Мимикрия. Освобождение чехословакии Примеры работы камуфляжа «Жаба полевая»

07.02.2024
Камуфляж — именно так в военном деле называют пятнистую маскировочную окраску , применяемую для уменьшения заметности людей, техники и сооружений за счёт разбивания силуэтов.

Главные требования - нужный цвет, насыщенность и контрастность.

В природе это явление настолько распространено, что небезосновательно считается важным элементом выживания - выживает не только сильный , но и умный .

Тот, кто более удачно спрячется от сильных врагов и умело замаскируется под окружающую среду, проживет дольше.

В природе это явление называется «мимикрия».

В свое время эта идея нашла широкое применение в военном деле.

Цвета рисунка армейского камуфляжа подбираются с учётом различной местности и времени года.

Например, тёмные деформирующие пятна на травянисто-зелёном фоне для лета или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми "амёбами" для осени.

Очевидно, что универсального камуфляжа не бывает в принципе .
Каждая расцветка создается и «работает» только в определенных условиях .

В искусстве камуфляжа человечество преуспело еще во времена Первой Мировой войны.

Умелая маскировка подразделений, позиций и техники вкупе с фактором внезапности давали тактическое преимущество и значительно уменьшали боевые потери .

Уже в 1919 году в Красной Армии была создана Высшая школа военной маскировки.

Во времена Второй Мировой войны технологии маскировки совершенствовались - например, в войсках Вермахта к 1945 году были разработаны около 30 видов камуфляжа.

Советские воины получили пятнистые камуфляжи в середине войны - их выдавали в основном снайперам, диверсантам и разведчикам.
Это были маскировочные комбинезоны с неровными пятнами коричневого и черного цвета.

Общий принцип - лучше испачкаться в грязи, чем в собственной крови - работает до сих пор.

Сегодня, несмотря на развитие технологий, во время локальных конфликтов самую тяжелую работу всё-таки приходится делать человеку.
Пятнистая военная форма обязательна.
Соответственно, работы в этом направлении продолжаются.

Кроме того, как известно, во время спецопераций в зависимости от местности и задания дополнительно маскируется лицо , руки , оружие,снаряжение и военная техника.
От обуви и до авианосцев.

Для лица - маски, головные уборы или специальные гели.
Д ля оружия - аэрозоли, ленты защитного цвета или подручные материалы.
Читать много и подробно http://www.krashevsky-sf.com/publication/painting/index.html
Д ля техники - чехлы, маскировочные сети и специальная покраска.

Несколько фактов о маскировке

Маскировка является одним из обязательных военных навыков.
Для снайперов и диверсантов - это служебная необходимость, от которой зависит не только выполнение боевого задания, но и жизнь.

∆ В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» ("Coloration in the Animal Kingdom").
Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии , а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.
Сам Эббот Тайер, узнав об интересе военного ведомства к своим идеям, попытался требовать денежного вознаграждения, но череда судебных исков ни к чему не привела.

∆ В армии США еще во времена Вьетнамской войны были разработаны более сорока видов камуфляжной расцветки.

∆ Первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.

∆ В СССР для разработки камуфляжных расцветок привлекались крупные учёные.

∆ В 1984 году был создан «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора.
Данный рисунок делает незаметным передвижение бойцов.

∆ Сейчас камуфлируется даже туалетная бумага !

Плюс - по идее, это работает!
Нехорошо встретить пулю, скажем так, не совсем грудью.
Впрочем, с пулей лучше вообще не встречаться.

Минус - потом можно не заметить и самому нарваться на свою же «противопехотную мину» .

лицо в полевых условиях - любой крем, жир или вода плюс зола или пыль.

∆ Простейший способ замаскировать автомобиль в пустыне или в горах - облить машинным маслом и забросать песком/грунтом/травой .

∆ Замаскировать оружие с помощью аэрозольных балончиков достаточно несложно, но требует терпения и навыков - приложить листву или пучок травы к блестящим частям и задуть .
На оружии отчётливо проступают нужные контуры.

