Гомеопатия: принцип подобия. III. Принцип подобия. Принцип использования малых доз

08.04.2024

Что такое принцип подобия? Принцип является основой закона, это более общее понятие, следовательно, на основе принципа будут проявлены законы подобия. Но еще не определено, что такое само подобие и в чем его суть. Я думаю, что суть в единстве, т.к. единство невозможно без подобия, и именно поэтому подобие есть одно из неотъемлемых свойств Универсальности.

Подобие проявляется на разных уровнях: как подобие законов существования и развития систем, как подобие структурных взаимосвязей внутри систем и между ними, наконец как подобие форм. И все проявления ведут к единству, т.к. подобные системы могут и должны существовать в гармонии друг с другом. Поэтому подобие частей и целого приводит к минимизации внутренних противоречий в этом целом, а следовательно, к приближению этого целого к Универсальности. Подобие двух и более систем приводит к тому, что они могут гармонично взаимодействовать и создать более глобальное единство.

Мы знаем, что гиперкомплексная система разворачивается из Точки Нуля, своего гиперпрототипа, и реализует в конкретных условиях его смысловую основу, его принципы, которые имеют универсальный характер, иначе бы точка не могла существовать. Полученная система есть поэтапная проекция своего центра. Поэтому и каждая подсистема, каждый уровень и каждая точка системы имеет в себе «подобие» центра. Здесь есть такой сложно осознаваемый парадокс. Разворот происходит, с одной стороны, одномоментно, т.е. создаются сразу все возможные вероятности существования системы, а с другой стороны, квантовыми переходами, образующими уровни, градацию. Квантовость обусловлена тем, что система должна находиться в конкретном устойчивом состоянии и переход из него возможен только в другое устойчивое состояние, а это возможно при накоплении (сбросе) определенного объема потенциала, большего некоторой величины, зависящей от уровня разворота системы. Уровни системы на каждом шаге разворота реализуют один конкретный вариант, становящийся из вероятности действительностью. Поэтому каждый уровень и его оболочка или барьерная мембрана, имеют подобие с центром, несут в себе его характеристики и одновременно особенности конкретного состояния всей системы и окружающей среды на момент фиксации.

Таким образом, мы снова приходим к выводу о том, что подобие и единство тесно связаны через тот факт, что каждая «точка» системы (подсистема, уровень, оболочка) имеет информацию о всей системе в целом, и не только имеет информацию, но и влияет на всю систему и ее части. При подобии внутренних структурный связей любой импульс, попадающий на одну из подобных систем, возбуждает в ней какие-то реакции. Генерация возбужденной системы создает изменения в общем состоянии и провоцирует отклик других систем, и как камертон звучит в ответ на возбуждение такого же камертона, настроенного на ту же частоту, то и структурные аналоги возбужденной системы будут «звучать» в унисон с ней. Поэтому в результате должно возникнуть звучание оркестра, резонансно усиленное и чрезвычайно гармоничное. А это, опять же есть проявление свойства Универсальности.

Переводя в 1790 году на немецкий «Лекарствоведение» известнейшего на всю Европу английского врача Куллена, в главе о хинной коре Ганеман, как это часто бывало и раньше в его переводах, не согласился с мнением именитого автора о ее целебных действиях. Сам Ганеман, как врач, неоднократно использовал хинную кору, а однажды даже с ее помощью вылечил себя от малярии.

Решив еще раз проверить действие хинина на себе, на этот раз совершенно здоровом, он с изумлением обнаружил, что испытывает все те припадки «сильнейшего ожесточения», через которые прошел раньше, когда болел. Сравнивая уже хорошо известные всем врачам мира симптомы малярии с теми, которые он вызывал у себя искусственно, Ганеман был поражен этим сходством. Его потрясла мысль о том, что хинная кора излечивает больного от малярии именно потому, что вызывает приступ малярии у здорового. Получалось, что лечило не то лекарство, которое оказывало «противоположное» действие, а то, которое оказывало действие, «подобное» болезни. Этот простой факт поразил Ганемана и послужил ему тем яблоком Ньютона, которое впоследствии привело его к закону подобия. Он стал задумываться над этим явлением и искать ему объяснения.

