Джунгарская империя. Байкальские джунгары. враги казахов

25.03.2024

В нашем обзоре по первоисточникам мы поговорим о Джунгарии, которая составляет часть того, что уйгурские борцы за независимость называют Восточным Туркестаном. В мире Восточный Туркестан больше известен как Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР (Xinjiang Uygur Autonomous Region). Поговорим здесь и о населении Синьцзян-Уйгурского района, а именно уйгурах и ойратах (джунгарах).

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район, или Синьцзян (Xinjiang, в КНР иногда употребляется написание и как Sinkiang) на карте с сайта «Международного радио Китая» english.cri.cn. Как видим, по отдаленной части Синьцзяна проходит и небольшой участок российско-китайской границы.

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район на карте КНР с китайского госсайта russian.china.org.cn.

Запрещенный в КНР Всемирный Конгресс Уйгур (ВУК) называет родину уйгур Синьцзян Восточным Туркестаном, т.е. «страной тюрок». Здесь Восточный Туркестан на карте с сайта ВУК. Синьцзян известен в истории и как Джунгария, по имени также проживавшего здесь монголоязычного народа ойратов, который отличается и от тюрок-уйгур, и от китайцев. Однако многие из ойратов либо покинули бывшую Джунгарию, либо в годы завоеваний были истреблены китайцами. К джунгарам-ойратам относились и откочевавшие в Россию калмыки.

Уйгуры и ойраты

на последней границе

Пейзаж Синьцзян-Уйгурского Автономного Района на территории входящего в его состав Баянгол-Монгольский автономного округа.

Распространение Китая на востоке ныне ограничивается Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

Именно здесь в битвах тюрок - уйгур, и при участии западномонгольских племен - ойратов, не являющимися тюрками, - с одной стороны, и империей Цин - с другой, был около 250 лет назад установлен рубеж, разделяющий китайскую цивилизацию и современный тюркский мир.

История могла сложиться и так, что Китай в период установления устойчивых границ нового времени в своей территории продвинулся бы дальше - в Среднюю Азию, либо, наоборот - в нынешнем Синьцзян-Уйгурском районе теперь существовали бы независимые государства с культурой, отличной от китайской.

Однако тюрки-уйгуры и монголы-ойраты проиграли, и Китай к 1760 году получил новую границу, захватив Джунгарию - нынешний Синьцзян (слово Синьцзян на китайском и означает «новый рубеж, граница», в расширительном смысле иногда приводится перевод как приобретенный рубеж, в смысле новая территория). Часть монголов-ойратов, а именно калмыки, ныне нашли новую Родину за пределами Китая - в России, при этом Синьцзян остался регионом этнических меньшинств в Китае - тюрок-уйгур, исповедующих ислам, и, в значительно меньшей степени, ойратов, исповедующих буддизм. А Средняя Азия на некоторый период отошла к России, которая также в свое время воспользовалась слабостью тюркских народов региона.

Одна из причин победы Китая заключалась в том, что тюрки и монгольские этносы нынешнего Синьцзяна боролись между собой, а также существовали большие склоки внутри самих уйгурских родов.

Почему Китай не принимает

название Восточный Туркестан

Ниже фрагмент «Белой книги» - сборника, изданного Министерством иностранных дел КНР по вопросу Синьцзяна, в котором говорится о проблеме названия Синьцзяна и неприятии Китаем независимости региона:

«В средневековье в арабских географических книгах появилось понятие «Туркестан», которое означало «владения тюрков» и подразумевало земли к северу от реки Сир и сопредельные с ними восточные земли Средней Азии. По мере исторической эволюции и самоопределения современных национальностей Средней Азии географическое название «Туркестан» к XVIII веку почти исчезло, в книгах того периода его в основном не использовали. В начале XIX столетия вместе с углублением системы колониализма и экспансии в Средней Азии со стороны империалистических держав вновь появилось и слово «Туркестан».

В 1805 году русский миссионер Димковский в своем отчете о деятельности миссии тоже использовал название «Туркестан», описывая с географической точки зрения Среднюю Азию и Таримскую впадину в Синьцзяне Китая. А так как история, язык и обычаи этих двух районов отличались, и политическая принадлежность у них была разная, то он называл «Восточным Туркестаном» Таримскую впадину в Синьцзяне Китая, находившуюся на востоке от «Туркестана», называя эти земли и «китайским Туркестаном». В середине XIX века Россия аннексировала одно за другим три ханства в Средней Азии - Хивинское, Бухарское и Кокандское, в районе Хэчжун учредила «туркестанское наместничество», поэтому некоторые люди на Западе стали называть этот район «Западным Туркестаном» или «русским Туркестаном», а синьцзянские районы Китая - «Восточным Туркестаном».

В начале XX столетия ничтожное число синьцзянских раскольников и религиозных экстремистов под влиянием мирового религиозного экстремизма и национального шовинизма, основываясь на высказываниях старых колонизаторов, решило политизировать нестандартное географическое название «Восточный Туркестан» и выдумало некую «идейно-теоретическую концепцию» о «независимости Восточного Туркестана».

Ее последователи всюду разглагольствовали о том, что, мол, «Восточный Туркестан» испокон веков является самостоятельным государством, его национальность имеет почти десятитысячелетнюю историю, будто «это наилучшая в истории национальность»; они подстрекали к тому, чтобы все тюркоязычные и исповедующие ислам нации объединились и создали «теократическое» государство; отрицали историю создания великой родины всеми национальностями Китая, призывали «дать отпор всем национальностям нетюркской национальности», уничтожить «иноверцев», они разглагольствовали о том, что Китай «на протяжении трех тысяч лет является врагом Восточного Туркестана», и т. д. и т. п. После появления так называемой концепции о «Восточном Туркестане» раскольники всех мастей затеяли возню вокруг вопроса о «Восточном Туркестане», пытаясь осуществить несбыточные надежды о создании «государства Восточного Туркестана». (Белая книга» МИД КНР «История и развитие Синьцзяна», 2003 г., цитата по официальному сайту ведомства - fmprc.gov.cn).

Очерк истории и географии Синьцзяна с точки зрения правительства КНР см. на этого обзора;

Очерк истории и географии Восточного Туркестана - Синьцзяна с точки зрения уйгурского движения за независимость см. на этого обзора;

Уйгуры

Существование нескольких, а именно трех уйгурских государств на территории нынешнего Синьцзяна, приводило к забавным последствиям. Например, уйгурское государство Караханидов (также известно как государство Илекханов), принявшее ислам, постепенно перетекло на территорию Средней Азии (нынешнего Узбекистана).

Отметим, что позднее Илекханы в Средней Азии были объявлены вассалами монгольского племени каракитаев, а затем разгромлены (1212 год) предками современных тюрок-узбеков. В свою очередь, находящаяся на территории нынешнего Синьцзяна (в Кашгаре), восточная часть осударства Караханидов покорилась в 1212 году монгольскому племени найманов.

Уйгурское буддистское государство Идикутов при Чингисхане вошло в 1209 году в состав Монгольской империи на правах улуса, без войны, при этом эта часть уйгуров тогда дальновидно отказалась принять покровительство соперничавшего с Чингизом монгольского племени каракитаев, или, иначе кара-киданей (черных киданей), вскоре растворившихся в империи Чингисхана.

(Считается, что именно от древних киданей в период существования у них сильного единого государства произошло в русском языке и название Китай. Это название для Китая сохранялось длительное время и в европейских языках. Подробнее об этом см. на нашем сайте ).

После развала Монгольской империи, куда входили земли нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района, на этой территории возникли небольшие уйгурские ханства с населением, принявшим ислам.

….ойраты

В свою очередь, в XV веке на севере на севере Уйгурии западные монголы-ойраты, исповедующие буддизм, создали Джунгарское ханство.

Все эти государства прекратили свое существование после наступления китайских войск, о котором мы упоминали выше.

В настоящее время под ойратами понимают монгольскую народность, живущую в Синьцзян-Уйгурском районе Китайской Народной Республики, а также в западной части независимой Монголии.(Об истории и этнографии, и географии Монголии см. на нашем сайте ).

К ойратам относятся и калмыки, которые ныне своим названием как бы отделяются от ойратского относа, т.к. они откочевали очень далеко от своей исторической родины - нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района.

При откочевке в Россию калмыки просили у царя Василия Шуйского защиты от других степных образований - Казахского и Ногайского ханств.

Отметим, что довольно большая часть калмыцких родов (около 125 тыс. чел) в 1771 году вернулась из Российской империи в уже покоренную к тому времени Китаем Джунгарию. Тогда же Екатерина II упразднила Калмыцкое ханство, существовавшее в России с 1657 года. (Подробнее о др. народах степи, когда-то входивших в Монгольскую империю, см. на нашем сайте ).

Джунгары

- враги казахов

Государственный иновещательный спутниковый телеканал Казахстана Caspionet 17/07/2011 показал небольшой исторический очерк под громким названием «Аныракай: место стонов и рыданий врага», в котором рассказывалось о поражении джунгарских войск от ополчения казахских племен в Анракайской битве в 1729 году.

Необходимо отметить, что казахи и ойраты-джунгаре были в тот период непримиримыми врагами, и казахские племена в Анракайской битве спасли себя как этнос, выиграв сражение. И это была одна из последних битв Джунгарии, вскоре ойраты-джунгаре были покорены Цинским маньчжурским Китаем. Канал передавал:

«Надпись на камне 1729, год Петуха. Примерно 20 километров от Алматы. Это одна из самых загадочных битв в истории Казахстана. Ее сравнивают с Бородинским сражением и Куликовской сечью. Победа в этой битве помогла казахскому народу выжить как нации. Но где она проходила, как именно и даже в каком году - на эти вопросы однозначного ответа нет. …место стонов и рыданий врага…

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века.

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века. Малым красным кругом на карте обозначен район столицы Джунгарии города Кульджа, позднее некоторое время удерживающийся Россией. О Кульдже см. на второй странице этого обзора.

Исчезнувшая империя

Это была воинственная страна. Джунгары, по-другому ойраты, союз нескольких монгольских племен. Еще одно название - калмыки. В переводе с тюркского - отступники.

В 14 веке многие монгольские племена приняли ислам. Ойраты отказались, оставшись верными буддизму.

Говорит доктор исторических наук Жанузак Касымбаев:

«В то время население Джунгарии составляло где-то в пределах одного миллиона.

Такая маленькая страна держала в страхе громадный район - всю Центральную Азию».

Столица Джунгарии - Кульджа. 122 года просуществовало ханство. По выражению историка Василия Бертольда, последняя кочевая империя в Центральной Азии. К началу XVIII века мощное военное государство.

Джунгары - ойраты

как осколок Монгольской империи

«Хубилай-хан правил государством Юань 34 года и умер в 1294 году. После его смерти государство монгольской династии Юань просуществовало еще 70 лет пока династия не была свергнута восставшими китайцами в период правления хана Тогон-Тумура. Столица монгольского хана была перенесена обратно в Каракорум.

Другим государством, основанным потомками Чингисхана Джучи и Батыем, была Золотая Орда.

Со временем империя разбилась на несколько маленьких государств. Таким образом, на территории от Алтайских гор до Черного моря появилось много национальностей тюркского корня, такие как башкиры, татары, черкесы, хакасы, ногайцы, кабардинцы, крымские татары и др... Возникший на территории государства Чагадай Маваранахр был могущественным во времена правления Тумур-хана, захватывал территории от Багдада до Китая, но тоже распался. Империя Ильханов Хулагу воспряла ненадолго в период Газан-хана, но вскоре стали возрождаться Персия, Арабское государство, Турция и установилось 500-летнее правление Османской империи. Без сомнения, монголы были доминирующим народом в XIII веке, а Монголия стала известна во всем мире.

После падения династии Юань монголы, жившие там, вернулись на свою родину и жили свободно до захвата маньчжурцами. Это время отмечено в истории Монголии как период малых ханов, когда Монголия была без единого хана и разделилась на отдельные княжества.

Из сорока туменов, или княжеств, существовавших во времена Чингисхана, к тому времени осталось только шесть. Имелись также 4 ойратских тумена. Поэтому всю Монголию иногда называли «сорок и четыре». Ойраты, прежде всего хотели управлять всеми монголами, шла постоянно борьба за власть. Пользуясь этим китайцы регулярно нападали на монголов и однажды дошли до древней столицы Каракорума и разрушили его. В XVI в. Даян-хан вновь объединил монголов, но после его смерти началась борьба за трон. На троне за 10 лет сменилось 5 ханов и государство, в конце концов, прекратило свое существование. Когда младший сын Даян-хана Гэрэсэндзэ захватил власть, за Северной Монголией закрепилось название Халха…

Мандухай-хатун, ставшая женой Даян-хана лично возглавила военный поход против ойратов. Одержанная над ойратами победа покончила с их притязаниями на господство во всей Монголии. Значительные усилия Даян-хан прилагал для преодоления сепаратизма монгольских феодалов, не желавших признавать власть монгольского хана.

В очерке казахстанского иновещания Caspionet, который мы приводим также в нашем обзоре, отмечается что джунгары-калмыки бежали из Джунгарии поле разгрома их китайским войсками, Однако необходимо отметить, что та часть ойратов, которую собственно ныне называют калмыками, откочевала из Джунгарии в пределы России (сначала в Сибирь, а потом на Волгу) еще за столетие до того, а собственно ойраты до сих пор проживают в современном Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, хотя в очень небольшом количестве.

При этом большинство современного двадцатимиллионного Синьцзяна КНР составляют тюрки- уйгуры (около восьми миллионов человек, что составляет около 45% от общего количества населения), далее - китайцы (около семи миллионов, около 40%), полтора миллиона составляют тюрки-казахи (около 6%), дунгане (китайцы-мусульмане) - около восьмисот тысяч (4,55%), кыргизы - около ста шестидесяти тысяч (0,86%), монголы и калмыки (иначе говоря, ойраты) - около ста восьмидесяти тысяч человек (1,14%). Имеются крохотные, в несколько тысяч, общины маньчжур, русских (потомков лиц, приехавших, когда некоторые земли Синьцзяна на границе с современным Казахстаном принадлежали России, а также белой эмиграции), узбеков, татар, тибетцев. Как видим, собственно джунгар-ойратов в современном Синьцзяне осталось очень мало, чему способствовали войны и откочевья в соседние страны - Россию и Монголию.

(Справка Мониторинга сайт)

Кандидат исторических наук. Эдиге Валиханов:

«Был создан аппарат управления, сильный по своей подготовленности. Чиновничество делилось на двенадцать разрядов. Каждый из малых князей - тайджи должен был постоянно поставлять для всего ханства вооруженных людей в полной амуниции»

Отлично обученные войска и жесткая дисциплина. Примечательно, что сохранение жизни воинов было одной из главных задач военачальников. Провинившихся солдат не били и не истязали…

Эдиге Валиханов:

«(Провинившихся воинов) отодвигали от добычи, не давали возможности забрать женщин, женщины разменной монетой всегда у воинов были».

У джунгарских князей в качестве штрафов за различные правонарушения полагалось забирать сто нагрудных панцирей. С их родственников - пятьдесят. С чиновников, знаменосцев и трубачей по пять.

Эдиге Валиханов:

«Войны надевали кольчуги, которые не должны были мешать при движении. Чтобы железный шлем хорошо сидел, он имел подшлемник из войлока. С левой стороны находилась сабля или меч. Но мечом кочевники пользовались редко, потому что он был не удобен в конном бою»

Вся экипировка кочевника весила примерно килограммов 50 - 70. Вес военной амуниции зависел и от выносливости батыра. Некоторые из кольчуг достигали до 40 кг. Плюс шлем, булава, сабля, колчан со стрелами и лук.

Эдиге Валиханов:

«Силой руки натягивались луки длиною от 70 - 80 до 90 см, а некоторые батыры доходили до 120 сантиметров. Жилы животных составляли тетиву. Сила стрелы была чрезвычайно большой: где-то 150 - 200 метров пробивала кольчугу».

Казахские войны в военно-техническом оснащении проигрывали джунгарам. Кроме холодного оружия у них долгое время ничего не было.

Жанузак Касымбаев:

«Казахи даже не знали, как пользоваться артиллерией».

У джунгар артиллерия была. Основные экспортеры Китай, Персия, Россия. А в начале восемнадцатого века оружие стали делать и в самой Джунгарии. Производство наладил шведский унтер-офицер Йоган Гюстав Ренат. Судьба его удивительна. Во время полтавского сражения он был захвачен в плен российскими войсками, стал служить в российской армии, затем попал в плен к джунгарам, там сделал неплохую военную карьеру, разбогател, женился, причем на своей соотечественнице, и джунгарский правитель Галдан Церен позволил ему вернуться домой.

Жанузак Касымбаев:

«Он настолько был доверенным лицом Галдан Церена, что его назначили главнокомандующим ойратских войск. Несколько раз он участвовал в сражениях против Цинской империи, одерживая победы».

Эдиге Валиханов:

«Он как раз помог построить два-три железоделательных завода, которые делали вооружения. До 2000 мортир, которые ставились на верблюдов или на лошадей».

Джунгарские мушкетеры не носили доспехов и не вели рукопашный бой. В сражении их прикрывали войны с копьями и пиками. Иногда применяли живой щит,- в основном, стада крупного рогатого скота. Но огнестрельное оружие использовалось больше как психологическое. Главной силой все равно была кавалерия.

Эдиге Валиханов:

«Со скоростью 70- 80 километров в час на коротком промежутке времени. Покрывая все это тучей стрел. Ничто не могло противодействовать конной лавине кочевников».

Нашествие

18 век - век рыцарства - определение Чокана Валиханова. Именно в эту пору батыры - профессиональные воины - становятся главной политической силой. Централизованного управления в казахском ханстве не было. Батыры привыкли действовать в одиночку. В большинстве случаев жузы и улусы формировали отряды ополчения независимо друг от друга. Полная военная мобилизация проводилась крайне редко. И поражения следовали одно за другим.

Эдиге Валиханов:

«Поход (джунгар) 1717 года, когда тридцатитысячное казахское ополчение во главе с Кайыпом и Абулхаиром потерпело жесточайшее поражение под Аягузом, при котором они едва избежали плена. Такие же походы повторялись почти ежегодно»

Тотальное джунгарское нашествие началось в 1723 году. Нападение было неожиданным. Аулы собирались откочевать на летнее пастбище, отряды батыров готовились к вторжению на волжских калмыков. Семидесятитысячному джунгарскому войску просто некому было противостоять. Аулы буквально стерли с лица земли.

Жанузак Касымбаев:

«Старший (казахский) жуз опять оказался под оккупацией. Младший - двинулся в сторону башкир. Часть среднего дошла до Самарканда. Таким образом, практически весь Казахстан оказался опустошенным».

«Истерзанный голодный люд добрался до озера и пал, усеяв побережье своими телами. И один старейшина сказал: «Мы должны запомнить великое горе, постигшее нас». И назвал это бедствие «Брели, пока не заболели подошвы. Упав без сил, лежали вокруг озера». (Шакарим. «Родословная тюрок»).

Эдиге Валиханов:

«Ранней весной - огромные разливы рек. Маленькая речушка превращается в непроходимый мощнейший поток. Разразились эпидемии, люди стали гибнуть - от холеры, от голода».

Некоторые даты

из истории ойратов периода

после распада Монгольской империи

1471 - Мандухай, супруга Даян-хана (настоящее имя ее мужа Бату Мункэ, а Даян - прозвище, которое означает «всеобщий», данное за его успешное объединение всех монголов впервые после распада Монгольской империи) взяла крепость западных монголов - ойратов Тас. И принудила их к подчинению. После этого разгрома ойраты больше не претендовали на управление над всей Монголией. 34-летняя Мандухай, овдовевшая и взявшая в мужья вторым браком 19-летнего Даян-хана, за период их совместного правления провела множество военных сражений. Победы позволили на некоторое время объединить монгольские племена, хотя бы в скромных границах исторической Монголии, вернувшись к территориям до начала чингизидовых завоеваний. Это позволило Мандухай стать одной из самых знаменитых монгольских ханш периода после распада империи.

1635 - Союз ойратских племен создает Джунгарское ханство на территории Джунгарии.

1640 - Ойратские владетели провели съезд, на котором приняли Ик Цааджн Бичг (Великое Степное Уложение). Это уложение, среди прочего, отметило у буддизм в качестве религии ойратов. На этом съезде принимали участие представители всех ойратских родов от междуречья Яика и Волгидо Западной Монголии (ныне Монголия) и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). В работе съезда принял участие калмыцкий (ойратский) Зая-Пандита Огторгуйн Далай).

1643 - Орбулакская битва закончившаяся поражением джунгарских войск от казахских войск.

1657 - Часть ойратов, ныне известные как калмыки, становятся под сюзеренитет русского царя, ранее откочевав в русские пределы.

1667 - Победа ойратов Джунгарии над монгольской армией Алтан-хана.

1679 - К Джунгарскому ханству присоединена Уйгурия (Восточный Туркестан).

1690 -1697 - Первая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1710 - разорение российского Бикатунского острога.

1715-1739 - Вторая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1723-1727 - очередная джунгаро-казахская война. Вторгнувшись в казахские степи, джунгары захватили Ташкент.

1729 - Поражение джунгарских войск от объединенной казахской армии в Анракайской битве.

1755—1759 - Третья война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем, Джунгарское ханство ликвидировано Цинской империей.

(Вики и справка Мониторинга сайт);

По некоторым данным, во время джунгарского нашествия погибло свыше миллиона казахов. Жизнь в степи остановилась.

Историк Ирина Ерофеева, директор Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов:

«(Были) захвачены города казахские, (среди которых) город Туркестан - это столица Казахского ханства. Здесь мавзолей (мусульманского суфийского проповедника) Ходжа Ахмеда Ясави - та святыня, с которой ассоциировали себя все казахи».

Единственный выход - на время забыть междоусобные распри. В 1726 году представители трех жузов собрались вместе, чтобы избрать главнокомандующего казахской армией. Им стал хан Абулхаир. И через год на берегу реки Буланты джунгарам было нанесено первое крупное поражение. Местность, где проходила битва, получила название «Калмак кырылган» (Место гибели калмыков).

Битва

По преданию, битва началась с традиционного противостояния двух батыров. Со стороны джунгар Чарыш со стороны казахов Абулмансур, будущий хан Абылай.

Жанузак Касымбаев:

«Каждое сражение начиналось с поединков батыров с обеих сторон».

Каждый казахский хан и султан имел свой боевой клич. Так называемый, акар. Его не могли использовать рядовые воины. Боевым кличем могло стать и имя какого-либо аксакала. Абылай - имя деда Абулмансура.

«Абулмансур разогнал коня, издав клич «Абылай!», налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «Враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмыки дрогнули, побежали. И были рассеяны казахами». (Шакарим. «Родословная тюрков»).

Предполагаемое место сражения - поселок Анракай.

Местный житель:

«Говорят, что здесь погиб джунгарский полководец по имени Анра. Здесь его убили, захоронили, и осталось это название поселка»

Согласно преданию, первые потери ойраты понесли еще накануне битвы.

Жанузак Касымбаев:

«Перед сражением джунгары потеряли почти половину войск от того, что они напились недоброкачественной воды из озера «Ит-Ичмес» - «собака не станет пить воды из такого озера» (Со времен Тимура озеро называлось «Ит-Ичмес», т.е. «собака не будет пить» т.к. один литр воды в водоеме содержит 8 г соли. Прим. сайт).

Если это то озеро, то за 300 лет оно значительно обмелело и сейчас больше похоже на болото. Караой - черная долина, недалеко от поселка. Интересно, что в 50 годах прошлого века здесь обнаружили урановое месторождение. Шахты - в нескольких метрах от озера. Рядом заброшенные урановые штольни, ржавая гусеница от танка и патрон от пулемета. Еще лет 20 назад здесь был военный полигон. Впрочем, не факт, что анракайское сражение проходило именно здесь.

Ирина Ерофеева:

«Мы подняли все карты XVIII века и нашли, что это имя было только за одним-единственным озером. За западным заливом Балхаша, ныне самостоятельным озером Алаколь, которое так и именовалось ошибочно на картах - «Ит-Ичмес Алаколь».

Значит, и само сражение проходило приблизительно в 100 километрах от места, где ныне установлена стела (в память о сражении). И еще одно уточнение. О нем говорит Ирина Ерофеева:

«Это произошло весной, в апреле, 1730 года».

Саттар Мажитов, доктор исторических наук:

«Все никак не сойдутся либо на дате этого анракайского сражения, либо на его локализации, т.е. месте, где оно происходило».

Согласно некоторым исследованиям, военные действия проходили на территории 200 км. Невероятный масштаб. Сражение продолжалось от 3 до 40 дней. Количество воинов с двух сторон опять же по разным исследованиям колеблется от 12 до 150 тысяч.

Ирина Ерофеева:

«(Воин) кроме своего коня, на котором сидел, еще имел в запасе двух-трех коней. Представьте сколько было нужно коней на вот этом пространстве в 230000 кв. метров. Там не нужно было бы сражения, если бы было 60 - 80 тыс. человек. Пали бы и люди, и кони в один день, без сражения. Потому что (не было) ни травы, ни воды».

Единственное, что остается неоспоримым - это факт победы казахского войска. Но и тут все - не очень понятно. Вроде победили - ну и что?

Саттар Мажитов:

«Когда мы говорим о плодах анракайской битвы, то здесь уже наступает момент молчания. Почему? Действительно победили в этой сложной судьбоносной истории, но где же плоды этой победы?»

Через некоторое время в казахском ханстве опять началась борьба за власть, джунгары вернулись, и часть кочевий отвоевали. Но анракайская битва навсегда осталась в истории великой битвой.

Жанузак Касымбаев:

«Анракайская битва оказалась блестящей победой казахского оружия. Казахи впервые одержали действительно большую, и не только военную, победу».

Ирина Ерофеева:

«Анракайская битва стала итогом этого объединения, высшей точкой подъема народного духа, когда казахи себя почувствовали. Что я не кыпчак, я не найман, я не шапрашты а мы - казахи. Мы единый народ! Это наша земля! Мы сильны, когда мы все вместе!»

(Здесь перечисление племен: кыпчаки - тюркское племя, в русских летописях известны как половцы; найманы - племя монгольского происхождения, некоторые роды которого вошли как в состав казахского тюркского по происхождению народа, так и др. тюркских этносов, включая узбеков; шапрашты - один из родов казахского сташего жуза - одного из трех собраний казахских племен, первоначально старшинство определялось вассалитетом соответственно старшей и младшей ветвям Чингизидов. Прим. сайт).

Аныракай стал началом гибели Джунгарского ханства. Весной 1756 года китайская империя напала на ойратов. Джунгары, изрядно потрепанные казахскими войсками, не смогли оказать достойного сопротивления.

