Басня для сцены. Конспект урока "Театрализованное представление басен И. Крылова". IV. Систематизация и обобщение знаний и умений

20.03.2024

Дата публикации: 10.06.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

ГБОУ РО «НЕКЛИНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИМ. 4-Й КРАСНОЗНАМЁННОЙ ВОЗДУШНОЙ АРМИИ»

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЦЕНАРИЙ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Мораль сей басни такова»

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВОК БАСЕН И.А.КРЫЛОВА

РАЗРАБОТАЛ:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕТЕРЕВЯТНИКОВА Н.Ф.

ТАГАНРОГ

Люблю, где случай есть, пороки пощипать

И. А. Крылов

Дата проведения: ___________ февраля 2016г.

Место проведения: актовый зал школы

    Воспитание патриотизма: поддержание устойчивого интереса к родному языку и литературе, истории своей страны;

    Выявление и поддержка одарённых детей;

    Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников (актёрского мастерства, выразительного чтения, декламации, художественного пересказа);

    Формирование чувства прекрасного, любви к чтению

Оформление зала:

    Художественно оформленные цитаты - «морали » басен И.А.Крылова, цитата-эпиграф;

    Портрет баснописца;

    Мультимедийная установка;

    Презентация «Басни дедушки Крылова»;

    Презентации для художественных номеров (по классам);

    Видеоролик «Лётная школа читает Крылова»;

    Стол жюри; протоколы подведения итогов; сценарий мероприятия.

Оформление сцены:

    Кресло и стол под старину; в кресле с пером в руке и листом бумаги - артист в облике баснописца Крылова; на столе свеча.

Участники: воспитанники I, II курсов, педагоги школы.

Оргкомитет смотра-конкурса

Учителя русского языка и литературы

Жюри конкурса

Представители администрации школы, воспитатели взводов.

Критерии оценки и требования к выступлениям:

    Уровень декламации: внятность и слышимость речи; правильность ударений;

    Уровень исполнительского мастерства, артистичность и сценическая культура;

    Уровень художественного вкуса в подборе костюма, декораций, реквизита;

    Оригинальность интерпретации басни;

Регламент выступления:

Время выступления не ограничено

Подведение итогов конкурса

Победители и призёры конкурса в каждой возрастной группе награждаются грамотами.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

На экран сцены выведена презентация «В гостях у И.А. Крылова». Звучит музыкальный фрагмент «Бабочки» Франсуа Куперена, французского композитора, органиста и клавесиниста XVIII века.

Зрители проходят в зал, занимают свои места.

Под музыку Преображенского марша в форме офицеров 1812 года выходят ведущие.

Господа, вы слышали? Баснописец Крылов написал новую басню «Волк на псарне» и прислал её лично фельдмаршалу.

Да-да! Говорят, сам Кутузов указал на себя, как на ловчего, и, снявши шапку, провел рукой по седым волосам, читая слова: «А я, приятель, сед».

А Волк - это, конечно, вероломный Наполеон.

Настоящий патриот, господа, настоящий патриот наш дедушка Крылов.

ВЕДУЩИЙ 1. (В образе поэта XIX века)

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя.

Укреплял державу строго,

Не жалел в трудах себя.

Тот эскадру вёл отважно,

Тот солдат, тот славный князь.

Дел узор вплетали важный

В историческую связь.

Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел.

Жизнь того лишь не напрасна,

За Отчизну кто радел.

ВЕДУЩИЙ 2. (В образе поэта XIX века)

Любя Отечество, люблю я тех душою,

Которы общею не страждут слепотою.

На моды не смотря, привыкли тем гордиться,

Что привела судьба их русскими родиться.

В числе их ты, Крылов!..

ВЕДУЩИЙ 3. (В образе поэта XIX века)

Где нужно, он навесть умеет

Своё волшебное стекло,

И в зеркале его яснеет

Суровой истины чело.

Весь мир в руках у чародея,

Все звери дань ему несут.

Но дудке нашего Орфея

Все звери пляшут и поют.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил.

И слава эта - наша быль.

ВЕДУЩИЙ 4. (В образе поэта XIX века)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессметные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Ведущий-Крылов (растроганно; с пером и бумагой):

Спасибо, спасибо, друзья поэты! Спасибо, друзья!

(В раздумье, обращаясь к залу, назидательно):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно ЕЩЁ уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

Друзья, вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность -

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать ТАК,

Чтоб было НЕ к чему злословью и придраться.

