1 слайд
2 слайд
План урока: Разминка – «Мозговой штурм». Вспомним содержание. Теория литературы. Перескажем любой эпизод. Ответим на вопросы. Рассмотрим и соотнесём с текстом иллюстрации. Охарактеризуем художественные средства выражения, используемые автором. Работаем в группах. Составим небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов. Вопрос. Какова главная мысль этого рассказа.
3 слайд
2).Теория литературы. Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
4 слайд
4).Ответим на вопросы: «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика? Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?
5 слайд
4.Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему? 5. Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок? 6. Был ли обман в вашей жизни? А было ли так, что вас не наказывали за это? Почему?
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
6).Художественные средства выражения. «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет? «- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.
10 слайд
3. Что общего между сапогом, флюгером, буреломом и деревом? Не знаете? Тогда прочитайте отрывок из стихотворения Н.Матвеевой: Скажите, а зачем Шарманка нам нужна? И хриплая совсем, И сиплая она. Скрежещет, как возок, Скрипит, как бурелом, Как флюгер, как сапог, Как дерево с дуплом. Все эти слова служат сравнениями, характеризуют одно свойство шарманки. Какое?
11 слайд
А вот, как Н.Матвеева говорит о посадке на электричку: Все входили в вагоны, Как река С гордым видом вступает В берега. Я же бросился в вагон, Как бросаются в огонь, Как бросаются в атаку На врага. Как входят все? Как можно охарактеризовать поведение героя?
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
1 Уроки доброты в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой »
1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б)Гришка, в) Мишка. 2. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 4. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок 5 . Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 6 . Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 7 . Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга. 3
4 “Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, - да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...”
5 В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
6 “Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.
7 Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
9 Задача каждой группы - найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.
10 Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука? Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой?
11 игрушка лакомство символ
12 Написать мини-сочинение: Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»
13 Домашнее задание: Выучить наизусть описание летнего дня.
14 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ: http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9524680 http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600907 http://www.cultnord.ru/Severnye_kozuli.html
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
В.П. Астафьев Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Презентацию составила: Гурьева К.С., учитель литературы
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) Из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Окончил 6 классов в Игарке, где жил с отцом и мачехой; в 1936-37 - беспризорник, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 - на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. С 1945 жил на Урале (Чусовой, с 1963 - Пермь), побывал подсобным рабочим, слесарем, кладовщиком. После публикации в 1951 своего первого рассказа «Гражданский человек» в газете «Чусовской рабочий» стал ее литературным сотрудником (до 1955). В 1950-е гг. издает в Перми книги рассказов для детей («До будущей весны», 1953, «Огоньки», 1955; итоговый сб. « Зорькина песня», 1960), роман о преобразовании отсталого колхоза «Тают снега» (1958). С 1958 - член Союза писателей СССР, в 1959-61 учился на Высших литературных курсах в Москве при Литературном институте им. М. Горького. С конца 1960-х гг. жил в Вологде, в 1980 вернулся в родные места, жил в Красноярске и селе Овсянка.
Вопросы В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.
Вопросы Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?
Теория литературы Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.
Задача каждой группы - найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.
Вопросы Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой? Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?
В.П. Астафьев Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой»
Работа с текстом «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика? Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку- батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?
Работа с текстом Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия », « левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», « левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему? Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок?
Художественно-выразительные средства «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет? «- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.
Словарь сибирских диалектизмов Увал. Туесок. Заполошная. Шаньга. Заимка. Поскотина. Яр. С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
Итоги Произведение Астафьева очень поучительное, т.к. … в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость, снисходительность.
Практическое задание Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...
Включить эффекты
1 из 9
Отключить эффекты
Смотреть похожие
Код для вставки
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
Добавить свою рецензию
Презентация на тему "В.П, Астафьев "Конь с розовой гривой" дает характеристику друзей главного героя, черты характера главного героя. В качестве шаблонов использованы фотографии, демонстрирующие жизнь в деревне. Изображения призваны проиллюстрировать основные события в рассказе.
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
Немилов М., Рябов Ю.
Аудитория
Слова
Конспект
Присутствует
Слайд 1
Слайд 2
В этом произведении рассказывается о деревенском мальчике- сироте, которому бабушка пообещала привезти «Пряник конём» за то, что тот соберёт ягод, а бабушка их продаст. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки. Пряник этот: «белый-белый; А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.»Если у кого-то появлялся такой пряник, то остальные сразу начинали уважать, подлизываться, почести оказывать, чтобы только им позволили откусить от пряника кусочек или хотя бы лизнуть его.
Слайд 3
Один из друзей мальчика, Санька, давал дурные советы и побуждал на дурные поступки. Сначала Санька на спор заставил мальчика выбросить из туеска, наполненного наполовину, ягоды. Мальчик так и поступил. Потом посоветовал заполнить опустевший туесок травой, а сверху присыпать ягодами; мальчик опять последовал совету.
Слайд 4
От радости бабушка не стала проверять ягоды, похвалила за работу и легла спать. Ночью паренёк не мог заснуть. Он размышлял о том, что с ним будет и решил наутро признаться во всем бабушке.
Слайд 5
Наутро, когда мальчик проснулся, бабушки уже не было дома (уехала в город). Мальчишка очень расстроился. Он пошёл с друзьями порыбачить на озеро. По вечер увидел плывущую с другого берега на лодке бабушку. Он побежал к дому, но,когда увидел идущую от лодки бабушку, решил убежать подальше оттуда.Мальчик ещё долго слышал бабушку, кричавшую вслед, но вскоре крик затих. Он бежал так долго, что и сам не заметил, как оказался на верхнем конце села.
Слайд 6
Паренек вспомнил, что именно там живёт его двоюродный братишка Кеша. Тётя Феня – Кешина мама, накормила мальчика, но на ночь остаться не разрешила. Тётя отвела его к бабушке.Бабушка очень ругалась и сердилась, поэтому мальчик быстро забрался в кладовку.А бабушка ещё долго разговаривала с тётей Феней.
Слайд 7
Наутро, когда проснулся, он обнаружил, что приехал дедушка. Мальчик долго страшился выйти, но вошёл дедушка, они поговорили и дедушка придал юноше уверенность.Мальчишка вышел из кладовки; бабушка всё еще злилась. Он сел за стол и стал есть приготовленную ему еду. Бабушка ещё долго ворчала и ругалась.Он не спорил, потому что знал, что будет хуже.Парнишка не надеялся ни на какое прощение или снисходительность, Но в самом конце бабушка со словами: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…» - протянула внуку коня с розовой гривой.
Слайд 8
***Произведение Астафьева очень поучительное,т.к. в нем описываются как плохие черты характера: обман, мошенничество; так и хорошие черты: доброта, доверчивость,снисходительность.
Слайд 9
Посмотреть все слайды
Цели урока
Задачи урока :
Оборудование
Методические приемы
План урока:
3. Словарная работа. 1 мин.
6. Физминутка. 1 мин.
9. Тестирование. 7 мин.
10. Домашнее задание 1 мин.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
2. Фронтальный опрос .
3. Словарная работа : увал, туесок, шаньга.
4 . .
5. Инсценирование эпизодов . Работа в группах.
Физминутка
7. Работа по иллюстрациям.
8. Тестирование. (Приложение 1)
9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием.
Приложение 1
1. Как зовут бабушку героя?
а) Алёша; б) Миша; в) Коля.
Литература
4. Рассказы В.П.Астафьева.
Цели урока : углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
Задачи урока :
Оборудование : иллюстрации к рассказу, тесты, компьютер с проектором, словарные слова (увал, туесок, шаньга).
Методические приемы : беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.
План урока:
1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока. 1 мин.
2. Фронтальный опрос по проверке усвоения содержания учащимися. 5 мин.
3. Словарная работа. 1 мин.
4. Пересказ эпизодов с использованием опорных - слов глаголов. 8 мин.
5. Работа в группах. Инсценирование отдельных эпизодов. 5 мин.
6. Физминутка. 1 мин.
7. Работа с текстом (выборочное чтение). 5 мин.
8. Работа по иллюстрациям. 5 мин.
9. Тестирование. 7 мин.
10. Домашнее задание 1 мин.
11. Подведение итогов урока. Оценки с комментированием. 1 мин.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.
Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.
2. Фронтальный опрос .
Что является завязкой рассказа?
(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему "пряник конем". Это почти сказочное начало.)
Исполнилась ли мечта мальчика - получить "пряник конем"? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: "По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой")
Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: "А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой"? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором,
Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы "трудом своим заработать пряник". Обратим внимание на инверсию "трудом своим", которая выделяет слово. "труд" - мальчик понимает, что даром ничего не достается)
Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? (Соседские ребята "несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески... ковшик без ручки". Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: "Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска". В этой семье знают цену труду)
Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?
3. Словарная работа : увал, туесок, шаньга.
4 . Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов .
("Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились"; "заскочили в чей-то огород", "напластали беремя луку-батуна" (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); "наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали". Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся)
Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? (Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника - он по-другому не умеет: "Я брал старательно". Вспоминает слова бабушки: "Главное - закрыть дно посудины", это помогает ему, подгоняет: "стал собирать ягоды скорее". Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, "не набрал полную посуду". "Лев онтьевские" же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой "надавал пинков" и брату, и сестре за то, что "жрали" ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: "рассердился", "бросил", "жрут", "валяются", "подскочил", "пнул", "взвыл", "кинулся", "бьются", "катаются", "раздавили")
Как герой оказался в зависимости от Саньки?
5. Инсценирование эпизодов . Работа в группах.