Сегодня, при нынешнем уровне развития оружейных технологий, цифровых приборов наблюдения и разведки в видимом и невидимом диапазоне функции армейского камуфляжа несколько нивелируются - как вариант примерного сценария условных боевых действий - беспилотники постоянно «подсвечивают» поле боя, а «умные боеприпасы» одинаково хорошо поражают и человека, и технику.

Высокоточное оружие не зря так называется.

К сожалению, человек постоянно совершенствуетс я и преуспевает в изобретении способов убийства себе подобных.

И один камуфляж уже давно не спасает.

Защита у некоторых животных

Первая буква "м"

Вторая буква "а"

Третья буква "с"

Последняя бука буква "а"

Ответ на вопрос "Защита у некоторых животных ", 10 букв:
маскировка

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова маскировка

Защитные приспособление для укрытия

В переносном смысле - поведение человека, скрывающего от окружающих свои действительные взгляды, поступки

Изменение облика при помощи маски или других средств

Конспиративный грим

Военный способ сокрытия

Комплекс мероприятий, направленных на скрытие своих войск от наблюдения противника или введение его в заблуждение

Определение слова маскировка в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Маскировка: Маскировка - другое название мимикрии. Маскировка - термин в военном деле. Маскировка - применение в аналитической химии. Маскировка - название поискового спама, применение в информатике. « Маскировка » - повесть Ю. Алешковского, 1978, изд....

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
маскировки, ж. 1. Действие по глаг. маскировать....Двурушничество и маскировка являются единственным средством зиновьевцев и троцкистов для проникновения в наши организации... Сталин. Приспособления для скрытия укреплений от неприятеля (воен.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. см. маскировать. Приспособление, к-рым маскируют (во 2 знач.). Снять маскировку. Световая м. (светомаскировка). Звуковая м. (звукомаскировка).

Примеры употребления слова маскировка в литературе.

Когда лодка-ловушка Кореаны захватила как их, так и Руиза Ава с жестокого мира Фараона, Руиз считал, что его маскировка почти само совершенство.

Малышкиной реконструкции, по сути, остался только корпус и некоторые электронные системы, в частности система визуальной маскировки , благодаря которой Вивьен сумела спрятать трофей от полиции и тем самым отстоять свое право на приз.

Гордыня в нашем восприятии часто видится невинным хвастовством, игровым азартом, веселым выпендриванием перед другими людьми, но это всего лишь маскировка .

Потом Голяков шагнул в сторону, быстро обернулся к свежеотрытой траншее, где отделение Новикова завершало маскировку бруствера, обкладывая его дерном.

Для маскировки в позиционном районе полагалось пускать пять-шесть колонн, для дезориентации разведывательно-диверсионных групп.

МИМИКРИЯ, подражательное сходство некоторых животных, главным образом насекомых, с другими видами, обеспечивающее защиту от врагов. Четкую границу между нею и покровительственной окраской или формой провести трудно. В самом узком смысле мимикрия - это имитация видом, беззащитным перед некоторыми хищниками, внешности вида, избегаемого этими потенциальными врагами из-за несъедобности или наличия особых средств защиты. Например, бабочка Limenitis archippus подражает бабочке Danaus plexi p pus , которая не склевывается птицами, поскольку неприятна на вкус. Однако мимикрией применительно к насекомым можно назвать и несколько других типов защитных адаптаций. Например, палочник похож на «неодушевленную» тонкую веточку. Узор на крыльях многих бабочек делает их почти неразличимыми на фоне древесной коры, мхов или лишайников. Строго говоря, это покровительственная окраска, однако налицо явное защитное подражание другим объектам, т.е., в широком смысле, мимикрия.

Формы мимикрии. Различают три главных типа мимикрии - апатетическую, сематическую и эпигамическую.

Апатетической мимикрией называется сходство вида с объектом окружающей природной среды - животного, растительного или минерального происхождения. Вследствие разнообразия таких объектов этот тип мимикрии распадается на множество более мелких категорий.

