Казахская национальная одежда разработка урока по истории. Конспект урока технологии на тему Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами. Учитель ИЗО и черчения

06.12.2023

Урок трудового обучения. Тема: Казахская национальная одежда.

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: Урок трудового обучения на тему «Казахская национальная одежда» для учащихся 3 класса. На уроке учащиеся познакомятся с видами казахской национальной одежды, казахским национальным орнаментом и его применением. Выполнят аппликацию казахского женского платья.
Цель: ознакомление и изготовление казахской национальной одежды.
Задачи: Дать понятия о казахской национальной одежде (мужской и женской), о национальном орнаменте, учить выполнять аппликацию; развивать кругозор, внимание, умение работать с цветной бумагой, ножницами, клеем; соблюдать технику безопасности во время работы, прививать уважение к обычаям и традициям казахского народа, воспитывать трудолюбие, любовь к прекрасному.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, картон, образцы одежды и орнамента, шаблоны, технологические карты.

Ход урока.

I. Орг. момент. Психологический настрой на работу.
II. Проверка рабочих мест.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня к нам на урок пришла девочка Сауле. Посмотрите, Сауле пришла к нам в казахской национальной одежде.
Мы сегодня на уроке поговорим на тему «Казахская национальная одежда». Сегодня мы не только узнаем, как называется казахская национальная одежда, но и выполним аппликацию.
IV. Работа по теме урока.
Ребята давайте посмотрим на одежду Сауле. На Сауле лёгкое платье, с оборочками – оно называется койлек и жилетка – кеудеше – это женская одежда. Посмотрите на экран и назовите ещё предметы женской и мужской казахской одежды, обуви и конечно головных уборов. (просмотр презентацию «Казахская национальная одежда»)







Казахи всегда бережно относились к головному убору. Непринято надевать чужую шапку, нельзя касаться шапки ногой.
Предметы казахской национальной одежды невозможно себе представить без орнамента. Казахские орнаменты многообразные и каждый имеет своё название. Орнамент - это украшение из сочетания геометрических, растительних и животных элементов. Ребята, мы с казахским орнаментом стали знакомиться с 1 класса, давайте посмотрим и вспомним названия некоторых орнаментов (бараньи рога, топор, мышинный след, собачий хвост, след птицы, волна, крылья птицы, клюв птицы, тюльпан, копыто и другие).


Казахи орнаментом украшают не только одежду, но всё что связанно с их бытом: юрта, сундуки, ковры, одежда, посуда и многое другое. (показ слайдов)







Мы с вами работали над проектом «Казахская национальная посуда». При помощи техники «папье маше» мы с вами делали блюдо (тобак) и кесе.



Ребята, а девочка Сауле предлагает нам сегодня сделать аппликацию женского платья. Посмотрите на образец.


Это лёгкое платье, обычно оно светлое и цветная жилетка, которую мы украсим казахским орнаментом. Чтобы сделать аппликацию вы воспользуемся шаблонами – платье, жилетка, орнамент.


Ребята, перед работой давайте вспомним технику безопасности, которую надо соблюдать во время работы с ножницами и клеем во время выполнения аппликации.
- Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
- Храните ножницы в определенном месте, кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
- Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
- Нельзя резать на ходу.
- При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
- Не работай тупыми ножницами или с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
Ребята, выберите цвет бумаги для аппликации, девочка Сауле вам в этом поможет. И все вместе начинаем выполнять аппликацию.
Технологическая карта:
1. Лист бумаги, который вы выбрали для платья, сложите пополам. Приложите шаблон плотно к сгибу, обведите шаблон, вырежьте и приклейте на картон.


2. Лист бумаги, который вы подобрали для жилетки, сложить так, чтобы на нём разместился шаблон жилетки. Обведите шаблон, вырежьте. У вас получились две половинки жилетки. Приклеим их на платье.


3. Выбираем орнамент, которым мы украсим нашу жилетку. Складываем лист бумаги гармошкой, обводим шаблон и вырезаем орнамент.
4. Орнаментом украшаем наше платье.


Выставка готовых работ ребят.




V. Оценивание.
Оценить работы нам поможет девочка Сауле.
VI. Итог урока.
- Вам понравилось выполнять аппликацию?
- Что нового вы узнали о казахской национальной одежде?
Ребята, давайте поблагодарим девочку Сауле за помощь на уроке.

