"Снежная Королева", Герда и Кай: характеристика и история образов. История Кая и Герды любовь спасет мир! Родной город кая и герды

18.03.2024

Музыка Сергея Баневича

Либретто Татьяны Калининой

«Эта опера равно адресована и детям, и взрослым, она о потере и нахождении себя, как в воспитательных романах. Размышляя о Кае, я думаю и о тех сегодняшних подростках с осколками “зеркала зла” в сердцах, которые не знают, что такое любовь, не знают цену жизни, которые безжалостны и беспощадны», - размышляет композитор.

Пролог

Коварные тролли потешаются над людьми. Они создали зеркало зла, в котором все доброе и хорошее становится безобразным. Зеркало разбито - его осколки разлетелись по свету, раня сердца людей и превращая их в лед. Фонарщик начинает свой рассказ о Кае и Герде.

Действие первое

Жители Оденсе веселятся на главной площади города. Бабушка зовет Кая и Герду домой. «Не шутите с метелью, не шутите с морозом», - предупреждает она. На площади появляются два тролля, они готовы сделать все, чтобы испортить праздник и поссорить Кая и Герду.

Вечер в доме Кая и Герды. За окном метель. Дети затевают игру. В это время в доме появляются тролли. Швырнув осколок зеркала зла в Кая, они исчезают. Мальчика словно подменили: запах роз кажется ему противным, он передразнивает Герду и Бабушку, разговаривает с ними свысока. Голос Снежной королевы зовет его, и в забытьи он твердит о «вечности и сотне звезд». Бабушка знает: Снежную королеву слышит лишь тот, у кого ледяное сердце.

На площади Оденсе. Горожан развлекают бродячие артисты. Поднимается метель. Это явилась Снежная королева, она зовет Кая в свой ледяной дворец. Мальчик, следуя за ней, исчезает в снежном вихре. Снежная пыль рассеивается, и Фонарщик пытается вселить в людей надежду: «Посреди любых метелей ждите, у зимы короткий век».

Действие второе

Сумерки в лесу. Герда отправилась на поиски Кая и угодила в лагерь разбойников. Бандиты готовы расправиться с беззащитной девочкой. Герда зовет Кая и плачет. За нее вступается бойкая и своенравная дочка Атаманши. От Северного оленя, пленника Маленькой разбойницы, Герда узнает, что Кай улетел вместе со Снежной королевой на остров Шпицберген. Самоотверженность Герды трогает сердце Маленькой разбойницы, она отпускает свою новую подругу и дает в проводники Северного оленя.

Фонарщик размышляет о том, что самое печальное и опасное на свете - нелюбовь.

Северный олень перенес Герду во владения Снежной королевы. Кай находится в одном из залов ее ледяного дворца. Он почти забыл прежнюю жизнь, сердце его оледенело. Мальчик занят важным делом - складывает из льдинок слово «вечность», за которое ему обещан весь мир и коньки в придачу. Герда взывает к нему, рассказывая об Оденсе, доме, аистах на крыше. Кажется, Кай вспомнил: это она, Герда, снилась ему, это она звала его.

В зал врывается Снежная королева. Она заморозит сердца детей, и они погибнут. В последнюю секунду Кай бросается к льдинкам и вместо слова «вечность» складывает «я люблю». Снежная королева повержена, дворец озаряет солнце. Кай и Герда на Северном олене спешат в родной Оденсе, где их ждут Бабушка, Фонарщик и горожане.


Снежная королева обходится без шубы, но...

Ученик Галины Уствольской и Ореста Евлахова, которые, в свою очередь, учились у Дмитрия Шостаковича, Сергей Баневич является продолжателем традиций петербургской композиторской школы, апеллируя в своем творчестве еще глубже — к ее корням и истокам.

Современный классик, вошедший в историю русского театра и кино конца XX — начала XXI века, автор музыки к многочисленным спектаклям и кинофильмам, он как никто чувствует живое дыхание драмы. Его музыка всегда действенна, в лучшем смысле этого слова театральна. Она органично вплетается в смысловой, событийный и визуальный ряд, заставляет ярче звучать кадр. Среди работ Сергея Баневича в кино — «Никколо Паганини», «Завещание профессора Доуэля», «Рейс 222», «Пиквикский клуб», «Крот», «Кука», «Две женщины» (список можно продолжить). Но главным адресатом его творчества всегда были дети. Перу Сергея Баневича принадлежат замечательные оперы «Белеет парус одинокий», «Фердинанд Великолепный», «Городок в табакерке», «Маленький принц», «Двенадцать месяцев», оперетты «Остров сокровищ», «Судьба барабанщика», мюзиклы «Стойкий оловянный солдатик», «Приключения Тома Сойера», «Русалочка», музыкальный спектакль «Земля детей». Его песни «Апрель» и «Солнышко проснется» пели, наверное, все дети страны, а «Дорогу без конца» из «Паганини» — и все взрослые.

«История Кая и Герды» (или «Снежная королева») — одна из самых известных опер Сергея Баневича. Она была написана в год начала Афганской войны (1979), в то время, которое, как говорит сам композитор, совершенно не казалось подходящим для этой красивой истории о тепле человеческого сердца, очень уж она шла вразрез с «официальными» общественными настроениями. Тем не менее, оперу решились поставить в Кировском театре (ныне Мариинский). И не прогадали — на этой сцене она с большим успехом шла более тридцати лет.

В Большом она ставится впервые. Постановочная команда объединяет и очень молодых людей, и очень опытных. Режиссер Дмитрий Белянушкин окончил ГИТИС всего два года назад, но уже успел стать победителем международного конкурса режиссеров «НАНО-опера» и поставить спектакли в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Воронежском театре оперы и балета и Государственном музыкальном театре им. И. М. Яушева в Саранске. И в Большом театре это уже не первая его работа в Большом театре — в прошлом году он осуществил постановку «полусценической» версии оперы «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.

За музыкальную сторону спектакля отвечает дирижер Антон Гришанин . Выпускник Уральской консерватории, в течение пяти лет возглавлявший Челябинский театр оперы и балета, в настоящее время является дирижером Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и сотрудничает с Большим театром, Новосибирским театром оперы и балета, Немецкой оперой в Берлине, а также с Национальным филармоническим оркестром России. В Большом Антон Гришанин дирижировал балетами «Дон Кихот», «Классическая симфония» на музыку С. Прокофьева и «Лебединое озеро».