Наблюдения над действием многих лекарств привело его к убеждению, что все испробованные вещества имеют одновременно и токсические и ле­чебные свойства и что между ними существует закономерная связь: вещест­во, которое может вызывать определенные нарушения в здоровом организме, способно лечить аналогичные нарушения в больном. Это означало, что мож­но попытаться лечить естественные болезни теми средствами, которые у здо­ровых лиц вызывают сходную объективную и субъективную симптоматику.

В 1796 году Ганеман опубликовал статью «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ», в которой впервые в истории человечества не только сформулировал принцип «подобного» в медицине, но и дал четкий и ясный ключ для овладения этим принципом – указал, как находить лекарственные средства по принципу «подобия».

Первый вывод Ганемана: «Каждое действительное лекарственное вещество возбуждает в человеческом теле известный род собственной болезни, которая тем своеобразнее, тем отличительнее и сильнее, чем действеннее это лекарство».

С другой стороны, бывает, что хроническая болезнь вдруг излечивается неожиданно навалившимся другим тяжелым заболеванием. Значит, делает вывод Ганеман, есть такие болезни, которые способны уничтожать одна другую, и надо только научиться распознавать, какая болезнь способна уничтожать другую и почему. Как только ключ к пониманию этого механизма станет известен, можно будет с помощью лекарств искуственно вызывать вторую нужную болезнь, и первая болезнь будет излечена.

И Ганеман, формулируя первый главный принцип гомеопатии – принцип «подобного», предлагает этот ключ. Исцеляющим всегда является такое лекарство, которое в здоровом человеческом организме (и это принципиально – именно в здоровом) способно вызвать подобную же болезнь. Лекарство для данного больного будет гомеопатическим (подобным), если оно способно (у него – здорового) вызвать состояние, наиболее близкое (подобное) к его болезни.

Но почему так происходит? Почему искусственно вызванная лекарством подобная болезнь приводит к излечению организма? Ганеман напоминает, что большинство лекарств (особенно растительного происхождения) оказывает на человеческий организм более одного действия: одно прямое (первичное), которое постепенно переходит во второе (вторичное), или противодействие. «Последнее обыкновенно представляет собой состояние, прямо противоположное первому».

В качестве простейшего примера можно привести действие на человеческий организм холодного и горячего. (По мнению Ганемана, температурные воздействия можно в определенном смысле считать лекарственными.) Если одну из озябших рук погрузить в умеренно горячую воду, руке сразу станет тепло. Это первая реакция (первичная). На этой стадии организм в течение какого-то времени «как бы поневоле» воспринимает и пассивно «выносит впечатления» от действия на него внешней силы. Но затем следует вторая реакция (вторичная), или противодействие. Она всегда направлена «против» первичного воздействия, как бы против вмешательства в организм со стороны. Это всегда бессознательная, защитная реакция. И, действительно, скоро вы заметите, что руке, погруженной в горячую воду, становится как бы холоднее, чем другой, непогруженной; и уже совсем холодно ей станет, когда вы вытащите руку из воды.

Если же, действуя по принципу «подобного», вы погрузите озябшую руку в ледяную воду, то организм будет реагировать совсем по-иному. В первый момент вы испытаете первую реакцию – небольшой шок, как бы «ожог» от холода. Но очень скоро рука, погруженная в ледяную воду, начнет словно наливаться теплотой – это будет защитная реакция противодействия. И, когда вы вытащите руку из воды, она будет уже теплой и розовой. Разумеется, этот способ не приемлем при наличии определенных патологических изменений в руке.

И другой пример Ганемана – с кофе и опием. Кофе (как и опий, и любой другой наркотик) придает силы, тонизирует только в своем первичном действии. Конечно, первичное действие кофе значительно дольше температурного (рука в воде). Но и его вторичное действие, которое вновь возвращает организм в исходное состояние упадка сил, также значительно продолжительнее. Чем крепче искусственно подстегивающее средство, тем сильнее его вторичное действие – спад. Наркотики обладают особенно сильным вторичным действием, и потому тем отчетливее тяга к их повторному применению.

Приведенные примеры с температурным воздействием дают упрощенное, но достаточно наглядное представление о том, что лечение по принципу «подобного» мобилизирует защитные силы организма (рука после холодной воды теплая), в то время как лечение по принципу «противоположного», скорее, наоборот, выключает их (руке после горячей воды холодно).

Но именно мобилизирующий эффект гомеопатических лекарств является сутью лечения по принципу «подобного». Ибо, если любая вторичная – окончательная реакция организма – противоположна первичной, то напрашивается естественный вывод: нужно лекарство, которое будет бороться с болезнью не в первичном своем действии – временном (что чаще всего делает аллопатия), а во вторичном, окончательном его действии – противодействии. Именно потому врач-гомеопат, подбирая лекарство по принципу «подобного», которое в первичном своем действии (временном) способно вызвать у больного симптомы, подобные болезни, знает, что во вторичном – своем окончательном действии оно обязательно начнет мобилизировать защитные силы организма на борьбу именно с этой болезнью. Аллопатия же, действуя прямо противоположно, стремится уничтожить болезнь с помощью первичного действия лекарств и тем самым провоцирует организм на «подогревание» болезни во вторичном, окончательном действии лекарства.

Все эти доводы, лежащие, казалось бы, на поверхности, всегда неохотно принимались во внимание сторонниками аллопатической доктрины. Особенно во времена Ганемана, после победы материалистических воззрений в медицине. И потому в «Органоне врачебного искусства» Ганеман дает более глубокое обоснование принципу «подобия».

Интересно сравнить ход рассуждения Ганемана и его далекого предшественника – Галена. Оперировали они одними и теми же понятиями: здоровье человека и симптомы нездоровья, но провозглашали принципы прямо противоположные. Итак, Гален: «Так как выздоровление есть только изменение ненормального состояния в нормальное состояние и так как эти два состояния противоположны друг другу, то из этого следует, что здоровье может быть восстановлено лишь тем, что противоположно болезни». Намного сложнее оказался ход рассуждений Ганемана. Обратите внимание, никаких предположений, никаких теоретических изысков. Только чистый практический опыт. Вот суть его рассуждений.

1. Опыт показывает, что разные люди (по возрасту, состоянию здоровья) по-разному реагируют на один и тот же «болезнетворный вредный агент»: одни заболевают, другие нет.

2. Опыт показывает, что всякое известное лекарство действует на каждого здорового человека «во всякое время и при всех обстоятельствах, вызывая свойственные себе припадки … (ясно заметные, если прием достаточно велик)». Это так называемая искусственная болезнь.

Отсюда первый вывод: так как воздействие «болезнетворных вредных агентов» на здоровье человека не абсолютно, но подчинено и обусловлено рядом причин (пункт 1-й), в то время как лекарственные агенты обладают абсолютным и безусловным действием (пункт 2-й), то и последние по своей силе «намного превосходят первые».

3. В природе существуют болезни несходные и сходные (подобные) в своих проявлениях и вызываемых ими страданиях (симптомах). Одновременно сходные болезни поражают в точности те же самые части тела.

4. В природе из двух несходных болезней, если они встречаются, побеждает сильнейшая, после чего последняя продолжает свое разрушительное действие. Равные по силе несходные болезни сосуществуют.

Точно так же из двух подобных болезней побеждает сильнейшая, равные по силе сосуществуют.

Отсюда второй и главный вывод : если врач организует «встречу» двух подобных болезней, из которых вторая будет искусственно созданной (гомеопатическим лекарством), то последняя уничтожает первую, так как по своей силе она «намного превосходит первую» (см. первый вывод к пунктам 1 и 2).

5. Опыт показывает, что с прекращением приема лекарства (гомеопатического) искусственная болезнь прекращается.