Презентация на тему: Казахская национальная одежда

Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами.
Изделие: фигурки бабочки и лягушки. Индивидуальная композиции.
Задачи урока:
1. Повторение и закрепление способа изготовления квадрата сгибанием и приёмов изготовления фигур в технике оригами.
2. Ознакомление с новыми приёмами работы в технике оригами.
3. Ознакомление с понятием композиции и с приёмами создания композиции в технике аппликации из бумаги.
4. Развитие внимания, воображения, творческих способностей и активизация умственной деятельности.
5. Совершенствование тонкомоторных действий.
6. Воспитание аккуратности и добросовестного отношения к работе.
Материалы, инструменты:
У учителя: учебник «Чудесная мастерская», большой лист бумаги прямоугольной формы и увеличенный макет квадрата для демонстрации приёмов работы, линейка, карандаш, ножницы, клей; увеличенные макеты – образцы изделий.
У учащихся: учебник, прямоугольные листы цветной бумаги для оригами или аппликации; заготовки из рабочей тетради № 1: основа для композиции (Приложение 1) и квадраты для оригами (Приложение 2 и 5)1, линейка, карандаш, ножницы, клей, гладилка; коробочка для мелких деталей.
На доске написана тема: «Оригами. Композиция».
Ход урока:
1. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
– Вспомните, что мы научились делать на прошлом уроке технологии. (Мы научились изготавливать квадрат нужного размера из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Ещё научились делать сложную заготовку для фигурок оригами – многослойный треугольник.)– Сегодня мы вспомним эти новые способы работы, будем использовать их при изготовлении других изделий. На прошлом уроке мы изготавливали одну общую картину, а сегодня каждый из вас сделает с фигурками оригами отдельную картину для выставки. Чтобы у вас это лучше получилось, мы познакомимся с некоторыми правилами, которые надо учитывать при создании картины. Подготовим материалы для работы. Из рабочей тетради вырежем основу, на которой будете создавать картину. Из этой же тетради вырежем цветные квадраты, из которых вы будете изготавливать фигурки для своей картины. Если нужны будут другие детали, вы используете цветную бумагу, которая также лежит у вас на столе.
2. Изготовление бабочки.
– Сначала сделаем бабочку, которую вы затем включите в свою картину. Для этого изделия возьмите любой из двух квадратов. Рассмотрите их. Каждый квадрат по-разному окрашен с обеих сторон. Любая из этих сторон может быть лицевой, и бабочки у вас получатся разные. Какие именно могут быть варианты? (Бабочка может получиться розовая, или золотистая, или в горошек, или голубая с узором.)
– Вспомните, как мы на прошлом уроке делали заготовку – основу фигурки (многослойный треугольник), и выполните эту работу. Если забыли, откройте учебник на с. 19.
Ученики выполняют работу самостоятельно, но при необходимости учитель может показать отдельные действия на своём макете.
– Теперь откройте учебник на с. 24 и посмотрите, как из этой базовой формы сделать бабочку. Попробуйте выполнить работу самостоятельно. Поднимите руки, кому непонятно.
В случае необходимости учитель демонстрирует все операции на своём макете. Готовые фигурки ученики складывают в коробочки.
3. Предварительный анализ и создание мысленного замысла композиции.
– По одной фигурке для картины каждый из вас уже подготовил. Но прежде чем делать остальные детали, нужно картину обдумать более подробно. Откройте учебник на с. 26. Читаем заголовок и первые четыре предложения:
«Композиция.
Из одной или нескольких фигурок можно составить композицию.
Композиция – это «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картину. Композиция – как рассказ, в котором все части связаны между собой.»- Не торопитесь наклеивать детали. Сначала создайте картину, придумайте интересные дополнения к основным деталям. Итак, мы встретились с новым словом – «композиция». Скажите своими словами, как вы поняли его значение. (Композиция – это соединение отдельных деталей в единое изображение, в картину. Это расположение деталей в картине.)– Да, этим словом также иногда называют само произведение. Можно сказать «картина «Лето», а можно – «композиция «Лето». Давайте рассмотрим основу для вашей композиции, которую вырезали из рабочей тетради. Пока она лишь частично заполнена: внизу изображена трава и несколько цветов, в углу – жёлтый круг; может быть, это солнце без лучей. Можно сказать, что это уже картина или композиция? (Нет, она какая-то пустая и бессмысленная; рассматривать такую картину неинтересно.)