Оформляет спектакль легендарный сценограф народный художник СССР Валерий Левенталь . А световую партитуру создает главный художник по свету Большого театра Дамир Исмагилов .

Исполнительский состав также объединил как начинающих, так и опытных певцов: здесь и артисты Молодежной оперной программы, и звезды оперной труппы Большого театра разных поколений, и приглашенные певцы (среди которых и вчерашние выпускники, и артисты, давно и успешно сотрудничающие с Большим).

О работе над спектаклем, особенностях детского восприятия и ответственности театра перед юным зрителем рассказывает режиссер Дмитрий Белянушкин.

— Помните свои детские театральные впечатления? Может быть, уже благодаря им в вас проснулось желание связать свою жизнь с театром?
— У меня театральная семья: родители — музыканты, бабушка — драматическая актриса. Естественно, я вырос в театре, смотрел драматические спектакли, ходил в оперу. Но связывать свою жизнь с театром вовсе и не собирался. Хотел даже пойти по стопам дедушки-футболиста и активно занимался спортом. Но потом все-таки пришел к музыке. И когда настало время поступать в институт, думал пойти на инструментальное отделение, но меня уговорили попробоваться на актерско-режиссерский курс. И я постепенно начал заражаться театром. После окончания института в родном Саранске решил поступать в ГИТИС, на факультет музыкального театра в мастерскую Александра Тителя и Игоря Ясуловича.

— А почему выбрали именно музыкальный театр?
— Трудно себе представить, но мне на тот момент казалось, что драматический мной уже изучен! А если серьезно, то режиссер музыкального театра — профессия более широкого охвата. Я выбрал курс «два в одном»: нас учили точно так же, как режиссеров драмы, но при этом мы еще изучали сольфеджио, теорию музыки, анализ музыкальной драматургии. Так что получается, что оперный режиссер «вооружен» больше драматического: он может полноценно работать в разных жанрах. А вот драматическим режиссерам, к сожалению, не всегда удается раскрыть свой талант в опере.

— И какими были ваши первые шаги в профессии?
— Мне очень повезло: Александр Борисович Титель сразу же дал мне возможность работать в театре, я был его ассистентом на постановках «Волшебной флейты» и «Войны и мира». Так я приобрел первый профессиональный опыт — и еще какой! После этого поставил «Человеческий голос» в Воронежском театре оперы и балета. А потом мне предложили сделать первую самостоятельную работу в Москве — поставить две современные оперы в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (это был совместный проект театра с «Опергруппой» Василия Бархатова). В прошлом году я поставил «Пиковую даму» в Саранском музыкальном театре. А после моей победы на Международном конкурсе молодых оперных режиссеров «НАНО-опера» Дмитрий Бертман предложил мне поставить «Богему» в «Геликон-опере». Есть и другие предложения — тоже очень интересные. Так что сейчас я работаю над несколькими проектами. Вот такой путь я успел пройти — немного извилистый, но очень счастливый.

— А как чувствуете себя в Большом театре?
— Прежде всего, осознаю свою огромную ответственность. В прошлом году я уже выдержал первый экзамен, когда работал над полусценической версией «Свадьбы Фигаро» с дирижером Уильямом Лейси. Я понял, что такое Большой театр, познакомился с артистами (многие из них сейчас заняты в «Истории Кая и Герды»). Когда Владимир Георгиевич Урин предложил мне «Кая и Герду», конечно, было немного страшновато соглашаться, но ведь отказаться от такого предложения вообще невозможно!

Я прекрасно понимаю, что ставлю не просто оперу, а детскую оперу, — и это значит, что ответственность, которая на мне лежит, еще больше. Ведь мой зритель, возможно, придет в театр первый раз в жизни! С другой стороны, с этой оперой нужно работать так, будто мы ставим Пуччини. Цитирую самого композитора и считаю, что это абсолютно правильный подход. Сергей Баневич написал очень интересную вещь — и с точки зрения музыки, и с точки зрения драматургии. Так что здесь снова ситуация «два в одном» — это должен быть абсолютно «взрослый» спектакль, близкий и понятный детской аудитории.

— Каким же, по вашему мнению, должен быть спектакль, близкий детской аудитории?
— В первую очередь, динамичным и насыщенным — как событийно, так и с точки зрения визуального ряда. У современного ребенка развито клиповое мышление: он смотрит мультики, в которых кадры меняются каждую секунду. Разумеется, удержать его внимание очень сложно. Но я надеюсь, что нам удастся достигнуть нужной динамики. В спектакле будут фокусы, разные спецэффекты, которые заставят не только ребенка, но и взрослого удивиться.

— А чем еще будет интересен взрослым ваш спектакль?
— Я прослушал очень много самой разной детской музыки, когда готовился к этой работе, и понял, что хорошей, по-настоящему качественной музыки для детей очень мало. Сергей Петрович — один из немногих композиторов, которые создают действительно хорошую музыку для детей. В каждом его произведении есть что-то и для взрослых — тот пласт, который ребенок, скорее всего, «не поднимет», но который будет интересен его родителям. Что касается данной конкретной оперы, то материал-то какой благодарный! Сказка Андерсена ведь и очень красивая, и философская. Баневич, может быть, уходит от религиозного подтекста, но он говорит о вечном: о человеческих взаимоотношениях, любви, умении надеяться и верить. Есть в этой опере и настоящая драма. Я надеюсь, что взрослые прочтут те смыслы, которые мы туда заложили, и тоже задумаются.

При этом, мне кажется, что музыка Сергея Баневича очень легко воспринимается детьми. Она очень мелодична, и сам композитор не скрывает, что в ней чувствуется влияние и Чайковского, и того же Пуччини. Здесь есть ряд лейтмотивов, которые ребенок сможет легко запомнить и даже напеть после спектакля.

— Как складывалось ваше сотрудничество с композитором?
— Мы с дирижером-постановщиком Антоном Гришаниным вместе ездили к Сергею Петровичу, делились своими впечатлениями о партитуре. Моя главная задача — попытаться раскрыть то, что задумал автор. Это мой основной режиссерский принцип. Поэтому я сразу делился с композитором своими идеями, и он говорил: «Да, это хорошая мысль» или «А вот здесь подумайте еще». Такой диалог очень важен. Мы же пришли в результате к созданию новой, четвертой редакции этой оперы — редакции Большого театра.

