Качественный анализ данных с применением обоснованной теории. Обработка и анализ данных в качественных социологических исследованиях Обоснованная теория как тип качественного исследования

17.04.2024

В большинстве исследований взаимосвязь религии и хозяйства изучается с помощью количественных методов, в которых исследователь априори задает определенные наборы категорий. Респонденту, по большей части, остается только согласиться или не согласиться. В данном же исследовании акцент делается на выявленные категорий самих информантов, то, как они связывают свою хозяйственную деятельность с главной максимой христианства - спасением. В связи с этим в качестве метода сбора полевых данных было выбрано сфокусированное полуструктурированное интервью (гайд интервью в Приложении 1). Его фокусом является тема работы и того, как верующий должен себя там вести. При это не очень жесткая структура дает большую свободу информанту выражать именно свои собственные категории. В идеальном случае практически не происходит навязывание информанту категорий интервьюера. Этот же метод будет применяться и для опроса экспертов, по результатам которого планируется составить список релевантных церковных документов.

В качестве же методов анализа данных были выбраны процедуры обоснованной теории (Grounded Theory). Изначально она была разработана Б. Глейзером и А. Стросс, а ее основные принципы были впервые изложены в книге «Открытие обоснованной теории». В дальнейшем же появились различные модификации обоснованной теории: «Помимо работ Б. Глезера, А. Стросса и их прямых последователей, наиболее известными являются варианты К. Чармац и А. Кларк». В анализе интервью выделяется три вида кодирования данных: (1) открытое кодирование, (2) осевое кодирование и (3) избирательное кодирование. При открытом кодировании понятия вычленяются в соответствии с их свойствами и измерениями, в то время как при осевом кодировании устанавливаются связи между категориями и подкатегориями, при этом во внимании принимается контекст, условия, стратегии действия/взаимодействия и последствия. Наконец, на стадии избирательного кодирования будет выявлена центральная категория. Также во время этой процедуры происходит «систематическое связывание центральной категории с другими категориями, валидизация этих связей и наполнение категорий, требующих дальнейшего совершенствования и развития» Там же. Стр. 97.

Сбор двух видов интервью (экспертных и с мирянами), а также анализ документов и транскриптов интервью планируется проводить независимо друг от друга. Это делается для того, чтобы исключить взаимовлияние категорий и непривнесение их в различные дискурсы (официально церковный и мирянский).

Методологическая схема исследования

Что касается размера выборки, то так как в качественных исследованиях нет строгой формулы, по которой было бы возможно определить необходимое количество объектов, необходимых для глубокого и полного анализа, для определения количества часто ссылаются на так называемое «теоретическое насыщение». Оно заключается в том, что сбор данных продолжается до тех пор, пока прирост новых кодов не будет равен нулю. Согласно одному из исследований этого вопроса, оптимальный размер выборки в таком случае равен 12 интервью. Если же при указанном количестве не будет достигнуто теоретическое насыщение, то размер выборки планируется увеличить до 20 интервью.

Описание эмпирического материала. Компендиум социального учения Церкви

Текст для анализа должен являться официальным документом Римско-Католической Церкви, отражающим позицию данного института по вопросу экономической жизни индивида. Для составления корпуса подобных текстов были проведены два экспертных интервью с богословами: священником, уже закончившим семинарию, и семинаристом на последнем курсе семинарии. По их рекомендации мое внимание было в первую очередь обращено к «Компендиуму социального учения Церкви» Компендиум социального учения Церкви. М: Паолине. 2006., где содержится две главы, касающиеся экономической жизни индивида и общества - главы «Человеческий труд» и «Экономическая жизнь».

«Компендиум социального учения Церкви» представляет собой систематическое изложение позиции Церкви по различным социальным вопросам в различных общественных сферах. Он был составлен в 2005 году богословской комиссией по указанию папы Бенедикта XVI. Отправной точкой так называемой doctrina socialis стал понтификат папы Льва XIII, выпустившего знаменитое окружное послание “Rerum Novarum” (1891 г.) Лев XIII Rerum Novarum. Электронный вариант. URL: http://krotov.info/acts/19/1890/1891rerum.html (дата обращения: 27.04.2016), посвященное вопросам экономической справедливости Zamagni S. Catholic Social Thought, Civil Economy and the Spirit of Capitalism // The True Wealth of Nations. Catholic Social Thought and Economic Life. Ed. by Finn Daniel K. Oxford University Press. 2010. P. 90. Причиной появления подобного документа послужил целый ряд социально-экономических событий, произошедших в конце XIX - начале XX вв.: рост использования машинного труда, открытие новых рынков, развитие промышленности и коммерции, возрастающая урбанизация и исход из сельской местности Teixeira P., Almodovar A. Economics and Theology in Europe from the Nineteenth Century: From the Early Nineteenth Century"s Christian Political Economy to Modern Catholic Social Doctrine // The Oxford Handbook of Christianity and Economics. Ed. by Oslington P. Oxford University Press. 2014. P. 114. Кроме того, Церковь столкнулась со Французской революцией, низвержением монархического режима и появлением либерализма.

