Особенности менталитета российской буржуазии презентация. Company logo особенности российского менталитета «русский человек это тот, который сидит, скрестив руки, наблюдая за работающим вблизи» а.с.пушкин. О понятии менталитета в современной России

20.10.2023

Что такое менталитет? Менталитет (фр. Mentalite) образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Менталитет (фр. Mentalite) образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.


Менталитет формируется в результате воздействия следующих факторов: литература, прочитанная в детстве и юности; литература, прочитанная в детстве и юности; биологические факторы (уровень физического и психического здоровья, детские болезни); биологические факторы (уровень физического и психического здоровья, детские болезни); менталитет родителей; менталитет родителей; воздействие со стороны отдельных "сильных личностей"; воздействие со стороны отдельных "сильных личностей"; теле- и кинофильмы, просмотренные в детстве и юности; теле- и кинофильмы, просмотренные в детстве и юности; средства массовой информации; средства массовой информации; школа; школа; иные формы искусства (кроме литературы и кино). иные формы искусства (кроме литературы и кино).




Различия двух менталитетов Русским присущи широта души, духовная свобода, бесхозяйственность, мечтательность, безудержность, противоречивость. Русским присущи широта души, духовная свобода, бесхозяйственность, мечтательность, безудержность, противоречивость. Для представителей немецкой нации в отличие от русской характерны серьёзность, пунктуальность. Это нация, которая всё время сомневается.


Существует ли что-то общее? Жителям России и Германии присуща мечтательность. Когда окружающая действительность становится невыносимой, немцы спасаются бегством в мир фантазий. Жителям России и Германии присуща мечтательность. Когда окружающая действительность становится невыносимой, немцы спасаются бегством в мир фантазий.


Итоги исследования Итак, немецкий менталитет – это особенный образ мышления, складывающийся под давлением условий жизни, воспитания, СМИ и т.д. Итак, немецкий менталитет – это особенный образ мышления, складывающийся под давлением условий жизни, воспитания, СМИ и т.д. Естественно немецкий и русский менталитеты в основном имеют больше противоположных черт. Однако между ними имеется и нечто общее. Естественно немецкий и русский менталитеты в основном имеют больше противоположных черт. Однако между ними имеется и нечто общее.


Используемые ресурсы: de.okis.ru/mentalitet.html de.okis.ru/mentalitet.html de.okis.ru/mentalitet.html de.okis.ru/mentalitet.html tml tml tml tml

«Власть в России» - Партии в России. Интернет-журнал «Новая политика», 22 мая 2008г. (часть 2. «Оппозиция») Май 2008г. Выборы. …Можно ли считать КПРФ, ЛДПР и "Другую Россию" оппозицией? ДЛПР: как будут «делать всех достойными». Проблемы «Единой России», более злободневные, чем думы о народе: КПРФ за последние 15 лет утвердилась в статусе самой оппозиционной партии.

«Избирательная система» - Функции выборов: С какого возраста граждане России приобретают избирательное право? Тест. Правительство. Выборы. Судебные органы. Мажоритарная. Выборы легитимируют власть Выборы служат барометром политической жизни Выборы являются средством селекции политических руководителей. Какая избирательную систему характеризует плакат?

«Выборы республика Коми» - Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям. Министерство образования Республики Коми. Когда?» Креативный совет. Государственный Совет Республики Коми. Презентация. Обучающие семинары: для руководителей республиканских и муниципальных СМИ Совместные пресс-конференции Совместная работа над внесением изменений в региональное избирательное законодательство.

«Политика России» - Низкий уровень рождаемости Старение населения. Демографическая политика в России: от размышлений к действиям. 2. Содержание. 3. Рождаемость. 4. Авторский коллектив. Социальная политика затратна.

«Демократическая Россия» - 3-й спикер команды отрицания. Мы считаем, что в России формируется не демократический, а авторитарный политический режим. 1-й спикер команды утверждения. 1-й спикер команды отрицания. Абрамова Татьяна Михайловна, учитель истории МОУСОШ №7, высш. 2-й спикер команды утверждения. ? 3-й спикер команды утверждения.

«Политическая система России» - Инновационный прорыв раздел iii. Полдень раздел iv. Кто будет двигать модернизацию? Авторы доклада. Стартап в экономике. 10 тезисов об обороне и безопасности о политической системе. Стартап. Ближайшая задача в области политической модернизации - «перезапуск» механизмов политической конкуренции. Ликвидировать административные барьеры при регистрации партий.

«Власть в России» - Партии в России. Интернет-журнал «Новая политика», 22 мая 2008г. (часть 2. «Оппозиция») Май 2008г. Выборы. …Можно ли считать КПРФ, ЛДПР и "Другую Россию" оппозицией? ДЛПР: как будут «делать всех достойными». Проблемы «Единой России», более злободневные, чем думы о народе: КПРФ за последние 15 лет утвердилась в статусе самой оппозиционной партии.

«Избирательная система» - Функции выборов: С какого возраста граждане России приобретают избирательное право? Тест. Правительство. Выборы. Судебные органы. Мажоритарная. Выборы легитимируют власть Выборы служат барометром политической жизни Выборы являются средством селекции политических руководителей. Какая избирательную систему характеризует плакат?

«Выборы республика Коми» - Агентство Республики Коми по печати и массовым коммуникациям. Министерство образования Республики Коми. Когда?» Креативный совет. Государственный Совет Республики Коми. Презентация. Обучающие семинары: для руководителей республиканских и муниципальных СМИ Совместные пресс-конференции Совместная работа над внесением изменений в региональное избирательное законодательство.

«Политика России» - Низкий уровень рождаемости Старение населения. Демографическая политика в России: от размышлений к действиям. 2. Содержание. 3. Рождаемость. 4. Авторский коллектив. Социальная политика затратна.

«Демократическая Россия» - 3-й спикер команды отрицания. Мы считаем, что в России формируется не демократический, а авторитарный политический режим. 1-й спикер команды утверждения. 1-й спикер команды отрицания. Абрамова Татьяна Михайловна, учитель истории МОУСОШ №7, высш. 2-й спикер команды утверждения. ? 3-й спикер команды утверждения.

«Политическая система России» - Инновационный прорыв раздел iii. Полдень раздел iv. Кто будет двигать модернизацию? Авторы доклада. Стартап в экономике. 10 тезисов об обороне и безопасности о политической системе. Стартап. Ближайшая задача в области политической модернизации - «перезапуск» механизмов политической конкуренции. Ликвидировать административные барьеры при регистрации партий.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Пояснительная записка .

Сегодня возрастает роль духовных знаний и представлений как основы формирования национального самосознания каждого народа.

Программа элективного курса «Менталитет русского народа» составлена в соответствии с концепцией о ведущей роли русской нации как титульной в истории становления российской цивилизации и менталитета.

Элективный курс имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства, литературы, орудий труда, ремесел, философии, архитектуры.

В основу курса положены история материальной культуры и искусства России с зарождения славянской нации до начала 20 века, с использованием курса МХК.

Цель : формирование у школьников представления о русском менталитете, как своеобразной ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Задачи:

  • Показать этапы становления, основные черты русского менталитета.
  • Дать представление об истоках формирования менталитета, выявить закономерности эволюции в сравнении с европейскими чертами.
  • На историческом, художественном материале раскрыть особенности русского менталитета.

Знания, умения и навыки.

Учащиеся должны знать :

  • основные черты менталитета русского народа.
  • особенности в сравнении с другими народами.
  • выдающиеся памятники искусства, архитектуры.
  • основные понятия, определения, термины, связанные с историей формирования русского менталитета.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать источники;
  • давать оценку произведениям;
  • сравнивать элементы европейской и русской материальной культуры;
  • создавать творческие продукты на основе ИКТ;
  • работать в группах;
  • пользоваться справочной литературой.

Методы преподавания определяются:

  • спецификой интегративного содержания;
  • приоритетной ролью творческих методов обучения;
  • актуальностью темы;
  • большим объемом информации по теме.