— Новая редакция очень отличается от предыдущих?
— Не хотел бы сейчас заниматься сравнительным анализом, поэтому отвечу кратко: главное — это новый пролог. Сергей Петрович решил немного сместить акценты. Так что я бы сказал, что изменения у нас смысловые. Композитор также написал оркестровое вступление, которое погружает нас в эту историю, а за ним следует пролог, в котором тролли начинают завязывать интригу.

— Тролли?
— А как же без них! Именно они движут сюжет, создавая разные препоны для главных героев.
Вообще мне кажется, что нам удалось самим погрузиться в мир сказки и увлечь за собой артистов. Это ведь всегда чувствуется — интересно артисту репетировать или нет. К счастью, труппа работает с огромным удовольствием и энтузиазмом. Думаю, мы все понимаем, что от нас очень многое зависит. Ведь те дети, которые придут на наш спектакль, могут прийти в театр снова — сначала на детские спектакли, потом на взрослые, а потом когда-нибудь захотят привести в театр и своих детей. Или, наоборот, от ужаса вообще могут больше никогда не переступить его порог...

— В спектакле заняты, в основном, молодые солисты...
— Не только. Здесь же есть, к примеру, партия Бабушки или Атаманши — их будут петь весьма опытные солисты. Впрочем, многих участников постановки — при всей их молодости — нельзя назвать неопытными: это Анна Аглатова, Ольга Кульчинская, Алина Яровая, Борис Рудак, Станислав Мостовой и многие-многие другие. Певцы у нас заняты просто замечательные... Конечно, есть и такие ребята, которые только начинают свою карьеру, есть артисты Молодежной оперной программы — и мне кажется, что и для театра, и для них это очень важная практика.

— Как вы сами готовились к этой постановке?
— Первым делом перечитал Андерсена и, конечно же, открыл для себя много нового! У меня в голове засело какое-то стереотипное представление об этой сказке, видимо, навеянное советским мультиком и фильмом. У Андерсена оказалась очень неожиданная для меня история — очень глубокая. Например, Кай и Герда — не брат и сестра, как считают многие, и это очень важный момент. Потом я просмотрел очень много изобразительного материала — изучал быт города Оденсе. Это ведь не сказочный город, как думают дети, читая эту сказку. Это вполне реальный город, в котором жил писатель.

Вообще мне ужасно повезло — у меня появилась возможность поработать с таким художником, как Валерий Левенталь. Валерий Яковлевич — очень большой художник! И визуальный ряд у нас получается очень красивым, по-настоящему художественным. В процессе придумывания спектакля у нас, конечно, возникали какие-то споры, но главное — мы двигались в одном направлении. То, от чего я хотел уйти, не нравилось и ему, а идеи друг друга мы сразу подхватывали и развивали.

По-моему, достаточно нетрадиционным у нас получился сам образ Снежной королевы. У многих людей моего поколения и старше Снежная королева все равно вызывала восхищение — это такая идеальная красота. А мне очень хотелось, чтобы Снежная королева и весь ее мир вызывали у ребенка отторжение. Ведь на самом деле это очень страшная вещь — мир Снежной королевы, мир статичный и мертвый. Если угодно, это глянец — красивая картинка, за которой ничего нет, одна пустота.

Поэтому Снежная королева у нас получилась существом несколько инфернальным, наверное, даже страшным. И костюм у нее под стать. Мне вообще кажется странным, когда Снежную королеву или Снегурочку изображают в шапке, варежках и тулупе — они ведь в этом совершенно не нуждаются! Она у нас будет персонажем вне времени, с легким оттенком эпохи модерн. Замок Королевы тоже будет необычным. Думаю, взрослые отгадают наши цитаты и распознают аллюзии на довольно страшные вещи. Наверное, почти любая сказка, если в нее вникнуть как следует, окажется достаточно страшной сказкой.

— А ваш спектакль?
— Седых детей после спектакля не будет, обещаю! На самом деле мне меньше всего хотелось ставить такую приторно-сладкую «Историю Кая и Герды». Здесь есть теплые, лирические моменты, но есть и очень горькие нотки. И если Герда попадает в лапы разбойников, это должно быть страшно. Ребенок просто не включится в нашу историю, не будет сопереживать героям, если увидит, что все играют в поддавки, и почувствует фальшь. Вот оно, главное в этой нашей работе — быть очень честными. И мы очень старались.

Интервью Александре Березе

Часть 6 (заключительная): Дворец Снежной Королевы

Олень вывез Герду из дремучего леса. Сосны и ели расступились перед ними, а впереди показался замок Снежной королевы.

Стены замка были построены снежными метелями, а окна и двери прорезаны холодными ветрами. А в замке Снежной Королевы было множество залов, а замок освещался северным сиянием.

Мое любимое северное сияние - воскликнул Северный олень

А я ни разу не видела Северное сияние - сказала Герда

Я давно его не видел, а теперь благодаря тебе могу насладиться красотой Северного сияния - сказал Олень

Олень, любуйся красотой сияния, а я пойду спасать Кая - сказала Герда и пошла в замок Снежной Королевы.

Герда вошла в замок и стала бродить по залам в поисках Кая. К счастью королевы не было дома.

И вот в одном из залов девочка увидела своего любимого и родного Кая, который замерз, но не чувствовал холода потому, что был околдован снежной королевой.

Кай играл остроконечными льдинками, пытаясь сложить из них слово "вечность". За то, что он соберет, это слово Снежная Королева обещала сделать его всевышним и подарить коньки. Но у Кая никак не получалось собрать слово "вечность", как он ни пытался.

Герда тихо и неслышно вошла в ледяной зал и увидела там Кая. Тогда она подбежала к нему и закричала:

Кай! Мой милый Кай! Неужели я нашла тебя

Кай бросил льдинки, встал с ледяного пола и посмотрел на девочку. Он не мог понять, кто эта девочка и как она оказалась в замке. Ведь у снежной королевы не было детей. В замке он было один с королевой и слугами.

Мальчик долго смотрел на Герду с недоумением.

Тогда Герда сказала:

Милый Кай, разве ты меня не узнал?

Нет, а кто ты? Мы в живем в ледяном замке со снежной Королевой. У нее есть слуги, а детей нет - ответил шепотом мальчик

Герда обняла Кая, а из ее глаз потекли теплые слезы от радости за то, что она нашла Кая и от горя потому, что Кай не узнал ее.

Ты не узнаешь меня потому, что ты околдован Снежной Королевой - сказала Герда

Королева - милая и добрая женщина. Зачем ей меня околдовывать? - сказал Кай

Для того чтобы ты забыл друзей, родителей и свой родной дом - ответила Герда

Я и так дома - сказал Кай

А теплые слезы Герды капали, Каю на грудь и вдруг одна из слезинок проникла Каю в самое сердце и растопила ледяное сердце мальчика и расплавила осколок кривого зеркала.

Тогда Кай почувствовал теплоту в груди и сказал:

Герда, отойди от меня я хочу потянуться и разогреться. Я замерз

Хорошо, милый мой Кай - ответила она и улыбнулась.

Кай посмотрел на девочку и заплакал:

Милая Герда, где же ты была? - спросил он

Я тебя искала. Прошла через реку, а потом брела через дремучие леса босиком, была в плену у разбойников и в замке у принцессы. А в замок Снежной Королевы привез меня северный Олень. Он дожидается на возле замка, чтобы увезти домой - сказала девочка.

Как же я здесь очутился? - спросил Кай

Тебя увезла Снежная Королева и околдовала. Она хотела, чтобы ты жил с ней - сказала Герда

Кай расплакался еще сильнее, и второй осколок кривого зеркала выкатился из глаза Кая. И тут остроконечные льдинки зашевелились и сами сложили слово вечность.

Наконец-то я свободен от колдовства Снежной Королевы - воскликнул Кай

Мне не надо спасать тебя - со слезами на глазах сказала Герда

Теперь я могущественный принц. Только коньков мне не надо - сказал Кай

Пойдем домой - сказала Герда

Двери замка распахнулись перед ними, а дети спокойно вышли из замка, где их ждал северный олень. Увидев, Кая и Герду он радостно зацокал копытцами.

Герда, я рад, что у тебя все получилось - сказал олень

Милый Олень, познакомься, это мой друг Кай - сказала девочка

Это тот самый Олень? - спросил Кай

Да, это самый смелый и быстрый Олень, который помог найти тебя и спасти - сказала Герда

Пока я ждал, Вас ко мне примчалась моя подруга - сказа Олень

Здравствуйте. Милые дети - сказала Подруга Оленя

Здравствуйте - ответили Кай и Герда

Мы довезем Вас до границ Лапландии, а потом вернемся к себе на родину - сказали Олени

Когда Кай и Герда на оленях мчались, в Лапландию к ним на встречу выехала маленькая разбойница. Дети рассказали ей обо всем.

Я только могу порадоваться за Вас - сказала она

Спасибо, девочка - ответили они

Девочка, я всемогущ и дарю тебе красивую одежду и обувь, игрушки за то, что ты помогла Герде найти меня - сказал Кай

Спасибо, Кай. А я дарю Вам тройку коней и сани, которые довезут Вас домой - сказала разбойница

Ты очень добра - сказала Герда

Я когда-нибудь приеду к Вам в гости - ответила, разбойница и дети попрощались

Когда дети выехали, из дремучих лесов их встречала весна, а кони вернулись к разбойнице.

Вот и родной город - сказал Кай

Скоро мы будем дома - ответила Герда

Родной и милый сад с цветами! Урааааа! - закричал Кай

Как же приятно возвращаться домой - воскликнула Герда

А дома их ждала, волнуясь и переживая, бабушка. Услышав, родные голоса детей она вышла навстречу детям.

Наконец-то Вы вернулись - со слезами на глазах сказала бабушка

Милая бабуля, извини нас за долгое отсутствие - сказали дети

Мы тебе все честно-причестно расскажем - сказали они

Конечно, расскажите, главное, что Вы вернулись - сказала бабушка

А наш сад стал еще красивее - сказал Кай

Ведь в нем цветут самые красивые цветы - сказала Герда

Так закончились приключения Кая и Герды, которые стали взрослей, и история со Снежной Королевой сделала их мудрей.

Снежная Королева, вернувшись в замок, поняла, что Кай собрал загаданное слово из льдинок и стал свободным, а тролли потеряли силу волшебства и теперь злились сами на себя за свою слабость.

Писатель Ганс Христиан Андерсен не позиционировал себя детским сказочником, потому что в его историях часто встречаются философские мотивы. Поэтому гений литературы заявлял, что пишет не для маленьких мальчиков и девочек, а для взрослых людей.

Рукописи этого талантливого человека знают наизусть чуть ли не во всем мире, ведь именно он придумал « », « », « », «Диких лебедей» и «Принцессу на горошине». А сказка о холодной сердцем правительнице, о храброй и о Кае, оказавшемся в чертогах , стала самым длинным произведением писателя.

История создания

Произведение появилось в книжных лавках зимой 21 декабря 1844 года и вошло в сборник «Новые сказки. Том первый». Творение Андерсона вмиг стало пользоваться популярностью у любителей книжных страниц, однако мало кто знал, что писатель вложил в сюжет далеко нерадостные мотивы, вытекающие из его личного опыта. Как говорят биографы сказочника, в своей жизни Андерсен так и не познал любви: он не делал предложение руки и сердца понравившейся даме и даже не состоял в романтических отношениях.

В сердце гения литературы разгорелась искра, когда он был влюблен в оперную певицу Женни Линд, которая принимала подарки и ухаживания писателя, но отдала сердце другому человеку. Женни была младше своего воздыхателя на 14 лет, но все равно обращалась к нему «братец» или «дитя». Андерсен понимал, что отношения, как у брата и сестры, – все-таки лучше, чем ничего.


Эта женщина, подарившая Андерсену безответную любовь, и стала прообразом холодной и черствой Снежной королевы. Певица получила от Ганса пламенное признание в чувствах, но так и не ответила на письмо влюбленного, не находящего себе места литератора.

Когда Линд обручилась с молодым пианистом Отто Гольшмидтом, автору сказок хватило мужества посмотреть сопернику в глаза. После этого случая Андерсен больше не встречался с Женни, однако чувствовал себя Каем, ассоциируя город Копенгаген, где и произошло злополучное знакомство с артисткой, с безграничным холодным царством.


Сказка о Снежной королеве пользуется популярностью у взрослых и маленьких читателей. А вот ребята, которые выросли в Советском Союзе, увидели сокращенную рукопись, потому что в рассказе Андерсена присутствуют религиозные мотивы: из-за политики тех лет упоминание библейских сюжетов считалось неприемлемым.