Понтифик в своем окружном послании выступает против двух идеологических течений: «хищнического капитализма» и социализма. Первый он обвиняет в бессердечие владельцев предприятий и в том, что теперь «…считанные богачи могут держать множество бедных под игом, которое немногим лучше рабства» Лев XIII Rerum Novarum. Электронный вариант. URL: http://krotov.info/acts/19/1890/1891rerum.html (дата обращения: 27.04.2016). Социализм же, возникший как путь преодоления всех проблем «хищнического капитализма», оказался ничем не лучше, так как он попирает основные и естественные права человека, особенно право на собственность. В связи с этим папа Лев XIII решил ответить на «вызов времени» и предложить от лица Церкви некий третий путь решения возникшей проблемы. Фактически он заключается в применении христианских нравственных законов к новой экономической реальности.

Впоследствии социальное учение Католической Церкви получило мощное развитие в трудах папы Иоанна Павла II, многие из которых были посвящены вопросам труда. Особенное развитие на социальное учение оказали три энциклики: Laborem exercens (1981 г.), Sollicitudo rei socialis (1987 г.) и Centesimus annus (1991 г). Фактически компендиум собирает воедино все, что было сказано в различных энцикликах, декретах, Катехизисе. Таким образом, была сформулирована официальная церковная позиция по многим вопросам и проблемным ситуациям в различных сферах человеческого существования.

Иван Владимирович Забаев


Ссылка при цитировании

Забаев И. В. Логика анализа данных в обоснованной теории (grounded theory): версия Б. Глезера // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2011. № 32. C. 124-142.

Аннотация

В статье рассматриваются основные методические приемы обоснованной теории (grounded theory ) в версии Б. Глезера. Таковыми являются использование категории «процесса» и поиск его стадий, теоретическая выборка, метод постоянных сравнений, теоретическое и субстантивное кодирование. Использование методических приемов обоснованной теории демонстрируется на примере исследования, посвященного изучению мотивации репродуктивного поведения в современной России.


Ключевые слова

обоснованная теория (grounded theory); Б. Глезер; теоретическое и субстанциональное кодирование; метод постоянных сравнений; теоретическая выборка


Литература

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория: процедуры и техники. М.: УРСС, 2001.

Васильева Т. Обоснованная теория в поле качественного исследования // Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория: процедуры и техники. М.: УРСС, 2001. С. 225–250.

Рогозин Д. Ситуационный анализ по Адель Кларке // Человек. 2007. № 1. C. 38–48.

Glaser B.G. Theoretical Sensitivity: Advances in the Methodology of Grounded Theory. Mill Valley (CA): Sociology Press, 1978.

Charmaz K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide Through Qualitative Analysis. Thousand Oaks (CA): Sage Publications, 2006.

Забаев И. Образ ребенка у жителей российских мегаполисов: по материалам биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста // Интер. 2009. № 5. С. 40–56.

Забаев И. «Своя жизнь», образование, деторождение: мотивация репродуктивного поведения в современной России // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. №3 (105). С. 87–97.

Забаев И. Проблема мотивации деторождения и преемственность репродуктивного поведения: обоснование гипотезы на материалах биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста // Демоскоп Weekly. 2010. 13-31 дек. № 447-448 . URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0447/ analit03.php (дата обращения: 23.02.2011).

Clarke A. Situational Analysis: Grounded Theory after the Postmodern Turn. Thousand Oaks (CA): Sage, 2005.

Glaser B.G., Strauss A.L. The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. New York: Aldine, 1967.

Lasarsfeld P. Problems in Methodology // Sociology today / Ed. by R. Merton et all. N.Y.: Basic Books, 1959. P. 47–67.

Lasarsfeld P. Evidence and Inference in Social Research // Daedalus LXXXVII. 1958. P. 100–109.

Examples of Grounded Theory: a Reader / Ed. by B. Glaser. Mill Valley: Sociology Press, 1993.

Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского; Под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна. М.: Аспект- пресс, 1999.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

Hall P., Taylor R. Political Science and the Three New Institutionalisms // MPIFG Discussion Paper 96/6. 1996 . URL: http://www.mpi-fg-koeln.mpg. de/pu/mpifg_dp/dp96-6.pdf (дата обращения: 29.11.2010).

The New Institutionalism in Sociology / Ed. by M. Brinton, V. Nee. N.Y.: Russell Sage Foundation, 1998.

Maxwell J.A. Using Qualitative Methods for Causal Explanation // Field Methods. 2004. Vol. 16. No. 3. P. 243–264.

The Grounded Theory Seminar Reader / Ed. by B. Glaser, J. Holton. Mill Valley (CA): Sociology Press, 2007.

Приводится по: Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: Интегративно-эклектический подход.

Минск: Бестпринт, 2000.

Подход с позиций обоснованной теории формируется в 1960-е годы как следствие развернувшихся дебатов по проблеме количественных и качественных методов. Как специальное понятие термин был введен социологами Гласером и Строссом (B . Glaser , A . Strauss , 1967). Они избрали термин «обоснованная теория» для выражения идеи о теории, основанной на проверке качественных данных полученных в конкретных условиях, например, не структурированных данных интервью, включенного наблюдения и архивных исследований. N . Pidgeon и K . Henwood подчеркивают: «подход представляет собой попытку поиска средств противодействия позитивизму, ориентированному на подтверждение предсуществующих теорий, имеющих слабое отношение к конкретной исследовательской области и к описаниям реальности, воспринимаемой самими участниками исследования» (1998, c . 253-254).

