Согласно весьма распространенному среди филологов мнению, выражение это, так сказать, царского происхождения.
Филькиной грамотой часто называют безграмотно составленный, не имеющий юридической силы документ. А само имя Филька является синонимом глупого, недалекого человека. Любопытно было бы узнать, кто такой Филька и почему его послания приобрели столь дурную славу.
Согласно весьма распространенному среди филологов мнению, выражение это, так сказать, царского происхождения. Время его возникновения относят к царствованию Ивана Грозного, который для усиления своей самодержавной власти ввел опричнину, наводившую ужас на все государство Российское.
Смелым обличителем опричнины выступил митрополит Московский Филипп. В своих многочисленных посланиях к Грозному он стремился убедить царя отказаться от проводимой им политики террора и распустить опричнину. Но Грозный не слушал увещеваний, презрительно называл строптивого митрополита Филькой, а его послания - филькиными грамотами.
Впоследствии за смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточен в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов. А выражение «филькина грамота» укоренилось в народе.
Однако все это не более чем гипотеза, причем малоубедительная. Во-первых, митрополит Филипп причислен к лику святых и маловероятно, чтобы народ так презрительно отзывался о его грамотах. А во-вторых, никаких посланий митрополита Филиппа к царю просто не существует, так как владыка обличал опричнину в своих устных проповедях, во время богослужений. Так что это толкование нашего фразеологизма следует признать филькиной грамотой и решительно от него отказаться.
Другая версия гласит, что в конце XIX- начале ХХ вв. слово филька было просторечно-шутливым названием филёра. Французское слово филёр означает «полицейский агент, сыщик». Фильками в старой России называли сыщиков, ведущих негласное наблюдение за лицами, которых подозревали в каких-либо неблаговидных деяниях. Эти фильки обязаны были представлять своему начальству донесения о результатах слежки. Многие такие донесения были безграмотно написаны. К тому же филеры, дабы подчеркнуть свое усердие и рвение к службе, часто расписывали в них свои несуществующие подвиги. Вот эти-то документы и стали называть филькиными грамотами. Правда, если раньше этот фразеологизм имел шутливый оттенок, то ныне о филькиных грамотах говорят в презрительном тоне.
Наконец, в словарях русского языка В. Даля и Ушакова, Филя означает – простачество, недоумство. На Руси это имя в XVII-XVIII веках считалось простецким и чаще всего принадлежало людям «подлого сословия»:
«Февраля 15 учился Филька оправлевать париков, дано 6 гульденов» (Куракин «Дневник и путевые заметки 1705-1710 г.»);
«У самого крыльца стояло человек до десяти исполинов, еще десять Антонов, которые, однако, назывались не Антонами, а Фильками, Фомками, Васьками, Федьками, Яшками и Дормидошками. Все они, впрочем, имели одно общее название малый» (Панаев «Актеон»)
«Я кликнул своего слугу; Филькой он у меня прозывается. Вошел слуга со свечкой. - Что это, - я говорю, - братец Филька, какие у тебя беспорядки! Ко мне собака под кровать затесалась» (Тургенев «Собака»).
В русском языке сохранились пословицы, относящиеся к этому нарицательному персонажу: «Обули Филю в чертовы лапти», «У Фили были, у Фили пили, да Филю же и побили», «Был Филя в силе – все други к нему валили, а пришла беда – все прочь со двора».
А выражение сохранилось в языке, скорее всего, благодаря нелепому и смешному контрасту между высоким уровнем официального документа, которым была грамота, и простецким положением его составителя.
Выражение "филькина грамота" активно употреблялось на Руси в ХVIII веке в качестве обозначения неловкого, неуклюжего, бестолкового, непредусмотрительного человека. В литературном сатирическом журнале «Почта духов», издаваемом И. А. Крыловым с 1789 по 1790 годы, звучит: «…вообрази себе, какое счастие иметь мужем такого фалю, которого в день можно по сту раз обманывать».
В конце девятнадцатого, начале двадцатого веков понятие «филя» из словарей исчезло, но лет через сорок возродилось в литературе в несколько ином произношении: фатюй, фетюк, фалалей, фофан. «Переехавши границу, русский культурный человек становится необыкновенно деятельным. Всю жизнь он слыл фатюем, фетюком, фалалеем; теперь он во что бы то ни стало хочет доказать, что по природе он совсем не фатюй, и ежели являлся таковым в своем отечестве, то или потому только, что «заела», или потому, что это было согласно с видами начальства» (Салтыков-Щедрин «За рубежом», глава 2)
Собственное имя Филя вошло и в состав слова простофиля. Слово простофиля со значением «простак» внесено в «Словарь Академии Российской» 1822 года издания. опубликовано
Лучшей иллюстрацией к выражению "Филькина грамота" может служить фильм режиссера Павла Лунгина "Царь". В нем речь идет о временах правления Ивана Грозного. Правлению этого царя и по сегодняшний день нет однозначной оценки историков. Несомненно одно - это была очень непредсказуемая, подозрительная и поэтому очень жестокая натура.
