Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.
Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания ? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.
Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора , который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.
Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.
Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.
Вот два предложения, давайте их проанализируем.
1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?
В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.
Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.
Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.
В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение "в качестве".
План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА
I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.
II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).
III. Функция знака препинания.
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА
Пример 1.
Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1
1 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.
Пример 2.
Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3
1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,
Пример 3.
Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3
1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,
3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пример 4.
Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5...6
1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),
3 - запятая разделяет однородные дополнения,
6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).
Пример 5.
Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5
1 - двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,
2, 3 - запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.
4 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,
5 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пример 6.
Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8
1, 2 - запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,
3, 5 - запятые разделяют однородные дополнения,
4, 5 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,
6, 7 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,
7 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,
8 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пример 7.
Поэзия -1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4
1 - тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,
2 - запятая разделяет однородные сказуемые,
3 - запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,
4 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.
Пример 8.
Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3
1 - запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,
2 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,
3 - точка завершает повествовательное предложение.
Пример 9.
Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3
1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),
2 - запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),
3 - точка завершает повествовательное сложное предложение.
Пример 10.
Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4
1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),
2 и 3 - парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,
4 - точка завершает повествовательное сложное предложение.
В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.
Литература
1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. - 2008. - №8.
2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. - 1985. - №3.
3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 1989. - №6.
Цели урока:
Ход урока
1.Сообщение темы и целей урока.
2. Коллективная исследовательская работа.
1) На экран проецируется предложение:
Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Великого, кому (не, ни) когда (не) случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю ст_лицу с конца в конец, кто (н_) разу (не, ни) любовался этой величестве(н,нн)ой, почти (не)обозримой п_н_рамой,- тот (не) имеет понятия о Москве. (М. Ю. Лермонтов)
2) Выполнить задания:
3. Обобщение по результатам исследовательской работы.
Предложение, подобное тому, что мы записали, называется периодом (от греч. periodos – круг, обход, круговращение). Это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, четко распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, затем следует пауза, вторая часть предложения произносится пониженным тоном. Первая часть периода называется повышением, вторая-понижением.
Такой интонационный рисунок образует как бы круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения.
Период используется в художественном и публицистическом стилях, в речи приподнятой, эмоционально-экспрессивной.
Между первой и второй частями периода ставится запятая и тире.
4. Закрепление материала.
1) Работа над стихотворением М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…”
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
а). Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова выразительно вслух, предварительно оформив его интонационный рисунок.
б). Как называется такая синтаксическая конструкция? Докажите.
в). Укажите части предложения в составе сложного. Выделите знаки препинания, объясните постановку тире.
2) Найдите период в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (глава 4, строфа 13), спишите его, найдите части периода. Объясните стилистическую функцию этого периода. Произведите пунктуационный разбор предложения.
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив…сколько мог!
3. Конструирование предложения. Завершите предложение так, чтобы первая часть периода состояла из 3 частей. Учтите, что лексическое наполнение предложения-периода должно гармонировать с этим средством эмоциональной речи.
Если мы стали грамотными и воспитанными, если мы научились дружить и дорожить…, если мы поняли, что от нас зависит…,- то всем этим мы обязаны … .
4. “Проба пера”
Периодическая речь часто используется в стихах для детей. Она может быть очень простой, ясной:
Если мороз надышал на стекло,
Если от снега кустам тяжело,
Если на маме пуховая шаль, -
Значит, на улице месяц февраль.
(Е. Трутнева)
Попробуйте сочинить стихотворение-период на тему “Весна”.
Если солнце светит ярко,
Если в шубе уже жарко,
Если людям не до сна, -
Значит, к нам пришла весна.
5. Итоги урока.
6. Задание на дом:
Написать в прозе или в стихах предложение-период с временными или условными придаточными, передав в нем свои чувства – радости, восхищения и т. п. Сделать интонационный, синтаксический и пунктуационный разборы предложения.
Использованная литература.