(Садится в кресло у стола под старину; на столе свеча, чернильница, перо, бумага).

(Качая головой):

Уж сколько раз твердили миру,

Что в баснях есть мораль, но только все не впрок.

Невеждам, неучам, лентяям и невежам

Хочу сегодня я преподнести урок.

Мы вместе вспомним басни дедушки Крылова,

Их мудрая мораль жива века.

Быть может, кто-то в них узнает друга,

Иль словно в зеркале, увидит он себя.

Вот лучший мне подарок в День Рожденья!

Друзья мои, порадуйте меня!

На сцене пусть царит сегодня вдохновенье,

И дружба, и веселье пусть царят!

Воспитанников лётной школы славный, дружный,

Литературно одарённый коллектив!

Под руководством педагогов ваших

Скорее в путь! Пусть лучший победит!

Позвольте вам, друзья, представить

Тех, кто судьбами сегодня правит.

Представление жюри конкурса.

Баснописец.

Сегодня, в век борьбы с коррупцией и казнокрадством

Инсценировка басни «Щука» особо актуальна, Вам признаться.

Плутовку-Лисоньку покажет без прикрас

11 «Б» класс.

Инсценировка басни «ЩУКА»

Баснописец.

Министры сколько раз твердили миру:

«Пора образование менять!».

Какие же всех ждут нас перемены,

Покажет 10 «Б» − наш просвещённый класс.

Инсценировка басни «ВОСПИТАНИЕ ЛЬВА»

Баснописец.

Как счастливы в друзьях бываем мы!

Тот нас ушицей угостит, а этот - добрым словом.

Насколько лучше было б, скажем мы,

Порой помочь нам ДЕЛОМ, а не разговором!

Об этом басня, что покажет всем

Наш артистичный класс 11 «Ж».

Инсценировка басни «КРЕСТЬЯНИН В БЕДЕ»

Баснописец.

О взяточниках скажут тут,

Что рыльце у него в пуху.

По этой актуальнейшей проблеме

10 «Е» представит рассужденье.

Инсценировка басни «ЛИСИЦА И СУРОК»

Баснописец.

А следующий сюжет нам с детства всем знаком:

Когда в товарищах нет пониманья цели, согласья нет и нет к работе страсти,

То дело - нам 10 «Ж» поведает о том -

Не сдвинется, как воз из всем известной басни.

Инсценировка басни «ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК»

Баснописец.

Ну, до чего же трудно нам, мужчинам,

Бывает девушек понять, разборчивых, спесивых.

11 «Е» на этой сцене, здесь

Девицам всем урок сумеет преподнесть.

Инсценировка басни «РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА»

***********************************************

Друзья! Позвольте конкурса лиричное теченье

Прервать смиренной прозой тут.

Дадим жюри немного поработать.

А зрителям … не то, чтоб отдохнуть,

А эрудицией блеснуть!

Задание: Продолжите афоризмы - крылатые слова из басен Ивана Андреевича Крылова.

    А ларчик ….. просто открывался.

    Хоть видит око, …….. да зуб неймёт.

    Слона - то …. я и не приметил.

    От радости ……… в зобу дыханье спёрло.

    А Васька слушает……. да ест.

    Да только воз …….. и ныне там.

    Кукушка хвалит Петуха за то,………..Что хвалит он Кукушку.

    Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать ……..пирожник.

    Кто про свои дела кричит всем без умолку, ………

    В том, верно, мало толку.

    У сильного ………… всегда бессильный виноват.

    Как под каждым ей листком ……. Был готов и стол и дом.

    Ты всё пела? Это дело. ……………… Так пойди же попляши.

******************************************************

Баснописец.

Талантов в нашей школе и не счесть:

Певцы, танцоры, музыканты есть.

10 «Г» собрал в квартете,

В ком тяга ко всему прекрасному на свете.

Инсценировка басни «КВАРТЕТ»

Баснописец.

В наш век самопиара и пиара

Любая шавка, моська, обезьяна

Себе дорогу к звёздам расчищает

И славу о себе преумножает

За счёт других людей, достойных и прекрасных.

10 «А» научит разбираться

В особенностях современного пиара.

Инсценировка басни «СЛОН И МОСЬКА»

Баснописец.

Мораль из следующей басни

Понять способен далеко не каждый:

Намёк здесь на вопрос национальный,

А может, политических намёк.

11 «А» у нас один из лучших.

Порядок, дисциплина здесь царят.

Не испугать их баснею с подтекстом,

На сцене тоже не впервой им выступать.