С одной стороны, Иван Грозный проводил необходимые для государства реформы.
С другой стороны, он выбрал для этого необычные и жестокие методы.
Поэтому он как бы искал оправдание своим действиям, хотел, чтобы его поддержало в том числе и духовенство. Не нужно забывать, что в те времена религия была неотъемлемой частью жизни каждого человека.
И вот Иван Грозный назначает митрополитом Московским игумена Филиппа. Он очень хочет, чтобы тот поддержал его. Но священник не может смириться с неоправданной жаждой царя к кровопролитию. Он пытается его уразуметь, но безуспешно. Постепенно их отношения портятся. Последней каплей становится нежелание Филиппа благословлять Грозного во время службы. Это было серьезным вызовом духовной власти в адрес свецкой.
Филипп был сослан в монастырь. Там он обретает особые способности исцеления и ясновидения. А еще - пишет письма, так называемые грамоты, в которых пытается образумить царя . Тот называет их презрительно - филькиными грамотами. Сарказм: фильками, маньками, петьками и т. п. называли людей низкого социального происхождения, которые были безграмотными.
Митрополит Филипп в итоге был задушен по поручению Ивана Грозного. Позже, он был причислен к лику святых.
Нет, время не бежит - время летит. Подумать только, в первый день сентября нашей рубрике исполняется семь лет! Семь лет - это 176 публикаций. И все они увидели свет благодаря вашему, уважаемые читатели, интересу к русскому языку. Вы живо откликались на них, предлагали свои темы, просили совета, как привить ребёнку любовь к родному слову... И, конечно же, задавали вопросы.
Вот и сегодня постараемся ответить на один из них - о происхождении разговорно-иронического выражения филькина грамота . Его значение, не сомневаюсь, вам хорошо известно. Но весь вопрос в том, кто же такой Филька , откуда родом он, за какие «заслуги» попал во фразеологизм.
***
Вспомним, имя Филька нередко встречается в нашей классике, например у Грибоедова: «Ты, Филька, ты прямой чурбан, в швейцары произвёл ленивую тетерю...» Да и слово простофиля , очевидно, образовано не без участия Фили. «Дурачина ты, простофиля!» - ругала несчастного старика его старуха в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке».
Понятно, что Филька произошло от Филя , которое в свою очередь является производным от Филипп или Филат . В XVII - XVIII вв. Филя было типичным именем крестьянина-холопа, слуги. И считалось простонародным, более того, пренебрежительным, бранным. Академик В.В. Виноградов писал, что соб-ственные имена, которые начинались когда-то чуждым восточному славянству звуком [ф], чаще всего получали бранное значение. Вот как толкует слово Филя В.И. Даль: «простофиля, простак, разиня, недоумок». (У Николая Рубцова, заметим, Филя был добрым). Языковеды не исключают, что филькина грамота восходит к представлению о глупом простаке Фильке.
***
Однако не будем спешить. Дело в том, что имя Филька встречается и как нарицательное. Его мы найдём в 17-томном Словаре русского языка. Слово даётся в двух значениях: просторечно-шутливое название филёра и род карточной игры. Филёр в переводе с французского - полицейский агент, сыщик. Филька - это привычная русская трансформация слова. Такая же, как салфетка - от итальянского salvietta .
Эти самые фильки сыщиками, возможно, были и хорошими, а вот грамотеями - никудышными. Их донесения начальству пестрели грубыми ошибками и получили название филькины грамоты .
***
А теперь мы с вами перенесёмся в XVI век. И вот почему. Есть и более трагичная гипотеза возникновения филькиной грамоты . Авторство этого выражения приписывают самому Ивану Грозному. Для усиления самодержавной власти царь ввёл опричнину, наводившую ужас на всех. С бесчинством и разгулом опричников не мог примириться митрополит Московский и всея Руси Филипп. В своих многочисленных посланиях царю - грамотах - он стремился убедить Ивана Грозного отказаться, говоря современным языком, от массовых репрессий и распустить опричнину.
Непокорного митрополита царь пре-зрительно называл Филькой, а его грамоты - филькиными грамотами . За смелые обличения Грозного и его опричников Филипп был заточён в монастырь. Там его задушил Малюта Скуратов.
