Путь к лидерству в общественной работе. Лидерство в общественном движении. Проявлять терпение и толерантность

14.10.2023

«Если ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем,
учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы лидер.»
Томас Фуллер

Шаг 1. Веские аргументы
Сформулируйте предельно четкий и честный ответ на вопрос: «Почему я стремлюсь стать лидером?» . Важно, чтобы вы сами себе смогли ответить на поставленный вопрос. Чем определеннее вы ответите, тем проще вам будет достичь лидерства. Пронумеруйте строки – от одного до десяти. Верху напишите фразу: «Став лидером, я…» и на каждой строке напишите, что вы ждете от лидерства, что оно вам принесет. Может быть, лидерство подарит вам моральное внутреннее удовлетворение, или даст вам возможность увеличить уровень своих доходов, соответственно, и уровень жизни вашей семьи. Не исключено, что вы просто чувствуете, что быть лидером – это ваша сущность, или вы желаете помогать другим людям. Возможно, лидерство даст вам возможность руководить, или вы рассматриваете лидерство как ступень к достижению более значимых целей и результатов…

Хочешь стать лидером — обгоняй или иди своим путем

Решив стать лидером, вы должны помнить, что эмоциональное желание должно находиться в совершенной гармонии с разумом. Разум руководствуется фактами, ему необходимо взвесить все «за» и «против», чтобы не ошибиться и принять верное решение. Если вы сможете привести своему разуму аргументы, которые не встретят сопротивления с его стороны, значит вы на верном пути. Все свои ответы необходимо написать на листке бумаги. Бумага поможет вам более четко сформулировать объяснение причины, чем, если вы будете делать это в уме. Не стоит полагаться на то, что вы все сможете запомнить. Взглянув на написанное, вы действительно адекватно сможете оценить, насколько то или иное объяснение весомое. Помните о том, что вы должны написать четкое и конкретное объяснение того, почему вы хотите стать лидером. Разуму это поможет. Проведите аналогию со списком продуктов, который вы пишите перед походом в магазин. Составьте такой же перечень для своего разума.

Шаг 2. Ваше намерение
После того, как вы четко обозначили причины, по которым вы хотите стать лидером, необходимо подготовиться к действию. Но, прежде всего, вы должны быть готовы стать лидером. Это и есть ваше намерение.

Подготовка к действию предполагает, что вы в полной мере должны отдавать себе отчет в том, что лидерства можно достичь, только прилагая к этому серьезные усилия. Если вы четко смогли сформулировать причины, которые побуждают вас к действию, то вам несложно будет начать делать шаги на пути к лидерству. Готовность к действию означает также и умение делать ту работу, которую, вы, возможно, не хотите выполнять, или у вас нет настроения. Вы не должны откладывать на потом свои действия. Правильно сформулированные причины обеспечат ваше желание работать и идти к намеченной цели, несмотря ни на что. Если вы решили, что вы сегодня уже много сделали, а следующий шаг вы начнете осваивать завтра, вы на пути к провалу. Лидер не использует слово «завтра». Он стремится получить все по максимуму в настоящий момент. Слово лидера – «сейчас». Слово «завтра», это как вывеска в витрине магазина «завтра все бесплатно», которую никто, никогда не снимет. То есть никто и никогда не сможет получить товар бесплатно, потому что вывеска гласит: «завтра». Готовность стать лидером означает в полной мере принять на себя ответственность не только за свои поступки и собственную жизнь, но и за действия и жизнь других людей, на которую вы станете оказывать непосредственное влияние. Готовность стать лидером предполагает, что вы станете думать не только о собственном благополучии, но и об успехе людей, которых ведете за собой.

Шаг 3. Обучение
Стремление осваивать и получать новые знания и беспрерывно учиться, это, пожалуй, одно из самых важных лидерских качеств. Все недостающие знания вы можете почерпнуть самостоятельно, найдя их в книгопечатных изданиях, во всемирной сети и других источниках. Человек способен развивать в себе любые качества. Но главное условие – это желание и готовность учиться. Учиться, означает прогрессивно мыслить, последовательно приобретая знания в той или иной сфере. Есть выражение: «У кого есть доступ к информации, у того есть весь мир». Находите время на получение новых знаний и умений. Не бойтесь вкладывать в получение знаний деньги. Обретенные знания помогут вам получить в десятки сотен раз больше. Желая стать лидером, вы, наверняка, выбрали для себя область, в которой вы хотите совершенствоваться. Ваша задача – обладать всеми знаниями в интересующей вас сфере. Возьмите за правило: посвящать один час в будние и два часа в выходные дни получению новых знаний в выбранной области. Владение знаниями придаст уверенности в себе. Отправной точкой в достижении лидерства является желание постоянно учиться. Если же вы считаете, что вы в каком-либо вопросе знаете все досконально, то вы, вряд ли, сможете стать лидером.

Шаг 4.
Самовнушение – это методы сознательного воздействия на ваше подсознательное. Большинству людей известно, что около 95 процентов поступков, которые мы совершаем, управляются подсознательным, и лишь 5 процентов обусловлены решениями, которые принимаются сознательно. Цель невозможно достигнуть, если тому воспротивится подсознание. Если вы думаете, что вы хотите и можете быть лидером, но в вашем подсознании закреплено убеждение, что вы – исполнитель, и лидерские качества вам не присущи, то, вероятнее всего, вам не удастся стать лидером. Не стоит пугаться. Существует множество способов оказать воздействие на подсознательные убеждения: визуализация, внутренний диалог и другие методы, которые смогут помочь управлять подсознанием, с целью закреплять те идеи и мысли, которые приведут вас к лидерству.

Шаг 5.
Последний шаг предполагает постоянство. Достичь лидерства и остановиться на достигнутом невозможно. Действовать лидеру приходится постоянно: день за днем, минута за минутой. Первые два шага вам будет нужно выполнить по одному разу. Вы обозначите цели, спланируете работу, а затем вы станете выполнять эту работу. Если вас не пугает, последний пункт, если вы по-прежнему уверены в том, что хотите достичь целей, обозначенных в шаге 1, то, скорее всего, вы способны достичь больших результатов!

Руководитель может стать первоклассным лидером, если он умеет четыре вещи: вдохновлять, влиять, объединять и приводить.

Вдохновлять людей, влиять на взгляды, объединять усилия и приводить команду к цели.

Он всегда создает нечто совершенно новое, задает направление своей команде, рисует перспективы так, чтобы люди поверили.

Любой начинающий руководитель может допустить 5 типичных ошибок, которые будут дорого ему стоить.

Ошибка № 1. Он не знает куда идет, а если знает, никому не говорит

Все просто - без цели нет результатов. Когда человек не видит направление движения, ни он, ни его команда никогда не придут к результату. Вся работа будет построена на выполнении множества лишних бесцельных задач. Сотрудники будут тратить энергию и время на те цели, которые каждый для себя придумает сам.

Другой вариант, когда руководитель поставил перед собой глобальную зажигательную цель, но о ней знает только он сам. В этом случае, у команды не будет мотивации достигать каких-то результатов, улучшать и совершенствовать свою работу.

Установите понятную и достижимую цель. Вы, как капитан корабля, должны выбрать место, куда отправляется ваш экипаж. Затем наметить оптимальный курс, чтобы этого места достичь максимально быстро и с лучшими результатами.

Когда выбрана цель и путь к ее достижению, обязательно поделитесь своими решениями с командой. Дайте возможность каждому участнику рассказать о своем видении. Выслушайте их комментарии и идеи, откорректируйте общий курс, чтобы цель зажигала всех.

Ошибка № 2. Он не строит команду

Ваша команда сделает все, чтобы цель, которую вы поставили, была достигнута наилучшим образом. Поэтому честно будет отметить, что ваши сотрудники - это определяющий фактор для роста компании.

Лидер ответственен за построение и налаженную работу команды. От того, насколько действия каждого сотрудника согласованы между собой, зависят результаты и скорость приближения к цели.

Руководитель хорош настолько, насколько хорошая его команда. Еще никто и никогда самостоятельно, без поддержки и помощи других людей, не добивался значительного успеха.

Когда человек только начинает создавать бизнес, он все делает сам. Создает сайт, обзванивает клиентов, ищет спонсоров и отвечает на звонки - все делается самостоятельно, чтобы сократить расходы и запустить дело так быстро.

Это в порядке вещей, но продолжать поступать так в дальнейшем - просто глупо и чревато отсутствием роста.

Если не прекратить все делать самому, можно потерпеть неудачу или стать рабом своего дела, а не его владельцем.

Поэтому окружайте себя отличными людьми, чтобы изменить мир вместе с ними.

Частое и естественное явление, когда мы подсознательно тянемся к тем, кто напоминает нас самих.

Начинающего бизнесмена, который строит команду, будут привлекать такие же, как и он сам. Кто-то будет нанимать только мужчин, кто-то только молодых и амбициозных.

Это большая ошибка начинающих руководителей - составлять команду из тех, кто соответствует их представлению об идеальном работнике.

Ошибка № 4. Он не вдохновляет и не мотивирует

Лидерство и управление - два понятия, которые часто путают и ошибочно используют одно вместо другого. Они взаимосвязаны, но не обозначают одно и то же. Лидер - это вдохновитель, управленец - координатор.

Невозможно только вести людей за собой, не умея ими управлять. Неправильно только управлять теми, кто не воодушевлен общей целью.

Никогда не будьте равнодушны к своей команде в целом и к каждому сотруднику в частности. Слушайте их, узнавайте их ценности и находите возможности реализации потенциала команды через общую цель.

Ошибка № 5. Он никого не слушает и не слышит

Большая ошибка лидера - не работать с обратной связью.

Вы можете не замечать, что наметили слишком длинный путь к цели или выбрали неправильный курс. Можете думать, что мчитесь к цели, в то время как команда работает из последних сил.

Обратная связь дает возможность оглянуться. Определить, все ли идет правильно или стоит изменить инструменты.

Работайте с обратной связью, слушайте свою команду. Принимайте, признавайте и анализируйте, что вам говорят и советуют. Возможно, не все из этого будет полезно, но не дайте шансов самоуверенности в правильности только своего мнения встать на пути к важной информации.

Не допускайте эти 5 ошибок в свою жизнь и работу. Формируйте наилучшую команду, «зажигайте» ее и мотивируйте людей создавать фантастические вещи вместе с вами.

Истинный лидер может наставлять без титула или полномочий. Начните с малого: берите на себя больше обязанностей во время трудных проектов. Помогайте коллегам. Вызывайтесь представлять обновления проекта. Предлагайте улучшения. Наставляйте других сотрудников.

Определите, с чем у ваших коллег сложности, и помогите с ними.

Ответственность

Будьте ответственны за все, что делаете или не делаете. Лидер берет на себя ответственность и не винит в ошибках и багах других.

Когда сотрудник допустил ошибку, нужно не возмущаться, а помочь ему ее исправить и избегать в будущем. Отговорки никого не спасут. Если вы что-то не успеваете, обсудите дедлайн с менеджером. Управляйте проектом, как своим бизнесом – не будьте к нему равнодушны.

Отношения (политика)

Политика и отношения – одно и то же. Если вы не хотите иметь дела с политикой компании, подумайте, стоит ли вам вообще стремиться к руководительской должности.

Построение крепких отношений – одна из обязанностей технических менеджеров. Руководители выполняют проекты при помощи других людей. Начните общаться с другими техническими менеджерами: они ваши будущие напарники.

Вот как это можно сделать: выступайте с презентациями на tech talks, проводите семинары и наставляйте разработчиков не из вашей команды.

Технический опыт

Технический менеджер должен быть в первую очередь программистом и обладать большим опытом. Поэтому вам просто необходимо стать самым сильным разработчиком в команде. Менеджер, который не умеет писать код или не понимает технические детали, не может принимать участие в разных обсуждениях. Как только вы станете руководителем, вы должны будете постоянно оттачивать свои навыки.

Менторство

Любой, даже самый хороший разработчик в команде, не являющийся командным игроком, приносит больше вреда, чем пользы. Если вы хорошо знаете свое дело, вы должны помогать другим достичь вашего уровня.

Конечно, вряд ли кто-то подойдет к вам и попросит вас стать наставником. Но если вы проявите себя как эксперта, люди начнут обращаться к вам за советом. Помогая другим, вы будете выстраивать прочные отношения и вызывать к себе уважение.

Управление проектами

Выполнение проектов вовремя – одна из ключевых ответственностей любого руководителя. Если как разработчик вы постоянно не успеваете сдавать работу в срок и недооцениваете задачи, другие не смогут вам доверять. Вы должны быть организованным.

Все мы знаем, что оценивать проекты очень сложно. Однако нельзя сказать, что это невозможно. Постоянно обсуждайте со своим менеджером прогресс или ожидания от проекта.

Коммуникации

Научитесь четко и кратко формулировать свои требования. Всегда работайте над своими навыками общения. Хороший менеджер должен понимать проект, а затем объяснять и продавать его команде. Кроме того, важно мотивировать сотрудников работать над ним.

Общайтесь со своим менеджером

Руководите своим руководителем (а иногда и его руководителем). Постоянно общайтесь с ним и высказывайте свои ожидания. Менеджеры не очень любят сюрпризы – хорошие или плохие.

Вызовите доверие у руководителя. Станьте к человеком, к которому он обратится со сложными проектами, и выполняйте их вовремя. Со временем вам начнут предлагать все больше и больше задач.

Конфликты и кризисы

Независимо от того, насколько хороша ваша команда, в работе будут случаться кризисы. Да, вы захотите минимизировать их. Но еще важнее то, как вы с ними будете справляться. Человек, который начинает паниковать под давлением, не сможет стать лидером в глазах других. Команда и другие менеджеры хотят видеть спокойного человека, у которого все под контролем, даже в самых нервных ситуациях.

Видение

Лидер должен понимать все «почему», а также делать так, чтобы все сотрудники понимали, «почему» они работают над определенным проектом. Он должен объяснять, почему необходим этот проект, почему определенные люди над ним работают, и как он способствует достижению общих целей. Когда команда поверит в то, что делает, она сможет быть эффективной.

Заключение

Не ждите чьего-то разрешения, чтобы стать лидером, начните действовать сейчас. Будьте экспертом в своей области и помогайте другим с проектами. Работайте над своими навыками общения, выстраивайте профессиональные отношения с коллегами, управляйте своим временем с умом и сдавайте проекты в срок. И не забывайте помогать людям расти и развиваться.

Занятие школы актива

«Путь к лидерству»

Цель: Создать условия для формирования у ребят понятий «лидер», «лидерство»

Выявить лидерский потенциал

Задачи

- ознакомление ребят с основой теории лидерства

- развитие лидерских качеств, логического мышления, самооценки детей

- формирование взаимоотношений через групповые формы работы.

Добрый день ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии школы актива «Путь к лидерству».

Каждый из присутствующих здесь уже в некоторой степени является лидером: в классе, в детском объединении, в органах ученического самоуправления.

«Как мало прожито и много пережито»- гласит ребячья мудрость. Я думаю, что вы согласитесь со мной. Всю жизнь каждый из нас должен чему-то учиться, «гореть» сам и «зажигать» других. Предлагаю девизом нашей сегодняшней встречи взять слова

Ф. Пикабиа «Есть только один способ заставить людей следовать за вами, а именно: двигаться вперед быстрее, чем они»

Ребята! Скажите, кто такой «ЛИДЕР»? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Обсуждение в группах – 2 минуты)

Ответы детей………

ЛИДЕР – это человек, имеющий высокий авторитет среди друзей, коллег, товарищей в силу своих личностных качеств, выделяемых его среди других людей.

Наряду с определением «ЛИДЕР» существует еще одно понятие «ЛИДЕРСТВО».

«ЛИДЕРСТВО» - это способность влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей деятельности.

Упражнение Джеффа «Нужно ли быть лидером?»

После заданного высказывания ребята выбирают один из возможных вариантов ответа и подходят к табличке с данным ответом. Варианты ответов: «Да», «Нет», «Не знаю»

    Лидером быть престижно.

    Лидер это человек, который выполняет всю работу.

    Лидером может быть только молодой человек.

    У девушек меньше лидерских качеств.

    Я – лидер.

Ребята! Лидера характеризует наличие организаторских способностей – такое сочетание свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно и уверенно организовать людей на выполнение какого – либо дела. Я предлагаю вам посовещаться в группах и записать на листке те качества, которыми должен обладать лидер.

(Обсуждение в группах – 2 -3 минуты)

Компетентность

Ты знаешь то дело, которое требуется организовать

Активность

Ты умеешь действовать напористо, энергично при решении поставленных задач

Инициативность

Творчески проявляешь активность, выдвигаешь идеи, предложения

Общительность

Ты открыт для других, готов (можешь и хочешь) общаться с людьми

Сообразительность

Можешь дойти до сущности явлений, видишь их причины, следствия, умеешь определять главное.

Настойчивость

Ты проявляешь силу воли, упорство, умеешь доводить дело до конца.

Самообладание

Ты можешь контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях.

Работоспособность

Ты вынослив, способен вынести напряженную работу, длительное время не уставать.

Наблюдательность

Ты умеешь видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранять в памяти детали.

Самостоятельность

Ты не зависим в решениях, умеешь сам находить пути решения выполнения задач, брать на себя ответственность.

Организованность

Ты способен подчинять себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность.

Объективная оценка

Ты умеешь отметить недостатки тех людей, которые тебе симпатичны и достоинства тех, к кому ты

относишься с предубеждением.

Умение подчиняться

Требуя подчинения от других, ты и сам умеешь подчиняться.

Самокритика

Ты можешь объективно, непредвзято оценить свою работу.

Тебя и твое мнение уважает большинство группы.


А сейчас, ребята, запишите на листочках свою фамилию. В один столбик запишите те качества, которыми вы обладаете, а в другой – те, которые вы хотели бы в себе развить или приобрести.

(Индивидуальная работа 2-3 минуты)

Подсчитайте количество записанных качеств. Если их больше пяти, то у тебя есть лидерский потенциал. А если больше десяти – то твои лидерские качества хорошо проявлены.

Ребята, мы с вами определили кто такой ЛИДЕР, какими качествами он должен обладать. А сейчас мы узнаем, какие функции выполняет лидер. Но сделаем мы это немного необычно. Наступила весна, а это значит, что чаще хочется улыбаться, дарить друг другу улыбки и цветы, ну хотя бы один цветочек. Я предлагаю его не покупать, а сделать своими руками. Сердцевиной нашего лепестка будет слово «Лидер»

(Прикрепляю сердцевину цветка на магнитную доску)

А сейчас мы будем прикреплять к сердцевине нашего цветка лепестки. Каждый лепесток несет на себе определенный вид деятельности Лидера.

1 Лепесток «Лидер вдохновляет»

Как лидер вы можете вдохновлять других на достижение успеха, помочь направить на это энергию.

Задание. Вы задумали организовать, на ваш взгляд, очень интересное дело. Но ребята не очень хотят в этом участвовать. Ваша задача – вдохновить ребят, побудить их к деятельности, заинтересовать их.

(Время 2-3 минуты)

2 Лепесток «Лидер вовлекает всех в работу»

Каждый человек желает участвовать в принятии решений, лидеры выбирают лучшие варианты. В результате растет доверие друг к другу, принимаются правильные решения.

Задание. Командам выдается лист бумаги. Каждый член группы, не совещаясь друг с другом, должен нарисовать какой – то элемент. В конечном итоге у вас должна получиться общая картина.

(Обсуждение результатов)

3 лепесток «Лидер учит сотрудничеству»

Вся группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую каждого к сотрудничеству.

Задание. Вам необходимо написать мини – рассказ из слов, начинающихся на одну букву: «О», «В», «С»

Обсуждение результатов работы

4 лепесток «Лидер добивается результатов»

Задание «Цыганская повозка»

Вам необходимо построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, 1-2 лошадей, стен телеги, колес, извозчика, пассажиров.

(Время 3 – 4 минуты)

Демонстрация «Цыганских повозок»

После демонстрации телеги ребятам говориться о том, что человек, ставший извозчиком, как правило, и есть лидер в данной группе.

5 лепесток «Лидер умеет создать хорошее настроение»

Задание. Исполнить один куплет песни «В траве сидел кузнечик»

1 группа - как дети в детском саду,

2 группа - как будто у вас во рту горячая каша

(Время на подготовку 2 -3 минуты)

Исполнение песен

6 лепесток «Лидер принимает правильные решения»

Каждый лидер должен мгновенно находить правильные решения, выбирать наилучший вариант.

Задание. Судно терпит кораблекрушение посередине Тихого океана. Из –за поломки навигационных приборов вы не знаете, где находитесь. Ваше имущество - это коробка спичек и несколько десятирублевых купюр. Недалеко необитаемый остров. Вы можете воспользоваться надувным плотом и взять с собой самые необходимые предметы. Вам необходимо из общего списка предметов выбрать те, которые вам больше всего пригодился бы на необитаемом острове. Запишите, какие предметы вы возьмете с корабля в первую, вторую, треть…. и т. д. очередь

Зеркало для бритья

Канистра с водой

Сухой паек

Карта тихого океана

Канистра с нефтегазовой смесью

Радиоприемник

Бутылка рома

Шоколад

Рыболовная снасть

Плавательная подушка

(Время на подготовку 3-5 минут)

Обсуждение результатов работы групп

7 лепесток «Лидер делает комплименты членам команды»

Задание. «Давайте говорить друг другу комплименты»

Группам необходимо сделать комплимент ребятам из другой группы. (Комплимент должен быть связан с работой в нашей сегодняшней школе актива)

(Время на подготовку 1 -2 минуты)

Ребята! Вот и подошло к завершению наше занятие. Давайте подведем итог: что нового вы узнали сегодня? Захотелось ли вам стремиться стать лидером? Что вам особенно понравилось? Что вызвало у вас затруднения?

*У всех есть лидерские способности, но развиты они у всех в разной степени, умелый лидер не давит авторитетом, а поднимает остальных до своего уровня.

*Не хватайся за все сразу. Дай другим реализовать свои способности.

*Каждый может стать лидером в том деле, которое знает лучше других.

*Лидер может обладать множеством положительных качеств, но главные из них – доступность, доброжелательность.

Если ты всегда впереди

В массе жизни, в гуще событий

И других готов за собой вести –

Значит ты по натуре – ЛИДЕР

Рефлексия

В конце занятия каждый ребенок оценивает проведенное занятие, выбирая смайл определенного настроения

Мне все понравилось, я узнал (узнала) много нового.

- Было неплохо, но могло быть и лучше.

Мне совсем не понравилось.