Сематическая (предупреждающая) мимикрия - это подражание по форме и окраске виду, избегаемому хищниками из-за присутствия у него специальных средств защиты или неприятного вкуса. Встречается у личинок, нимф, взрослых особей и, возможно, даже у куколок.

Эпигамическая мимикрия, или окраска, может наблюдаться у видов с половым диморфизмом. Несъедобному животному подражают либо самцы, либо самки. При этом самки иногда подражают нескольким по-разному окрашенным видам, встречающимся либо в данной местности в разные сезоны, либо в разных частях ареала вида-имитатора. Дарвин считал такой тип мимикрии результатом полового отбора, при котором беззащитная форма становится все более похожей на защищенную в процессе уничтожения менее совершенных подражателей естественными врагами. Те, кому удается точнее скопировать чужую внешность, выживают благодаря этому сходству и дают потомство.

Соотношение численностей копируемого и копирующего видов. Копируемая другим видом несъедобная форма, очевидно, должна быть настолько обильной, что естественные враги очень быстро (после первых одной-двух попыток полакомиться особями соответствующего облика) научаются ее избегать. Если подражателей станет больше, чем оригиналов, такое обучение, естественно, затянется, и страдать от этого придется как оригиналу, так и копии. Как правило, численность копируемых особей во много раз выше, чем копирующих, хотя и здесь могут быть редкие исключения, например, когда условия развития для первых неблагоприятны, а для вторых близки к идеальным.

Примеры мимикрии. Дневные бабочки. В Северной Америке самый яркий пример мимикрии - подражание бабочки Limenitis archippus (ее английское название - viceroy, вице-король) другой бабочке - Danaus plexip p us (эту крупную красивую бабочку называют монархом). По окраске они очень сходны, хотя имитатор несколько мельче оригинала и несет на задних крылья «лишнюю» черную дугу. Эта мимикрия ограничивается взрослыми особями (имаго), а гусеницы двух видов совершенно разные. У «оригинала» - гусеницы несут яркий черно-желто-зеленый узор, который смело демонстрируют птицам и другим хищникам. Личинки вида-подражателя, напротив, неброские, крапчатые, внешне напоминающие птичий помет. Таким образом, стадия имаго здесь служит примером мимикрии в узком смысле слова, а гусеница демонстрирует покровительственную окраску.

Мимикрия широко распространена во многих регионах Юго-Восточной Азии и Австралиии. Среди обитающих здесь бабочек данаиды и многие виды парусников обладают неприятным для птиц и других хищников вкусом. Их облик по мере возможности копируют вполне съедобные виды парусников и бабочки других семейств. Более того, иногда защищенные от врагов парусники и данаиды копируют внешность друг друга не менее искусно, чем это делают их беззащитные имитаторы. Аналогичная ситуация наблюдается в тропиках Америки и Африки. Один из классических примеров мимикрии - африканская бабочка Hypolimmas misi p pus , которая в зависимости от географического района подражает разным видам данаид и, таким образом, сама представлена внешне различающимися формами.

Ночные бабочки. Большая часть литературы по мимикрии описывает ее на примере представителей отряда чешуекрылых (Lepidoptera), однако прекрасные примеры подражания известны и среди других групп насекомых и иных животных. Гусеницы одного из южноамериканских видов бражников в спокойном состоянии выглядят крайне непримечательно, однако, если их потревожить, они поднимаются «на дыбы» и выгибают тело, раздувая его передний конец. В результате возникает полная иллюзия змеиной головы. Для большей достоверности гусеницы медленно покачиваются из стороны в сторону.

Пауки. Как известно, пауки - злейшие враги насекомых. Однако паук синемозина муравьевидная так похож на муравья, что, лишь внимательно приглядевшись, удается распознать мимикрию. С другой стороны, некоторые муравьи и другие насекомые на определенных стадиях своего развития внешностью и повадками напоминают пауков.

Пчелы и осы. Эти насекомые служат излюбленными образцами для подражания. Их облик и поведение копируют многие виды мух. Некоторые из имитаторов не только пользуются осиной окраской, но и, будучи пойманными, делают вид, что собираются ужалить и жужжат почти так же, как «оригиналы». На пчел и ос похожи также - в полете или в покое - многие виды ночных бабочек из нескольких семейств.