– Верно, ей нужно придать смысл: например, чтобы композиция могла «рассказать» о красоте природы, радости летнего солнечного дня или что-нибудь наподобие этого. Для этого достаточно будет дополнить изображение несколькими деталями, но сколько и каких именно деталей в ней будет – это решите вы сами. Но есть одно условие: ваша композиция обязательно включает фигурки оригами; это могут быть только бабочки (или одна бабочка) и цветы. Можно при желании включить в композицию ещё и одну-двух лягушек, которые изготавливаются из той же базовой формы, что и бабочка. Ведь лягушки вполне могут встретиться летом на лугу в траве. Рассмотрите композицию на с. 31: в ней как раз использованы все знакомые вам формы оригами. Но это большая композиция, а вам может быть достаточно одной этой бабочки, которую вы уже сделали. Только нужно найти для неё в картине правильное место. Чтобы показать мне, что вы это понимаете, попробуйте создать такую композицию: просто положите бабочку на основу для композиции.
Дети выполняют задание под наблюдением учителя.
– Как вы считаете, получается композиция? Попробуйте объяснить это словами. (Да, даже одна эта бабочка уже позволяет создать композицию, если её разместить, например, над травой и цветами: как будто она порхает над ними в лучах солнца. Бабочка крупная и яркая, она сразу привлекает внимание и словно говорит своим полётом о весёлом солнечном дне.)– Верно, для выразительной композиции вам необязательно делать много элементов, это может привести к «перегрузке» картины. Попробуйте обойтись малым количеством деталей. Посмотрите, от каких ошибок при составлении композиции предупреждает вас учебник на с. 30:
Ошибки при составлении композиции
1. Изображение слишком мелкое или сдвинуто (в сторону, вниз). Много лишней бумаги, её хочется срезать.
2. Вместо картины – отдельные элементы, которые равномерно заполняют фон, но плохо связаны между собой. Как будто товары, разложенные для продажи. Это даже нельзя назвать композицией.
3. Изображение слишком велико для фона, оно неравномерно заполняет большую часть пространства.
– Что ещё можно было бы добавить в эту композицию? (Нужно ещё вырезать и приклеить вокруг солнца лучи. И можно к нарисованным цветам добавить 1–2 тюльпана (оригами) и несколько травинок из бумаги – тогда всё соединится в единую картину.)– А почему вы считаете, что на листе основы нарисовано именно солнце? Разве не может этот жёлтый круг быть превращён в крупный цветок, к которому и полетит ваша бабочка? Подумайте об этом. И, может быть, бабочку можно ещё украсить, чтобы она получилась более выразительной. Рассмотрите образцы изделий и изображения настоящих бабочек в учебнике (стр. 24): они могут подсказать собственные интересные решения.
4. Практическая работа по составлению композиции.
– Представьте мысленно свою композицию и выполняйте работу. Постарайтесь проявить выдумку. Сначала заготовьте все необходимые элементы и расположите их на основе не приклеивая. Я пройду и посмотрю. У кого всё будет готово, может по моему разрешению наклеивать детали.
Учитель проверяет составленные композиции, при необходимости даёт советы и по мере готовности разрешает наклеивать элементы на основу. Готовые композиции вывешиваются для просмотра.
5. Анализ и обсуждение композиций. Подведение итогов урока.
– Композиции получились разные, несмотря на то, что в них использованы одинаковые формы и похожие элементы. Многие из вас сумели продемонстрировать в этих работах настоящую творческую фантазию. Но сначала давайте вспомним, что одна из задач, которую мы ставили в начале урока, заключалась в том, чтобы научиться ещё лучше, аккуратнее выполнять формы способом сгибания бумаги. В каких работах авторам удалось больше всего показать чёткость и аккуратность?
- А какие композиции вы считаете наиболее удачными и интересными и почему?
- Есть ли такие композиции, в которых заметны ошибки или недочёты? Как бы вы посоветовали их исправить?
- Что нового вы узнали на этом уроке? Чему научились?
По ходу итогового обсуждения ученики отвечают на задаваемые учителем вопросы. Завершить урок можно чтением стихотворения А. Фета (страница 24 учебника):
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась,
И вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот- вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Фирсова Наталья Ивановна