Поэтому советские редакторы убрали из рассказа сцену, где Герда читает молитву «Отче наш», чтобы спастись от ледяных ветров. Также в оригинальной сказке присутствовало упоминание . Некоторые исследователи считают, что с помощью Снежной королевы и Герды Андерсен хотел показать борьбу науки и христианской конфессии.


Примечательно, что, несмотря на цензуру, сказка обрела толпы поклонников, а именитые режиссеры позаимствовали сюжет для создания фильмов, порадовавших киноманов актерами и их ролями. В одноименной картине 1966 года образы достались и Вячеславу Цюпа, а в ленте «Тайны Снежной королевы» (1986) в главных героев перевоплотились Нина Гомиашвили и Ян Пузыревский.

Биография и сюжет

Кай – главный герой в сказке «Снежная королева». Благодаря этому персонажу развивается фабула произведения. Кай вырос в большом городе, где много домов и людей (где конкретно жили Кай и Герда, автор не указывает). Мальчик рос и воспитывался в бедной семье. Мама и папа Кая любили заниматься садоводством, поэтому в их мансарде был деревянный ящик, в котором росли лук, горох, а также кусты роз. Мальчик обожал эти красивые, но колючие цветы.


Однако не только растения радовали: по соседству, в другом чердачном помещении, жила девочка Герда, которую Кай любил, словно родную сестру. Дети часто ходили друг к другу в гости и вместе поливали розы. А зимой, когда растения погружались в спячку, ребятишки сидели дома и слушали сказки старой бабушки. Иногда Кай и Герда разогревали железные монетки и прикладывали их к окну, украшенному зимними узорами.

Кай обладал добрыми чертами характера и был отзывчивым мальчиком, всегда готовым подать руку помощи. Но, к сожалению, в один день он стал жертвой колдовских чар. Дело в том, что злобный тролль изготовил дьявольское зеркало, искажающее действительность. Благодаря этому чародейскому предмету все доброе казалось злым, а все злое приобретало новые пугающие краски.


Ученики горного тролля решили побаловаться с зеркалом, и в конечном итоге их забава дошла до крайностей: они поднялись в небо, «чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом». Но магический атрибут не смог совладать с собой, поэтому вырвался из рук похитителей и упал на землю.

Зеркало разбилось на миллионы осколков, и ветер разнес эти маленькие бриллианты по всему миру. Те несчастным, кому осколок попал в глаз, видели плохие стороны жизни. Если же кусочек зеркала устремится в самое сердце, то оно превратится в кусок льда.


Маленькому Каю повезло меньше всех: когда он сидел возле кустов с розами, ему что-то попало в глаз и кольнуло в сердце. С тех пор характер мальчика претерпел изменения: он начинает смеяться над бабушкой и издеваться над Гердой. Главный герой больше не восхищается цветами, зато его привлекает красота снежинок, которые имеют идеальную геометрическую форму.

Однажды зимой Кай пошел на площадь, дабы покататься на санках. Внезапно главный герой увидел красавицу в белоснежном костюме – Снежную королеву, которая выбрала мальчика, потому что осколки околдовали его сердце. Кай был очарован незнакомкой и прицепился к ее саням, а королева завернула ребенка в шубу, затем поцеловала его, и скрылась восвояси. Пребывая в объятиях владелицы ледяного трона, ребенок забыл о родителях и Герде, которая верила, что ее друг остался жив и отправилась на поиски.


Девочке пришлось пройти через огонь, воду и медные трубы, чтобы отыскать Кая. Тем временем синий от холода Кай, который не чувствовал мороза из-за поцелуя Снежной королевы, складывал из льдинок различные фигурки. Мальчик хотел сложить слово «вечность», тогда похитительница одарила бы его подарками. Девочка растопила лед в душе Кая с помощью слез и любимого псалма: мальчик заплакал и осколок выпал из его глаза. Когда Кай и Герда вернулись домой, выяснилось, что главные герои заметно повзрослели.

  • То, что книжных героев используют как психологические типажи, – уже не новость. Например, в трудах исследователей присутствует психотип , и даже Кай стал центром научных трудов. Говорится, что человек, который имеет типаж мальчика из сказки, боится чувств и не верит собственному счастью.
  • В мультипликационном советском фильме, который вышел в 1957 году, рисовка Снежной королевы отличается от других персонажей. Особенность эта объясняется тем, что героиня создавалась при помощи техники «ротоскопирования», которую в России называли «эклер».

  • Мюзикл «Снежная королева» порадовал зрителей 31 декабря 2003 года. Главные роли достались Цитаты
    «Крошечный осколок попал Каю прямо в сердце. Теперь оно должно было превратиться в кусок льда. Боль прошла, но осколок остался».
    «Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних».
    «Эту розу точит червь!»
    «- Погляди в стекло, Герда, - сказал он.
    Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво!
    - Видишь, как хитро сделано! - сказал Кай. - Гораздо интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если б только они не таяли!»


- В большом городе, жили двое бедных детей. Мальчика звали Кай, а девочку — Герда. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, словно родные. У их родителей под окнами было по большому деревянному ящику; в них они разводили зелень и коренья, а еще в каждом ящике росло по небольшому кусту роз, кусты эти чудесно разрастались. Они обрамляли окна и переплетались — все это было похоже на триумфальную арку из листьев и цветов. Кай и Герда очень любили играть под ней.
И вот однажды, в один из зимних вечеров, когда на дворе бушевала метель…
(Рекомендуемая музыка: «Бетховен - Лунная соната» ).
Бабушка:
- Снежинки роятся словно пчёлы.
Кай:
- Если это пчёлы, значит, у них должна быть королева.
Бабушка:
- Она у них есть. Иногда, в сильную метель, их королева летает по улицам города и заглядывает к людям в окна, и тогда они покрываются чудесными узорами.
Кай:
- Она красивая?
Бабушка:
- Королева ночи зимней
Повелительница грёз
Её кожа словно иней
На лице застывших слез
Сотни ледяных осколков
Раскроили душу ей
Взгляд голодный, как у волка
Сердце снега холодней
Скипетр снежный сжали руки,
Ледяной недвижим трон
В царстве льдов, в объятьях вьюги
И покой, и вечный сон
В царстве снежной королевы
И свобода, и уют…
Только северные ветры
У неё нашли приют
Жизнь размеренно струится
Мёрзнет время на часах…
Покрылись инеем ресницы,
Отразился лёд в глазах…
Глухо ледяное сердце
Крепко сомкнуты уста
Никогда ей не согреться
Не очнуться никогда
Ей её покой дороже
Солнца пламенных лучей
Ей дороже холод стужи,
Быть всегда одной, ничьей…
Нету чувств в покое белом
Здесь одна, одна зима…
Нет счастливей королевы
Царства призрачного сна…
(стихи нашла в интернете, автора найти, так и не смогла ).
Герда:
- А к нам в дом она может войти?
Кай:
- Пусть только попробует. Я посажу её на горячую печь, она и растает.
Бабушка смотрит на него и качает головой. Кай смотрит в окно. (Звук бьющегося стекла ). Вдруг вскрикивает:
- Ай, как больно!
Прижимает к лицу руку. Герда:
- Кай, что с тобой? Что случилось?
Кай:
- Не знаю. Кажется, мне что-то попало в глаз.
Герда старается рассмотреть. Ничего не находит:
- Я ничего не вижу. Тебе очень больно?
Кай:
- Что ты хнычешь? Мне уже совсем не больно. Фу, какая ты сейчас некрасивая.
Отталкивает от себя Герду и убегает.

Кай во дворе кидается снежками. Вдруг налетает метель (сэмпл вьюги), появляется Снежная Королева:
- Здравствуй, Кай.
Кай:
- Кто ты? И откуда ты знаешь, как меня зовут?
Королева:
- Я все о тебе знаю. Я - Снежная Королева.
Кай:
- Вот это, да! Значит, ты существуешь? На самом деле? А где ты живешь?
Снежная Королева:
- Далеко отсюда. Песня Снежной королевы:
Посмотрите, как холодный в ветках иней серебрится
Лунный свет над ним струится, под ногами снег хрустит.
И метель вовсю кружит.
И метель вовсю кружит.
Припев:

Правят здесь покой и ясность,

Далеки людские страсти.

Кай, поверь, лишь в этом счастье.

В моем царстве смех угаснет,
Вьюга шепчет злую сказку,
Вечно с неба снег идет,
Ни веселья, ни забот.
Прочь любовь и огорченья,
Будет в сердце только лед.
Припев:
Мое царство снежное, такое безмятежное.
Правят здесь покой и ясность,
Строгость формы, беспристрастность.
Далеки людские страсти.
Кай, поверь, лишь в этом счастье.
Кай, поверь, лишь в этом счастье.
(Автор Мария Попова - «песня Снежной Королевы» ).
- Хочешь, посмотреть на мой дворец?
Кай:
- Еще бы! Конечно, хочу!
Снежная Королева накидывает ему на плечи свою пелерину и уводит за собой.
(Рекомендуемая музыка «балет Щелкунчик - танец феи драже» ).
Входят Королева, Кай, стражники.
Кай:
- Это твой дом? Но как здесь можно жить? Здесь ведь жутко холодно.
Королева:
- Лучше тебе привыкнуть к этому, потому что, теперь это и твой дом тоже. По крайней мере, до тех пор, пока ты не соберёшь из этих осколков зеркало.
Кай:
- Зеркало? Но это невозможно. Оно же очень большое. Да и зачем тебе старое, разбитое зеркало? Ты ведь можешь купить себе много новых и красивых зеркал.
Королева:
- Ты не понимаешь. Это было самое прекрасное зеркало на свете. Уверена, такой умный мальчик, сможет быстро собрать его. Когда соберешь зеркало, можешь идти.
Кай:
- Я не собираюсь выполнять твои приказы. И, кстати, почему ты уверена, что я не сбегу?
Королева:
- Сюда найти дорогу легко, а вот выбраться отсюда без моей помощи - невозможно.
Песня:
Заснеженные горы, поляны и леса,
Озера, как холодные большие зеркала.
И небо, на котором для солнца места нет.
Здесь все покрыто снегом,
Здесь только белый цвет,
Здесь только белый цвет,
Здесь только белый цвет.

Припев. Снег, снег, снег - это моя стихия.
Снег, снег, снег - о тебе сочиняю стихи я.
Снег, снег, снег - настоящее чудо!
Снег, снег, снег, и нет дороги отсюда,
И нет дороги отсюда.

Здесь я всему хозяйка, и я всегда права.
Свое сложу я счастье из простых кусочков льда.
Ветра, гуляя вольно, мне снова шлют привет.
Здесь все покрыто снегом,
Здесь только белый цвет,
Здесь только белый цвет,
Здесь только белый цвет.
(Виктория Ильина - «песня Снежной королевы» ).
- Принимайся за работу, Кай. Ты должен закончить её до зимнего солнцестояния. А они,- указывает рукой на стражников,- проследят за твоей работой.
(У меня Снежную Королеву играла поющая девочка, но фонограмма - тоже выход ).
Кай:
- У меня нет выбора, верно?
Королева кивает:
- Ты правильно понял.
Кай садится собирать зеркало.
ДОМ БАБУШКИ.
Уже весна. В окошко заглядывают розы. Герда и бабушка разговаривают.
Герда:
- Вот и весна, а Кая всё нет. Почему он не возвращается? Ведь он жив, я чувствую это.
Бабушка:
- Послушай, что я расскажу тебе. Говорят, что Снежная Королева забирает к себе тех, кому в глаз попал осколок магического зеркала.
Герда:
- А зачем она делает это?
Бабушка:
- Никто не знает этого. Никогда еще тот, кого она забрала, не возвращался назад.
Герда:
- Бабушка, я должна спасти Кая! Расскажи мне, как добраться до дворца Снежной Королевы.
Бабушка:
- Ты должна будешь пройти через все времена года. На пути тебя будут подстерегать множество опасностей. Ты уверена, что сможешь справиться с этим?
Герда:
- Уверена.
Бабушка:
- Ну, что ж, тогда ты действительно сможешь спасти его. Береги тебя Господь, дитя.
Герда отправляется на поиски. Песня (можно вставить фонограмму «Восток - Снежная Королева» ):
В её глазах нет следа
Страсти и любви,
Только замок до неба
Из снега и льда.

Припев:
Белый снег упал на город,
Нет тебя, и в сердце холод.
Где искать и чья вина,
Повсюду зима.
В небе снега карусель,
В небе белая метель.

Разве ты забыл
Солнце яркое в небе
И наши дни вдвоём,
Знай, что не отдам
Снежной королеве
Я сердце твоё.

Снова за окном снежная королева,
И пролетит сто ночей
Прежде, чем мелькнёт
Под сияющим небом
Из снега ручей.

Идет дальше, видит дом с садом, а в саду женщину (Весна).
Весна:
- Здравствуй, милая. Я давно уже жду тебя.
Герда:
- Меня? Мне кажется, Вы меня с кем-то путаете.
Весна:
- Нет, я жду именно тебя. Ты, наверное, устала? Садись вот здесь.
Начинает расчёсывать ей волосы:
- Какие чудные у тебя волосы. Ты такая красивая. Как давно я мечтала о такой дочке. Вот увидишь, как славно мы с тобой заживём. А куда ты шла?
Герда:
- Разве я куда-то шла? Не помню.
Весна:
- Ты будешь помогать мне, ухаживать за садом. Ты ведь любишь цветы?
Герда (почти засыпая):
- Да, особенно розы. Они напоминают мне о Кае.
Весна:
- Бедная моя девочка, ты так устала. Твои глазки просто закрываются.
Герда засыпает. Весна поёт (отрывок из колыбельной Светланы ), продолжая расчёсывать волосы Герды. Потом, продолжая петь, машет рукой над розовыми кустами, и те исчезают. Весна уходит.
(Здесь, если есть, кому танцевать, можно вставить вальс цветов ).
Герда просыпается и идёт гулять по саду. Вдруг она слышит, что кто-то шёпотом зовёт её (розы):
- Герда, Герда, а как же Кай? Неужели ты забыла о нём?
Герда:
- Кай! Как же я могла забыть? Розы, вы знаете, что с ним?
Розы:
- Ты должна торопиться, если хочешь спасти его.
Герда начинает метаться по саду:
- Где же выход?
Появляется Весна:
- Значит, ты собралась уйти, даже не попрощавшись?
Герда:
- Прости, но я должна идти. Я должна найти Кая.
Весна:
- И что ты будешь делать, когда найдешь его? Снежная Королева коварная и жестокая. Тебе не одолеть её. Это безнадёжно.
Герда:
- Я смогу. Уверена, что у меня получится.
Весна:
- Что ж, я вижу, что мне не удастся отговорить тебя. Иди,- взмахивает рукой,- я отпускаю тебя.
Герда уходит.
Весна:
- Бедная девочка, ты даже не знаешь, с чем тебе придётся столкнуться.
ЗАМОК ПРИНЦЕССЫ ЛЕТО.
Пение птиц.
На подушках сидит принцесса. Появляется Герда:
- Как же я задержалась. Ведь уже наступило лето. Чей-то замок. Может быть, там, мне подскажут, где искать Снежную Королеву?
Герда:
- Здравствуйте, вы не могли бы мне помочь? Я ищу замок Снежной Королевы, но заблудилась и теперь не знаю, куда идти.
Принцесса (вскрикивает):
- Это ты, наконец - то пришла.
(усаживает Герду на подушки):
- Садись здесь, рядом со мной и расскажи нам, зачем она тебе нужна. Снежная Королева злая и коварная. Не стоит ходить к ней.
Герда:
- Она похитила Кая. Я хочу найти его.
Принцесса:
- Я расскажу тебе, как добраться до её замка. Но сначала погости здесь немного. Возможно тогда, тебе не захочется идти дальше.
Герда открывает рот, чтобы возразить, но принцесса закрывает ей рот ладошкой.
Принцесса:
- Нет, не возражай мне, ведь это - летний дворец, а я - Лето и сейчас моё время.
Звучит индийская музыка. Лето танцует. Танец заканчивается. Лето садится обратно на подушки:
- Посмотри на мой дворец, разве он не прекрасен? Оставайся, мы выдадим тебя замуж, и со временем ты забудешь Кая.
Герда:
- Нет, я не могу. Как же ты не понимаешь? Я должна помочь ему.
Лето:
- Какая же ты упрямая. Хорошо. Слушай. Дворец Снежной Королевы стоит в самом центре Северных гор. Там вечные льды, там никогда не бывает солнца. Нужно идти всё время на север и никуда не сворачивать.
Герда вскакивает:
- Спасибо тебе, Лето.
Убегает. Лето кричит ей вслед:
- И опасайся лесных разбойников.
ЛЕС.
Появляется Герда. Её окружают разбойники:
- Посмотрите-ка, кто у нас тут? Она шла из замка. Так это - летняя принцесса!
Появляется Разбойница.
Герда:
- Кто ты?
Разбойница:
- Причина, по которой принцессы не разгуливают по лесу в одиночестве.
Появляется Осень (мать Разбойницы). Разбойница хватает Герду за руку и тащит её к матери:
- Мама, посмотри, я поймала для тебя летнюю принцессу.
Осень:
- Летняя принцесса говоришь?
Обходит её:
- Это не принцесса. Но для ужина сгодится.
Разбойница:
- Нет, мама, отдай её мне. У меня совсем нет подруг, мне не с кем играть.
Осень:
- Она - мой ужин. Разве ты не знаешь, что нельзя играть с едой?
Взмахивает руками и все разбойники кричат: «Да».
Разбойница (хватает Герду за руку):
- Это я поймала её, и по нашим законам она принадлежит мне.
Разбойники:
- А ведь верно. Девчонка то права.
Осень (оглядываясь по сторонам и прислушиваясь к разговорам):
- Ладно, забирай. Ребята, у нас осталась крольчатина?
Разбойники:
- Два мешка.
Осень:
- Хорошо, сделаем карри.
Банда уходит. Разбойница хватает Герду за руку и тащит за собой.
Разбойница (кидает Герде безделушку):
- Смотри, нравится? Её прежний владелец был каким-то там лордом.
Герда:
- Я не одобряю грабёж.
Разбойница:
- Ну, да, я тоже не одобряю. Просто делаю это и всё. Ладно, пора спать.
Кладёт Герду рядом с собой. Засыпает. Появляется Осень . Потихоньку освобождает Герду:
- Давай, тебе нужно торопиться, если ты хочешь попасть к Снежной Королеве ещё в этой жизни.
Герда:
- Снежная Королева? Вы её знаете?
Осень:
- Дождь осенний прощался с небом,
Мрачно падал на землю снегом.
Перламутром капель дождя,
Осень плакала вдаль уходя,
А зима ей во след расстилала
Белоснежных надежд покрывало
И остовы черных берез
Леденели от боли до слез.
Замерзало вокруг всё живое,
Наступало безмолвье немое,
А зима продолжала играть,
Белым холодом всё накрывать.
Размывала осенние краски,
Надевала прозрачные маски,
Обесцвечивала белым снегом,