Жуки. Тысячи видов насекомых подражают своим внешним видом экскрементам животных. К такой форме мимикрии прибегают многие жуки, которые дополняют свое сходство с фекалиями животных тем, что, почувствовав опасность, притворяются мертвыми. Другие жуки в состоянии покоя напоминают семена растений.

Палочники. К наиболее удивительным имитаторам относятся представители отряда палочников, или привиденьевых. В покое эти насекомые почти неотличимы от тонких веточек. При первом появлении опасности они замирают, но, когда испуг проходит, начинают медленно двигаться, а если через короткий промежуток времени снова их потревожить, падают с растения на землю. Знаменитые представители семейства листовидок, обитающие в Тихоокеанском и Южноазиатском регионах, настолько похожи на листья некоторых растений, что заметить их можно, только когда они движутся. В этом отношении составить им конкуренцию могут разве что бабочки-листовидки, которые на ветке неотличимы от сухого листа растения. Некоторые виды дневных бабочек избрали иной способ маскировки: их крылья прозрачны, поэтому в полете эти насекомые почти невидимы.

Другие формы мимикрии. Мимикрия - одна из наименее изученных областей энтомологии. К сожалению, традиционно основное внимание здесь уделялось случаям подражания у имаго, и только в последнее время стал возрастать интерес к имитационным возможностям неполовозрелых стадий насекомых. Возможно, один из самых действенных типов мимикрии - это полная утрата животным внешнего сходства с одушевленным объектом и вообще с чем-либо определенным (своего рода «антимимикрия»). Известны клопы, у которых форма ног, груди или головы настолько нетипична для живых существ, что насекомое в целом выглядит совершенно «неклоповидным». У некоторых тараканов, кузнечиков, клопов, пауков и многих других видов «расчленяющая» окраска тела, состоящая их неправильных очертаний полос и пятен, как бы разрывает его контуры, позволяя животному полнее сливаться с фоном. Ноги, антенны и другие части тела иногда выглядят настолько «нетипично», что одно это отпугивает потенциальных хищников. Безобидные дневные насекомые часто достигают внешнего сходства с жалящими или несъедобными видами благодаря движениям своих двуцветных ног.

С окончанием эпохи позиционных войн канули в Лету и красивые атаки нарядно одетых всадников и дуэльные бои огромных линкоров. Все большее значение стали приобретать скрытность и незаметность .

Серьезно этой проблемой занялись англичане во время Первой Мировой, когда их флот стали топить немецкие субмарины. Первая попытка решить задачу оказалась не очень удачной.

Боевые суда стали раскрашивать разнонаправленными цветовыми полосами. Такой окрас не позволял капитанам немецких подлодок точно определить движение судна, и, как следствие, потери от торпед значительно снизились. Но вскоре с развитием авиации, такие яркие пятна стали отличными мишенями, и от этой практики отказались

Уже в ходе Второй Мировой войны наибольших успехов в вопросе маскировки добились немцы. Форма Вермахта была очень разнообразна, да и техника была порой довольно причудливо раскрашена.

В первый год Войны советские командиры не придавали этому особого значения и полагались, главным образом, на привычные методы маскировки. Зимой — белые халаты, летом - хаки.

Но существует легенда, что лично Иосиф Сталин смог переломить эту тенденцию.

На плановом заседании Ставки зимой 1942 года в числе прочих вопросов Верховным был поднят и весьма неожиданный вопрос - маскировка . Обсуждая действия противника по этой теме, а именно то, что практичные немцы красят свою технику так необычно: рисуют аляпистые пятна, какие-то полосы, главкомом был поставлен прямой вопрос: что мы с научной точки зрения можем им противопоставить? На что наши старшие полководцы ничего внятно ответить Сталину не смогли. Лишь молодой генерал решился взять слово. Он рассказал Сталину про то, что в Ленинградском университете был такой профессор Шванвич. И этот Шванвич в свое время возглавлял кафедру энтомологии и занимался покровительственной окраской крыльев бабочек. Возможно, его идеи как-то помогут. После этих слов Сталин приказал немедленно доставить ученого в Москву.