Сегодня понятие «обоснованная теория» используется в широком спектре контекстов, в частности, по отношению к исследовательской методологии Гласера (B . Glaser ) и Стросса (A . Strauss ) системного анализа неструктурированных качественных данных. По своей сущности подход является скорее качественным, хотя и предполагает некоторые элементы количественной обработки данных. Принадлежность к качественному подходу проявляется в его «приверженности представлениям локальной контекстуальной теории; изучению значений во всей их комплексности и контекстах и заинтересованности в рефлексии конструкций мира участников исследования» (там же, c . 254).

Подход с позиций обоснованной теории направлен, прежде всего, на преодоление закрепощающего и искажающего влияния предсуществующих теорий, задающих схемы проведения исследований, сбора и интерпретации данных и, тем самым, отдаляющих исследователя от той реальности, которая, собственно говоря, присутствует в действительности. Предсуществующая теория как бы направляет поиск не на выявление особенностей и уникальности изучаемого феномена, а на подтверждение или не подтверждение теоретически обоснованной гипотезы, что, в конечном итоге, и приводит к различного рода искажениям.

Подход обоснованной теории реализуется в рамках метафоры «открытия» в противовес метафоре «существования», используемой в классическом позитивистском исследовании и представляет собой результат постоянного взаимообмена между данными и исследовательскими концептуализациями, между идеями и жизненным опытом исследователя.

Как отмечают Пиджеон и Хенвуд, «ценность подхода обоснованной теории заключается в том, что он предлагает ряд процедур, способствующих оперированию субъективностью (и особенно творчеством и интерпретациями исследователя) в процессе анализа качественных данных. Общая схема реализации подхода с позиций обоснованной теории представлена на схеме.

Этапы обоснованного подхода .


В связи с вышеизложенным важно отметить, что введение процедур оперирования субъективностью не должно пониматься как наличие стандартных процедур и правил достижения истины. Скорее они представляют собой пути внедрения в практику требования необходимости активного вовлечения в детализированный анализ собственного исследовательского материала в целях стимулирования и организации исследуемых материалов» (Pidgeon , Henwood , 1998, c . 255).

Основной целью реализации обоснованного подхода является продвижение от неструктурированных данных к ряду теоретических кодов, концептов и интерпретаций.

Пандит (N .R . Pandit , 1996) предлагает подробное описание процесса пяти аналитических фаз (не обязательно последовательных) построения обоснованной теории: организация исследования; сбор данных, упорядочивание данных, анализ данных, теоретический анализ. Данные фазы сопровождаются соответствующими исследовательскими процедурами и предполагают оценку по критериям: конструктной валидности; внутренней валидности; внешней валидности и надежности. Конструктная валидность обеспечивается четко определенными операциональными процедурами. Внутренняя валидность обеспечивается установлением причинных отношений. Внешняя валидность предполагает четкое определение области, на которую могут быть генерализованы результаты исследования. Наконец, надежность предполагает возможность подтверждения полученных результатов [там же, с. 2]. Общая схема построения обоснованной теории представлена в таблице.

Процесс построения обоснованной теории (Pandit , 1996, c . 3-4).

Активность

Логические основания

Фаза организации исследования

Шаг 1. Обзор литера-туры.

Определение вопро-сов для исследования.

Определение априор-ных конструктов.

Направления исследования.

Шаг 2. Отбор случаев.

Теоретическое (не случайное) определение выборки.

Фокусирование на теоретически полезных случаях.

Фаза сбора данных

Шаг 3. Разработка строгих протоколов сбора данных.

Создание базы данные исследования случаев.

Используются множественные методы сбора данных.

Качественные и количественные методы.

Повышает надежность. Повышает конструктную валидность.

Укрепляет обоснование теории посредством триангуляции. Повышает внутреннюю валидностью.

Синергетический взгляд на изучаемое .

Шаг 4. Вход в область.

Пересечение сбора и анализа данных.

Гибкие и альтернативные методы сбора данных.

Ускоряет анализ и привносит полезные регулятивы в сбор данных.

Позволяет исследователю принимать преимущества определенных тем и характеристики уникальных случаев.

Фаза упорядочивания данных

Шаг 5. Упорядочивание данных.

Хронологическое размещение событий.

Способствует более легкому анализу данных. Позволяет контролировать процесс.

Фаза анализа данных

Шаг 6. Анализ данных в отношении первого случая

Использование открытого кодирования.

Использование осевого кодирования.

Использование избирательного кодирования.

Все формы кодирования способствуют внутренней валидности.

Шаг 7. Теоретическая выборка.

Литературное и теоретическое подтверждение через все изучаемые случаи (возвращение ко второму шагу до момента насыщения теории).

Подтверждает, расширяет и уточняет теоретические построения.

Шаг 8. Способствование завершению.

Теоретическое насыщение при наличии возможностей

Приводит к завершению теории при минимальном количестве крайних случаев.

Фаза сопоставления с литературными данными

Шаг 9. Сравнение построенной теории с даннымипрофильной литературы

Сопоставление с альтернативными подходами.

Сопоставление со сходными подходами.

Улучшает определенность конструктов и на этой основе внутренней валидности.

Также повышает внешнюю валидность посредством установления областей, на которые могут быть генерализованы результаты исследования.