Парацельс лечил по принципу подобия

Еще одна область, где Парацельс четко порвал с традицией Галена, - это лечение по принципу «противоположности» - contraria. Выражаясь терминами того времени, сторонники Галена прописывали «горячее» лекарственное средство для восстанавления равновесия гуморальной системы, в которой преобладает холод.

Парацельс считал, что природа лечения, должна быть подобной природе болезни: «Здоровье должно расти из того же корня, что и болезнь, и туда, куда уходит здоровье, туда же должна уходить и болезнь. Никогда горячая болезнь не излечивается чем-то холодным, а холодная - чем-то горячим. А подобное - наоборот, излечивало. Человека нельзя понимать таким образом, что он лечится противоположным, как огонь - водой. Потому что если бы это было так, то что же тогда устраняет воду? что воздух? что землю?»

«Идя от подобного к подобному и употребляя разум, мы помогаем природе» (Парацельс).

Из книги Сущность христианства автора Фейербах Людвиг Андреас

Глава восьмая. ТАЙНА ЛОГОСА И ПОДОБИЯ БОЖИЯ. Существенное значение троичности для религии всегда сосредоточивается в существе второго лица. Христиане живо интересовались троичностью главным образом из-за интереса к сыну божьему. Горячий спор о подобосущии и единосущии

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

1. ЧЕТЫРЕ ТИПА ПОДОБИЯ Вплоть до конца XVI столетия категория сходства играла конструктивную роль в знании в рамках западной культуры. Именно она в значительной степени определяла толкование и интерпретацию текстов; организовывала игру символов, делая возможным познание

автора Лем Станислав

(b) Подобия О праначалах эволюции мы ничего не знаем наверняка. Зато нам точно известна динамика возникновения нового вида, от его появления до блестящей кульминации и затем заката. Путей эволюции было почти столько же, сколько и видов, но всем этим путям присущи некоторые

Из книги История психологии автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия Алкмеон(VI–V вв. до н. э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.Ученый впервые дал систематическое описание

Из книги Рассуждения о религии, природе и разуме автора Ле Бовье де Фонтенель Бернар

4. Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений Эмпедокл (490–430 гг. до н. э.) продолжал развивать материалистическую линию в философии и психологии. Первоэлементами мироздания, по его мнению, являются земля, вода, воздух,

Из книги Философский камень гомеопатии автора Симеонова Наталья Константиновна

Парацельс, Мольер Мольер. Существуй одно ваше имя, все равно я был бы очарован вами, Парацельс! Все считали, что вы некий грек или римлянин; никому и в голову не приходило, что вы швейцарский философ.Парацельс. Я сделал это имя столь же знаменитым, сколь оно и прекрасно.

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

Лечение по принципу подобия стало законом Во время испытания на себе хинной корки Ганеман обнаружил важную закономерность. Оказалось, что болезнетворное действие, производимое лекарством в испытаниях на здоровом человеке, является целительным для больного человека, у

Из книги Трактаты автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

14. Переход к принципу совершенства Все рассмотренные нами типы числовой интерпретации гармонии у пифагорейцев мы уже предложили толковать как нечто единое и нераздельное, поскольку иначе выставляемая здесь теория гармонии рассыпалась бы на отдельные противоречащие

Из книги Теория справедливости автора Ролз Джон

Глава 3. Принципу монархии (единовластия) не противоречит наличие у монарха других управляющих лиц 3. В самом деле, эти простецы, чтобы не сказать невежды и глупцы, которые всегда составляют большую часть верующих, исходя из того, что само правило веры отсылает от

Из книги Основные понятия метафизики. Мир – Конечность – Одиночество автора Хайдеггер Мартин

27. РАЗМЫШЛЕНИЕ, ВЕДУЩЕЕ К ПРИНЦИПУ СРЕДНЕЙ ПОЛЕЗНОСТИ Сейчас я хочу проверить соображения, благоприятствующие принципу средней полезности. Классический принцип мы обсудим позднее (§ 30). Одним из достоинств договорной теории является выявление того, что эти принципы