Но тут возникла заминка. Университет был эвакуирован в Саратов, но там профессора не оказалось. Срочно был снаряжен спецборт в блокадный Ленинград.

Вечером этого же дня отпоенный бульоном и крепким чаем энтомолог уже был в кабинете Верховного.

Ну, что, профессор, сможешь помочь армии и фронту?

Смогу, - ответил Шванвич.

Что тебе для этого нужно, профессор?

Три дня и два художника.

На четвертый день Шванвич уже демонстрировал свою работу заинтересованным генералам .

Для наглядности перед военачальниками были продемонстрированы гипсовые модели причудливого раскраса. В целом, суть метода была довольно проста: выступающее и высветленное красить в темное, затененное и вогнутое - высветлять. При такой окраске образ распадается на части, и противнику сложно прицелиться и сфокусировать взгляд. Говорят, генералы сидели с разинутыми ртами, был впечатлен и Сталин.

Трудно сказать легенда это или нет. Но уже в 1944 году, в только что деблокированном Ленинграде появилась кафедра энтомологии. Вплоть до самой своей смерти ею руководил Борис Шванвич. На могильной плите прославленного ученого изображена бабочка. Но бытует мнение, что там же изображен и танк, только он так хорошо замаскирован, что его никто не видит .

По материалам сайта «Сборник исторических анекдотов» (http://hyves.dryagin.ru)

Подражательная окраска всегда была одной из движущих сил эволюции.

Помогая ее владельцу лучше выживать в постоянных условиях борьбы за существование среди себе подобных. Подобная окраска очень четко и до мелочей соответствовала условиям обитания ее хозяина, гармонично и под частую незаметно вписывала его в гамму цветов и оттенков, в конечном итоге делая его незаметным для глаз хищников.

Многие годы эволюция проводила естественный отбор в этом направлении, и в конечном итоге некоторые виды живых существ могут похвастаться практически идеальным окрасом, который делает действительно невидимками в условиях ареала их обитания.

Известный украинский производитель тактического снаряжения, одежды и амуниции, компания «P1G-Tac» , в 2012 году, когда проектировала свой камуфляж, решила пойти проверенным путем, и обратилась за помощью к природе. А в частности к земноводным, которым как нельзя лучше удается маскироваться.

Уверен, что многие из вас, гуляя по берегам озер и рек, не раз удивлялся, откуда выпрыгивают эти лягушки, вроде бы их и не видно вокруг.

Компания провела поистине титаническую работу, изучив сотни тысяч фотографий ландшафтов лесной, лесостепной и степной местности, типичной для Украины в теплое время года. Используя специальное программное обеспечение, были смоделированы различные условия освещения для понимания того, как будет работать разрабатываемый камуфляж в различных условиях.

И в конечном итоге, после года упорной работы на свет появился новый камуфляжный рисунок, который в короткое время стал узнаваемым, по-началу казавшимся ярким и необычным, но на практике великолепно маскировавшим своего пользователя на вышеперечисленных ландшафтах, в условиях как яркой освещенности так и тени, и контровом свете, как вблизи так и дальних расстояниях.

Принцип работы камуфляжа «Жаба полевая» — это адаптация к условиям окружающей среды, благодаря его цветовой гамме и форме пятен, которые соответствуют тем цветам, которые преобладают в местах его использования.

И как итог, пользователь, одетый в одежду цвета«Жаба полевая» , сливается с теми цветами, которых оказывается больше в природе, великолепно скрывая его от зорких глаз противника.

Пятна камуфляжа «разбивают» силует, делая его трудно- а подчас не узнаваемым. А свето-тени завершают работу. Позволяя противнику пройти мимо вас буквально в пару шагах.

Примеры работы камуфляжа «Жаба полевая»:

В тени:







На свету:





Свето-тень: