Социально политический смысл конфликта отцов и детей. Смысл названия и основной конфликт романа отцы и дети. Базаров несчастен в своей жизни. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, ск

15.08.2023

Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их. Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема: Основной конфликт романа «Отцы и дети».

Цели:

Проанализировать эпизод спора Базарова и Павла Петровича.

Выяснить, что может привести к конфликту между людьми.

Выявить сильные и слабые стороны конфликта.

Научиться выходить из конфликтной ситуации.

Воспитывать уважение к людям.

Ход урока.

I . Организ. момент.

II . Проверка д/з.

Опрос уч-ся.

Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (мини – тест по тв-ву Тургенева)

III . Работа по теме урока.

1. Слово учителя:

Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.

Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева - Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.

Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.

Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./

Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи и Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.

И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.

2. Беседа с учащимися по роману .

Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем?

/Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./

Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.

Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./

Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.

Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/

Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.

Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/

А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/

А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст.

/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/

Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.

Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.

3. Словарная работа .

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.

Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.

Одна из целей нашего урока – выявить сильные и слабые стороны конфликта, а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения.

4. Вывод.

Итак, сегодня мы только начали разговор о противоборстве между Базаровым и Павлом Петровичем, о конфликте «отцов» и «детей». Спор между героями продолжится и в следующих главах.

IV . Итог урока. Рефлексия.

V . Домашнее задание . Написать отзыв, проанализировать произ-е.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» отражена эпоха шестидесятых годов девятнадцатого века. Книга явилась откликом на самые жгучие политические и нравственные проблемы этого времени. Основным конфликтом в романе стали противоречия между представителями различных политических партий. В конфликте участвуют герои, идеологические споры которых разделяют их не только на либералов и демократов, но и на «отцов» и «детей», так как оппоненты принадлежат к разным возрастным группам.

И.С. Тургенев стремился отразить в романе трагический характер назревших в обществе проблем. Растерянность, непонимание или бездеятельность в сложившейся ситуации надвигавшегося социального кризиса могли привести к хаосу, катастрофе. Люди, не равнодушные к судьбам страны и народа, высказывали собственные мнения по злободневным вопросам современности. Подобные споры изображены и на страницах романа «Отцы и дети».

Представителями «отцов» являются Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы (позднее станет ясно, что и Аркадий присоединится к ним). Павел Петрович выступает защитником программы либералов, основанной на традиционно высоких и благородных идеалах, но не может объяснить, почему хорошие идеи не приводят к желаемым результатам. А Базаров, представитель «детей», обвиняет русских аристократов-либералов в пустословии и нежелании выполнять свои обязанности. Дворяне Кирсановы признают необходимость реформ, Николай Петрович даже пытается внести изменения в жизнь крестьян, но делает это неумело, вяло, не понимая смысла предстоящих перемен. Его брат произносит патетические речи о роли аристократов в истории, но сам ничего не делает для пользы Отечеству. Он рассуждает о земледельческой общине и важности законотворчества, о борьбе с невежеством мужиков, однако сам старается держаться подальше от крестьян, морщится от запахов и носит с собой одеколон. Этот аристократ вообще любит во всем комфорт и оберегает себя от неустроенности деревенской жизни.

Базаров указывает Павлу Петровичу на его фальшивую озабоченность положением крестьянства и говорит, что народ скорее в нём признает соотечественника, чем в дворянине Кирсанове, что можно ругать народ, но «возиться с ним», если действительно добра желаешь. И действительно, позднее демократы, позиция которых близка тому, о чём говорит Базаров, будут работать с народом («хождение в народ»).

Дворяне-либералы в 50-60-ые годы XIX века обнаружили свою несостоятельность в вопросах политики и экономики, поэтому в «Отцах и детях» И.С.Тургенева они являются слабой стороной в конфликте героев, не выдерживая натиска молодежи, в данном случае нигилиста Базарова. Сам автор об этом противостоянии писал так: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Н.П., П.П. и Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?» Это высказывание объясняет иронию автора в изображении "отцов", братьев Кирсановых, а также других дворян и временного попутчика Базарова – Аркадия. Он не был готов к настоящей работе по реформированию общественно-политической системы России, хотя какое-то время примыкал к модному нигилистическому течению.

Важная роль в романе отведена идеологическим спорам героев, то есть основному конфликту. В спорах выявляется победитель, и дворянство здесь проигрывает, хотя симпатии автора в некоторых вопросах на стороне дворян, культуру и традиции которых хотел бы уничтожить нигилист Базаров. Он называет чепухой поэзию и музыку: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Он многое отвергает, чтобы «место расчистить» и строить потом что-то новое, но «строить будут другие».

Передовой человек времени в романе Тургенева – доктор по профессии (хотя еще и не закончивший обучение). Казалось бы, этот символический приём автора заключал в себе надежды передовой интеллигенции на «исцеление» общества. Если нежизнеспособны герои-либералы, то мог бы передовой человек Базаров послужить обществу, стране, хотя и выражал свои революционные устремления в очень категоричной, крайней форме. Но автор в конце романа показывает физическую смерть главного героя, который перед смертью высказывает предположение, что он, видимо, «не нужен России».

Таким образом, Тургенев своим романом не дал ответа на спорные вопросы современности, но многие люди, в том числе и критики, дали высокую оценку этому произведению. Д.И. Писарев увидел в «Отцах и детях» реальное отражение действительности: «Смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум...». И роман оказался значимым не только для своего времени, он стал «всегдашним», по выражению критика Н.Н.Страхова. Читатели разных времен находили и находят в романе ответ на главный вопрос: почему конфликтуют «отцы» и «дети» и в каком случае они могли бы находить компромиссы.

Рецензии

Зоя, очень хорошо подготовлен, написан материал.
Мне нравится статья Писарева, иногда гламурным девицам советую ее почитать, сколько мудрых советов в ней содержится, помните, Писарев описывает, как Одинцова влюбляет в себя Базарова: "Физическая красота бросается в глаза с первого взгляда; ум обнаруживается в первом же разговоре; а когда, таким образом, вся фигура женщины и каждое слово производят на человека стройное и приятное впечатление, то чего же вам больше? И кровь волнуется, и мозг раздражается, и все это так обаятельно - ну вот, и любовь готова"...но Анна Сергеевна, к тому же холодна, этим она еще больше волнует воображение Базарова.

Спасибо, Зоя, всколыхнули во мне столько чувств!!!

Героями романов Тургенева нередко становились представители нового поколения. Этот писатель обнаруживал поразительную чуткость к главным социальным и политическим изменениям. Впрочем, эта особенность тургеневского стиля и сегодня не лишает его книги злободневности. Ведь история, как известно, повторяется. А конфликт отцов и детей во все времена актуален.

Идеи нигилистов

В апреле 1860 года Тургенев в очередной раз уехал во Францию. В небольшом городке Содене он изучал труды философов-материалистов. В шестидесятые годы многие молодые люди проявляли интерес к естественным наукам. Тургенева задела статья Добролюбова, в которой автор высказывал крайне нигилистские взгляды.

Молодежь умнее стариков - именно эта мысль просматривалась между строк в работе молодого критика. В переписке Добролюбова и Тургенева развернулся яростный спор. Причём дискуссия касалась прежде всего основных категорий человеческого существования - любви и смерти.

Идея романа

Нет любви, но есть физическое влечение. Нет красоты природы, но есть вечный круговорот химических процессов. Нет духовного наслаждения искусством, но есть лишь физиологическое раздражение нервов. Молодёжь с порога отрицает ветхие идеалы отцов. Материя и сила - лишь они не поддаются сомнению. Только почему-то ни один психически здоровый человек не мечтает о смерти, и каждый стремится любить и быть любимым. Подобные мысли не давали покоя писателю, и именно из них и был рожден роман, в котором как ни в одном другом раскрыта тема конфликта отцов и детей.

Из истории создания

Писатель много думал о взаимоотношениях молодости и старости. На чём держится связь между ними? Конфликт отцов и детей Тургенев анализировал, опираясь на собственный опыт. Между ним и повзрослевшей дочерью Полиной все чаще возникали споры, похожие на те, которые изображены в романе.

В 1866 году Тургенев встретился с Герценом в Лондоне. Разговор между старыми приятелями шел в основном о журнале «Современник». А прежде всего о нетерпимом отношении Чернышевского и Добролюбова к людям сороковых годов. Эти разговоры стали последним толчком для создания романа о конфликте отцов и детей. Тургенев эту тему затрагивал и в более ранних произведениях, а именно в «Дворянском гнезде». В «Отцах и детях» он создал образ, ранее не встречавшийся в литературе.

Новый герой

В 1860 году Тургенев начал работать над новым романом. Первые дни в его мыслях смутно выступал образ героя, убежденного в том, что естественнонаучные открытия могут объяснить в человеке всё. Прозаик представлял себе фигуру сумрачную, значительную, сильную, злобную, но при этом чистую и искреннюю. И обреченную на гибель.

Тургенев создал персонаж, который стоит в преддверии будущего, но находится в постоянной конфронтации с настоящим. При этом оказывается слишком слаб для того, чтобы реализовать свои идеи, воплотить их в жизнь. Конфликт отцов и детей, гуманистов и нигилистов, представителей русского дворянства и разночинцев - все это вдохновило писателя на создание романа.

Особенности прозы Тургенева

Этот прозаик оказал влияние и на форму, и на содержание зарубежной литературы. Мнение о том, что он был зависим от европейской культуры, неверное. Скорее, французские прозаики 20-го века писали под влиянием творчества Тургенева. Популярным в Европе стал и роман «Отцы и дети». Конфликт этого произведения, правда, до конца может понять лишь тот, кто вырос в России.

Тургеневским романам присуще отсутствие многословных нравоучений, чего не скажешь о книгах Достоевского и Толстого. Авторский голос в «Отцах и детях», «Накануне», «Асе», «Вешних водах» занимает отнюдь не первое место. Писатель никогда не навязывал читателю своего мнения. Ещё одна особенность манеры Тургенева - наличие подтекста.

И наконец, он писал всегда о наиболее актуальных проблемах современного ему общества. Так, в романе Тургенева «Отцы и дети» конфликт рождается из противоречий, возникших между приверженцами разных точек зрения. И он имеет прямое отношение к социальным и политическим преобразованиям в России середины 19-го века.

Человеческая природа неизменна

Какие политические события происходили в годы, когда Тургенев работал над своим романом? Из Сибири были возвращены декабристы. Начались реформы. В обществе прогрессируют либеральные взгляды. Тургенев быстро понял, что всё, что происходит, имеет поверхностный характер. Это всего лишь разговоры, за которыми ничего не следует. Тургенев, в отличие от Некрасова, иллюзий не питал.

Писатель никогда не возлагал на прогресс больших надежд. Он понимал, что человеческая природа неизменна. Главный герой романа — Евгений Базаров — человек, полностью свободный от либеральных иллюзий. Ему чужды пустые разговоры, которые страстно ведёт Павел Петрович Кирсанов. Базаров ни во что не верит, ничего не хочет. Это глубоко разочарованный человек.

Образ Базарова

Главный герой этого произведения - первый убедительный разночинец в русской литературе. Это первый персонаж, который с гордостью о себе говорит: «Мой дед землю копал». Почти каждый свой роман Тургенев писал ради нового литературного образа. «Отцы и дети» созданы ради Базарова. Этот персонаж - манифестация нового типа сознания.

В «Отцах и детях» писатель создал, как уже было сказано, принципиально нового героя. Существует мнение, что Достоевский образ Раскольникова отчасти позаимствовал у своего коллеги.

О чем роман Тургенева?

Политический смысл романа «Отцы и дети» несколько заслоняет главную идею автора, характерной чертой которого была человечность. Этот писатель не требовал от своих героев нравственного подвига. «Отцы и дети» — роман с очень глубоким человеческим смыслом, который довольно очевиден, но его заслоняет титаническая фигура Евгения Базарова.

Главный герой прямолинеен, он умнее большинства своих собеседников, потому общаться с ними ему неинтересно. Ему очень тяжело жить. Евгений любит отца, но не может построить с ним диалог. Он привязан к Аркадию, но тот его раздражает. У Базарова полностью отсутствуют способности, позволяющие установить контакт с окружающими. Главный герой тургеневского романа отрицает всё, а прежде всего условности. Ему непонятны любовные метафоры и романтические отношения, и это становится главной его трагедией.

В чем главная идея романа? Пожалуй, в том, что счастлив тот, кто умеет прощать и любить. Пейзаж, изображенный в финальной сцене, иллюстрирует главную мысль автора: природа побеждает всё. Вспомним содержание книги, а именно ее финал.

В церкви венчаются две пары: Николай Петрович с Фенечкой, Аркадий с Катей. Счастье в жизни этих персонажей есть, хотя и несколько наигранное. Павел Петрович все так же одинок, выглядит как джентльмен. Но жизнь его пуста. Ситников и Кукшина продолжают ломать комедию, изображая из себя представителей новых взглядов.

