметров в секунду, продолжают физики из США.

"Подобные кораблики под действием солнечного света смогут приводить в движение электрические микрогенераторы", - полагает руководитель исследования профессор Алекс Зеттл.

Между тем, ранее ученые из Пенсильванского университета, США, в ходе исследования пришли к выводу , что с помощью массива нанотрубок из диоксида титана при воздействии солнечного света смесь углекислого газа и водяного пара возможно преобразовать в природный газ. А это, в свою очередь, может решить проблему парниковых выбросов, приводящих к глобальному изменению климата.

Задача по физике - 5522

2017-12-02
Иногда солнечный зайчик почти точно повторяет форму зеркала, которым его «пускают», иногда только приблизительно, а иногда солнечный зайчик по форме на зеркало совсем не похож. От чего это зависит?


Решение:

Предполагаем, что зеркало самое обыкновенное, в частности, плоское. Также для простоты будем считать плоской поверхность (экран), на которую падает «зайчик».

Первая очевидная причина возможного искажения формы зайчика - ориентация плоскости экрана (поверхности, на которой наблюдается изображение «зайчика»). Наклоняя экран под разными углами можно «растягивать» «зайчик» в разных направлениях.

Для упрощения объяснения будем временно считать солнечные лучи параллельными и нарисуем схему образования «солнечного зайчика».

На этой схеме изображена ситуация, когда плоскость экрана параллельна плоскости зеркала (и обе они перпендикулярны плоскости страницы). Из простых геометрических соображений понятно, что форма зайчика в этом случае совпадает с формой зеркала.

А можно ли ещё как-нибудь расположить экран, чтобы форма зайчика совпала с формой зеркала? Построим на рисунке окружность, радиус которой равен длине отрезка, изображающего «зайчик», а центром является левый конец этого отрезка. Понятно, что есть ещё одна (и только одна, то есть всего две для одного положения Солнца и зеркала) такая ориентация плоскости экрана.


Эта ориентация показана штрихпунктирной линией - условной линией пересечения плоскости экрана (в этой ориентации) с плоскостью страницы (эти плоскости перпендикулярны).

Также понятно, что (при заданных положениях зеркала, Солнца и плоскости рисунка) если плоскость экрана не будет перпендикулярной плоскости рисунка, то зайчик растянется по экрану (в направлении, перпендикулярном линии пересечения плоскости экрана и плоскости рисунка).

Выше мы специально употребили слово «ориентация» вместо, например, слова «расположение», подчёркивая, что экран можно передвигать, но нельзя наклонять (менять ориентацию в пространстве).

Вторая причина - Солнце в условиях этой задачи нельзя считать точечным источником света, что очевидно, если (аккуратно!) на него посмотреть - Солнце видно с Земли в виде диска, а вовсе не точки. Солнечные лучи, следовательно, нельзя считать параллельными. В результате границы зайчика, которые в первом случае мы считали линиями, на самом деле оказываются размытыми. Ширина размытых границ может даже оказаться больше размеров зайчика (в этом случае «солнечный зайчик по форме на зеркало совсем не похож»).

На каждую точку зеркала лучи попадают со всей видимой поверхности Солнца в виде конуса (угол при вершине этого конуса называется видимым угловым размером Солнца и составляет примерно $0,5^{ \circ}$) и отражаются в виде конуса с таким же углом. На экране этот конус даст изображение в виде окружности (или эллипса, если экран ориентирован не перпендикулярно оси конуса). Легко сообразить, что любая деталь формы зеркала на изображении «зайчика» будет «размазана» до размеров (диаметра) такой окружности. Соответственно, все детали формы зеркала (в том числе и его граница), по размерам намного большие диаметра этой окружности, уцелеют, сравнимые с ней по размерам - окажутся размазанными, а намного меньшие - станут незаметными.


Очевидно, что если в центральной части зайчика касаются две окружности, образованные конусами от противоположных точек границы зеркала (это как раз соответствует пограничному случаю, когда контуры зайчика уже сильно размыты, но ещё повторяют контуры зеркала), то угол между направлениями на эти точки при наблюдении от зайчика как раз равен углу этих конусов (простое построение - вертикальные углы), то есть, в свою очередь, угловому размеру Солнца при наблюдении с Земли. Этот же угол вполне справедливо можно считать угловым размером зеркала при наблюдении от «зайчика».

Вывод: если угловые размеры зеркала существенно больше угловых размеров Солнца то форма границы зайчика достаточно точно повторяет контуры зеркала, если эти размеры примерно одинаковы - контуры зеркала воспроизводятся нечётко, если, наоборот, угловые размеры зеркала существенно меньше угловых размеров Солнца то форма контуров «зайчика» не зависит от формы зеркала. (Имеются ввиду угловые размеры зеркала и Солнца при наблюдении с того места экрана, где расположено изображение «зайчика».)

Замечание. Если мы занимаемся пусканием Солнечных «зайчиков» не на Земле, а на другой планете, то в решении нужно заменить Землю на название этой планеты (угловые размеры Солнца при наблюдении с этой планеты будут другими, отличающимися от земных).