Из книги Сумма технологии автора Лем Станислав

§ 56. Более глубокое разъяснение прежде проясненной природы способности в целях определения существа (целостного характера) организма: собственность или собственничество как способ бытия животного по принципу пребывания-в-собственности -у-себя-самого Можно ли теперь,

Из книги Мати чи бути? автора Фромм Эрих Зелигманн

Подобия О ПРАНАЧАЛАХ эволюции мы ничего не знаем наверняка. Зато нам точно известна динамика возникновения нового вида, от его появления до блестящей кульминации и затем заката. Путей эволюции было почти столько же, сколько и видов, но всем этим путям присущи некоторые

Пояснение причин и обсуждение - на странице Википедия:К объединению/7 декабря 2012 .
Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно).
Дата начала обсуждения - 2012-12-07.
Если обсуждение не требуется (очевидный случай), используйте другие шаблоны.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Ганеман объяснял действие лекарств по принципу подобия тем, что гомеопатическое средство, вносимое в организм, вызывает там так называемую лекарственную болезнь, которая вытеснит из организма болезнь естественную, при условии, что лекарственная болезнь будет иметь достаточную силу. Чем более подобными окажутся симптомы лекарственной болезни симптомам естественной, тем сильнее будет лекарственное действие.

Литература

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принцип подобия" в других словарях:

    принцип подобия

    Учение об условиях подобия физ. явлений. Опирается на учение о размерности физ. величин (см. РАЗМЕРНОСТЕЙ АНАЛИЗ) и служит основой моделирования. Предметом П. т. явл. установление критериев подобия разл. физ. явлений и изучение с помощью этих… … Физическая энциклопедия

    - (иногда также несколько ошибочно называется принципом посредственности) принцип в философии науки, заключающийся в утверждении того, что ни Земля, ни люди на ней не являются чем то выделенным во Вселенной. Принцип утверждает, что существует или… … Википедия

    Учение об условиях подобия физических явлений. П. т. опирается на учение о размерностях физических величин (см. Размерностей анализ) и служит основой моделирования физического (См. Моделирование физическое). Предметом П. т. является… … Большая советская энциклопедия

    Чёрный кабинет принцип оформления сцены, при котором всё рабочее пространство сцены затягивается чёрной тканью в идеале чёрным бархатом, не отражающим свет, а огни рампы несколько направлены в сторону зрительного зала. Зритель не видит… … Википедия

    закон подобия - panašumo dėsnis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. similarity law; similarity principle; similitude law vok. Ähnlichkeitsgesetz, n; Ähnlichkeitssatz, m; Similaritätsprinzip, n rus. закон подобия, m; принцип подобия, m pranc. loi… … Fizikos terminų žodynas

    - (англ. Earth Similarity Index, ESI) индекс пригодности планеты или луны для жизни, разработанный международной группой учёных, которую составили астрономы, планетологи, биологи и химики. ESI должен помочь ответить на вопрос,… … Википедия

    Логич. принцип, лежащий в основе определений через абстракцию и связывающий три типа универсалий классы, свойства и отношения равенства (подобия). Согласно А. п., любое отношение равенства, определённое на некотором множестве, производит… … Философская энциклопедия

    Гомеопатический препарат из ядовитого растения Сумах Гомеопатия вид альтернативной медицины, предполагающий использование сильно разведённых препаратов, … Википедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Книги

  • Квантовая биомеханика тела. Методика оздоровления опорно-двигательного аппарата человека. Часть 1 , Осьминина Наталия , В книге `Квантовая биомеханика тела` читателю предлагается выйти за рамки традиционного анатомического строения тела и посмотреть на человека как на неотъемлемуючасть Вселенной. Вы узнаете,… Издатель: ВЕСЬ , Производитель: ВЕСЬ ,
  • Использование препаратов высоких выше LM потенций в биорезонансной терапии Принцип гомеоигии и его взаимоотношение с гомеопатией ,