Подход с позиций обоснованной теории предоставляет чрезвычайно широкие возможности для построения теорий, во-первых, наиболее близко и полно отражающих своеобразие реальной феноменологии социального бытия личности и ее окружения, во-вторых, способствует освобождению от давления стереотипов и рамок предшествующих теорий, в-третьих, способствует повышению конструктной, внутренней и внешней валидности результатов исследования. В то же время реализация подхода на практике сопряжена с рядом сложностей, отмечаемых Пандитом: временная затратность; долгие периоды неопределенности; неполнота данных; экономическая дороговизна (Pandit , 1996, c . 13). Этот же автор отмечает, что успешная реализация подхода связана с наличием определенных исследовательских качеств и навыков. «В особенности, компетентности, творческности, и жизненного опыта (как в проведении исследований, так и исследуемом контексте)» (там же).

Особого внимания заслуживает обсуждение вопроса оценки подхода с позиций обоснованной теории. Традиционно в качестве критериев оценки теории (их анализ был представлен в третьей главе) выдвигаются валидность, надежность, экономичность, эмпирические подтверждения, внутреннее соответствие и генерализуемость. Тем не менее ряд авторов придерживается позиции, что по отношению к обоснованной теории «не существует методологических критериев, гарантирующих абсолютную точность исследований (как количественных так и качественных)» (Pidgeon , Henwood , 1998, c . 269). По мнению этих авторов речь скорее должна идти о некоторых практических рекомендациях, способствующих прогрессу в познании исследуемой области. Среди этих критериев определяются: близость к данным; интегрированность теории на различных уровнях абстракции; рефлексивность; документирование; анализ теоретической выборки и негативных случаев; чувствительность к реальности участников исследования (респондентная валидность); прозрачность; убедительность.

Представленный обзор двух исследовательских методологий, представляющих попытку решения проблему адекватности психологического изучения реальности феноменологии социального бытия личности и ее окружения конечно же не исчерпывает всего проблемного поля. По-прежнему поиски и дебаты скорее имеют место в рамках дихотомии –л учше – хуже. Не затрагивается и другой, не менее фундаментальный аспект – применимости той или иной исследовательской методологии к качественным характеристикам изучаемой реальности или природы человека (биологической, символической, рефлексивной). Попытка решения этой проблемы предпринята в нашем подходе интегративной эклектики путем триангуляции, описание которого представлено в следующем разделе.

Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...

Метод "Обоснованной теории " (Grounded Theory) как метод качественного анализа данных текстовых данных

Эссе

Список использованной литературы. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: Виа, 1998. - 367 с. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. - М.: УРСС, 2001. - 256 с. Толстова Ю. Н., Масленников Е. В. Качественная и количественная стратегии: эмпирическое исследование как измерение в широком смысле...

Список литературы

  1. Семенова В. В. Качественные методы : введение в гуманистическую социологию. - М.: Виа, 1998. - 367 с.
  2. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования . Обоснованная теория. Процедуры и техники. - М.: УРСС, 2001. - 256 с
  3. Толстова Ю. Н., Масленников Е. В. Качественная и количественная стратегии : эмпирическое исследование как измерение в широком смысле //Социс - 2000. - № 10. - С.23−41.
  4. Цуканова Е. А. Качественные методы в гуманитарных науках // Глубинная психология. - 2007. - № 2. - С. 34−47.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы

Важнейшее методологическое значение обрела катастрофная типологизация. Основания ее многомерны. В частности, по объектам катастрофического развития и степени его социальности, т. е. причинной вовлеченности общественных отношений и взаимодействий, выделяются пять типов катастроф: природные (землетрясения, извержения вулканов, засухи), экологические (гибель определенных видов экосистем)...

Зміна характеру антиколоніальної ідеології позначилася в перші повоєнні місяці. У жовтні 1945 р. в Манчестері відбувся V Панафриканський конгрес. Він знаменував собою настання якісно нового етапу в боротьбі африканських народів. Африку представляло незмірно більше країн і організацій, ніж на попередніх конгресах. Серед 200 учасників були Кваме Нкрума, Джомо Кеніата, Хастінгс Банда - згодом...

Курсовая

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и составлял 5641 рубля. С 1 апреля 2013 года страховая часть пенсии по старости, а также пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца будет дополнительно увеличена на 3,3 процента. Указанные виды пенсий ежегодно индексируются...

Подготовка и переподготовка кадров как экономическая функция образования. Образование - это социальная подсистема, которая обладает своеобразной структурой. В качестве ее основополагающих компонентов выделяются многочисленные учреждения учебно-воспитательного типа, социальные общности, которые представлены педагогами и учащимися, а также учебный процесс. Образование - «активное зеркало общества»...

Здравомыслова Е., Гегемонная маскулинность: Автобиография героя и комментарии // www.cisr.ru. Здравомыслова Е., Темкина А., Российская трансформация и сексуальная жизнь // www.cisr.ru. Краснова В., Золотая рыбка - снаружи и изнутри // www.expert.ru. Мещеркина Е. Ю., Социологическая концептуализация маскулинности // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 15 - 25. Москаленко Л., Это не обычный...

В зависимости от того, насколько удалось сторонам разрешить имевшиеся противоречия, можно говорить о частичной или полной нормализации отношений. Так, после Второй мировой войны прошло уже более 60 лет, но между Россией и Япония до сих пор нет всеобъемлющего мирного договора, так как Япония имеет к России претензии по поводу четырёх островов Курильской гряды. Поэтому данную послеконфликтную...