(Санька использует беспроигрышный прием - поддразнивает героя: "Бабушки Петровны испугался! Эх ты!", и тот проговаривается о прянике. Санька "что-то быстро смекнул": "Скажи уж лучше - боишься ее, и еще жадный!" Тут герой и попадается "на уду": "А хочешь, все ягоды съем?" Отступать было поздно. Мальчику важно было "не спасовать, не струсить, не опозориться", не показаться жадным. Так и получилось, что "левонтьевская орда" вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком)
Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: "покаялся", "хорохорился я", "гаснущим голосом", "напустил на себя отчаянность", "махнул на вес рукой". Тут уж героя понесло - он хвастается: "Я еще у бабушки калач украду!" Он становится таким же, как левонтьевские ребята)
Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого. (Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину "за некрасивый вид", "пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа", тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: "забегали в устье холодной пещеры, где жила... нечистая сила")
Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам? (Левонтьевским все нипочем: Санька "заржал", он злорадствовал: "Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!" Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват. Герои противопоставлены через действия: "тихо плелся я за левонтьевскими ребятами" - "они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки")
Физминутка
Почему герой решил обмануть бабушку? (Во-первых, "бес" Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мел-кис пакости, на которые подбил героя Санька - герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей)
Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений? (Мальчику нелегко дался обман: он "даже чуть было не всплакнул", потом "приготовился к каре за содеянное злодейство". То есть он понимает, что совершил "злодейство". Поэтому его мучит совесть: "Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?" "А что если разбудить ее и все-все рассказать?" Даже на рыбалке мальчик думает: "И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?" Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя: "И пожалеть меня некому". Но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: "Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!" Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь)
6. Работа с текстом (выборочное чтение).
Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: "День был ясный, летний". Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки? (Сначала герой просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов: "клонились к земле рябенькие кукушкины слезки", "на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики", "лежали полосатые цветки-граммофоны". Постепенно его взгляд поднимается вверх - на листья березы, осинник, сосняк. Он вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит стыд. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у "левонтьевских")
Какова развязка истории? (Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: "Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее". Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы "хлынули безудержно". Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: "Попроси прощенья...")
7. Работа по иллюстрациям.
Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок.
Почему бабушка купила все-таки "пряник конем" обманувшему ее внуку? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих "злодеяниях". Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет
8. Тестирование. (Приложение 1)
9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием. Какие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?
Приложение 1
Тест по рассказу В.П.Распутина "Конь с розовой гривой"
1. Как зовут бабушку героя?
а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна.
2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?
а) калач; б) булку; в) шаньга.
3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток?
а) Алёша; б) Миша; в) Коля.
4. Что произошло с матерью героя?
а) Она утонула; б) Её сбила машина.
5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его?
а) Васяна; в) Петровна; в) Феня.
6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес?
а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.
Литература
1. Поурочные разработки по литературе 6-й класс. (В помощь школьному учителю). В.Я.Полухина, В.П.Журавлев.
2. Учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях) 2008 г.
3. Критические статьи из журнала "Литература в школе" 2005 г. № 6.
4. Рассказы В.П.Астафьева.
Cлайд 1
Литература ХХ века В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой » Текст Михаил Немилов Оформление Юрий РябовCлайд 2
В этом произведении рассказывается о деревенском мальчике- сироте, которому бабушка пообещала привезти «Пряник конём» за то, что тот соберёт ягод, а бабушка их продаст. Об этом прянике мечтали все деревенские мальчишки. Пряник этот: «белый-белый; А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.» Если у кого-то появлялся такой пряник, то остальные сразу начинали уважать, подлизываться, почести оказывать, чтобы только им позволили откусить от пряника кусочек или хотя бы лизнуть его.Cлайд 3
Один из друзей мальчика, Санька, давал дурные советы и побуждал на дурные поступки. Сначала Санька на спор заставил мальчика выбросить из туеска, наполненного наполовину, ягоды. Мальчик так и поступил. Потом посоветовал заполнить опустевший туесок травой, а сверху присыпать ягодами; мальчик опять последовал совету.Cлайд 4
От радости бабушка не стала проверять ягоды, похвалила за работу и легла спать. Ночью паренёк не мог заснуть. Он размышлял о том, что с ним будет и решил наутро признаться во всем бабушке.Cлайд 5
Наутро, когда мальчик проснулся, бабушки уже не было дома (уехала в город). Мальчишка очень расстроился. Он пошёл с друзьями порыбачить на озеро. По вечер увидел плывущую с другого берега на лодке бабушку. Он побежал к дому, но,когда увидел идущую от лодки бабушку, решил убежать подальше оттуда. Мальчик ещё долго слышал бабушку, кричавшую вслед, но вскоре крик затих. Он бежал так долго, что и сам не заметил, как оказался на верхнем конце села.Cлайд 6
Паренек вспомнил, что именно там живёт его двоюродный братишка Кеша. Тётя Феня – Кешина мама, накормила мальчика, но на ночь остаться не разрешила. Тётя отвела его к бабушке. Бабушка очень ругалась и сердилась, поэтому мальчик быстро забрался в кладовку.А бабушка ещё долго разговаривала с тётей Феней.Cлайд 7
Наутро, когда проснулся, он обнаружил, что приехал дедушка. Мальчик долго страшился выйти, но вошёл дедушка, они поговорили и дедушка придал юноше уверенность. Мальчишка вышел из кладовки; бабушка всё еще злилась. Он сел за стол и стал есть приготовленную ему еду. Бабушка ещё долго ворчала и ругалась.Он не спорил, потому что знал, что будет хуже. Парнишка не надеялся ни на какое прощение или снисходительность, Но в самом конце бабушка со словами: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…» - протянула внуку коня с розовой гривой.