Инсценировка басни «ВОЛК И ЯГНЁНОК»

Баснописец.

Итак, 11 «Г», экзамен скоро!

Учитель вам передаёт привет.

Всё танцевали, пели - это дело.

Теперь, как говорится, попляши!

Для постановки басню выбрали с намёком.

Её мы с детства помним хорошо.

Послужит пусть она серьёзным ВАМ уроком,

А зрителям пусть будет всем смешно!

Инсценировка басни «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Баснописец.

10 «З» представит «Кот и Повар».

Хоть в басне политический намёк,

Но показалось нашим фантазёрам,

Что в басне современный есть урок.

Инсценировка басни «КОТ И ПОВАР»

Баснописец.

Друзья! Сегодня о друзьях мы много говорили.

И вновь поговорим о дружбе тут.

11 «Е» сейчас расскажет нам басню про Демьяна и Фоку.

Инсценировка басни «ДЕМЬЯНОВА УХА»

************************************************

И вновь мы объявляем перерыв!

Вновь зрителей услышать мы хотим

И новый конкурс объявляем!

Задание: Узнайте героя басни.

    Она "наелась желудей досыта, до отвала". (Свинья).

    Он "виноват уж тем", что кому-то "хочется кушать". (Ягнёнок).

    Она хотела сжечь море. (Синица).

    Она "без души лето целое всё пела". (Стрекоза).

    Она попала "в большие забияки". (Моська).

    Он "обжора и злодей", по словам его хозяина. (Кот Васька).

    Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).

    У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).

    Её служба - ходить на задних лапах перед хозяевами. (Болонка Жужу).

    Он решил "с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой". (Ловчий).

    Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).

    Он был перекормлен рыбным супом. (сосед Фока).

    У него всё вокруг только "моё". (Волк).

*******************************************

Баснописец.

Да, любознательный народ Вы, школяры!

И до всего вам дело.

Смотрите только, чтоб в потоке новостей

Деревня между глаз да не сгорела.

10 «И» сейчас представит нам

Ещё один сюжет Крылова.

Инсценировка басни «ТРИ МУЖИКА»

Баснописец.

Среди приятелей своих, возможно, вы встречали

Таких, что всё других бы обсуждали.

10 «Д» покажет их.

А вы, надеюсь я, не из таких?

Инсценировка басни «ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА»

Баснописец.

Не будьте падкими на лесть, мы говорим.

Ведь это признак глупости и чванства.

Надеюсь, что 11 «З» вас в этом убедит.

А мы актёрской их игрой здесь будем наслаждаться.

Инсценировка басни «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Баснописец.

Пусть ЭТА басня дедушки Крылова

Научит честь иметь,

Ведь что важней

Для будущего офицера,

Чем быть достойным ей.

С 10 «В» мы басню вспоминаем,

И слушаем, и словно бы читаем.

Инсценировка басни «ДВЕ СОБАКИ»

Баснописец.

У наших исполнителей Крылова

Могли бы мы с тобой кой-что и перенять:

Любовь к литературе, уваженье к Слову.

Актёрскую игру и к сцене страсть.

О том, что перенять, бывает и не худо,

А что перенимать не стоило совсем,

Расскажет нам 11 «Д».

Инсценировка басни «ОБЕЗЬЯНЫ»

Наш конкурс близится к концу.

И скоро огласят нам результаты.

Кто б ни победил,

Вы все − артисты и таланты!

Для вас, воспитанники, и для вас, учителя,

Ещё один сюрприз, друзья!

Его создание держалось долго втайне.

Читают басню «Волк на псарне»

Влюблённые в литературу офицеры школы!

Ну что это, как не признание в любви Крылову!

************************************************************

Итак, для подведения итогов

Даём мы слово представителям жюри.

Спасибо мне и дедушке Крылову -

Ведущим, что сей конкурс провели!

Жюри оглашает результаты.

Награждение победителей.

Слово директора.

Фотографирование участников, учителей.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Виктор Владимирович Лысенко
Сценарий спектакля по мотивам басен Крылова

В. Лысенко

А вот о том как в баснях говорят.

/По басням И. А. Крылова/

Действующие лица :

Стрекоза

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Играют :

1-я Сорока

2-я Сорока

Лесная опушка редкого леса. Влетают три вороны.

1-я Сорока. Уж сколько раз твердили миру,

2-я Сорока. Что лесть гнусна,

1-я Сорока. Гнусна!

2-я Сорока. Вредна.

1-я Сорока. Вредна!