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным...

В отечественной науке дается следующее определение трудового конфликта: «обострение противоречий в трудовой сфере, обусловленное противоположностью или существенным различием интересов субъектов трудовых отношений и предполагающее активные действия обеих сторон в свою защиту». И.М. Козина в теоретико-прикладном словаре «Социология труда» выделяет в коллективных конфликтах три уровня: Формы...

Как представляется, в любой культуре происходит глокализация. Процесс глокализации заключается в следующем: по мере расширения контактов с внешним миром и западной культурой акцент все более смещается на «локальную» составляющую, чем на «глобальную». Западноевропейские культурные символы на территории определенной страны, региона или местности не являются унифицирующим началом, они не просто...

На фоне происходящих в российской среде негативных явлений, по мнению Г. М. Заболотной, формируется климат общественного недоверия, индикаторами которого являются: массовая эмиграция, «бегство» капиталов, «долларизация» страны (выражение недоверия к национальной валюте), самоизоляция в закрытом мире семьи или каких-либо других узких групп- в сфере вертикальных политических взаимоотношений...

Подобная динамика свидетельствует о том, что процесс формирования российского среднего класса еще продолжается. Часть представителей периферии среднего класса то входит в его состав, оказываясь в ближней периферии, то выпадает из него, переходя в дальнюю периферию. При этом колебания численности среднего класса в 2008-2010 гг. были связаны, прежде всего, с тем, что в кризисный 2009 г. у россиян...

Подход с позиций обоснованной теории формируется в 1960-е годы как следствие развернувшихся дебатов по проблеме количественных и качественных методов. Как специальное понятие термин был введен социологами B. Glaser и A. Strauss . Они избрали термин «обоснованная теория» для выражения идеи о теории, основанной на проверке качественных данных полученных в конкретных условиях, например, не структурированных данных интервью, включенного наблюдения и архивных исследований. N. Pidgeon и K. Henwood подчеркивают: «подход представляет собой попытку поиска средств противодействия позитивизму, ориентированному на подтверждение предсуществующих теорий, имеющих слабое отношение к конкретной исследовательской области и к описаниям реальности, воспринимаемой самими участниками исследования» .

Сегодня понятие «обоснованная теория» используется в широком спектре контекстов, в частности, по отношению к исследовательской методологии B. Glaser и A. Strauss системного анализа неструктурированных качественных данных. По своей сущности подход является скорее качественным, хотя и предполагает некоторые элементы количественной обработки данных. Принадлежность к качественному подходу проявляется в его «приверженности представлениям локальной контекстуальной теории; изучению значений во всей их комплексности и контекстах и заинтересованности в рефлексии конструкций мира участников исследования» [там же, c. 254].

Подход с позиций обоснованной теории направлен, прежде всего, на преодоление закрепощающего и искажающего влияния предсуществующих теорий, задающих схемы проведения исследований, сбора и интерпретации данных и, тем самым, отдаляющих исследователя от той реальности, которая, собственно говоря, присутствует в действительности. Предсуществующая теория как бы направляет поиск не на выявление особенностей и уникальности изучаемого феномена, а на подтверждение или не подтверждение теоретически обоснованной гипотезы, что, в конечном итоге, и приводит к различного рода искажениям.

Подход обоснованной теории реализуется в рамках метафоры «открытия» в противовес метафоре «существования», используемой в классическом позитивистском исследовании и представляет собой результат постоянного взаимообмена между данными и исследовательскими концептуализациями, между идеями и жизненным опытом исследователя.

Как отмечают N. Pidgeon и K. Henwood, «ценность подхода обоснованной теории заключается в том, что он предлагает ряд процедур, способствующих оперированию субъективностью (и особенно творчеством и интерпретациями исследователя) в процессе анализа качественных данных. Общая схема реализации подхода с позиций обоснованной теории представлена на рис. 5.19.

В связи с вышеизложенным важно отметить, что введение процедур оперирования субъективностью не должно пониматься как наличие стандартных процедур и правил достижения истины. Скорее они представляют собой пути внедрения в практику требования необходимости активного вовлечения в детализированный анализ собственного исследовательского материала в целях стимулирования и организации исследуемых материалов» .


Рис. 5.19. Этапы обоснованного подхода .

Основной целью реализации обоснованного подхода является продвижение от неструктурированных данных к ряду теоретических кодов, концептов и интерпретаций.

N.R. Pandit предлагает подробное описание процесса пяти аналитических фаз (не обязательно последовательных0 построения обоснованной теории: организация исследования; сбор данных, упорядочивание данных, анализ данных, теоретический анализ. Данные фазы сопровождаются соответствующими исследовательскими процедурами и предполагают оценку по критериям: конструктной валидности; внутренней валидности; внешней валидности и надежности. Конструктная валидность обеспечивается четко определенными операциональными процедурами. Внутренняя валидность обеспечивается установлением причинных отношений. Внешняя валидность предполагает четкое определение области, на которую могут быть генерализованы результаты исследования. Наконец, надежность предполагает возможность подтверждения полученных результатов [там же, с. 2]. Общая схема построения обоснованной теории представлена на рис. 5.20.