Раздел 1.

Факторы формирования русской нации, особенности ее в сравнении с другими народами. Исторически обусловленное соседство с народами тюркской, иранской языковой семьи.

Раздел 2 .

Материальная культура восточных славян – основа формирования русской материальной культуры. Основные занятия, ремесла, традиции градостроительства в сравнении с Западом. Роль заимствований в европейской культуре.

Раздел 3.

Духовная жизнь. Религиозные традиции, особенности нормативно-правовых документов Древней Руси, источники и своеобразие русского искусства в сравнении с Западам.. Формирование философских представлений о характерных чертах народа. Современное искусство как отражение национальных черт характера.

Раздел 4 .

Значение и роль основных сословий на Руси: крестьян, дворян. Отличия сословной структуры от классовой структуры.

Раздел 5.

Проектная творческая деятельность по созданию учебного, методического материала для использования в дальнейшей практической учебной деятельности.

Раздел 6 .

Отчет о проделанной работе с анализом деятельности по группам.

Календарно-тематическое планирование . (18 ч.)

Раздел Тема Часы Форма Продукт
1 Возникновение русской нации . 1 Лекция План-конспект
2 Материальная культура 4
2. Бытовые особенности 1 Виртуальная экскурсия Тезисный план
3. Ремесло и занятия. 1 Урок-практикум Опора, схемы
4-5. Строительство и архитектура. 2 Исследование. Письменный ответ.
3 Духовная жизнь 6
6. Традиции и религия. 1 Урок-игра.
7. Литература. 1 Мини-конференция. Тезисный план.
8. Искусство Руси и Запада. 1 Виртуальная экскурсия. Сравнительная таблица.
9. Право. 1 Практикум. Сложный план.
10-11. Русские философы о самобытности народа. 2 Урок-дискуссия. Презентации.
4 Сословия на Руси. 2
12. Образ жизни дворян 1 Деловая игра. Представление.
13. Уклад крестьянской общины. 1 Лабораторная работа. Опорная схема.
5 Мульти-медиа проект. Обобщение. 3
14. Русские – это…. 1 Мозговой штурм. План, содержание проекта.
15-16. Русские – это….. 2 Практическая творческая деятельность. Презентация.
6 Презентация 2
17-18. Коллективный творческий отчет. 2 Урок-праздник. Аналитическая деятельность.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Видеофильмы:
    • «Что такое искусство»,
    • «Русский музей»(4 шт.),
    • «Один час в Московском Кремле»,
    • «Истоки русской цивилизации».
  2. Иллюстративный материал:
    • «Третьяковская галерея»,
    • «Сокровища Эрмитажа».
  3. Плакаты по истории, схемы, таблицы.
  4. CD:
    • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
    • «Правители России».

Конспект урока. (2 ч.) «Есть что-то бабье в русской душе?» (Философия начала XX века).

Цели :

Образовательные:

  • определить характерные черты русского народа по статьям Н. Бердяева;
  • сравнить со взглядами В.В. Розанова;
  • провести мини-исследование по картинам Ф. Малявина;
  • создать художественный обобщающий образ современного русского.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас;
  • развивать художественный вкус;
  • познакомить с творчеством художника начала 20 века Ф. Малявина;
  • развивать навыки речевой компетентности.

Воспитательные :

  • воспитание патриотизма, этнического самосознания, как части русской нации.

Задачи:

  • составить тезисный конспект по статьям Н. Бердяева;
  • определить черты русского народа в начале XX и XXI веков;
  • сравнить образы русского народа в картинах художника Ф. Малявина;
  • просмотреть видеогалерею картин И. Глазунова, К. Васильева, В. Пластова и др.

Понятия и термины : Розановщина, религиозность, Бисмарк, В.В. Розанов, славянофильство, ассимиляция, цивилизация, Запад, Восток.

Оборудование : тетради, мультимедийный проектор, ЦОРы по теме: цивилизация, искусство XX века.