Вот вам и ироническое выражение. А сколько за ним кроется драматичных страниц нашей истории.
Выражение филькина грамота укоренилось в народе. Вначале так говорили о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и невежественный, безграмотно составленный документ .
Живуча филькина грамота и в XXI веке. Хорошо бы поместить её в музей устаревших выражений. Ведь это в наших силах, не так ли?
Фразеологизм «филькина грамота» многим хорошо знаком и имеет вполне определенное значение.
А вот о том, кто такой этой Филька, однозначного мнения не сложилось. И это здорово!
Давайте рассмотрим значение и 4 версии происхождения, синонимы, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.
Фразеологизмы-синонимы: чушь собачья (частично), китайская грамота (частично)
В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:
Неожиданно оказалось, что имеется как минимум четыре версии происхождения фразеологизма «филькина грамота». Конечно, не все они одинаково убедительны, но зато все интересны:
Как видим, различные версии охватывают значительный период истории России. Лично для меня это является аргументом за третью, «народную» версию возникновения фразеологизма. Можно посмотреть на это таким образом, что в случае всех остальных версий, привязанных к конкретным историческим событиям, это выражение как бы доставали из народного обихода и придавали ему дополнительное значение «по случаю».
Друг мой прочитал договор и, к великому моему удивлению, рассердился на меня. ― Это что за филькина грамота? Вы что, голова садовая, подписываете? ― спросил он. (М.А. Булгаков, «Театральный роман»)
Царский манифест, о котором ты говоришь, оказался филькиной грамотой, не в обиду вам будет сказано (А.Н. Степанов, «Семья Звонарёвых»)
Филонов бегло оглядел сохнущие плакаты, усмехнулся.
– Филькина грамота. Количество за счет качества. Ни одного слова правильно. Вместо еще – ичо; вместо огонь – агон; вместо долой – лодой… что это за лодой? (В.П. Катаев, «Время, вперед!»)
Раньше на Руси имена Филя,Филька,Филимон давали людям не знатным,то есть обычным гражданам у которых не было золотых унитазов.
Так же словом "Филька
" называли простодушных,наивных и доверчивых людей.Человека знатного подобное прозвище могло сильно оскорбить.
Возникновение фразеологизма "филькина грамота
" историки относят к правлению царя Ивана 4,прозванного в народе "Грозным". Он правил Россией в 16
веке.
Столкнувшись с таким противодействие бояр,царь осерчал и уехал в Александровскую слободу,сейчас этот город называется Александров.Он отказался от царствования,поясняя своим близким,что с такими боярами каши не сваришь.
Оказавшись без руководства,бояре слегка приуныли,ведь держать твердой рукой всю страну дано не многим.Они отправляют в Александровскую слободу обширную делегацию.
Лишь с третьего раза эта миротворческая миссия увенчалась успехом и царь согласился вернуться на престол,тем более,что он сам затосковал по дворовым девкам.
Однако царь выдвинул весьма серьёзные условия,которые скрепя сердце,бояр решили удовлетворить.
Условия заключались в том,что царь просил себе выделение,так называемой опричнины,то есть особых владений.
В эту самую опричнину включили самые развитые города и волости.Он поселил на них преданных ему людей.Простой люд,крестьян и помещиков переселили в другие места.По большей части на окраины государства,в наиболее неспокойные районы.
Так же Иваном Грозным было создано новое войско,которое называлось - опричники.Они подчинялись напрямую Ивану Грозному.То есть эти подразделения предназначались для выполнения карательных действий,подавления всякого сопротивления,казни неугодных.Если называть вещи своими именами,то опричнина постепенно превратилась в подразделения карателей и террористов,которые не гнушались ни какими преступлениями.
Хотя надо отметить большую результативность опричнины,никто более не осмеливался перчить царю.
Может стоит взять подобное на вооружение и в наше время?
Против воли царя и опричнины решился выступить лишь один Митрополит Московский Филипп.
До принятия сана его звали Федор Колычев.Этот служитель культа не побоялся регулярно отправлять письма Ивану Грозному в которых с неприглядной стороны показывал действия опричников.Царь,который за годы своего правления привык,что его бояться и не перечат был весьма разозлен на подобное отношение к себе и своему войску.Подобные письма царь обозвал "Филькиными грамотами
" показывая тем самым,как он относится на самом деле к священнику.Гораздо позже нашлись завистники,которые оклеветали Митрополита Московского и тот был казнен по самом приказу царя.
Вот такова история возникновения крылатого выражения "филькина грамота ".