Фаза Активность Логические основания
Фаза организации исследования
Шаг 1. Обзор литера­туры. Определение вопро­сов для исследования. Определение априор­ных конструктов. Направления исследования.
Шаг 2. Отбор случаев. Теоретическое (не случайное) определение выборки. Фокусирование на теоретически полезных случаях.
Фаза сбора данных
Шаг 3. Разработка строгих протоколов сбора данных. Создание базы данные исследования случаев. Используются множественные методы сбора данных. Качественные и количественные методы. Повышает надежность. Повышает конструктную валидность. Укрепляет обоснование теории посредством триангуляции. Повышает внутреннюю валидностью. Синергетический взгляд на изучаемое.
Шаг 4. Вход в область. Пересечение сбора и анализа данных. Гибкие и альтернативные методы сбора данных. Ускоряет анализ и привносит полезные регулятивы в сбор данных. Позволяет исследователю принимать преимущества определенных тем и характеристики уникальных случаев.
Фаза упорядочивания данных
Шаг 5. Упорядочивание данных. Хронологическое размещение событий. Способствует более легкому анализу данных. Позволяет контролировать процесс.
Фаза анализа данных
Шаг 6. Анализ данных в отношении первого случая Использование открытого кодирования. Использование осевого кодирования. Использование избирательного кодирования. Создает концепты, категории и свойства. Создает связи между категориями и подкатегориями. Интегрирует категории в теоретические построения. Все формы кодирования способствуют внутренней валидности.
Шаг 7. Теоретическая выборка. Литературное и теоретическое подтверждение через все изучаемые случаи (возвращение ко второму шагу до момента насыщения теории). Подтверждает, расширяет и уточняет теоретические построения.
Шаг 8. Способствование завершению. Теоретическое насыщение при наличии возможностей Приводит к завершению теории при минимальном количестве крайних случаев.
Фаза сопоставления с литературными данными
Шаг 9. Сравнение построенной теории с данными профильной литературы Сопоставление с альтернативными подходами. Сопоставление со сходными подходами. Улучшает определенность конструктов и на этой основе внутренней валидности. Также повышает внешнюю валидность посредством установления областей, на которые могут быть генерализованы результаты исследования.

Рис. 5.20. Процесс построения обоснованной теории .

Подход с позиций обоснованной теории предоставляет чрезвычайно широкие возможности для построения теорий, во-первых, наиболее близко и полно отражающих своеобразие реальной феноменологии социального бытия личности и ее окружения, во-вторых, способствует освобождению от давления стереотипов и рамок предшествующих теорий, в-третьих, способствует повышению конструктной, внутренней и внешней валидности результатов исследования. В то же время реализация подхода на практике сопряжена с рядом сложностей, отмечаемых N.R. Pandit: временная затратность; долгие периоды неопределенности; неполнота данных; экономическая дороговизна . Этот же автор отмечает, что успешная реализация подхода связана с наличием определенных исследовательских качеств и навыков. «В особенности, компетентности, творческности, и жизненного опыта (как в проведении исследований, так и исследуемом контексте)» [там же].

Особого внимания заслуживает обсуждение вопроса оценки подхода с позиций обоснованной теории. Традиционно в качестве критериев оценки теории (их анализ был представлен в третьей главе) выдвигаются валидность, надежность, экономичность, эмпирические подтверждения, внутреннее соответствие и генерализуемость. Тем не менее ряд авторов придерживается позиции, что по отношению к обоснованной теории «не существует методологических критериев, гарантирующих абсолютную точность исследований (как количественных так и качественных)» . По мнению этих авторов речь скорее должна идти о некоторых практических рекомендациях, способствующих прогрессу в познании исследуемой области. Среди этих критериев определяются: близость к данным; интегрированность теории на различных уровнях абстракции; рефлексивность;; документирование; анализ теоретической выборки и негативных случаев; чувствительность к реальности участников исследования (респондентная валидность); прозрачность; убедительность.

Представленный обзор двух исследовательских методологий, представляющих попытку решения проблему адекватности психологического изучения реальности феноменологии социального бытия личности и ее окружения конечно же не исчерпывает всего проблемного поля. По-прежнему поиски и дебаты скорее имеют место в рамках дихотомии –лучше – хуже. Не затрагивается и другой, не менее фундаментальный аспект – применимости той или иной исследовательской методологии к качественным характеристикам изучаемой реальности или природы человека (биологической, символической, рефлексивной). Попытка решения этой проблемы предпринята в нашем подходе интегративной эклектики путем триангуляции, описание которого представлено в следующем разделе.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Формирование впечатления о личности другого человека
Процесс формирования впечатления в глазах других людей о самом себе является одной из самых привлекательных областей изучения не только для ученых, но и для практики повседневной жи

Управление впечатлением
В процессе межличностного взаимодействия существенная роль принадлежит управлению впечатлением, под которым понимается целенаправленная активность по контролю и регулированию информации в целях соз

Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы
В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование в процессе восприятия людьми друг друга положительного эмоционального отношения друг к другу. Плоскость исследо

Понятие социально-психологического воздействия
В структуре общения социально-психологическое воздействие людей друг на друга широко включается в процессы труда, воспитания, пропаганды, психотерапии и другие сферы жизне­деятельно

Структура социально-психологического воздействия
Перестройка психики личности или групповых психических явлений под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата психических явлений, так и по стой

Воздействие массовой коммуникации
Исследования особенностей реагирования и противодействия людей воздействию средств массовой коммуникации имеют достаточно длительную историю. Например, исследования эффективности уб

Изменение аттитюдов: теоретические подходы и исследования
Вопрос изменения аттитюдов в течении последних десятилетий оставался предметом неослабеваемого интереса зарубежных и, особенно, американских социальных психологов. Причина подобного внимания заключ


Престиж Доверие Экспертность Правдивость Привлекательность Физическая привлекательность Сходство Знакомство Симпатия

Переменные сообщения
Тип обращения Рациональный, эмоциональный, моральный Позитивный негативный (вызывающий страх) Подкрепление сообщения Стиль сообщения, юмор и т.п. Качес

Переменные аудитории
Активная пассивная роль Насильственное подчинение (поддержка неприемлемого, недостаточная обоснованность, влияние приложенных усилий) Избирательное предъявление Действую

Переменные цели поведения
Сопротивление изменениям Генерализация эффектов за пределами целевой области Непосредственное отсроченное влияние Прямое влияние сопротивление контраргументам

Предсказание поведения
Теория обоснованных действий Fishbein и Ajzen. Наиболее часто цитируемой и признаваемой в области прогнозирования поведения является разработанная Fishbein и Ajzen Теория рассудочн

Устойчивость к социально-психологическому воздействию и ее механизмы
Но, как уже говорилось, объекту психологического воздей­ствия присущ также и механизм психологической защиты от нежелательных и вредных воздействий. Что такое психологическ

Психологическое прививание
Воздействие на аудиторию со стороны средств массовой информации отнюдь не обязательно приводит к слепому повиновению реципиента. Более того, в отдельных случаях воздействие вызывает

Межличностное взаимодействие как общение
Место взаимодействия в структуре общения. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодейств

Нормативно-ролевая регуляция социального взаимодействия
Первоначально взаимодействие в рамках социальной психологии анализировалось в контексте социальных норм, устанавливаемых людьми во взаимоотношениях друг с другом для обеспечения некоторой определен

Психологические механизмы формирования и действия социальных норм
В том, как строится и реализуется процесс активного взаимоотношения и взаимонаправленности воздействий общества и его членов, так же проявляется характер систем социальных норм и со

Социальный контекст взаимодействия
Взаимодействие всегда предполагает определенный социальный контекст. Более того, оно невозможно без этого контекста - в противном случае исчезает сама возможность взаимодействия. Од

Взаимодействие как взаимозависимость: теория взаимозависимости Thibaut и Kelley
Thibaut и Kelley разработали свою теорию взаимозависимости с целью развития и уточнения построений теории поля Lewin, в частности, репрезентации жизненного пространства человеческой

Особенности развития проблематики малых групп за рубежом
В дополнение к вышесказанному, сошлемся еще раз на мнение Д. Макгрета и Д. Кравитца, называющих в качестве позитивного факта последних лет значительный рост использования зарубежным

Развитие исследований малой группы в отечественной традиции
О собственно социально-психологических исследованиях по проблематике малой группы в рамках советской психологической традиции можно говорить лишь начиная с 60-х годов. Часто соверша

Генезис и развитие малой группы
Приступая к изложению феноменологии группового процесса, мы постараемся, прежде всего-и это основная задача данной главы - показать, как происходит складывание малой группы; во-перв

Детерминанты возникновения малой группы
Итак, какие же факторы лежат в основе возникновения малой социальной группы? Вопрос этот на первый взгляд может показаться излишним. Ведь если исходить из уже излагавшегося выше (см

Этапность развития малой группы
Возникшей малой группе предстоит дальнейшая жизнь. Каким окажется ее течение, как и посредством чего, будет разворачиваться процесс групповой жизнедеятельности, какова его этапность

Механизмы групповой динамики
Построением некоторой картины группообразования анализ рассматриваемой нами проблемы, однако, не исчерпывается. Отвечая на вопрос, как происходит развитие малой группы, мы, следуя е

Социально-психологические характеристики сложившейся малой группы
Богатство феноменологии группового процесса, отчетливо обнаруживающееся в ходе предшествующего изложения, делает отнюдь не простым выбор характеристик сложившейся малой группы. Тем

Структурные характеристики малой группы
Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что понятие «структура» теснейшим образом сопряжено с понятием «система». Как з

Нормативное поведение в малой группе
Другая выделяемая нами существенная характеристика жизни сложившейся малой группы – функционирование в ней процессов нормативного поведения, т.е. поведения, связанного с реализацией

Групповая сплоченность
Хотя сплоченность малой группы неоднократно являлась предметом довольно пристального внимания со стороны отечественных (Андреева Г.М.. 1997; Донцов А.И., 1984; Кричевский Р.Л., Дубо

Процесс группового функционирования
Однако анализ сложившейся малой группы не исчерпывается изложенными выше характеристиками. Оформление групповой структуры, развитие процессов социального влияния, репрезентированных

Личность в групповом процессе
Мысль о необходимости обращения к анализу личностной компоненты групповой динамики вряд ли нуждается в особом пояснении. В конце концов именно отдельные, по-своему уникальные личнос

Межличностные отношения в групповом процессе
Выше мы рассматривали влияние личности на феномены группового процесса. Но прежде чем такое влияние будет реально иметь место, личность должна вступить в какие-то вполне конкретные

Процесс принятия группового решения
В согласии с анализом, проведенным в 1.3, групповое решение является одним из системных признаков малой группы, своеобразным атрибутом последний как «совокупного субъекта». И аналог

Феномены управления групповым процессом
До сих пор предметом нашего рассмотрения главным образом являлась феноменология группового процесса. Однако успешное развертывание последнего требует немалых усилий по его организац

Лидерство в малой группе
Будучи психологическим по своей природе феноменом, т. е. возникая в системе неофициальных, неформальных отношений, лидерство вместе с тем выступает и как средство организации отноше

Руководство малой группой
Если вопрос об организационно-управленческом компоненте лидерства нуждается все-таки в некотором специальном обсуждении, то применительно к руководству подобного рода работа являетс

Причины межличностных конфликтов
Производственно-организационные причины: - стиль руководства (неадекватный); - непродуманная организация труда; - конфликт ролей (недовольство руководител

Типы конфликтов
Конфликт целей - когда преследуемые индивидом цели противоречат целям других людей. Когнитивный конфликт - когда взгляды и оценки одних противоречат взглядам и оценкам друг

Эффекты конфликта
НЕГАТИВНЫЕ: - отвлечение от решения производственных задач; - разрушение морально-психологического климата; - поляризация членов коллектив

Протекание конфликта
Стадии протекания конфликта: 1. Скрытый конфликт. Личности имеют различные установки или отношения, что является потенциальным источником конфликта. 85. Начало кон

Стратегии конфликтного поведения
Рациональное убеждение - использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента. Давление - требование, приказы, угрозы. Апелляция к в

Посредничество в разрешении конфликта
Rubin, Brown, 1975 1. Фокусирование внимания конфликтующих сторон на объективных проблемах, определяющих разногласия и отделение их личных ощущений. 89. Прояснение

Массовые информационные процессы
Социальная жизнь людей, их совместная деятель­ность, как мы видели из предыдущего изложения, невоз­можны без общения, в ходе которого происходит обмен информацией, содержащей знания

Массовая коммуникация как социальный феномен
Способы общения, передачи социаль­ной информации различны. Содружест­во науки и техники привело к появле­нию принципиально нового способа общения, представляющего собой одно­сторонн

Функции массовой коммуникации
Социальные функции массовой коммуникации можно сгруппировать следую­щим образом: во-первых, распространение знаний о действительности: во-вторых, социальное регулирование и управлен

Условия эффективности массовой коммуникации
Социально-психологическое рассмотрение вопроса о том, как повысить эффективность массовой коммуникации, неизбежно приводит к выводу о необходимости выявления социально-психологическ

Признаки массовых информационных процессов
Соответственно в массовых информации процессах следует различать признаки внешние, связанные с преодо­лением препятствий физического ха­рактера, и признаки внутренние, специфические

Психологические эффекты массовых информационных процессов
Повышение эффективности массовых информационных процессов за счет удовлетворения текущих психических нужд индивидов в аудитории достигается за счет распространения сообщений, вос­пр

Слухи как форма стихийной передачи информации
Когда люди сталкиваются с чем-либо непонятным, но, по их представлениям, важным, они всегда стараются найти информацию, в которой содержалось бы необходимое разъяснение. Этим объясн

Типология слухов
Можно ли вообще разобраться в стихии, которую представляют собой слухи, и есть ли какие-либо критерии, помогающие классифициро­вать и отграничивать в чем-то сходные и в чем-то разли

Возникновение и прекращение слухов
К числу важнейших факторов, влияю­щих на возникновение и распростране­ние слухов, обычно относят объем ин­формации, доставляемой группам через официальные каналы, а также эмоциональ

Исходные понятия
Социальная жизнь человека отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повс

Субъективные признаки внеколлективного поведения
Субъектом массовых форм внеколлек­тивного поведения при возникновении соответствующих условий может высту­пить любая достаточно многочисленная группа людей, вы­деляющая себя по како

Понятие и теоретические подходы к объяснению феномена поведения в толпе
Толпа как специальный социально-психологический термин имеет несколько отличающееся значение от того, которое используется в общем обиходе – собрание людей с определенной целью и на

Разновидности толпы
В литературе разработано несколько классификаций этого явления, помо­гающих найти как общее, так и отдельное в наиболее ха­рактерных случаях. Одна из наиболее разработанных классификаций предложена

Динамика поведения толпы
Динамика поведения толпы имеет ряд особенностей хорошо описанных Ю.А. Шерковиным (1975). Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и пробуж

Управление поведением толпы
Как уже было показано в теоретическом анализе подходов и механизмов формирования и действий толпы в ее поведении присутствуют некоторые возможности кон­троля. Для того чтобы предотв

Паническое поведение и его особенности
Одним из видов поведения толпы является паника - эмоциональное состояние. возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пу­гающей или непонятной ситуации, либ

Возникновение и прекращение паники
В наиболее типичных случаях паника развивается как следствие шокирующего стимула. Будучи воспринят, этот стимул прерывает предшествовавшее поведение и, как это часто бывает, приоста

Summonds, P.M. The Ego and the Self. N.Y.: Appliton-Century-Crofts, 1951
533. Suppe, F. Exemplars? Theories and Disciplinary Matrices. In: Suppe, F. (Ed.), The Structure of Scientific Theories. London: University of Illinois Press, 1974, pp. 483-499. 534. Swann