Саттар Мажитов:

«Для них история обернулась закатом».

Жанузак Касымбаев:

«История вряд ли помнит такой случай, чтобы целое государство в связи с военной кампанией исчезло с политической карты мира. Джунгария исчезла».

«Китайцы истребляли все живое на своем пути. Убивали мужчин, насиловали и замучивали женщин. Детям разбивали головы о камень или стену. Они перебили до миллиона калмыков..» (китайский историк Шан Юэ).

Часть населения была убита, другие умерли от голода и болезней. Единицам удалось бежать в Сибирь. Так погибла последняя кочевая империя». (Текст исторического телеочерка «Аныракай: место стонов и рыданий врага» государственного иновещательного спутникового телеканала Казахстана Caspionet от 17/07/2011..

На следующей странице: История Восточного Туркестана - Синьцзяна в официальной публикации уйгурского движения за самостоятельность региона ;

На рубеже XVI-XVII вв. в Западной Монголии образовалось отдельное ханство, получившее название Джунгарское (Ойратское). Оказавшись на пересечении интересов России и

Цинского Китая, эта страна сыграла важную роль в международных отношениях в Центральной Азии того периода.

Находясь в неблагоприятном для себя окружении, Джунгария испытывала в то время большие экономические затруднения, отражавшиеся и на происходивших там внутриполитических процессах.

Постепенно гегемонию захватил род Чорос, выдвинувший из своих рядов хана Харахула. Ответом недовольных таким положением дел князей стала их откочевка из Джунгарии вместе со своими зависимыми аратами в первой трети XVII в.

Наиболее известными из этой группы стали калмыки, посœелившиеся на территории России и принявших российское подданство.

Оставшиеся в Джунгарии монголы, которых после смерти в 1635 ᴦ. Хара-Хулы возглавил его сын Батур-Хунтайджи, были настроены антиманьчжурски и попытались объединить всœех монголов на борьбу с ними. Эту дату считают временем образования Джунгарского ханства. Часть ойратов, недовольных созданием Джунгарии, откочевала на Волгу и в Кукунор, где возникли самостоятельные ойратские ханства.

Тем не менее, несмотря на антикитайские и антиманьчжурские настроения, главным направлением внешнеполитической активности ойратов стал Восточный Туркестан.

В 40-е гᴦ. XVII в. Джунгария начинает завоевание восточных районов Могулистана, начав с территорий Чалыша и Тур-фана. Далее они вторглись в Кирию, Аксу и Кашгар.

В 1652 ᴦ. Батур-Хунтайджи вел войны с тянынанскими киргизами и с казахами, сумев их оттеснить в другие районы.

Но после его смерти они вновь начинают воевать с ойратами и только к 1655 ᴦ. от них освободили восточную часть Семиречья. Можно говорить о том, что к этому времени возникла уже единая тюрко-монгольская общность, способная противостоять проникновению сюда Цинского Китая и видевшая в захвате этого региона перспективу для контроля за проходившем тут важным тяныпаньским участком Великого шелкового пути.

Часть местного ойратского населœения начинает вести осœедлый образ жизни, строить города.

Был написан свод законов ʼʼЦааджин бичикʼʼ, предприняты попытки создания особой ой-ратской письменности, что свидетельствует о еще большем отделœении ойратов от других монгольских народностей, попавших к этому времени под контроль Цинов и их сближении с народами Восточного Туркестана.

ИСТОРИЯ ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА

На территории северо-западной Монголии уже несколько тысячелетий существует сохранившийся до наших дней «биосферный уклад жизни», основанный на пастбищном скотоводстве. Все также по степи бродят отары овец и табуны лошадей, у подножий горных хребтов белеют юрты, куда-то спешат всадники как когда-то в легендарные для монголов времена Чингисхана.

По горным ущельям и широким межгорным равнинам Монгольского Алтая проходили скифы, хунну, многочисленные тюркские племена и монголы. На территории северо-западной Монголии и части современного Синьцзяна располагалось последнее независимое государство кочевников — Джунгарское или Ойратское ханство.

Современное население Монгольского Алтая — а это более десятка этнических групп — олеты, дербеты, торгоуты, захчины, халхасцы, урянхайцы, мянгады и другие ощущают себя потомками джунгар. Термином «джунгар» — «левая рука» монголы называли князей из рода Чорос, владения которых находились в долине реки Или на территории современного Синьцзян-уйгурского автономного района КНР. Могущественное Джунгарское (Ойратское) ханство сложилось в 30-е годы 17 века.

Чоросские князья подчинили своей власти всех кочевников северо-западной Монголии, часть Восточного Туркестана. Недовольные усилением дома Чорос около 60 тысяч торгоутских семейств во главе с князем Хо-Урлюком двинулись в путь и перекочевали в низовья Волги, положив начало калмыцкому этносу.

Властелином ойратского ханства стал правитель Чоросского княжества — Эрдени-Батур. В это время на территории Китая стремительно росло могущество маньчжурских племен. В 1644 году маньчжурские войны захватили Пекин и положили начало

господству в Китае новой иноземной Цинской династии, просуществовавшей до 1911 года.

Маньчжурские императоры уделяли подчинению кочевников огромное внимание. Вскоре под их власть попали Чахарское ханство, южно-монгольские князья и Халхаское ханство. Джунгария в то время воцарился внутренний мир, активно развивалась торговля, а в 1648 году буддийский лама Зая-Пандита изобрел новую ойратскую письменность.

После смерти Эрдени-Батур-хана новым правителем стал его сын Сенге. Он был убит во время междоусобной борьбы. Его брат Галдан, еще ребенком посвященный в ламы, жил в то время в Тибете. Узнав об убийстве брата, он с разрешения Далай-ламы снял с себя монашеский сан и, вернувшись на родину, расправился с убийцами брата. При Галдан-хане Джунгарское ханство достигло наибольшего могущества — походы в Кукунор и Ордос, захват Турфана и всего Восточного Туркестана.

В 1679 Далай-лама — наставник и покровитель Галдан-хана пожаловал ему титул «бошохту» — «благословенный». В 1688 году Галдан-хан во главе 30 тысяч воинов вступил в пределы Халхи.

Разбитые джунгарами халхаские князья бежали под защиту маньчжуров и просили о подданстве. Маньчжуры решили атаковать джунгар и были разбиты. Император маньчжур Кан-си отправил вторую более многочисленную армию, оснащенную артиллерией. Битва со второй маньчжурской армией не принесла победы ни тем, ни другим. Но уже в 1696 году в окрестностях современного Улан-Батора произошло сражение, решившее судьбу Галдан-хана.

Его войны были разбиты, но потери маньчжур были также очень велики. Хан джунгар ушел с отрядом воинов на запад. Маньчжуры организовали его поиски. Был взят в плен сын Галдан-хана, которого отправили в Пекин и возили в клетке по улицам города. Неизвестно, что стало с Галданом — по одним сведениям он принял яд, по другим — умер, заболев по дороге в Тибет.

Ханом стал племянник Галдан-хана, сын его брата Сенге, Цеван-Рабдан.

Император Кан-си отправил к нему послов с предложением объявить себя вассалом императора маньчжуров. В ответ на отказ снова вспыхнула война между джунгарами и маньчжурами. Джунгары ожесточенно сопротивлялись, не раз разбивая имперские войска и переходя в наступление. После смерти Цеван-Рабдана ханом ойратов стал его старший сын Галдан-Церен. Ненавидя маньчжур и желая освободить Халху от маньчжур, ойратский хан сам начал наступление.

В долине реки Кобдо, в горах Монгольского Алтая, недалеко от незадолго выстроенной маньчжурами крепости Джунгары разбили 20 тысячную имперскую армию командованием начальника гвардии Фурданя. Но в степях в глубине Халхаских степей Джунгары потерпели поражение и отступили. Обе стороны склонялись к миру, и соглашение было достигнуто. После этого ойратские войска отправились в поход на казахов, которые во время маньчжуро-ойратской войны совершали постоянные набеги на кочевья джунгар. Средний жуз казахов был разгромлен и бежал под стены Оренбурга.

После смерти Галдан-Церена в ханстве началась междоусобная борьба за ханский престол, приведшая в итоге к гибели ойратского государства. Часть джунгарских князей перешли на сторону маньчжуров, другие использовали как союзников воинов казахских султанов. Император маньчжуров Цянь-лун отправил в Джунгарию две колонны численностью более 100 тысяч человек, эта армия нигде не встретила сопротивления, не сделав ни одного выстрела.

Хан ойратов Даваци был захвачен в плен, будучи предан своим другом джунгарским князем Амурсаной, возглавившим авангард маньчжурской армии.

Император обещал Амурсане трон ойратского хана, когда тот увидел, что маньчжуры не собираются выполнять своих обещаний, изменил Цинской династии и восстал.

Обосновавшись на реке Или, в ставке ойратских ханов Амурсана был провозглашен своими сторонниками ханом. Огромная армия маньчжур двинулась в Джунгарию, уничтожая все на своем пути, проводилось методическое истребление ойратов, кочевники спасались, уходя в пределы российских границ.

Ойратский народ, численность которого насчитывала около 600 тысяч человек, был почти полностью истреблен, за исключением около 40 тысяч человек, бежавших в Россию. Небольшое число ойратских семейств сохранилось в Монгольском Алтае в районе Кобдо, современного центра Ховдского аймака МНР. Это и были предки современного населения северо-западной Монголии.

ДЖУНГАРСКОЕ (ОЙРАТСКОЕ) ХАНСТВО

Государство ойратов в Джунгарии (1635-1758) на части территории современного Северо-Западного Китая. Ставка джунгарских ханов находилась в Илийской долине. В 1757-1758 гг. Джунгарское ханство завоевано маньчжурской династией Цин. В результате завоевания почти все население ханства было уничтожено.

Основу племенного союза ойратов, сложившегося в конце XIV века, составляли западномонгольские родоплеменные объединения — чорос (джунгары), дэрбэт, хошоут и торгоут. Последние в 1627-1628 гг. отделились от остальных ойратов и перекочевали в низовья Волги, заселив степи современной Калмыкии.

Впервые упоминания о калмыках в русских летописях появляются в последней трети XVI века. Так, в одном из описаний Сибири сообщалось, что по берегам рек Тобола, Иртыша и Оби «жительства имеют мнози языцы: Тотаровя, Колмыки, Мугалы». «Калмаками» (русское — калмык) тюрки еще в конце XIV века называли своих монголоязычных соседей, живших к западу от Алтайских гор. Спустя два столетия это слово было заимствовано русскими и, немного видоизменившись, стало употребляться для обозначения населения, входившего в племенной союз ойратов.

В ХV-ХVI веках ойраты кочевали в Западной Монголии, на территории от западных склонов Хангайских гор на востоке до Черного Иртыша и озера Зайсан на западе. Длительное время они были зависимы от восточномонгольских ханов, однако в 1587 году им удалось разгромить в верховьях Иртыша восьмидесятитысячную армию халхасцев. Эта победа положила начало военно-политическому усилению ойратов.

В самом конце XVI века они добили остатки войск бежавшего от русских сибирского хана Кучума. Гибель Сибирского ханства позволила западным монголам продвинуть свои кочевья на север до верховий рек Ишима и Оми. По данным сибирских летописей, на рубеже XVI и XVII веков ойратские владения простирались до района современного города Омска.

В том же месте отмечен «край калмыцкой степи» и на более поздних картах С.У. Ремезова. Помимо Западной Монголии кочевья ойратов охватывали в начале XVII века обширные пространства на левобережье Иртыша, «занимая в среднем течении Иртыша степи его правого и левого берегов» примерно до широты современного Новосибирска.
Важную роль в племенном союзе к этому времени стал играть правитель Чоросского княжества Хара-Хула (в русских документах «Каракула», «Каракула-тайша»).

В ойратских исторических хрониках упоминание о чоросском князе Хара-Хуле встречается уже в рассказе о событиях 1587 года, когда западные монголы-ойраты подверглись нападению Алтын-хана, одного из восточномонгольских правителей. Тогда объединенное ойратское войско, в состав которого входили и шесть тысяч чоросов, смогло дать отпор нападавшим, выиграв сражение на берегу Иртыша.

Военное противоборство с ойратами, столь неудачно начатое первым Алтын-ханом (он погиб в той битве), продолжалось с переменным успехом и в XVII веке.

Известно, что в 1607 году дэрбэтские и хошоутские тайши обращались к русским властям в Сибири с просьбой «от Алтына-царя велети их оберегати, и ратных людей на него велети им давати, и город бы велети поставити на Оми реке от Тары 5 днищ, чтобы им тут кочевати было от Алтана-царя безстрашно». Вскоре после этого ойратам удалось одержать военную победу над Алтаю-ханом, однако в 1616 году русские послы свидетельствовали: » Емлют с колмаков китайской царь и Алтын-царь ясак по 200 верблюдов да по 1000 лошадей и овец на год со всякого тайши…

И колмацкие люди от них в страхованье».
Государство Алтын-ханов (Монгольское ханство) располагалось на территории современной Монгольской Республики, в северо-западном углу Халхи, между озерами Убса-Нур и Хубсугул. На западе оно граничило с ойратскими княжествами.

В конце ХVI-начале XVII веков Алтын-ханам удалось подчинить ряд мелких племенных групп и народностей Южной Сибири, обитавших близ северных границ их владений.

В результате Алтын-ханы первыми из восточномонгольских правителей стали соседствовать с Русским государством и вступили с ним в разносторонние отношения.
Весной 1617 года послы Алтын-хана были приняты в Москве русским царем Михаилом Федоровичем. Перед отправкой в обратный путь им была вручена «жалованная грамота», извещавшая Алтын-хана о принятии его в русское подданство и о посылке ему «царского жалованья…- 2 кубка золочены да братину, 2 портища сукна скорлату (багряно-красного цвета) , саблю, 2 пищали, лук».

В ответном письме, направленном русскому царю в начале 1619 года, Алтын-хан просил обеспечить безопасность своим послам и торговцам. «И тому доброму делу помешку чинят меж нас калмыцкой Каракулы-тайша», — жаловался он царю, предлагая объединить силы для совместного похода «на тех воров на Каракулы-Тайшу н на его людей».

Чоросский князь Харя-Хула, о котором шла речь, кочевал в верховьях Иртыша. До 1619 года он не вступал в контакты с русскими властями. Силой оружия и средствами дипломатии Хара-Хула медленно, но неуклонно укреплял свое могущество, подчиняя правителей соседних ойратских владений. Постепенная концентрация власти в руках джунгарского князя позволила ему возглавить борьбу ойратов против государства Алтын-ханов.

Готовясь к войне, Хара-Хула стремился обезопасить свои тылы и так же, как Алтын-хан, пытался заручиться поддержкой русского царя, для чего впервые направил в 1619 году специальную миссию в Москву. Этому предшествовало военное столкновение русских с ойратами, прикочевавшими осенью 1618 года на правобережье Иртыша между рекой Омь и озером Чаны.

Тогда отряды, посланные воеводой города Тары, «многих колмацких людей… побили и улусы их погромили и полон многой поймали»

Посольства Хара-Хулы и Алтын-хана были одновременно отправлены сибирской администрацией в столицу, вместе проделали весь многомесячный путь и в один и тот же день (29 января 1620 года) поочередно побывали на приеме у русского царя.

Послы Хара-Хулы объявили Михаилу Федоровичу, что их повелитель и его родственники «со всеми своими улусы… шерть учинили (присягнули) , что быти нам под твоею царского величества высокою рукою в прямом холопстве навеки неотступными.

И вам бы, великому государю, нас пожаловать, передавали просьбу Хара-Хулы послы, — держати под своею царскою высокою рукою… в повеленье и от недрузей наших во обороне и в защищенье».
В грамоте, врученной послам Алтын-хана в конце апреля 1620 года, царь Михаил Федорович дипломатично отклонил предложение о совместном военном походе против Хара-Хулы.

Алтын-хану сообщалось, что, «жалея тебя, Алтына-царя», из Москвы послано «царское повеление к сибирским воеводам… тебя и твоей земли от колматцкого Каракулы-тайши и от его людей оберегать». Спустя месяц получили ответ и послы чоросского князя: им была дана «жалованная грамота» о принятии Хара-Хулы в русское подданство.

«И мы, великий государь, тебя, Каракулу-тайша, и твоих улусных людей пожаловали, в нашу царскую милость и во оборону приняли, и в нашем царском жалованье и призренье держать вас хотим, и от недругов ваших сибирским воеводам нашим оберегать велели», говорилось в этом документе.

Послы новоиспеченных подданных русского царя еще не успели вернуться к своим враждующим правителям, а в «калмыцкой степи» в начале осени 1620 года уже полыхала новая война между ойратами и Алтын-ханом.

Летом 1621 года побывавшие в междуречье Оби и Иртыша русские разведчики сообщали, что там «кочуют черные колмаки: Талай-тайша, да Бабаган-тайша, да Мерген-тайша, да Шукур-тайша, да Саул-тайша и иные многие тайши со всеми своими улусы, потому что де задрали черные колмаки Каракул-тайша, да Мерген-Теменя-тайша Алтына-царя. И Алтын де царь их побил и идет де на черных калмаков войною, и те де тайши потаму кочюют меж Оби и Иртыша…» Имена ойратских предводителей, искаженные в русском документе, вероятно, обозначали главу дэрбэтов Далай-тайшу, Мерген-Тэмэнэ-тайшу, сына Хара-Хулы чоросского Чохур-тайшу и, возможно, хошоутского Баба-хана.

В первой четверти XVII века ойраты (телеуты) мигрировали на юг, в пределы Алтайского края. Умер Хара-Хула около 1635 года, незадолго до образования западными монголами-ойратами своего собственного государства — Джунгарского ханства.

Во второй половине XVII в. взаимоотношения России и Джунгарского ханства были по большей части враждебными. Джунгарское ханство препятствовало развитию непосредственных торговых и дипломатических отношений России и Китая, блокируя наиболее прямые пути и вынуждая русские экспедиции использовать для связей более северные и восточные маршруты (См.

Избрант Идес. Главы из «Записок о русском посольстве в Китай (1692-1695)»).
Позднее обширные территориальные претензии ойратских ханов в Сибири, бесконечные споры по поводу права сбора дани с коренных народов Сибири, стремление джунгар воспрепятствовать присоединению народов Сибири к России, возникновение на этой почве вооруженных столкновений — вот что побуждало правительство и местные власти противодействовать укреплению позиций ойратов в Казахстане и Южной Сибири, заставлял их делать все возможное, чтобы не дать Джунгарскому ханству усилиться за счет поглощения соседних народов, прежде всего не допустить джунгаро-казахского сближения.

В XVIII в. в своей политике по отношению к Джунгарии русское правительство исходило прежде всего из интересов обеспечения защиты Сибири, ее населения и богатств. В идеале ставилась задача любыми способами побудить правителей Джунгарии признать российское подданство.

В худшем случае необходимо было добиваться «доброго соседства». Во внешней политике России в Центральной Азии в рассматриваемый период взаимоотношения с Джунгарией занимали ведущее место. Государство ойратов рассматривалось как противовес Цинской империи, как заслон на пути ее агрессивных устремлений в этом регионе Азии.

Именно поэтому все попытки цинской дипломатии склонить царское правительство к союзу против джунгар, уговорить двинуть против ойратов калмыцкие войска потерпели неудачу.
Политика владетелей Джунгарского ханства по отношению к России в значительной степени определялась характером и состоянием отношений западных монголов с маньчжурской империей Цин: в период военных поражений правители Джунгарии стремились заручиться военной поддержкой со стороны русского правительства и даже поднимали, как это было в 1720 г., вопрос о российском подданстве.

Однако, как только угроза разгрома и вообще военное давление со стороны Китая ослабевало, русско-джунгарские противоречия вновь обострялись.
В треугольнике — Китай — Россия — Джунгария положение российской стороны было наиболее предпочтительным.

Цинская империя и Джунгарское ханство искали союза с Россией, однако последняя не извлекла из этого существенных выгод.
Воспользовавшись междоусобицами среди ойратских князей, Цинская империя в 157-1758 гг. буквально стерла с лица земли Джунгарское ханство и его население. Неверная оценка ситуации и слабость военных сил в Сибири определили политику невмешательства России в происходящие события, позволили Цинам беспрепятственно расправиться со своим доселе могучим противником.

Лишь несколько десятков тысяч ойратов и алтайцев спаслись под защитой русских крепостей.

После завоевания империей Цин Джунгарского и Яркендского ханств в 1757 г. границы китайского государства подступили к территориям современного Казахстана. В это же время Центральная Азия стала зоной интересов Российской империи. В первой половине XVIII в. состав Российской империи вошли Малый и Средний Жуз.

После завершения присоединения восточных казахских земель (Большой Жуз) к России (1822-1882 гг.) встал вопрос о взаимных границах Российской и Цинской империй.

В эпоху правления династии Цин были подписаны три главных документа, относящихся к российско-китайской границе: Пекинский дополнительный договор от 2 ноября 1860 г., Чугучакский протокол от 25 октября 1864 г.

и Санкт-Петербургский договор от 12 февраля 1881 г. Первый из них наметил лишь общее направление границы, а второй определял прохождение границы по основным общеизвестным географическим ориентирам. В 1881 г. Россия возвратила Китаю Илийский край, в связи с чем требовалось уточнить границу от Джунгарских Ворот до территории Киргизии, а также в районе озера Зайсан.

В дополнение к этим основополагающим документам представителями синьцзянских провинциальных властей, с одной стороны, и Омской и Верненской администрации — с другой, были составлены и подписаны Хабарасуский протокол 1870 г., Бараталинский протокол от 16 октября 1882 г., Майкапчагайский протокол от 31 июля 1883 г., Алкабекский протокол от 23 августа 1883 г., Тарбагатайский (Чугучакский) протокол от 21 сентября 1883 г.

Таким образом, линия границы была юридически оформлена в полном объеме.

Во взаимоотношениях Русского государства и Джунгарского ханства вопрос о сюзеренитете над коренными народами Южной и Западной Сибири, в том числе, о праве сбора ясака с северных алтайцев, был едва ли не самым острым. Он возник уже в первой половине XVII в. и не сходил с повестки переговоров между двумя государствами вплоть до гибели Джунгарии. Постоянные конфликты порождали вопрос о подданстве племен и народов, обитавших в пограничной зоне, о том, кто является их сюзереном, кто обладает правом собирать с них ясак.

Недостаток военных сил России в Сибири, занятость русского двора европейскими делами, нежелание обострять отношения с могущественным государством Центральной Азии, противодействовавшим агрессивным устремлениям маньчжурской династии Цин были причинами того, что ряд тюркских племен Сибири, в том числе значительная часть северных алтайцев, давно признавших подданство Русского государства, оказались вынуждены платить дань и ойратам.

Автором идеи о кондоминиуме (двойном подданстве) северных алтайцев, барабинцев и енисейских кыргызов являлся основатель Джунгарского ханства Батур-хунтайджи, впервые высказавший ее в 1640 г. представителю тобольского воеводы Меньшому-Ремезову. Однако, если в период правления Батур-хунтайджи все спорные вопросы во взаимоотношениях с Русским государством решались, как правило, мирным путем, то позже, после прихода в 1662 г. к власти Сенге, обстановка на Алтае резко осложнилась. Особенно это проявилось после того, как в 1667 г. джунгарские войска разгромили хотогойтского Алтын-Хана Лозона (Лубсана).

Джунгарские отряды начали не только нападать на представителей коренного населения Сибири, но и осаждать Красноярск, угрожать Кузнецку и Томску, требуя, в частности, выдачи бежавших под их защиту отдельных групп телеутов (выезжих). Не улучшились русско-джунгарские отношения и после гибели Сенге, и захвата верховной власти его братом Галданом в 1670 г. Прибывшие в Кузнецк послы нового хана заявили местным властям, что "прежде того отцу Кегеневу и брату Сенге и ему Кегеню подгородные кузнецкие люди, абинские служилые татары и выезжие белые калмыки и тюлиберские и боянские ясачные татары давали ясак, а ныне ему многие годы ясаку не дают и чтоб выезжих белых калмыков выдал на прежнее житье, а с ясачных людей дать ясак, грозя ежели того учинено не будет, приходить под Кузнецкой войною и уезды разорять". Однако, осложнившаяся внешнеполитическая обстановка и, прежде всего, война с Халхой (1688-1690 гг.), а затем и с Цинской империей заставила Галдана искать помощи со стороны Русского государства и умерить свои притязания в Южной Сибири. Его племянник Цэван-Рабдан, захвативший в начале 90-х гг. власть в Джунгарии, вскоре после гибели Галдана укрепил свои позиции в ханстве и возобновил прежние претензии. В годы его правления русско-джунгарские отношения крайне обострились, на Алтае начались вооруженные столкновения. В 1710 г. ойратские войска, возглавляемые зайсаном Духаром, сожгли построенную год назад при слиянии Бии и Катуни Бикатунскую крепость, разорили более 10 деревень, подступали к Кузнецку.

В июне 1713 г. сибирский губернатор М.П. Гагарин направил в Джунгарию тарского казачьего голову Ивана Чередова. В листе, адресованном хунтайджи Цэван-Рабдану, губернатор потребовал возвращения захваченных на Алтае пленных, имущества, а также просил, "чтоб на калмык, которые российский город, бывшей меж Бией и Катуней рек, разорили дать оборон". Цэван-Рабдан категорически отказался принять представителя сибирского губернатора, запретил снабжать его продовольствием и предоставлять кров. Переговоры, не принесшие никакого результата, И. Чередов вел с чиновниками хунтайджи. Прибывшие вместе с И. Передовым в Тобольск ойратские послы вручили М.П. Гагарину ответный лист правительства Джунгарии, в котором перечислялись "обиды", нанесенные ойратам русскими властями Сибири. В конце послания содержалась прямая угроза - "города Томск, Красноярск, Кузнецкой на их (ойратских. - Авт.) землях построены, долой буде снесены не будут, то их, яко на своей земле (хунтайджи) пошлет взять".

Еще более русско-джунгарские отношения обострились в 1715 - 1716 гг. после появления в верховьях Иртыша военного отряда подполковника И.Д. Бухгольца, отправленного Петром I по предложению М.П. Гагарина в Восточный Туркестан на поиски "песошного золота". Как известно, русский отряд был осажден джунгарскими войсками в новопостроенной Ямышевской крепости и вынужден был после длительной обороны, в условиях голода и эпидемии, срыть крепость и весной 1716 г. возвратиться обратно. Попытка русского правительства, не располагавшего достаточными сведениями о географическом и политическом положении Восточного Туркестана, в частности, Яркенда, пройти через территорию Джунгарского ханства привела к резкому обострению русско-ойратских отношений и к усилению напряженности в приграничной полосе, в том числе на Алтае. В том же 1716 г. кузнецкие власти сообщили правительству, что ойратские войска "многие деревни пожгли".

Напряжение стало спадать лишь после начала в 1717 г. новой джунгаро-цинской войны, когда Джунгария оказалась на грани поражения. В такой обстановке Цэван-Рабдан был вынужден направить в Петербург посольство во главе с Борокурганом с просьбой к Петру I принять его в подданство России на тех же условиях, что и волжских калмыков, и построить в верховьях Иртыша крепость. Русское правительство откликнулось на эту просьбу и направило в Джунгарию для приведения к присяге Цэван-Рабдана капитана Ивана Унковского. Однако, в 1722 г., когда И. Унковский прибыл в Джунгарию, обстановка резко изменилась. Цэван-Рабдан заявил русскому послу: "Было де его наперед сего прошение, чтобы городы построить для того, что китайцы на улусы его чинили нападения, а ныне де старый китайский хан умер (император Канси умер в декабре 1722 г.), а на его место его сын вступил (девиз правления Юнчжэн, 1723-1735 гг.), который прислал к нему (Цэван-Рабдану. - Авт.) послов своих, чтоб жить по-прежнему в дружбе... для чего ныне инороднему , контайши, ненадобны". Правитель Джунгарии заявил русскому послу о намерении возобновить сбор албана с северных алтайцев. Вскоре ойротские и телеутские отряды вновь появились в Кузнецком уезде.

К середине 20-х гг. XVIII в., как это видно из ведомости, присланной чрезвычайному и полномочному послу С.Л. Владиславичу-Рагузинскому, направлявшемуся на переговоры в Китай, джунгары собирали дань "с Кондомских, с Етиберской, с Каргинской, с Щелкалской, с Кергешской, с Комляжской, с Кузенской, да Мраских з Бежбоякова, с Ендаева, с Елейской, з Ближней Карги, с Кузетеевой, с Кызыл-Карги, с Кавинской, с Коинской и з Шерской, да с подгородной Таугапской волостей. И оные де иноземцы им, контайшиным калмыкам, на контайшу албана дают по вся годы после ясака Российской империи". Джунгары брали дань не только с перечисленных, в основном шорских, но и с Барсоятской волости. По данным 1730 г. в двоеданческих волостях числились уже Баштинская, Карачерская, Забийская шорские волости.

Северные алтайцы платили ойратам дань шкурами ценных пушных зверей, изделиями из железа. По сведениям воеводской канцелярии г. Кузнецка 1752 г. из трех шорских родов (Каргинского, Елейского и Тазашского) 21 человек считался двоеданцем. Размер дани в денежном выражении равнялся 23 руб. 52 коп в год. В натуральном выражении это, примерно, одна шкурка соболя с человека в год. В Ковинском роде было 11 двоеданцев, плативших дань джунгарам соболями, белками, бобрами, красными кожами на сумму 12 руб. 32 коп. В Бельтирском роде значилось 24 двоеданца, сумма дани составляла 26 руб. 88 коп. Из двоеданцев Итиберской волости 49 человек платили джунгарам дань "разным зверем и железом делным: таганами и котлами".

Таким образом, из 13 волостей ойратам платили дань в сумме 492 руб. 70 коп, 470 чел. Для сравнения отметим, что местные кузнецкие власти с этих же волостей собирали ясак, как следует из окладных книг, с 1350 человек.

Положение северных алтайцев-двоеданцев было исключительно тяжелым. Джунгарские и телеутские сборщики дани, доносил в Москву томский воевода С. Вяземский, в двоеданческие волости "сами ездят и жен своих и детей, и братьев, и племянников, и людей своих посылали и государевых ясашных людей мучат, бьют и грабят, и всячески разоряют, да всякую мягкую рухлядь и платья, зипуны и шубы, и котлы, и топоры сильно отнимают и лошадей отгоняют". По преданиям алтайцев, сборщики дани (даруги) "носили в правом ухе в виде серьги особый знак - маленький посеребренный таганчик, служивший эмблемой албана, собираемого с алтайцев железными котлами и таганами". С неплательщиками албана расправлялись самым жестоким образом. Телеутский князь Байгорок, собиравший по приказу Цэван-Рабдана албан, старшину Чеоктона "поймал, у живого глаза велел выколоть и ременья из спины вырезали и повесили на дерево". Вина последнего состояла в отказе от уплаты дани.

В годы военных неудач, вспышек междоусобиц в самой Джунгарии ойратские правители, стремясь возместить понесенные потери, ужесточали фискальную политику на Алтае. Так было, например, после смерти Галдан-Цэрена в 1745 г. В 1752 г. жители Верхнеку-мандинской волости Акучай Истегешев и Акачак сообщали русским властям, что прибывший из Джунгарии сборщик албана Дюрен, собрав по два-три соболя с каждого человека, потребовал заплатить ему по шесть шкурок соболя. "И оной де Дюрен, - пожаловались посланцы, - уже с них, у кого ежели соболей нет, забирает и лошадьми и в неоплате де того алману бьет немилостиво".

Сбор дани с северных алтайцев-двоеданцев ойратские и телеутские феодалы превратили в одно из средств личного обогащения. Население Кондомских волостей неоднократно жаловались властям Красноярска и Кузнецка на самоуправство и грабежи джунгарских и телеутских князей. Так, присланный хунтайджи Галдан-Цереном Кутук Кытакулов в 1742 г. "сверх ясаку на себя собирал сильно десять соболей... да взял де с собою в подводы восемь лошадей и не возвратил, а подводчиков отпустил пеших, також де многих белтир мучил и всякими нападками и вязал иных к юрте спиной назад и к полу де арканом и брал по соболю и коньми". Сменивший его в 1743 -1744 гг. Мамут Кытакулов "взял же с оных татар в два года 22 коня, которых де и угнал с собою, да сверх ясаку взял с них 20 соболей, також де и кроме того своими нападками брал по коню и мучил всякими муками» (Потанин, 1875).

Непосильные поборы и издевательства со стороны джунгар нередко побуждали двоеданцев оставлять свои исконные места и скрываться в отдаленных труднодоступных районах. Джунгарский сборщик албана Чюхай Часманов в 1752 г. жаловался русским властям, что "Мраской волости башлык Ебога с своей волости албану за семь лет не отдавал и бегает от них со своей волостью. Капской волости башлык Копышак не отдавал за нынешний 752 год за 30 голов и от того платежа бежал",

Царское правительство и местные сибирские власти принимали меры, чтобы оградить коренное население Сибири от домогательств джунгарских феодалов и вассалов. Практически, всем послам и посланцам, направляющимся из столицы и из сибирских городов в Джунгарию, вменялось в обязанность добиваться от ойратских владельцев прекращения грабежей, возвращения имущества и пленных.

Сибирские воеводы, получив сведения о появлении джунгарских или телеутских сборщиков дани в жилищах северных алтайцев, нередко высылали военные отряды, которые силой выдворяли джунгар, отбирали и возвращали населению имущество и скот. Насколько острым и сложным был вопрос о сюзеренитете над пограничными между Джунгарией и Русским государством коренными народами Сибири, свидетельствуют, например, переговоры русского посла Л. Угрюмова с джунгарским правителем Галдан-Цэреном и его советниками. Вкратце история отправления этого посольства такова. В 1730 г. в Москву прибыло очередное посольство из Джунгарии. Во время переговоров ойратские послы заявили, что Галдан-Цэрен желает наконец "о ссорах и претензиях как с российской, так и с его стороны произошедших согласится и для того просил о присылке к нему из России знатной персоны, с которым обещает во всех претензиях исследование и розвод учинить". Предложение это было охотно принято и вместе с ойратским посольством в ставку хунтайджи был отправлен майор Л. Д. Угрюмов.

В инструкции Сибирской губернской канцелярии, врученной Л.Д. Угрюмову в Тобольске, по вопросу о двоеданцах говорилось следующее: "Когда зенгорский владелец Галдан-Чирин или знатные ево калмыцкие начальники будут иметь претензию о волостях, о которых оной Галдан-Чирин претендовал с посланном своим, якобы ево владения, и на то ему, посланнику Угрнмову, представлять, что оные волости и теленгоуты и урянхайцы издревле поданные Российской империи ясашные, а не их Калмыцкого владения, и ясак и с тех волостей в казну нашего и. в. беретца по окладным книгам издавна с прошедшаго 1622 году, а в Калмыцком владении никогда не бывали".

Угримову велено было потребовать, чтобы с волостей "Кузнецкого ведомства - с Командинской, Тагап-ской, с Комлешской, с Тергешевской, с Кузеневской, с Юской (Южской), с Елейской и с протчих ясачных волостей и теленгутов и с урянхайцев... с тех бы волостей оного алману (Галдан-Цэрен) брать не велел и в том зборе калмыком своим запретил".

Уже во время одной из первых встреч Галдан-Цэрен выступил с большими претензиями в адрес царского правительства и местной сибирской администрации. Джунгарский хан, в частности, заявил, что с "городов Тары, Томска, Кузнецка и Красноярска в разных городах лет за 9 и болше воспрещено ему, зенгорскому владелцу, с подданных ево тамо живущих народов брать ясак: с киргиских, уранхаев и бирюсов со 138 волостей...". Во время последующих заседании чиновники Галдан-Цэрена неоднократно заявляли Л.Д. Угримову, что воеводы в сибирских городах чинят препятствия ойратам в сборе дани незаконно. В ответ на эти и им подобные претензии и домогательства русский посол в соответствии с инструкцией заявлял: "Оныя народы издревле пребывают в подданстве российском и ясак платят в Россию с построения тех городов болши 100 лет, в которых и впредь никому вступатца не надлежит... А о двоеданцах, которые платят ясак в обе стороны, им брать запрещения не бывало".

Длительные и сложные переговоры с бесконечными взаимными претензиями и упреками положительных результатов, по существу, не принесли. Более того, почти сразу же после их завершения в кочевьях южных, а затем и в жилищах северных алтайцев появились ойратские сборщики дани, угрожавшие русским войной, в связи с чем в 1735 г. правительство направило в Сибирскую губернию указ, в котором говорилось, что "...для удержания зенгорского владелца от противных поступков впредь до совершенного с ним розводу в границах барабинских и кузнецких волостей, с которых берется в российскую сторону ясак, а на него зенгорского владелца алман, в том зборе алмана ему запрещения не чинить". Тогда же Галдан-Цэрен потребовал от сибирских воевод разрешить его людям собирать дань с волостей, плативших какое-то время дань хану Галдану. Речь шла об обложении данью населения, проживающего в бассейнах рек Кондомы, Мрассы и др. Изучив материалы, представленные Кузнецкой воеводской канцелярией, Коллегия иностранных дел рекомендовала Сенату воздержаться от подобного разрешения.

В 1742 г. в Петербург из Джунгарии прибыло посольство во главе с зайсаном Ламой-Даши, представившее канцлеру А.М. Черкасскому большой список волостей, с которых местные сибирские власти запрещали брать дань. В этом реестре назывались енисейские кыргызы, жители Барабы, северные алтайцы и многие другие.

Этот вопрос занял центральное место в личном послании Галдаи-Цэрена императрице Елизавете Петровне. "Из давних времен, - утверждал хунтайджи, - в нашу сторону давали дань теленгуты, бирюсы и уранхайцы, и другие некоторые, а ныне оным от вашей стороны нам дань давать запрещено, того ради прошу оным повелеть по-прежнему обыкновению надлежащую нам дань давать без удержания". Но и на этот раз требования остались без удовлетворения. Более того, в 1745 г. северным алтайцам-двоеданцам было строго запрещено платить джунгарам дань железом и железными изделиями (Потанин, 1866).

Таким образом, вплоть до последних дней существования Джунгарского ханства вопросы о сборе ясака, о принадлежности тех или иных земель и проживавших на них народов Западной и Южной Сибири были одними из самых сложных и острых, нередко являвшихся основой возникновения локальных конфликтов и напряженности в межгосударственных отношениях. Вопросы эти были сняты с повестки дня после разгрома Цинской империей Джунгарского ханства в середине 50-х гг. XVIII в.

(По материалам И.Я.Златкина)

Недавняя столица Казахстана - знаменитая Алматы - свой вклад в основание которого внесли ойраты Джунгарии.

Арлтан Басхаев, историк и писатель из Калмыкии, в своей статье пытается разрушить стереотипы о кочевниках – в частности, ойратах Джунгарии – как о варварах, только и знающих взимать дань с оседлых земледельцев Что это: историческая сенсация, или попытка отрицать неравное противостояние «двух миров» (кочевого и оседлого), поддавшись европоцентрической модели мышления – судить читателям АРД. Считаете ли вы, что Джунгария – это держава, которая едва не стала империей?

Вообщето мои предки были кочевниками

так что гарода это не про нас

волжские калмыки-джунгары-ойраты

стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад

Guest_djungar

(с Интернет-форума, с сохранением орфографии оригинала)

К сожалению, именно такое представление об ойратах - как о номадах-дикарях, кочующих со своими огромными стадами по бескрайним степным просторам и взимающих дань с оседлых земледельцев - прочно закрепилось в нашем сознании. Эдакие неиспорченные «дети природы» со своими луками, лошадьми, юртами и кумысом - да, страшные в битве, но все-таки простоватые, недалекие, глуповатые и наивные варвары.

Поколение за поколением эта мысль прививалась, и вот уже некоторые потомки гордых воинов считают, «что гарода это не про нас» и «волжские калмыки-джунгары-ойраты стали вести оседлый образ жизни лет 100 назад». Но предки наши были более разумными и прекрасно осознавали значение оседлых поселений как центров сосредоточения администрации ремесла, торговли, земледелия, военно-оборонительных укреплений и опорных пунктов.

Ойраты понимали, что осваивать новые территории нужно не только политически и экономически, но и духовно, поэтому строили храмы и монастыри, которые превращались в укрепленные городки.

Фрагмент карты Великой Тартарии («Carte de Tartarie», Guillaume de L’Isle (1675—1726)), составленной в 1706 году, ныне хранящаяся в Коллекции Карт Библиотеки Конгресса США. Джунгарское ханство .

Наследники Батур-хунтайджи и Галдан-Бошокту-хана продолжали их политику. У них было вполне достаточно аналитических способностей, чтобы оценить обстановку и понять - держава, живущая в окружении расширявшихся империй - России и Китая, может выстоять, выжить и реализовать свои амбиции только если сравняется с соседями в развитии.

Именно поэтому все свое царствование Цэван-Рабдан усиленно внедряет то, что сейчас именуют «новыми технологиями». Кочевники традиционно зависят от оседлых жителей в вопросе продовольствия, и Цэван-Рабдан буквально силой насаждает среди подданных земледелие.

После посольства в Джунгарию И. Унковского (1722-1724) в российской Коллегии иностранных дел была составлена аналитическая справка о состоянии дел в кочевой империи. Там, в частности, писалось: «Перед тем временем, как Унковский был, лет за 30, хлеба мало имели, понеже пахать не умели. Ныне пашни у них от часу умножаются, и не только подданные бухарцы сеют, но и калмыки многие за пашню приемлются, ибо о том от контанши приказ есть. Хлеб у них родится: зело изрядная пшеница, просо, ячмень, пшено сорочинское («пшено сарацинское», т.е. рис - А.Б.). Земля у них много соли имеет и овощи изрядные родит... в недавних летах начали у него, контайши, оружие делать, а железа у них, сказывают, что довольно находится, из которого панцыри и куяки делают, а завели отчасти кожи делать и сукна, и бумагу писчую у них ныне делают».

Теперь джунгарские правители в первую очередь обращают внимание на развитие городков-мануфактур по производству предметов вооружения.

Цэван-Рабдан из оружейных мастеров формировали специальную хозяйственную единицу - оток под названием Улутэ. В этих мастерских сначала делали ремонт оружия, а затем наладили и собственное производство. Были организованы специальные заводы-городки по производству огнестрельного оружия и пушек. Российская разведка доносила, что «русских людей до заводов не допускают и контайшинцы в тайне содержат».

Галдан Бошокту-хан и русский посол Киберев наблюдают за ходом боя у оз. Ологой 21 июля 1690 г. Рисунок Л.А.Боброва (на первом плане - тибетский телохранитель Галдана Бошокту-хана).

Первый завод по выплавке чугуна был открыт в 1726 году на побережье озера Тузколь (Иссык-Куль). Затем, уже при Галдан Церене, были открыты медный завод в Яркенде и сборочный цех возле Урги на берегу реки Темирлик. Конечно, по европейским меркам это были всего лишь небольшие мануфактуры, но для кочевого государства это был беспрецедентный опыт.

Ойраты прекрасно понимали роль оседлых опорных пунктов и возводили их по мере необходимости. Все эти укрепленные городки занимали стратегически важные места и говорили о могуществе расцветающего Джунгарского государства. И если бы не его гибель, возможно, ойратские городки стали бы большими городами с богатой историей.

Строительство этих городов наглядно подтверждает высокую культуру Джунгарского государства, которое постепенно реформировало свою экономику, переходя от номадического уклада, к полуоседлой жизни, с элементами земледелия.

Джунгарские правители осознавали преимущества оседло-земледельческой формы экономики над кочевнической, но понимали, что резкие реформы по переводу населения от одной формы хозяйствования к другой, негативно скажется на всей сфере экономики государства.

К тому же Джунгария практически постоянно воевала с соседями, или ее раздирали междоусобные войны. В таких условиях единственно разумным было постепенный переход от кочевого образа жизни к полуоседлому и оседлому. Джунгарские хунтайджи это прекрасно понимали, но джунгарам не хватило времени на проведении реформ.

В 1755-1758 гг., в результате междоусобной борьбы за власть и вторжения войск маньчжуро-китайской империи Цин, Джунгария прекратила свое существование. Первый в истории эксперимент по трансформации кочевой державы в оседлую империю так и не был завершен…