Меньше всего повезло герою-нигилисту. От его идей осталась всего лишь могильная плита, на которую регулярно приходят дряхлые старички, плачут и молятся за упокой души сына. Эта участь ждет каждого. Но Базаров не успел ни полюбить по-настоящему, ни познать отцовского счастья. Заряженный идеями философов-материалистов, он был выше этого.

Идеал человека по Тургеневу

Конфликт поколений в «Отцах и детях» выражен в форме диалогов. Герои на протяжении всего повествования ведут нескончаемые дискуссии, пытаются отстоять собственную точку зрения, доказать друг другу свою правоту. Кто побеждает в этом споре? Дочитав тургеневский роман, читатель не видит разрешения конфликта. Но один из персонажей - представитель старшего поколения - все же побеждает в споре. Хотя в полемику и не вступал.

Павел Петрович не вызывает уважения автора. Это человек, раздавленный женской любовью. Имени прежней возлюбленной Кирсанова писатель не называет. Однако существует мнение, что княгиня Р - символ, указывающий на Россию. Павел Петрович Кирсанов - человек без будущего, без перспектив. Хотя герою этому всего 44 года. Главный конфликт в романе выражен прежде всего в диалогах Павла Петровича и Базарова. Они являются представителями противоположных взглядов. Как известно из финала романа, в их интеллектуальном споре победителя нет.

Идеал человека для Тургенева - это отнюдь не Базаров. Самый обаятельный и милый персонаж в романе - Николай Петрович Кирсанов. У него есть любимый сын, любимая женщина. Он читает стихи, играет на виолончели. Николай Петрович умеет жить. И он самый человечный из всех героев тургеневского романа. Он один из немногих, кто в заключении всей этой истории обретает счастье.

Извечная проблема России

Автор романа «Отцы и дети» о конфликте поколений написал не первым. Ранее об этом говорил уже Лермонтов. Более того, конфликт отцов и детей (основная тема тургеневского романа) - проблема, актуальная в России давно. Соотечественникам Тургенева всегда чужда была и английская преемственность, и восточное уважение к старикам.

В России поддерживать идеи предков как-то не принято. Возможно, отсюда и революционные события разных масштабов, происходящие время от времени на протяжении последних двух столетий.

Полное собрание материалов по теме: смысл названия и основной конфликт романа отцы и дети от специалистов своего дела.

В романе «Отцы и дети» описан конфликт двух поколений. Это разногласие происходит не только оттого, что часть героев относится к поколению «отцов», а другая - «детей», но и потому, что они представляют разные слои общества - дворянства и демократов-разночинцев и являются выразителями противоположных идей, различных мнений.

Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова можно отнести к поколению «детей», а Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых - к поколению «отцов». Дети получили многое от своих родителей, но пошли значительно дальше в своем развитии.

В чем же смысл названия романа? “Отцы и дети” – это символ вечно обновляющейся жизни. Роман “Отцы и дети” – о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он её понял. В романе “Отцы и дети” очень богатая проблематика. Но главной проблемой, на мой взгляд, является нигилизм.

В чем же сущность нигилизма, в частности нигилизма Базарова?

Он считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию - и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «…Вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».

Роман направлен против дворянства, причем в этом произведении Тургенева обличается именно весь класс помещиков, а не отдельно взятых дворян, показана их неспособность вести Россию дальше по пути развития. Прежняя, изжившая себя мораль, устаревает, уступая место новому, прогрессивному движению, новой морали. Одним из носителей этой морали является Евгений Базаров. Базаров – разночинец, который, видя упадок государства, встает пока еще не на путь строительства новых устоев, но на путь нигилизма, предшествующего этому грядущему строительству.

По его же словам, он отрицает абсолютно все – искусство, поэзию, авторитеты, религию, самодержавие, даже любовь. Отличительная черта нигилизма Базарова в том, что он не борется против того, что отрицает. Ему все равно, пойдут ли за ним и за его убеждениями, он не проповедует нигилизм, лишь не скрывает своих убеждений и не боится открыто их высказать. Он материалист, и это не лучшая его черта – он называет духовность “романтизмом” и “вздором”, а людей-носителей ее, презирает. “Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта” – слова Базарова, из которых мы можем заключить, что материальный мир для него куда важнее духовного.