Тип урока : интегрированный урок по обществознанию и МХК с элементами исследовательской деятельности, И.К.Т.,

  • по времени – ограниченный;
  • по конечной цели : развивающий;
  • по оценке: качественный.

Технологии: интерактивное обучение, исследовательская и творческая деятельность, ИКТ.

Ожидаемые результаты :

  • учащиеся должны знать основные положения философии Н. Бердяева по теме: русская идея;
  • давать определение понятиям ассимиляция, цивилизация, Запад, Восток;
  • работать над творческим заданием по созданию образа русского;
  • анализировать картины художников;
  • знакомство с творчеством художника-модерниста Ф. Малявина;
  • участвовать в обсуждении вопросов общественного развития;
  • использовать возможности ИКТ.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Предварительная подготовка: расстановка столов, поиск видео фрагментов, картин в Интернете, распечатка письменных источников.
Опережающее задание на составление тезисного плана- конспекта теории Н. Бердяева.
Подготовка презентации по биографии Ф. Малявина.
Конспектирование теории Н. Бердяева. Конспект в тетради.
1 этап.
Организационный момент.
Вступительное слово.
Объявление темы урока.
Организационный момент.
Почему в теме урока стоит вопрос?
Ознакомление с целями урока.
Формулирование целей занятия при помощи наводящих вопросов учителя.
Логическое индивидуальное задание для уч-ся: (написать на доске черты характера русского человека по Н. Бердяеву, и черты современного русского, исходя из своего опыта и знаний.)
творческое задание для группы
Составить презентацию по теме:«Душа народа сегодня»
О какой нации пойдет речь? Почему о русской нации? Актуализация знаний о русской, как титульной нации.
К какой культуре относится русский народ? Актуализация знаний по теме: Восток, Запад.
Представление таблицы: Восток, Запад. Повторение и закрепление знаний по теме: цивилизация.
Назвать особенности российской цивилизации? Актуализация знаний по теме: российская цивилизация. Повторение терминов.
Беседа по домашнему заданию.
С какими положениями теории Н. Бердяева согласны, или не согласны, подтвердите примерами
.
Обмен мнением по поводу теории Н. Бердяева. Коррекция записей в тетради.
Согласны ли вы с высказанным мнением ? Проверка индивидуального задания у доски (черты русского по Н. Бердяеву), выступление учащегося. Сравнивание своего и чужого мнения.
2 этап. Познавательный.
Одним из философов-современников Н. Бердяева являлся В.В Розанов, который также оценивал и анализировал русский дух. Анализ источника 1 (Общественные деятели о В.В. Розанове). Представление о личности В.В. Розанова.
Почему такая противоречивая оценка его самого в устах современников ? Устный ответы, обмен мнениями.
Обратимся к теории самого В. Розанова. Анализисточника 2 (разговор между философами). Представление о теории «женского начала» в русской идее.
Найти сходство с идеями Н. Бердяева.
Что обозначает «бабье» в философских трудах русских ученых?
Устный обмен мнениями. Формулирование философских понятий.
3 этап. Аналитический.
Анализ картин Ф. Малевича
Какая из представленных картин, на ваш взгляд соответствует теории В.В. Розанова. («3 богатыря», Васнецова. «3 бабы», «Сплетницы» Ф. Малявина. – Приложение 3 )
Оценка картин, обмен мнениями. Мыслительная деятельность, создание первичного восприятия картин Ф. Малявина.
Анализ картины Ф. Малявина «3 бабы», как сущности русского духа в художественных образах. Представление презентации по биографии Ф. Малявина. Анализ выбора и мнения В. Розанова. Восприятие картины, формирование своего мнения согласия или несогласия.
Какие черты русского характера проявляются в жизни художника? Анализ биографии Ф. Малявина: сопоставление, сравнение. Закрепление черт и особенностей русского характера.
4 этап. Аналитически-творческий.
Современный русский человек.
Совместная деятельность по проверке индивидуального задания у доски.
Проверка индивидуального задания у доски (психологические черты современного человека).
Обмен мнениями. Мини-дискуссия.
Отстаивание своего мнения.
Просмотрев видео галерею картин художников 20 века (Приложение 4 ), выбрать образ, выражающий сущность русского характера в сегодняшнюю эпоху. (презентация «Русский человек в 20 веке» – Приложение 1 ) Просмотр картин Пластова, К. Васильева, И. Глазунова, обмен мнениями. Отсутствие единого мнения.
Почему невозможно выбрать единый, удовлетворяющий всех образ? Мини-дискуссия. Формирование национального этносознания, гордости за нацию.
5 этап. Закрепляюще-обобщающий.
Подведение итогов.
Домашнее задание: эссе