мастер производственного обучения по специальности

“швейное производство и моделирование одежды”

в ТОО “Северо-Казахстанский

Учебно*производственный комбинат”.
Стаж педагогической работы-27 лет

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с элементами и видами отделки изделия, способствовать практическому применению полученных знаний, умений и навыков.

Развивающая: развитие интереса к народным традициям, вызвать интерес к изучению истории и быта казахского народа.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, приобщение к самодеятельному творчеству.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

ПК, мультимедиа проектор, экран.

Презентация MS POWER POINT

Образцы орнаментов, аппликации

Объект труда: готовое изделие – пончо в казахском стиле

План урока:

1. Организационный момент.

Проверка учебных принадлежностей, наличие спецодежды, рапорт дежурного.

2. Сообщение темы и цели урока.

Наша задача познакомиться с видами отделки казахского народного костюма и украсить наше пончо.

3. Актуализация знаний.

Какие виды отделки вы знаете? Какие материалы и фурнитура применяются в качестве отделки? Что такое аппликация и где её можно применять?

4. Изучение нового материала. Рассказ учителя и показ презентации.

Прямо посреди большого-пребольшого континента, среди ковыльных степей, под самым голубым в мире небом, борясь с суровой зимой, в ожидании знойного лета жил-был народ, кочевал, пас скот, выделывал шкуры, защищал свои земли от набегов. Этот гордый народ носил замечательные комфортные одежды, украшенные орнаментами и «говорящими» узорами. Мы сегодня, в 21 веке, приобщившись к Европе, примерив на себя иной ритм жизни и стремление к минимализму, стараемся вернуть в свою жизнь наследие предков, а в свой костюм – исконную этнику.

Для того чтобы органично вписать в нашу жизнь и в наш гардероб элементы исконно казахского костюма, нужно знать, в чем они заключаются.

Казахский народный костюм – это костюм кочевника. Это одежда простого кроя, удобная для верховой езды, защищающая от лютых морозов, палящего солнца и продувающего насквозь ветра. Одежду украшали мехом животных и перьями птиц, на которых охотился кочевник, вышивкой и металлической инкрустацией. Позже представление казахов о красоте и гармонии развивались и, как следствие, совершенствовалась техника вышивки, усложнялся орнамент, применялись новые украшения: бисер, монеты, люрекс.

Одежда делилась по форме и содержанию, регламентировалась возрастом, то есть была одежда для старшего поколения и для молодежи. Казахи сами ткали на примитивных горизонтальных станках. Но процветала и обменная торговля. Караваны Великого Шелкового пути снабжали казахскую степь и хлопчатобумажной тканью из Индии, и шелком, и бархатом, и парчой, и шерстяным сукном из Китая и Средней Азии, а с 17 века в казахские степи стали поступать русские товары.

Большая символическая роль в костюме отводится цвету. Голубой цвет означал небо, белый – радость и счастье, желтый цвет олицетворял собой знание и мудрость, все оттенки красного – огонь, солнце, зеленый цвет – юность и весну, черный – землю.

Что такое казахский орнамент? Это философия степняка, закодированная в узоре, уравновешенная между фоном и узором, симметрично расположенная по вертикальным осям. Это древнее искусство, уложенное в четкий рисунок и раскрашенное красками, контрастными, как сама жизнь. Орнаментальное творчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни народа. Сегодня мы бережно собираем свидетельства народной казахской культуры. Ведь благодаря тому мы и наши дети приобщаемся к ее истокам, к истории своего народа. В казахском костюме можно найти следы влияния соседних этносов – русских, татар, каракалпаков, узбеков, туркменов.

5. Проверка усвоенных знаний

Какой вид отделки вы предпочли для нашего изделия? Какую роль выполняет орнамент?

6. Практическая часть Учащиеся выполняют практическую работу по отделке готового пончо.

6.1 Вводный инструктаж

Проверка организации рабочего места, соблюдение правил безопасной работы с утюгом, иглой, ножницами. План предстоящей работы.

6.2 Текущий инструктаж

Контроль соблюдения технологической последовательности и правильности выполнения работ с аппликацией. Выявление типичных ошибок и соблюдение правил ТБ.

6.2 Заключительный инструктаж

Итоги выполненной работы. Какие трудности возникли во время выполнения работ? Анализ работ. Проверка качества, оценки за урок.

7. Домашнее задание

Повторить терминологию утюжильных работ.