2-я Сорока. Но только все не впрок.

Ворона (Сквозь закрытый клюв)

Вороны (вместе) . Что, что?

Ворона (Сквозь закрытый клюв) . И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Ворона осторожно вынимает сыр из-за рта

Ворона. Я говорю. И в сердце льстец всегда отыщет уголок!

2-я. Сорока. Вороне бог послал кусочек сыру?

Ворона. На ель подружки взгромоздясь,

Позавтракать я сыром собралась,

Вороны (Вместе) . Да?

1-я Сорока. Чего задумалась, а?

Ворона. Так сыр во рту держала.

Вороны (Увидев лису) . Вот и беда! Лиса близехонько бежала-а-а-а-а.

Лиса. Сырный дух

Ворона бегает пританцовывая.

2-я Сорока. Лису остановил :

Лиса. О бог ты мой, я вижу сыр,

1-я Сорока. Лисицу сыр пленил,

2-я Сорока. Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

(вместе) Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

1-я Сорока. И говорит так сладко, чуть дыша…

Лиса. Голубушка, как хороша!

Вороны (удивляясь) . Хороша?.

Лиса. Ну, что за шейка, что за глазки!

1-я Сорока. Рассказывает, так…

2-я Сорока. Ну, прямо, сказки!

Лиса. Какие перышки, какой носок!

Вороны (вместе) . Нос как нос…

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!

Вороны (вместе) . Царь-птица?.

1-я Сорока. Вещуньина с похвал вскружилась голова?

2-я Сорока. От радости в зобу дыханье сперло?

И приветливы Лисицыны слова

Ворона открывает рот сыр выпадает

1-я Сорока. Ворона каркнула…

2-я Сорока. Во все воронье горло :

Ворона. Сыр выпал - с ним плутовка такова.

Сороки сорятся

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Играют :

1-я Сорока

2-я Сорока

Опушка леса где-то не далеко журчит ручей. На пне сидят, изнывая от жары две болтливые Вороны.

1-я Сорока. У сильного всегда бессильный виноват :

2-я Сорока. В истории мы тьму примеров слышим

1-я Сорока. Но мы истории не пишем.

2-я Сорока. А вот о том как в баснях говорят.

Вороны (вместе) . Мы постоянно видим.

Входит ягненок

Ягненок. Кокой же жаркий день пойду к ручью напиться :

1-я Сорока. Не надобно беда случиться!

2-я Сорока. Ведь около тех мест голодный рыщет Волк.

Появляется Волк

Волк. Ягненка вижу я, добыча ты моя!

Я, делу дам законный вид и толк,

(Кричит) Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

С песком и с илом?

За дерзость такову,

Я голову с тебя сорву.

Ягненок. Когда светлейший Волк позволишь,

Осмелюсь я сказать, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно ты изволишь,

Питья мутить тебе никак я не могу.

Волк. По-твоему я лгу!

Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете,

Мне здесь же как-то нагрубил;

Я этого, приятель, не забыл!

Ягненок. Помилуй, мне еще и от роду нет году.

Волк. Ягненок говорит! Так это был твой брат.

Ягненок. Нет братьев у меня.

Волк. Так это кум иль сват.

И, словом, кто-нибудь из вещего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите;

Но я с тобой за их разведаюсь грехи!

Ягненок. Ах, я в чем виноват?

Волк. Молчи! Устал я слушать.

Некогда мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Я все сказал!

Ягненок. Потащишь в темный лес?

Волк. Как хочется мне кушать…

Берет за шкирку ягненка и уводит

Сороки (Рыдают) . И в темный лес, Ягненка поволок.

Волк и Лиса

/по одноименной басне А. Крылова/

Герои :

Входит волк обозленный

Волк. Охотно мы дарим,

Что нам не надобно самим.

С лисою это мы здесь уясним,

Плутовка рыжая мне нынче соврала

И так мне сладко хитренько лгала

Ведь голод тут, а не в лесу.

Сейчас спрошу об этом я лису.

Волк воя уходит. Входит лиса.

Лиса. В курятник дверь хозяин не закрыл ,

Наверное, по глупости забыл.

Я туда, раз дверь открыта,

Курятинки наелась, теперь сыта.

Припрятала еще я про запас,

Я в это деле лучший ас!

Который час? Пора поспать.

Ведь надо лисам отдыхать.

Лиса устраивается под кустом. Входит волк.

Волк. Гляди, заснула, сладко спит,

Лиса просыпается

Лиса. Мой серый друг, чего случилось,

Болячка что ли прицепилась?