Крижанич. Ю.

Слайд 2

Мента́льность (от лат. mens, mentis, «разум, ум, интеллект») - это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли - диктуются культурой, а эмоции - реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида.

Слайд 3

  • Отечественные мыслители о природе русского человека.
  • Пары, характеризующие природу русского человека.
  • Раскол русской души
  • Истоки русского характера
  • Слайд 4

    «Человек – поле борьбы света и тьмы. Душа – от ангела или от дьявола. Или – или. Такое же отношение и к государству. Русские либо бунтуют против государства, либо покорно несут его гнет»

    Н. А. Бердяев –

    религиозный русский философ ХХ века.

    Слайд 5

    «Пары», характеризующие природу русского человека по Бердяеву

    • Смирение,
    • отречение
    • Доброта,
    • мягкость
    • Национализм,
    • самохвальство
    • Сострадание,
    • жалость
    • Деспотизм
    • Безликий
    • коллективизм
    • Бунт, требующий
    • справедливости
    • Склонность
    • к насилию
    • Универсализм,
    • всечеловечность
    • Возможная
    • жестокость
    • Индивидуализм
    • Искание бога,
    • религиозность
    • Воинствующее
    • безбожие
    • Анархизм,
    • вольность
  • Слайд 6

    • Враждебность к власти, церкви
    • Двоеверие
    • Негативное отношение к торговле
    • Раскол русской души

    Бердяев о расколе русской души

    Слайд 7

    Русский человек – человек крайностей.

    Е.Н.Трубецкой (выдающийся русский философ и правовед) утверждал:

    «Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в Бога или в зверя».

    Слайд 8

    «Если человек религиозен, он доходит до крайностей аскетизма или ереси. Он готов выскочить с пятого этажа для доказательства. Отсюда бытовая наша особенность – отсутствие быта, безалаберность и неряшливость жизни».

    Карсавин Л.П. – русский религиозный философ

    Слайд 9

    Судьба нашей духовной культуры

    • 1-й этап
    • 3-й этап
    • 2-й этап
  • Слайд 10

    Киевская Русь.

    Русь создавалась в условиях умеренного климата, разнообразия пейзажа. Гармоничное равновесие сил, способностей человека. Человек Киевской Руси близок западному человеку.

    Слайд 11

    Удельный период.

    Пейзаж способствует уединению, религиозности, внутренней сосредоточенности, дисциплине.

    Слайд 12

    Московское гос-во.

    Русские передвигаются на юг, юго-восток, в степи. Бескрайность, безграничность

    пейзажа формируют такие качества, как широта души, лёгкость передвижения, любовь к воле,

    отсутствие внутренней дисциплины.

    Слайд 13

    Связь «географии природной» и русской души

    • Богатство природных ресурсов.
    • Убеждённость в неистощимости ресурсов.
    • Суровость природы и климата.
    • Требовала формирования сильных, здоровых, работоспособных людей.
    • Малая плотность населения.
    • Приводила к разнообразию хозяйства с одной стороны, и к низкому уровню культуры с другой.
    • Многонациональный состав населения.
    • Этническое разнообразие, смешение дало эффект крайности души.
  • Слайд 14

    ВЫВОД:

    Русский человек - человек крайностей.

    Слайд 15

    Над презентацией работала ученица

    10 «а» класса Табаева Анастасия под руководством Крицкой Елены Рудольфовны

    Посмотреть все слайды