История развития басни как литературного жанра. Проект по литературе "басня - как литературный жанр" Жанр басни в мировой литературе 5

31.03.2024

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).

В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

Следует выделить такие особенности басни :
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

В.А.Жуковский в статье "О басне и баснях Крылова" указал четыре главные особенности басни .
Первая черта басни – особенности характера , то, чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир , вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
Третья особенность басни – нравственный урок , мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок , который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие , вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", – пишет Жуковский.
Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

Цели: углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников – познакомить учеников с предшественниками Крылова в жанре басни; обучить элементам сравнительного анализа текстов.

Оборудование: сборники басен А.И. Крылова; тексты басен «Лисица и виноград» Эзопа, Ж. де Лафонтена, И.А. Крылова; иллюстрации к басням Кукрыниксы и А.М. Лаптева, детские иллюстрации, видеоматериалы к уроку.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания .

А) Повторение теории:

– Дайте определение басни.

– Из каких частей состоит басня? (Зачин, мораль, небольшой рассказ о событии)

– Что такое мораль?

– В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?

– Определение олицетворения?

– Какие ещё художественные приемы могут встречаться в баснях? (звукоподражания, эпитеты)

Б) Выразительное чтение понравившихся басен с кратким анализом.

  • «Свинья под дубом»

– Почему свинья не поняла, в чем её упрекают?

– Какая фраза из этой басни стала устойчивым выражением (фразеологизмом)? («Лишь были б жёлуди, ведь я от них жирею...»)

  • «Осел и мужик»

– Аллегорией чего является осел?

– Какова мораль этой басни?

II. Изучение нового материала .

Учитель: Жанр басни известен с древних времен. Родоначальником жанра считается Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Почти через семь веков римский поэт Федр переложил его басни в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни. В 17 веке древний жанр был возвеличен французским писателем Ж.. де Лафонтеном. Развивали жанр басни и русские баснописцы 18 века Хемницер И.И., Сумароков А.П., Дмитриев И.И.

Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение. Название басни сохранялось без изменений.

– Итак, это была басня Эзопа. А теперь вашему вниманию предлагается произведение Жана де Лафонтена на эту же тему.

– Басня И.А.Крылова «Лиса и виноград»

III.Обучение сравнительному анализу басен .

План сравнительного анализа.

(Запись на доске)

  1. Тема басни.
  2. Герои басни.
  3. События, действия героев.
  4. Цель басни.
  5. Мораль.
  6. Художественные особенности.

Беседа с детьми, что общего и чем различаются басни.

Общее Различное
  • общая тема, общий герой;
  • басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
  • в басне высмеиваются людские пороки;
  • басня имеет поучение (мораль)
  • басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, поучения;
  • басня Лафонтена более развернута: действие переносится во Францию, желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса, автор расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд!» Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса;
  • басня Крылова развернута, напоминает русскую сказку, так как в ней действует кума Лиса, употреблены простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око, зуб неймет; прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице: «Хоть видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов иллюстрирует своей басней.

IV. Закрепление изученного материала.

Какие басни вы приготовили для чтения в классе? Кто смог найти краткую историю создания этой басни? (Заслушивание выразительного чтения басен, приготовленных дома детьми)

V. Викторина по прочитанным дома басням.

Класс делится на 2 команды, за правильный ответ команда получает 1 балл.

  • Задание 1 (Слайд 4)
  • Задание 2 (Слайд 5)
  • Задание 3 (Слайд 6)
  • Задание 4 (Слайд 7)
  • Задание 5 (Слайд 8)
  • Задание 6 (Слайд 9)
  • Задание 7 (Слайд 10)

Учитель: – А теперь последнее задание: рассмотрите иллюстрации художников к басням Крылова, попробуйте угадать их.

Задание 8 (Слайды 11-20)

Учитель: – Итоги викторины. Кто больше всех получил жетонов, тот получает приз: зеркальце (ребята угадывают, из какой сказки этот предмет), очки, жёлудь, кусочек сыра и т.д.

VI. Домашнее задание.

  1. Письменный ответ на вопрос: «Почему басне суждена долгая жизнь?»
  2. Попробовать сочинить басню самим.

Елена Александровна Жилина,

учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ №1 г.Арамиль

Конспект открытого урока по литературе в 5 классе

«Жанр басни в мировой литературе»

Цели урока: углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников - познакомить их с предшественниками И.А. Крылова в жанре басни; обучить элементам сравнительного анализа текстов; учить осознавать нравственный, жизненный смысл басни; учить выразительному чтению басен; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор,раздаточный материал (см. приложение)

Ход урока:

Оргмомент, постановка целей и задач урока:

Тема нашего урока «Жанр басни в мировой литературе» (слайд 1). Сегодня у нас заключительный урок по общей теме «Басни». Мы с вами будем должны совершить небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни; узнаем имена тех, кто работал в жанре басни помимо И.А. Крылова; будем совершенствовать свое умение анализировать и выразительно читать басни; учиться правильно понимать смысл и мораль басен, а также развивать свои творческие способности. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала следующие слова: «Басня – подруга жизни…»

Имеем ли мы право так утверждать?

Почему мы можем назвать басню «подругой»? Кто такой друг, подруга? (выслушиваем ответы учащихся)

Вывод: назначение басни – на ярком живом примере научить какому-то важному жизненному правилу.

Работа по теме:

Жанр басни известен с древних времен (слайд 4).

Родоначальником жанра считается древнегреческий мудрец и баснописец Эзоп, живший в VI веке до н.э. (записать в тетради). Прослушаем сообщение о жизни Эзопа (сообщение рассказывает один из учеников в классе, важные моменты сообщения должны фиксироваться в тетрадях учащихся; примерное сообщение смотреть в приложении 2).

Имя легендарного раба-мудреца навсегда закрепилось за басенным жанром; все свои басни греки и римляне называли «баснями Эзопа». Басни Эзопа написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Мораль в них всегда помещена в конце. Давайте прослушаем некоторые из басен Эзопа и попытаемся раскрыть их смысл.

(В исполнении учащихся звучат басни Эзопа «Собака с куском мяса», «Олень и виноград»).

Какие пороки высмеивает Эзоп в своих баснях? (ответы учащихся: жадность, глупость, излишнюю доверчивость, наивность).

Какие русские пословицы отражают суть эзоповских басен? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Не руби сук, на котором сидишь»).


В XVII веке древний жанр был возвеличен (слайд 5) французским писателем Жаном де Лафонтеном (записать в тетради).

В XVIII веке басня начала быстро развиваться в России (слайд 6), в творчестве В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, а также Майкова В.И., Дмитриева И.И., Хемницера И.И. Они стремились писать басни простым, разговорным языком, избегая подробностей в пересказе, воссоздавая живые картинки нравов, грубовато-правдоподобный быт.

Позже самую широкую известность получили басни (слайд 7), созданные И.А. Крыловым. Как-то Крылов очень почтительно обратился к прославленному в то время поэту и баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву с просьбой посмотреть его безделку: три басенки, которые он перевел из Лафонтена. Дмитриев, сам когда-то переводивший эти же басни, пришел в полный восторг. «Вы нашли себя, говорил он Крылову. – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…» высоко оценивал дар Крылова и Н.В. Гоголь. В своей статье он писал: «Его басни отнюдь не для детей. Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски. Всюду у него Русь и пахнет Русью».

Слайд 6

Слайд 7


Попробуем проследить, как менялся облик басни Эзопа «Лисица и виноград» на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в древнее произведение.

Чтение басен учителем (Басни Эзопа, Лафонтена, Крылова) - см. приложение 1

-Сейчас, ребята, пользуясь планом сравнительного анализа на слайде (слайд 8), попробуем найти общее и различное в этих трех баснях (На столах учащихся находится раздаточный материал – все три басни, прочитанные учителем. Учитель должен коснуться каждого пункта плана сравнительного анализа. Учащиеся, отвечая, попутно заполняют таблицу «Общее и различное» (слайд 9) в тетрадях).

Общее:

1 Общая тема, герой

2. Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей.

3. В басне высмеиваются людские пороки (себялюбие, глупость, тщеславие).

4. Басня имеет поучение – мораль.

Различное:

3. Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены русские просторечные и устаревшие слова: кумушка, яхонты (рубины), отколь, око (глаз), неймет, попусту. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет».

Проведение физкультминутки

Викторина по басням И.А. Крылова

Поскольку сегодня у нас заключительный урок, я предлагаю вам еще раз вспомнить замечательные басни И.А. Крылова. Сейчас мы проведем небольшую викторину. Ученик, набравший наибольшее количество жетонов, получит за урок «5» (слайды 11-17).

Слайд 11

Задание 1. Определите названия басен, откуда взяты эти строчки (учащимся предлагается вспомнить названия басен по небольшим отрывкам. Когда будет получен правильный ответ, на экране должен появиться рисунок, иллюстрирующий данную басню. Пример задания на слайде 11):

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

Только мука.

(«Лебедь, Рак да Щука»)

    А вы, друзья,

как ни садитесь,

Все в музыканты

не годитесь.

(«Квартет»)

    То их понюхает,

то их полижет…

Очки не действуют никак!