Ты воешь, словно зуб сломал,

Что, от охотников бежал?

Волк. Я вою тут от голода, и мне не спится!

Ни косточкой не мог нигде я поживиться;

Желудок воет и свербит.

Меня так голод и морит;

Собаки злы, пастух не спит,

И как мне рыжая, не злится?

Скрутило так, хоть удавиться!

Лиса. И неужели припекло?

Волк. Так крутит, словно там стекло,

Лиса. Бедняжка что творится?.

Так дело не годится.

А может, отведаешь листочков?

Волк. Ты предложи еще грибочков.

Лиса. Я другу услужить готова.

Волк. Листочки, - да мне б мясного!

Лиса. Нет у меня, но я готова

Как разыщу…

Волк. Ты врешь мне снова!

Лиса. Мой серый друг клянусь тебе

Помочь в твоей большой беде.

Твою проблему решать пойду

А может я гляди найду.

Лиса уходит.

Волк. Эх, рыжая…

Лиса возвращается.

Лиса. Что серый рыцарь мой?

Волк. Обласкан по уши тобой,

Пойду без ужина домой.

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Действуют :

1-я Сорока

2-я Сорока

Стрекоза

Влетают Сороки

1-я Сорока. Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

2-я Сорока. Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Стрекоза. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым мне листком

Был готов и стол и дом.

1-я Сорока. Все прошло : с зимой холодной

Стрекоза. Нужда, голод настает;

2-я Сорока. Что стрекоза ты не поешь?

Стрекоза. И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

1-я Сорока. Злой тоской удручена,

К Муравью пойди тогда.

Муравей весь в работе

Стрекоза. Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Муравей. Кумушка, мне странно это :

Да работала ль ты в лето?

2-я Сорока. Вот тебе и Муравей.

Стрекоза. До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Муравей. Так что голову вскружило?

Стрекоза. Так что голову вскружило. (плачет)

Муравей. А, так ты.

Стрекоза. Я без души

Лето целое все пела.

Муравей. Ты все пела? Это дело :

Так поди же, попляши!

Александр Измайлов

Совет мышей

Действуют :

Кот. Все мастера учить других,

А если дело вдруг дойдет до нас самих,

То исполнять всегда так трудно.

Появляется кот, из нор вылезли мыши и хаотично суетятся кот пытается их поймать но безуспешно. Наткнувшись на ворону отмахнулся от нее мол несъедобная.

Кот (Хвастаясь перед вороной) .

В мучном амбаре

Я такой удалый был…

Мыши (Кривляя кота) Я такой удалый был.

Кот (Свирепея) . Что! Менее недели

Я вас мышей до сотни задавил!

Мыши (Грустно) . Задавил…

Кот. Десяток или два кой-как уж уцелели…

Миши. Уцелели!

Кот. А ну по норах разбежались!

Потягивается и зевает.

Пойду на крышу да посплю,

От мышь негодных отдохну.

Мыши тихо подходят к коту

1-я Мыша. Что делать? выйти – страх!

2-я Мыша. Не выходить - так смерти ждать голодной.

Подходят к коту, кот поворачивается громко зевая. Мыши разбегаются.

На лаврах отдыхает

Кот сытый и дородный.

Друзья на кровлю кот ушел,

Всегда кошачье там привольное гулянье.

Как хорошо, что нас он не нашел!

3-я Мыша. Повыбрались все из нор? Откроем заседанье!

И будем рассуждать!

Миши (хором) . И будем рассуждать!

Какие меры нам против Кота принять!

1-я Мыша (Посмотрев в сторону кота) .

Я! Мышь умная, которая бывало,

В подвалах и на чердаках

Изгрызла умных книг немало,

Совет я дам в таких словах!

Сестрицы! отвратить грозящее нам бедство

Я нахожу одно лишь средство!

Все Мыши. Простое самое?

1-я Мыша. Оно в том состоит,

Чтоб нашему злодею,

Когда он спит,

Погремушку привязать на шею!

3-я Мыша. Далеко ль, близко ль Кот, всегда мы будем знать,

И не удастся нас врасплох ему поймать.

Прекрасно?

Все Мыши. Ах, прекрасно!

3-я Мыша. Кричали все единогласно?

2-я Мыша. Зачем откладывать? Как можно поскорей

Коту погремушку мы привяжем,

Уж то-то мы себя покажем!

Идут к коту проверяют, спит или нет

1-я Мыша. Ай, славно! Не видать ему теперь Мышей

Так точно, как своих ушей!