8. Уборка рабочих мест

Приложение 1

Рис 1 Готовое изделие – пончо в казахском стиле украшенное казахским орнаментом

Приложение 2

Рис 2 Виды казахского национальн

Тема урока: Эскиз казахского национального костюма.
Предмет: технология ВКО. Г. Семей. КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»
Электронная почта: Дата: Класс: 11 ФИО учителя: Акашева Л.Ю.
Количество присутствующих:
отсутствующие:
Цели обучения, реализуемые на данном уроке: Все учащиеся должны, определять виды мужской и женской одежды и изучать историю казахского национального костюма, демонстрировать и представлять свои идеи и замыслы в виде эскиза.
Большинство учащихся будут: сравнивать национальные костюмы с современными стилями.
Некоторые учащиеся будут описывать дизайн и аксессуары, орнаментальную композицию в костюме, описывать свою идею в эскизе для будущей работы.
Языковая цель обучения: Учащиеся могут использовать слова и термины данного урока: орнаментальная композиция, обработка, стили, кожаная отделка. Свойства ткани, сочетание цвета, пропорции в одежде, фасон, контраст.
Предшествующие знания Орнаменты Казахстана
Ожидаемые результаты Все учащиеся будут уметь разрабатывать эскиз и демонстрировать большее осмысление, разборчивость и самостоятельность при работе с проектами, творчески преобразовывая обоснованные знания по дизайну национального костюма.
План урока
Планируемое время Запланированная деятельность учителя ресурсы
0 - 3
12
Организационный момент урока.
Ход урока:
1. Подготовительный этап. Организация рабочего места правильное распределение инструментов и приспособлений для дальнейшего выполнения практической работы.
2. Сообщение темы урока цели и задачи.
3. Запись темы урока.
4. Введение в тему урока. В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви.
Мужской костюм также из головного убора чапана, камзола, халата и шаровар. Особый вид был у обуви. У казахов особо почитался головной убор. Среди головных уборов заслуживает особое внимание саукеле. Это традиционный, очень древний головной убор невесты. Известные художники Казахстана Евгений Сидоркин, Гульфайрус Исмаилова, Агимсалы Дузельханов очень часто изображали на картинах людей в национальных костюмах, где показывали не только красоту казахской одежды, но и красоту внутреннего мира человека. его характер. Здесь, на картине художника Агимсалы Дузельханова мы видим девушку и её красоту подчёркивает головной убор - саукеле. Картина А.Дузельханова выполнена в яркой цветовой гамме. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы.
Открытый взгляд девушки говорит о её смелом и сильном характере. Она уверенно смотрит в своё будущее. Можно и не сомневаться в том, что она будет счастлива. Шили его из очень дорогих материалов. Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки, придавая её облику особое изящество. Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время, она не изменилась, лишь внесены современные ноты. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.
Национальная одежда казахов отличается неповторимым своеобразием, быть может, еще и потому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни. Она напоминает, по сути, одежду ранних кочевников. Некоторые виды повседневной одежды возникли еще во времена саков. Одежда казахов с запахом налево напоминает одежду саков, средневековую одежду тюрков. Казахи верили, что ношение на подоле, рукавах одежды узора и орнамента, ношение уки (перья совы) охраняет от злых духов, нечистой силы, болезней, верили, что эти вещи обладают магической силой.
Работа в группах.
Задание для 1 группы. «Опишите дизайн и основные элементы украшения казахской женской национальной одежды. Виды женской национальной одежды. Выявить особенности и доказать, что одежда была удобна, практична, эстетична. Привести примеры и исторические факты».
Задание для 2 группы. «Опишите дизайн и основные элементы украшения казахской мужской национальной одежды. Виды мужской национальной одежды. Выявить особенности и доказать, что одежда была удобна, практична, эстетична. Привести примеры и исторические факты».
Группы представляют свое исследование остальным учащимся с помощью размещения изображений и надписей на ватмане.
Обратная связь. Оценивание. Взамооценивание групп.
25
5 мин Творческая работа. Индивидуальная работа.
Задание. На формате А 4. или А3. разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента.
Обсуждение критериев к заданию
Критерии оценивания.
Учащийся достиг успеха если:
-эскиз демонстрирует правильные пропорции в костюме.
-эскиз демонстрирует цветовое решение;
-эскиз демонстрирует современные элементы орнамента;
-учащийся демонстрирует аккуратность и проявляет интерес к работе.
- все компоненты изображения выражены в композиционном решении.
Демонстрация приёмов работы. Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в рисунке, в детальной проработке основных частей композиции костюма, работы в цвете.
Рефлексия
Обратная связь. Оценивание. Взамооценивание. Анализ работ. Домашнее задание(Завершить работа над эскизом) Уборка рабочих мест.


Приложенные файлы