И смеялась над плачущим небом,
Обещала покой и уют,
Леденящий душу приют,
Замороженные страдания,
Отстраненные созерцания,
Безмятежные песен напевы -
В царстве Снежной Королевы.
(Автор Инфинити Лао - «В царстве Снежной королевы).
- Конечно, знаю. Она моя сестра. А теперь уходи, пока не проснулась моя дочь. Она ни за что не отпустит тебя. И помни, Снежная Королева очень сильна и с каждым днём становится всё сильнее. У неё есть слуги. Берегись их.
Герда уходит. Пейзаж меняется. Теперь она бредёт по снегу. Раздаётся голос Снежной Королевы:
- В моих владениях девчонка. Эй, мои верные слуги: Вьюга, Метель и Пурга, летите и заморозьте её. Она не должна добраться сюда.
На сцену выбегают Пурга, Вьюга и Метель. Летит снег, дует ветер. Звучит музыка (Вьюга и танец снежинок из кинофильма «Тайна Снежной королевы ). Они танцуют, морозят Герду. Герда опускается на колени. Они засыпают Герду снегом и улетают. Герда не двигается, пока не затихнет музыка. Музыка смолкает, Герда шевелится:
- Кай, Кай. Я всё равно дойду. Вам не остановить меня.
Встаёт, идёт дальше, уходит со сцены.
ЗАМОК СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ.
Кай стоит и смотрит на зеркало. К нему сзади подходит Снежная Королева:
- Умный мальчик. Никому ещё не удавалось добиться этого. Я сразу поняла, что ты особенный. Это потрясающе. Почти всё сделал.
Кай:
- Что значит - “почти”? Всё готово. Я выполнил работу.
Королева:
- Может меня, подводят глаза, но здесь явно не хватает одного кусочка.
Кай:
- А где он? Я везде посмотрел. Ты спрятала его от меня? Наверное, тебе всегда его не хватало! Признайся!
Королева (разочарованно):
- Я считала тебя особенным, но ты такой же, как все.
Уходит.
Кай (обращаясь к стражникам):
- Я искал три дня. Я ползал на коленях, осмотрел каждую трещинку. Его здесь нет.
Стражники:
- Он здесь.
Кай (кричит):
- Нет,- (уже тише),- Почему его не хватает?
Стражник (можно разделить текст между несколькими стражниками):
- Много тысяч лет назад, в самых глубинах ада, Дьявол изготовил Зеркало. Он отдал это зеркало четырём временам года, чтобы они восхитились его работой. Когда Весна встала перед зеркалом, там отразилась суть её времени и надежда на жизнь. То же самое было с Летом и Осенью. Затем, перед зеркалом встала Зима, и там отразился холодный, снежный мир. И так должно было быть. У каждого сезона была приходящая власть и была гармония. Но Дьявол сделал зеркало двуликим: Зима посмотрела туда и захотела владеть всеми временами года. Однажды, она взяла с собой зеркало и понесла его в арктические холода. Она стала Снежной Королевой, а мир стал холодным. Но ей этого было мало, потому, что Осень, Весна и Лето существовали, хотя и не всегда. И тогда Зима взяла Зеркало и отправилась к Богу, чтобы потребовать вечной власти на земле для себя. Когда она была уже близко, Зеркало стало сильно трястись, как будто внутри его боролись Добро и Зло. Вдруг, оно раскололось, и осколки упали на землю и летали там, пока не оказывались в глазах людей. И эти люди стали видеть мир только уродливым и холодным.
И каждую зиму Снежная Королева искала осколки, надеясь снова собрать Зеркало и стать всемогущей. Теперь понимаешь, почему ты не можешь закончить?
Кай (поворачиваясь к зеркалу):
- Значит, я и есть недостающий осколок? Но как же мне достать его?
Появляется Герда. Стражники скрещивают перед ней алебарды, стараясь не пропустить её. Она кричит:
- Пустите меня. Пустите.
Появляется Снежная Королева . Грозно:
- Глупая девчонка, ты пришла сюда, несмотря на все мои предупреждения? Что ж, теперь ты умрёшь.
Заносит руку. Герда падает на колени. Кай кричит:
- Нет, пощади её, прошу тебя.
Закрывает лицо руками, плачет. Осколок выпадает. Кай смотрит на свою ладонь, потом подходит к зеркалу, вставляет недостающий осколок. Оборачивается к Снежной Королеве:
- Смотри, я всё-таки собрал его.
Снежная Королева отпускает Герду, отталкивает с дороги Кая, устремляется к Зеркалу. Кай падает, ползёт к Герде.
Снежная Королева (обращаясь к зеркалу):
- Пусть весь мир станет моим. Да будет вечная зима.
Появляются Весна, Лето, Осень. Стражники не могут остановить их. Сёстры кричат Герде. Лето:
- Вставай, девочка, вставай.
Весна:
- Только ты сможешь остановить её.
Герда:
- Но как я смогу? Она так сильна.
Сёстры борются с ветром. Лето:
- Тепло твоего сердца, Герда.
Осень:
- На свете нет ничего горячее..,
Весна:
- …чем любящее человеческое сердце.
Герда встаёт, подходит к Снежной Королеве , хватает её и прижимает к себе. Королева кричит, пытается вырваться, но не может. Кричит:
- Тебе не справиться со мной. Я - Снежная Королева!
Герда:
- Никакая ты не Королева. Ты - просто зима, а зима проходит.
Королева падает. Герда смотрит на неё сверху:
- Прошла.
Подходит к Каю, помогает ему встать:
- Пойдём, Кай. Нас давно уже ждут дома.
Сёстры подходят к Зиме. Качают головами. Весна:
- Бедняжка. Вот к чему приводят злые мысли.- Помогают ей встать.
Лето:
- Пойдём с нами, мы поможем тебе.
Осень:
- Будем жить все вместе, как раньше.
Весна:
- И править на земле по-очереди.
Уводят Зиму. Голос автора:
- С тех пор, времена года живут в мире и согласии. Кай с Гердой вернулись домой. А Зеркало пропало. Никто не знает, где оно сейчас. Возможно, оно вернулось к своему настоящему хозяину?
Поклон (музыка «Однажды в старой Дании).