Всё очень хорошо; привязывать, кто ж станет?

3-я Мыша (Трусливо) . Благодарю!

1-я Мыша. Так ты.

2-я Мыша (Недоверчиво) Я посмотрю,

Как духа у тебя достанет!

1-я Мыша. Однако ж…

Миши (вместе) . Надобно.

2-я Мыша. Что долго толковать?

Кто сделал предложенье,

Тому и исполнять.

2-я Мыша. Ну, умница, свое нам покажи уменье?

1-я мыша крадется к коту и тут же испугавшись, прячется

Что умница за это тоже не взялась?

А почему же так?.

3-я Мыша. Да лапка затряслась!

Кот. Миши ах негодные не дают спать Вот я…

Финал все персонажи Басен на сцене

Театральная миниатюра для школьников: Это всё про нас

Сценарий театральной миниатюры по басням И.А. Крылова


Цель: Обучение пятиклассников творческой интерпретации художественного текста
Задачи:
1. Способствовать формированию мотивации детей к изучению литературы
2. Работать над развитием устной речи учащихся.
3. Продолжить формирование в детях нравственных качеств
4. Укреплять межличностные отношения внутри детского коллектива

Назначение : Педагогам-предметникам в области литературы, классным руководителям, библиотекарям.

Сценарий

Звонок. Ученики с портфелями идут с уроков
1-й ученик:
Слушай, я всю неделю болела, скажи, что нам на завтра задали.
2-й ученик:
По математике мы уравнение изучали. Нужно знать правило на странице 45 и решить 2 задачи. Кажется, под номером 134 и135.
3-й ученик:
По русскому нужно термины учить в разделе лингвистика, а по литературе подготовиться к инсценировке басни.
1-й ученик:
Басня – скучно. «Слон и моська», «Квартет», «Стрекоза и муравей» - мы в началке это всё читали. А о чем? Да ни о чем!
2-й ученик:
Ты зря это… Знаешь, по большому счету, каждая басня это о нас. Вот ты сказала «Стрекоза и Муравей». Ну, допустим… А ты вот только представь себе, идут два ученика девятиклассника, или одиннадцатиклассника. Вообщем, идут они на экзамен. Да, хоть по русскому языку. Ну, один другому и говорит: Слушай, дай мне тестовую часть списать. Ну, а тот ему: а что ты, голубчик, девять лет в гимназии делал? А тот, - в футбол да волейбол играл. Ну, и как ты думаешь, что ответит ему первый?
1-й ученик: Пойди-ка, попляши.
2-й ученик: Вот именно, поэтому помни – каждая басня – это урок нам самим. Это всё о нас.
1-й ученик: Тогда на урок?
2-й ученик: А то, знаешь, как там интересно будет.

Ведущий 1:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Ведущий 2:
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский

Стрекоза и муравей

(Красивая музыка, вылетает стрекоза, танцует среди цветов. Музыка меняется. Осень.)
Ведущий 1:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Ведущий 2:
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Ведущий 1:
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Ведущий 2:
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Стрекоза:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Муравей:
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
Стрекоза:
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Муравей:
А, так ты...
Стрекоза:
Я без души лето целое все пела.
Муравей
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Демьянова уха

Демьян:
"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай". -
Сосед:
"Соседушка, я сыт по горло".
Демьян:
- "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -
Сосед:
"Я три тарелки съел".
Демьян:
- "И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, -
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"
Ведущий1:
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И - очищает всю.
Демьян:
"Вот друга я люблю! -
- Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!"
Ведущий1:
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Кукушка и петух

Кукушка:
«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
Петух:
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-
Кукушка:
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».-
Петух:
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!»-
Кукушка:
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Ведущий 1:
Тут Воробей, случась, примолвил им:
Воробей:
«Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Все ваша музыка плоха!..»
Ведущий 1:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
Ведущий 2:
За то, что хвалит он Кукушку.

Ворона и лисица

Ведущий 1:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Лисица:
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Ведущий 2:
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
Ворона:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Ведущий 1:
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
Лисица:
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Ведущий 1:
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Ведущий 2:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
Лисица:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Ведущий 1:
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
Ведущий 2:
От радости в зобу дыханье сперло, -
Ведущий 1:
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Ведущий 2:
Сыр выпал
Ведущий 1:
–с ним была плутовка такова.

Звенит звонок:
2-й ученик:

Ну, и как, интересно?
1-й ученик:
Еще как! Иногда и себя узнаю.
3-й ученик:
А мне очень жалко соседа Фоку. Бедный, так любил уху.
1-й ученик:
Да, навязчивость очень плохо – можно и друга потерять.
2-й ученик:
Тогда и мы не будем никому навязываться. Пусть каждый сам почувствует тонкий вкус иронии в баснях, когда ему случиться с ней встретиться.

Задачи:

  • продолжить знакомство с творчеством великого русского баснописца; учить анализировать, делать выводы;
  • развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность, творческие способности; способствовать развитию семейного чтения;
  • воспитывать интерес к читательской деятельности через классную и внеклассную работу, через библиотеку;
  • воспитывать положительные черты характера.

Оборудование: мультимидийная презентация, портрет писателя, выставка рисунков учащихся, выставка книг, реквизит для инсценировки, раздаточный материал, эпиграф: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

Инсценировка басни Мартышка и Очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу, пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
___
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Слайд 19

6 задание Кроссворд «И.А.Крылов» (Приложение 4 )

1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… (Квартет)
3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)
5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» (Сыр)
6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон)
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки)
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надо же беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …» (Волк)

Слайд 20

Учитель: Вот и подкралась незаметно наша программа к заключительному этапу и прослушайте стихотворение М. Исаковский

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессменные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

– До свидания, до новых встреч!

Данные об авторе

Копылова С.А.

Место работы, должность:

МОУ средняя школа № 73, зам.директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Самарская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

Литературно-музыкальная композиция построена на баснях И.А.Крылова. Может быть использована как основа урока внеклассного чтения или общешкольного праздника после изучения басен.

«… Всякий шаг вы свой должны обдумать так…»

(по басням И.А.Крылова)

Оформление: сцена условно делится на четыре части; каждая из них в нужный момент освещаетсяи декорирована соответствующе; слева на кулисах портрет И.А.Крылова, высказывание о значении его творчества (например: «… В его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-саркастическою насмешливостью; с его природною верностию взгляда на предметы и способность коротко, ясно и вместе кудряво выражаться» (В.Г.Белинский) и др.); в правой части сцены -кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча; свою часть сцены занимаютокно барского дома, курятник, кушетка в барском доме.

Музыкальное оформление: музыкальный фрагмент из произведения конца 18-начала 19 в.в. как заставка между сценами постановки

СЦЕНА 1

Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть - добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить - хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит:

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза - мера, душа - вера, а совесть - порука.

Артист 1: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 2: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Артист 3: Каков есть, такова и честь.

Артист 4: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 5: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2

Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

…Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность -

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Звучит музыкальный фрагмент. Освещается и та часть сцены, где декорации представляют собой курятник. «Оживают» артисты,участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 3

Инсценировка басни «Крестьянин и Лисица»

Действующие лица: Крестьянин, Лисица

Крестьянин: «Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть

Кур красть?..

Я, право, о тебе жалею!

Послушай, мы теперь вдвоем,

Яправду всю скажу: ведь в ремесле твоем

Ни на волос добра не видно.

Не говоря уже, что красть и грех и стыдно

И что бранит тебя весь свет,

Да дня такого нет,

Чтоб не боялась ты за ужин иль обед

В курятнике оставить шкуры!

Ну, стоят ли того все куры?»

Лисица: «Кому такая жизнь сносна?

Меня так все в ней столько огорчает,

Что даже мне и пища не вкусна.

Когда б ты знал, как я в душе честна!

Да что же делать? Нужда, дети;

Притом же иногда, голубчик кум,

И то приходит в ум,

Что я ли воровством живу одна на свете?

Хоть этот промысел мне точно острый нож».

Крестьянин: «Ну, что ж?

… Коль вправду ты не лжешь,

Я от греха тебя избавлю

И честный хлеб тебе доставлю;

Наймись курятник мой от лис ты охранять:

Кому, как не Лисе, все лисьи плутни знать?

Зато ни в чем не будешь ты нуждаться

И станешь у меня как в масле сыр кататься.»

Крестьянин: Торг слажен…

Лисица: … И с того же часа

Вступила в караул Лиса.

Пошло у мужика житье Лисе привольно;

Мужик богат, всего Лисе довольно…

Крестьянин: …Лисица стала и сытей,

Лисица стала и жирней,

Но все ж не сделалась честней:

Некраденый кусок приелся скоро ей…

(Лисица забирается в курятник, раздаются голоса растревоженных кур)

И кумушка тем службу повершила,

Что, выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила.

Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):

В ком есть и совесть и закон,

Тот не украдет, не обманет,

В какой бы нужде ни был он;

А вору дай хоть миллион -

Он воровать не перестанет.

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на декорациях курятника. Освещается та часть сцены, где декорации представляют собой окно барского дома. «Оживают» артисты,участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 4

Инсценировка басни «Две собаки»

Действующие лица: Жужутка, Барбос

Баснописец («сочиняя басню»):

Дворовый, верный пес

Который барскую усердно службу нес,

Увидел старую свою знакомку

Жужу, кудрявую болонку,

На мягкой пуховой подушке, на окне.

К ней ластяся, как будто бы к родне,

Он с умиленья чуть не плачет,

И под окном

Визжит, вертит хвостом

И скачет.

Барбос: «Ну, что, Жужутка, как живешь,

С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?

Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.

Какую службу ты несешь?»

Жужутка: «На счастье грех роптать…

Мой господин во мне души не чает;

Живу в довольстве и добре,

И ем и пью на серебре;

Резвлюся с барином; а ежели устану,

Валяюсь по коврам и мягкому дивану.

Ты как живешь?»

Барбос (повесив нос): «Я…

Живу по-прежнему: терплю и холод

И, сберегаючи хозяйский дом,

Здесь под забором сплю и мокну под дождем;

А если невпопад залаю,

То и побои принимаю.

Да чем же ты, Жужу, в случай попал,

Бессилен бывши так и мал,

Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?

Чем служишь ты?»

Жужутка: «Чем служишь? Вот прекрасно!

На задних лапках я хожу.»

Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на декорациях окна барского дома. Освещается та часть сцены, где декорации представляют собой комнату барского дома. «Оживают» артисты,участвующие в мизансцене. Музыка приглушается.

СЦЕНА 5

Инсценировка басни «Гребень»

Действующие лица: Няня, Мальчик

Няня: Дитяти маменька расчесывать головку

Купила частый Гребешок.

Мальчик: Не выпускает вон дитя из рук обновку:

Играет иль твердит из азбуки урок;

Свои все кудри золотые,

Волнистые, барашком завитые

И мягкие, как тонкий лен,

Любуясь, Гребешком расчесывает он.

Няня: И что за Гребешок? Не только не теребит,

Нигде он даже не зацепит:

Так плавен, гладок в волосах.

Мальчик: Нет Гребню и цены у мальчика в глазах.

Няня: Случись, однако же, что Гребень затерялся,

Зарезвился мой мальчик, заигрался,

Всклокотил волосы копной.

Лишь няня к волосам, дитя подымет вой:

Мальчик: «Где Гребень мой?»

Няня: И Гребень отыскался,

Да только в головени взад он, ни вперед:

Лишь волосы до слез дерет.

Мальчик: «Какой ты злой, Гребнишка!»

Баснописец («сочиняя басню»):

А Гребень говорит: «Мой друг, все тот же я;

Да голова всклокочена твоя.»

Мальчик: Однако ж мальчик … от злости и досады

Закинул Гребень свой в реку:

Теперь им чешутся Наяды.

Баснописец (обращаясь к залу, назидательно):

Видал я на своем веку,

Что так же с правдой поступают.

Поколе совесть в нас чиста,

То правда нам мила и правда нам свята,

Ее и слушают и принимают:

Но только стал кривить душей,

То правду дале от ушей.

Звучит музыкальный фрагмент. Освещается вся сцена. «Оживают» все артисты.

СЦЕНА 6

Музыка приглушается, но звучит. Все артисты по очереди произносят начало цитат из басен Крылова, вывод-концовка звучит из уст «баснописца».

Артист 1: В природе и в чинах высокость хороша…

Баснописец: Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Артист 2: Как хочешь ты трудись,

Но приобресть не льстись

Ни благодарности, ни славы…

Баснописец: Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.

Артист 3: Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку…

Баснописец: Кто делов истинно - тих часто на словах,

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму.

Артист 4: …Истинная благость

Без всякой мзды добро творит…

Баснописец: Кто добр, тому избытки в тягость,

Коль он их с ближним не делит.

Артист 5: Кто добр поистине…

В молчаньи тот добро творит…

Артист 6: А кто про доброту лишь в уши всем жужжит,

То часто только добр на счет другого,

Затем, что в этом нет убытка никакого.

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям): Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, / Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Звучит музыкальный фрагмент. Занавес.

Литература:

Басни Ивана Андреевича Крылова: в девяти книгах. М.: Советская Россия, 1988.