(«Мартышка и Очки»)

    Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут,

То все у них пустяк. («Петух и жемчужное зеро»)

Задание 2. Закончите крылатые выражения (Учащимся предлагается закончить известные крылатые выражения. Перед выполнением задания целесообразно вспомнить, что такое крылатые выражения. Замечательно, если дети прокомментируют некоторые из крылатых выражений):

Задание 3. Помогите герою басни найти свою пару (На слайде учащиеся видят только одного героя, им нужно найти пару для него. Для некоторых героев басен можно найти несколько вариантов пар (петух – кукушка; петух – жемчужное зерно) :

    Свинья - дуб

    Петух - кукушка

    Моська - слон

    Ворона - лисица

    Ягненок - волк

    Стрекоза - муравей

    Фока - Демьян

    Васька – повар

Задание 4 . Герои «перемешались». Определите, из каких они басен? (Учащимся предлагается прослушать басню, составленную из отрывков 3-х известных басен).

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет.

Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,

У кого что силы стало,

В ушах у гостя затрещало –

И закружилась голова.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

«Изрядно, говорит,- сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно».

(«Лебедь, Рак да Щука», «Квартет», «Соловей»)

Подсчет жетонов, награждение победителя. Выставление оценок.

В 1855 году скульптор П.К. Клодт создал в городе Санкт-Петербург уникальный памятник И.А. Крылову. В основании памятника он разместил героев его басен – зверей, птиц, растений. Так память о легендарном русском баснописце останется вечной.

- В XX столетии жанр басни тоже развивался. Один из известных советских баснописцев – С.В. Михалков (слайд 19). Давайте познакомимся с его басней «Грибы»:

Рос Яркий Мухомор среди лесной полянки.

Бросался всем в глаза его нахальный вид:

    Смотрите на меня! Заметней нет поганки!

    Как я красив! Красив и ядовит! –

А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал.

И потому его никто не замечал…

Определите мораль басни?

Выводы по уроку (отвечая на поставленные учителем вопросы, ученики тем самым делают выводы не только по данному уроку, но и по всей теме (3-4 урока) в целом) :

Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание:

ХХ I век принесет миру много новых имен. Будут, наверное, среди них и новые баснописцы. Может быть, вы окажитесь ими? Запишем домашнее задание. На прошлых уроках вы уже пробовали сочинять сказку. Теперь сочините басню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся вам басен. Какой порок вы в ней высмеяли?

Ученик Московской школы, тоже пятиклассник, сочинил такую басню… Пробуйте и дерзайте и вы!

Приложение 1

Басни для сравнительного анализа

Эзоп:

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Жан де Лафонтен:

Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый, в румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен –

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

И.А. Крылов:

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдет,

Хоть видит око, да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь!»

Приложение 2

Примерное сообщение о Эзопе

Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в 440-430 годах до нашей эры. Оно, как и сам образ Эзопа, обросло легендами. Об Эзопе достоверно ничего не известно. Мы даже не знаем, был ли он историческим лицом. Согласно легендам, это был старец, участник пиров, мудрый собеседник. Он – раб, но умнее свободных граждан, безобразен («брюхо вспученное, голова – что котел, курносый, с темной кожей, увечный, гугнивый…»), но выше красавцев. Его внешний облик совсем не соответствовал представлениям аристократов об идеале человека.

Басня в его устах – орудие защиты угнетенного народа от знати. Но так как прямые выпады против властителей были опасны, то Эзоп избирает иносказательный жанр, форму басни. Он как бы развлекает слушателей устным рассказом, но цель его - передать правила, которым следуют в обществе и дома, поучать жизненными правдивыми историями и случаями.

Отсюда название – эзопов язык - язык иносказательный, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения. Эзоп считался и считается зачинателем басенного жанра, первооткрывателем, изобретателем басенных сюжетов.

Все последующие баснописцы (Федр, Лафонтен, Крылов и др.) использовали сюжеты, впервые введенные в литературу именно Эзопом.

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема : Жанр басни в мировой литературе.

Цели урока : углубить представление о жанре басни; расширить читательский интерес учеников - познакомить их с предшественниками И. А. Крылова в жанре басни; учить осознавать нравственный, жизненный смысл басни; учить выразительному чтению басен; развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа к уроку . Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нем.

Ход урока .

1 . Оргмомент, постановка целей и задач урока.

2 . Вступительная беседа:

Какие басни вы изучили в начальной школе? Кто их авторы?

Кто является героями басен? Почему чаще всего это животные?

С какой целью писались басни?

Вспомните, что такое мораль и зачем она нужна в баснях.

Найдите и прочитайте в словаре литературоведческих терминов статью «Басня».

3 . Концерт-миниатюра из подготовленных дома басен разных баснописцев (4-5 текстов).

4. Работа по теме. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев).

Рассказ учителя об истоках возникновения басенного жанра.

Чтение статьи учебника «Русские басни» и обсуждение ее содержания:

Что такое басня?

Когда появились басни? Каких первых баснописцев вы знаете?

Какие поэты создавали басни на русском языке?

Из каких частей состоит басня? Что такое мораль? Где она может находиться? Может ли мораль отсутствовать?

Что такое олицетворение и аллегория? Найдите эти термины в словаре литературоведческих терминов. Приведите примеры олицетворений и аллегорий из прозвучавших на уроке басен.

5 . Предъявление найденной пятиклассниками информации о баснописцах (по группам):

Группа1. Эзоп.

Группа 2. Лафонтен.

Группа 3. Сумароков.

Группа 4. Дмитриев.

6 . Закончите крылатые выражения. Учащимся предлагается закончить известные крылатые выражения. Перед выполнением задания целесообразно вспомнить, что такое крылатые выражения. Замечательно, если дети прокомментируют некоторые из крылатых выражений:

Ты всё пела? Это дело… (так поди же попляши!)

Кукушка хвалит петуха… (за то, что хвалит он Кукушку)

А ларчик просто… (открывался)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник… (а сапоги тачать пирожник)

У сильного всегда… (бессильный виноват)

А Васька слушает… (да ест)

Слона-то я и… (не приметил)

Ай, Моська! Знать она… (сильна, коль лает на слона!)

7 . Домашнее задание.

Подготовить краткое письменное сообщение о полюбившемся вам баснописце.

Вспомнить басни Крылова, выученные наизусть в начальной школе.

Слайд 1

Жанр басни в литературе.

Слайд 2

Жанр басни имеет древнюю и богатую историю.

Эзоп – древнегреческий баснописец, живший в 6 в до н. э.

Слайд 3

Общее в басне воплощается в частном случае. Невежество, наглость, глупость – эти качества характера присущи только одному человеку? Поэтому, в басне «Ворона и лисица» на примере только одной вороны и одной лисицы высмеиваются лесть и глупость – дурные качества, которыми могут обладать многие люди.

Слайд 4

Человеческие отношения переводятся в картины из жизни животных. Как вы понимаете это утверждение? С какой целью это делается? Читая басни, мы имеем возможность посмотреть на человеческую жизнь с некоторого расстояния, увидеть то, что не видно с первого раза, подумать над тем, над чем не задумываемся в действительной жизни.

Слайд 5

Что же такое басня? Басня – жанр литературы, короткий рассказ моралью, в котором в иносказательной, аллегорической форме, сатирически высмеиваются изображённые человеческие поступки и отношения, героями в басне часто являются животные. Какие важные слова вы выделите в этом определении, для того, чтобы лучше понять особенности жанра басни? Короткий рассказ. Мораль басни. Иносказательная, аллегорическая форма. Сатирически высмеиваются. Герои басни – животные.

Слайд 6

Композиция (строение) басни: Рассказ. Мораль - нравоучительный вывод, в котором заключена идея басни. Прочитайте следующие отрывки. Как вы назовёте их? Чему они нас учат и от чего предостерегают? «У сильного всегда бессильный виноват». «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».

Слайд 7

Выводы: Из каких двух элементов состоит композиция басни? Что такое мораль?

Слайд 8

« Эзопов язык» басни – зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать. Что такое иносказание? Что такое аллегория? Что такое «сатирическое высмеивание»? Почему героями басни часто являются животные? Что такое олицетворение?

Слайд 9

« Эзопов язык» басни – зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать. 1. Иносказание – «говорение» на другом языке. 2. Аллегория - элемент иносказания, такое изображения предмета, когда за ним скрывается другой предмет (человек) или некое одно качество (хитрость, злость, коварство). Лиса в басне «Ворона и лисица» – это аллегория. . Ворона в этой же басне – это аллегория. . . Свинья в басне «Свинья под дубом» - это аллегория. . .

Слайд 10

« Эзопов язык» басни – зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать. 3. Сатирическое высмеивание – это прямое, иногда злое высмеивание дурных качеств человека. Какие дурные качества высмеиваются в басне «Лебедь, рак и щука»? Какие дурные качества высмеиваются в басне «Ворона и лисица»? Какие дурные качества высмеиваются в басне «Свинья под дубом»? 4. Почему героями басни часто являются животные? - В изображении героев используется приём олицетворения. - Олицетворение – приём, когда животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют.