Структура исследовательской работы пример. План исследовательской работы и проекта. Основные требования к их оформлению

11.08.2023

Исследовательскую работу оценивают не только по теоретической научной ценности, но и по уровню общеметодической подготовки научного материала, что, прежде всего, находит отражение в его композиции.

Структура исследовательской работы - это последовательность расположения ее основных частей, к которым относится основной текст (т.е. главы и параграфы), а также все части справочно-сопроводительного аппарата (таблицы, графики, программы).

Научно-исследовательская работа студента должна содержать следующие элементы:

Титульный лист;

Перечень условных обозначений (при необходимости);

Введение (общую характеристику работы);

Основную часть, представленную главами;

Заключение;

Список использованной литературы;

Приложения (при необходимости).

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определенным правилам.Титульный лист должен содержать следующие сведения:

Полное наименование учебного заведения, в котором выполняется научно-исследовательская работа;

Название работы, которое должно определять область проведенных исследований, быть по возможности кратким и точно соответствовать содержанию исследования;

Фамилия, имя, отчество студента;

Номер и название специальности;

Жанр работы, например, выпускная квалификационная работа;

Фамилии, инициалы, научные степени и звания научного руководителя и рецензента;

Город, в котором находится учебное заведение;

Год защиты научно-исследовательской работы.

После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки исследовательской работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности. Оглавление должно быть помещено в начале работы, поскольку это дает возможность сразу увидеть ее структуру.

Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов.

Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка, помещаемого перед введением.

Перечень обычно имеет вид столбца, в котором слева (в алфавитном порядке) приводится сокращение, справа - его детальная расшифровка.

Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение . В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем). После определения цели формулируется рабочая гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования.

Во введении отмечаются признаки новизны исследования, его практическая, теоретическая и социальная значимость. Научная новизна может определяться в исследовании отличием полученных результатов от известных, в этом случае следует классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов.

Новизна результатов научно-исследовательской работы определяется тем, насколько они развивают представления о том или ином явлении, системно проясняют сущность явлений, процессов, как они способствуют развитию науки и практики.

Научная новизна определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач, гипотез.

В конце введения желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Основная часть научно-исследовательской работы делится на главы, параграфы, пункты. Каждый элемент основной части представляет собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы.

Основная часть работы (представленная главами) содержит:

Обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

Описание источников информации;

Изложение общей концепции и основных методов исследования;

Анализ и обобщение результатов исследований.

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу (глава I) и определяется как теоретический раздел, в котором студент раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме.

Цель теоретического раздела - продемонстрировать ориентированность в проблеме исследования, обосновать гипотезу исследования и выбор способов ее доказательства.

Литературный обзор начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату.

В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубоко, систематизировано следует изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, провести их классификации, оценить достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента.

В заключение обзора следует кратко охарактеризовать состояние проблемы и указать недостаточно изученные, дискуссионные вопросы. Это даст возможность определить актуальность исследования;

Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данном направлении и определить предмет своего исследования.

Таким образом, текст аналитического обзора должен соответствовать следующим требованиям:

Достоверность и полнота информации;

Логичность структуры;

Ясность, четкость изложения;

Композиционная целостность;

Аргументированность выводов.

В первой части практического раздела (глава II) излагается общая концепция и основные методы исследований, дается теоретическое обоснование предлагаемых методов, алгоритмов решения задач, излагается их суть, дается научно-теоретическое обоснование выбора направления исследования, описывается организация и содержание исследования: характеристика испытуемых, конкретные методики, процедуры исследования, критерии оценки результатов исследования.

Во второй части практического раздела (главы III, IV) приводятся данные констатирующего (формирующего) эксперимента. Излагается собственное исследование автора с выявлением того нового, что он внес в разработку задачи (результаты изучения и обучения). Автору необходимо дать собственную оценку достижения цели и полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных авторов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований по конкретному вопросу.

Порядок изложения материала должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целенаправленность изложения основного содержания достигается только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей.

При написании работы студент обязан указывать авторов и источники, из которых он заимствует материалы. Цитаты обязательно заключаются в кавычки. Свободное изложение заимствованного текста допускается только со ссылкой на источник заимствования.

В завершение каждой главы следует приводить краткие описательные выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования, дает возможность «освободить» основные результаты от второстепенных подробностей.

Заключение - это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

Список использованной литературы. После заключения принято размещать список использованной литературы - это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы). Список составляется в алфавитном порядке.

Если автор делает ссылку на какие-либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в список те работы, которые фактически не были использованы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы.

Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, выносятся в приложения и примечания

В данном разделе мы рассмотрим план исследовательской работы учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта с целью развития поисковых, исследовательских и творческих навыков детей.

Также мы подробно опишем содержимое каждого пункта плана исследовательского проекта школьника и дадим важные пояснения и рекомендации, которые помогут правильно и грамотно спланировать и оформить исследовательскую работу.

Постараемся дать ответы на вопросы и план как писать исследовательскую работу, приведем пример написания и выполнения учебно-исследовательской работы, а также каждого раздела проекта школьника. Данные рекомендации будут важны и педагогам для осуществления исследовательской и проектной деятельности в школе.

План исследовательской работы

Пример и образец плана исследовательской работы школьника также является планом индивидуальной научно-исследовательской работы, проектно-исследовательской работы, планом индивидуального проекта , осуществляемыми под руководством учителя определенного предмета, педагога дополнительного образования или воспитателя в ДОУ (детском саду).

1. Титульный лист исследовательской работы

3. Введение исследовательской работы

Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется).

Также во введении определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость (если есть практическая часть) исследовательской работы (проекта).

Согласно плану, после заключения принято помещать в текст индивидуальной исследовательской работы список литературы, использованной при изучении материала теоретической части исследования, проведения поисковой работы в сети Интернет или архивах.

Каждый включенный в список литературы источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы в исследовательском проекте.

8. Приложения

В приложении исследовательской работы и проекта размещаются диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты. Согласно плану раздел приложения размещается последним в работе.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.

Цель грамотного оформления исследовательской работы - показ навыков учащихся в самостоятельных разработках, проводимых современными методиками. Кром того, она заключается в анализе полученных результатов и в сравнении их с книжными данными. Школьники и студенты должны продемонстрировать умение приходить к научно обоснованным выводам.

Сегодня поговорим как о структуре исследовательской работы, так и об основных принципах ее оформления. Главные требования здесь - точность, ёмкость, краткость и максимально полное соответствие содержанию. Существуют даже примеры оформления исследовательских работ для детских садов! Но мы с вами поговорим сегодня о трудах студентов и школьников.

О чём писать во введении

Назначение данного раздела - коротко охарактеризовать проблему в ее современном состоянии, обосновать актуальность выполнения, значение с точки зрения науки (а также практики). Кроме того, сформулировать главные задачи и обозначить предмет исследования и его объект, выдвинуть основную гипотезу. Даже пример оформления содержит те же требования (возможно, в несколько упрощенном виде).

Обосновывая актуальность выбранной темы, избегайте многословия. Главное - показать значимость и своевременность ее, как и суть имеющейся проблемы.

Классический пример правил оформления научно-исследовательской работы школьника или студента требует приведения ниже формулировки основной цели и уточнения конкретных задач, решить которые предстоит данному труду. Как правило, подается информация в форме перечня - какие именно аспекты следует выявить, изучить, восстановить, описать и так далее. При одной-единственной цели задач может быть выдвинуто сразу несколько. Оптимальное их количество - от трех до пяти.

Формулировка цели должна содержать указание на общий смысл и направление исследования. Ее следует уместить в одном предложении. Цель органично привязана к теме и должна быть с ней полностью созвучна.

А что же такое задачи?

Обозначенными задачами мы уточняем нашу цель и прокладываем пути к ее достижению. Формулировка каждой из них соответствует очередному этапу содержания и чаще всего служит заголовком конкретной главы.

Во введении следует обязательно сформулировать как объект исследования, так и его предмет. Под первым понимаются явления (или процессы), породишие данную проблемную ситуацию, которые предстоит изучать. Предмет же исследования - лишь часть объекта. Им определяется тема, вынесенная в качестве названия на титульный лист.

Если же имеется пример оформления исследовательской работы с формулировкой темы в образном стиле, следует продублировать название в более научных терминах.

Гипотеза - один из важнейших элементов исследования. Что это такое? Под данным термином понимается обоснованное с научной точки зрения предположение, касающееся объяснения (достаточно условного) определённых явлений, их причин либо закономерных связей. Область выдвижения гипотезы - природная среда, общественная жизнь либо человеческий разум.

Раздел, посвященный обзору литературы

В нём от автора требуется продемонстрировать владение информацией о тех основных работах, которые имеются по теме изучаемого вопроса. Другой необходимый навык касается умения целенаправленной работы с книжными материалами, подборки, анализа и сопоставления имеющихся в них фактов. Любой пример оформления исследовательской работы побуждает автора продемонстрировать собственное знакомство с обозначенной областью в разрезе как минимум нескольких источников, что позволяет ему ставить перед собой серьезные научные задачи.

Текст раздела сопровождается ссылками на материал, используемый для работы. То же самое относится к имеющимся таблицам и рисункам. Проводя обзор литературы, следует касаться лишь избранной тематики. Не стоит подробно излагать всю прочитанную информацию, большая часть которой лишь косвенно затрагивает проблему.

Примеры оформления научно-исследовательской работы школьников и студентов демонстрируют, что данный раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом, касающимся перспектив будущего изучения тематики.

Если наша работа задумана в естественнонаучной области и касается материалов, полученных в полевых природных условиях, то следует предусмотреть указанные ниже разделы.

Методика и материал исследования

Пример оформления научно-исследовательской работы в этой части содержит указание на район, где собирались данные, даты сбора материалов, сведения о том, кем проводилось наблюдение, перечисляются его объекты. Если речь идет об экспериментальной работе, следует обязательно указать место ее проведения.

Под методами исследования подразумеваются те способы и приемы, к которым прибегает автор в своей работе. Они зависят от поставленных задач и выступают в качестве инструментов в деле добывания фактического материала. Среди таковых можно выделить методы, относящиеся к общим (в виде наблюдения, сравнения, измерения, моделирования, синтеза, анализа, эксперимента, анкетирования, тестирования, интервьюирования) и другим (частного характера), которые применяются при лишении лишь узкого круга задач.

Чем отличаются метод и методика? Эти понятия вы встретите в любом примере оформления исследовательской работы. Последняя касается проведения диагностики и способов обработки данных, а также поясняет результат. Если методика - не авторская (описание ее содержится в имеющейся литературе), подробного изложения сути не требуется. Достаточно ограничиться ссылкой на соответствующий источник. В случае же внесения в нее изменений они должны быть подробно описаны с обоснованием данной необходимости. То же самое относится и к целиком оригинальной методике.

Что еще нужно предусмотреть

Пример оформления исследовательской работы школьника и студента подразумевает, помимо прочего, в данном разделе перечисление используемых в работе инструментов и приборов с указанием допустимой погрешности измерений всех параметров.

Раздел, характеризующий район исследования, составляется с использованием литературы. Его значение достаточно велико при разработках естественнонаучного характера, гео- и биологических и пр. В подобных работах данный раздел весьма обширен.

О результатах исследований

Раздел "Результаты", как правило, основной. Здесь можно найти примеры оформления практической части исследовательской работы. Обычно его подразделяют на несколько частей в соответствии с рядом конкретных задач. Содержание его состоит в подробном изложении выявленных результатов с их иллюстрацией (в случае необходимости) рисунками, таблицами, графиками, диаграммами и фото. Приводится сопоставление с полученными из сторонних источников данными.

Ссылки на таблицы или рисунки в тексте данного раздела обязательны. Согласно правилам оформления, о которых мы поговорим ниже, каждый подраздел кратко подытоживает самые основные моменты (обычно без применения слова "вывод").

В случае большого объема материала выявленных данных может быть посвящен самостоятельный раздел. Здесь автору предстоит блеснуть умением размышлять, делать нужные выводы и сопоставлять факты либо данные. Именно здесь приводится его согласие с общепринятой точкой зрения или мотивированное возражение.

Приведенные в строгий порядок результаты должны быть подвержены статистической обработке. Делается это с использованием известных компьютерных программ наподобие Excel или же благодаря специальным алгоритмам, написанным конкретно для данного исследования (что может составлять одну из его задач).

Выводы

Задача данного раздела - коротко сформулировать итоги в разрезе каждого пункта, дать практические рекомендации и наметить перспективу будущих исследований. В случае отсутствия полученных конкретных результатов выводы заменяются более или менее пространным заключением. Оно выполняет роль концовки, логически оформляет полученные итоги и привязывает их к решаемым задачам и общей цели работы.

В выводах обязательно следует указать, достиг ли автор поставленной цели, и в какой степени. Данное требование всегда предъявляется к примеру правильного оформления исследовательской работы.

"Литература" и "Приложения"

Данные разделы посвящены перечислению в алфавитном порядке полного списка использованных работ. В случае, когда часть их издана на иностранных языках, приводятся они также по алфавиту, после списка русскоязычных источников. Нумерация при этом имеет сквозной характер.

В "Приложения" выносят большую часть дополнительных и вспомогательных материалов во избежание загромождения основного текста. Их содержание может быть весьма различным. Речь идет и о подлинниках тех или иных документов и о протоколах исследований с указанием конкретных данных.

Формой материалов может быть графика, текст, карта, таблица, иллюстрация, фото и т. д. Любое из приложений существует в виде отдельного листа, в углу (справа вверху) которого проставлено слово "Приложение" с конкретным заголовком. Если таковых несколько, нумерация их проводится без знака № при помощи арабских цифр. Она также имеет сквозной характер и является продолжением нумерации листов всего текста работы. Связывают приложения с основным документом благодаря ссылкам ("см. Приложение 1").

Исследовательская работа: пример (образец) оформления

Выполняют ее на стандартных листах белой писчей бумаги форматом А4. Расположение - вертикальное. Каждый из листов содержит поля (по 2 см сверху и снизу, 1 см справа и 3 см слева). Обводить их не нужно.

Следует придерживаться оптимального общего объема листов. Он не должен быть слишком велик. Лучше всего, когда количество страниц - от 15 до 20.

Печатается текст, как правило, на компьютере с использованием межстрочного интервала в полтора знака. Размещают его лишь с одной стороны каждого листа, выравнивают с переносом слов по ширине текста. В качестве десятичного знака используется точка.

Необходимые нюансы

Все аббревиатуры подлежат обязательной расшифровке. Если необходимы сокращения, то пояснение каждого из них производится при первом упоминании.

Нумерация страниц ведется с четвертой по счёту. Цифра проставляется на посередине листа. В качестве первой страницы выступает титульный лист. Если встречаются упоминания растений, животных, микроорганизмов, после каждого из них в скобках приводится на латинском языке и их видовое название. Также указывается фамилия автора, впервые описавшего данное явление.

Если исследование ведется в сфере ботаники, к работе нужно обязательно приложить соответствующий гербарий.

Структура работы

На первом (титульном) листе обозначается полное название (юридического характера) того учреждения, где работа проводилась. Далее прописными буквами - название самой работы, затем фамилия, имя выполнившего, его класс или группа, а также данные о руководителе и консультанте (если таковые имеются). При наличии необходимо упомянуть должность и ученую степень каждого. Это относится главным образом к примерам оформления научно-исследовательских работ студентов. Внизу проставляется обозначение населенного пункта и год выполнения.

Второй лист всегда посвящен содержанию труда (оглавлению). Он обязательно содержит полный состав заголовков и подзаголовков исследования, чье строгое соответствие тексту должно обязательно соблюдаться. Приводятся номера страниц, с которых начинается каждый из разделов.

Любой заголовок пишется с прописной буквы. Точка в конце не ставится. Рубрики нумеруются по индексационной системе (1.1 , 1.2, ...).

Переходим к тексту

Третий лист посвящается введению. Объем его, как утверждает классический пример оформления исследовательской работы, обычно не превышает размера страницы.

Начиная с четвертого листа, мы переходим к основной части работы с разделами, названными выше. Она всегда бывает оформлена в виде сплошного текста, разделенного небольшими интервалами. Каждый из разделов должен быть выделен двойной нумерацией (3.1, 3.2 и т. д.), заголовки всех подразделов также обязаны быть вынесены в список литературы.

По окончании основной части делается заключение (либо пишутся выводы). Для этого используют отдельные листы бумаги. Литературу также перечисляют с новой страницы.

Как оформить иллюстративный материал

Все таблицы имеют нумерацию сквозного порядка. Их расположение на листе может быть горизонтальным либо вертикальным. Справа следует обозначить: "Таблица номер...". Посреди строки ниже приводится ее название.

В случае перепечатки из какого-либо литературного источника обязательно указание в скобках после названия ссылки на него. Если таблица предсталяет собой чередование результатов и литературных данных, ссылки располагают в соответствующих ее частях. В случае необходимости под таблицей приводятся все нужные примечания.

Когда размер ее слишком велик (не помещается на одном листе), возможен перенос на следующий (в скобках - "продолжение" либо "окончание"). Заголовок таблицы приводится лишь один раз.

Все графические изображения, которые могут существовать в виде схем, фотографий, диаграмм, графиков либо рисунков, также обладают сквозной нумерацией и обозначаются как рисунки. Выполняют их тушью либо чёрной пастой. Необходимые для автора обозначения выносятся на рисунок с использованием цифр или значков. Ниже рисунка ставится его обозначение - "Рис. (номер)" и название. Ниже может быть приведён нумерованный список условных обозначений.

Как и в случае с таблицами, на заимствованные в литературе рисунки помещается ссылка. Если картинка воспроизведена с изменениями относительно оригинала, это должно быть указано рядом с ней.

Научно-исследовательская работа: пример оформления ссылок

Форма указания на них зависит от источника. В качестве последних выступают статьи либо книги, имеющие автора или нескольких, а также справочники, словари и школьные учебники.

Если книга либо статья имеет одного-двух авторов, ссылки оформляются с указанием в скобках их фамилий без инициалов, перечисленных через запятую вместе с годом издания. Другой вариант - указать фамилию автора в самом тексте работы. В этом случае инициалы проставляются, в скобках указывается год издания.

Если же авторский коллектив состоит из более чем двух человек, упоминают фамилию лишь первого из них с добавлением "и др." или "с соавторами". В случае, когда авторов слишком много (это относится к энциклопедиям, словарям и т. п.), вместо фамилии приводится лишь название с годом издания книги.

Как правило, длинные наименования литературных источников приводятся не более одного раза. В дальнейшем они подлежат сокращению. В случае использования в тексте дословной цитаты через запятую указывается номер страницы с цитируемым фрагментом.

Как оформить список литературы

Это делается согласно определенным библиографическим правилам для разных источников. Пример оформления исследовательской работы школьника либо студента содержит точно такие же требования. Любая из статей или книг записывается в алфавитном порядке с красной строки. Вначале, как уже упоминалось, приводятся работы на русском языке, ниже - на иностранных.

Обязательно для всех видов источников указание сведений об авторах, заглавий, выходных данных и количественной характеристики. Под выходными данными подразумевается информация о названии издательства, месте его расположения и годе выхода. Названия городов при этом приводятся полностью, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, которые принято употреблять в сокращении.

Под количественной характеристикой понимается число страниц. Если речь идёт о журнале или сборнике, приводятся лишь те страницы, которые относятся непосредственно к публикации. В этом случае информация существует в виде указания через тире номеров первой и последней из них.

Ссылаясь на интернет-сайт, в список источников, помимо автора и названия, помещают адрес веб-страницы.



Структура исследовательской работы

Оглавление

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы

Приложение

Образец оформления титульного листа

X городская научно-практическая конференция школьников

Секция: биология

Тема: « Влияние сурьмы на прорастание семян злаковых»

Место выполнения работы:

г.Невинномысск

МОУ СОШ № 12, 11 класс.

Научный руководитель: Петрова

Ирина Владимировна, учитель

биологии, МОУ СОШ № 12

Невинномысск, 2011


Образец оформления оглавления

Оглавление стр

Введение …………………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Церий, его свойства, получение и применение.

1.1. История открытия и получения церия……………………………….5

1.2. Месторождения церия………………………………………………………….5-6

1.3. Свойства церия…………………………………………………………………….6

1.4. Получение церия………………………………………………………………….7-8

1.5. Применение церия……………………………………………………………….8-9

Выводы по первой главе…………………………………………………………….9

Глава 2. Экспериментальное получение церия

и опыты с ним.

2.1.Выделение редкоземельных металлов из сплав……………….10

2.2.Разделение соединений церия и лантана………………………….10

2.3. Реакции, характерные для соединений церия и лантана.........................................................................10

2.4. Результаты исследования…………………………………………………..10-11

Заключение………………………………………………………………………………….11-12

Литература…………………………………………………………………………………..12

Приложение………………………………………………………………………………….13-17


Введение

  • Актуальность исследования

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Задачи исследования

  • Методы исследования

  • Гипотеза


Актуальность исследования

  • Это значит объяснить необходимость изучения данной темы.

  • Следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной.

  • Необходимо осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым.

  • Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

  • Можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения.

  • Обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы могут дать ответ результаты его работы.


Цель исследования

  • Это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

  • Типичные цели: определение характеристик явлений, изученных раннее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций

  • Формулировка цели исследования:

  • - выявить…;

  • - установить...;

  • - обосновать...;

  • - уточнить..;

  • - разработать...


Объект и предмет исследования

  • Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающий проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.

  • Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

  • Именно предмет исследования определяет тему работы.


Задачи исследования

  • Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели.

  • Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

  • Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.

  • Перечисление задач строится по принципу от простых к наиболее сложным, трудоемким.

  • Количество задач определяется глубиной исследования, но не менее 2-х.



Методы исследования

  • Теоретические методы:

- моделирование

- абстрагирование

- анализ и синтез

- восхождение от абстрактного к конкретному

Математические методы:

  • - статистические методы;

  • - методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

  • - методы и модели динамического программирования;

  • - методы и модели массового обслуживания;

  • - метод визуализации данных (функции, графики т.п.).


Гипотеза

  • должна удовлетворять ряду требований:

1 быть проверяемой;

2 содержать предположение;

3 быть логически непротиворечивой;

4 соответствовать фактам.

5 может начинаться с типовых словесных конструкций: «если…, то...»; «так..., как..,», «при условии, что,..»,

Основная часть

  • В первой главе раскрывается история изучаемого вопроса, представляются различные методологические и теоретические основы изучаемой проблемы

  • Во второй главе освещаются практические исследования, наработанные практика и опыт, вскрытые противоречия и непонятные, спорные моменты, рекомендации.

  • В названии параграфов второй главы желательно, чтобы присутствовали слова «экспериментальное исследование», «организация и методы исследования»

  • В результатах исследования излагаются полученные данные. Их целесообразно представить и в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем.


Заключение

  • в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.


список литературы

  • заносятся публикации, издания и источники, использованные автором, которых должно быть не мене 5-10 источников.

  • Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.


приложение

  • Приложения следует оформлять как продолжение работы на её последующих страницах в виде отдельной книги. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы слово «Приложение» и его обозначения.

  • Если приложений более одного, то они обозначаются арабскими цифрами. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы.


Графический материал

На все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) должны быть даны ссылки в работе.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под ним. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Если в работе только одна иллюстрация, слово «Рисунок» под ней можно опустить.


  • На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

  • Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».

  • Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинается с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

  • Заголовки граф указываются в единственном числе.

  • Графу «№ п/п» в таблицу включать не следует.

  • Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.


Ссылки

    При ссылке на произведение, после упоминания о нем в тексте работы проставляют в квадратных скобках номер, под которым оно значится в списке литературы. В необходимых случаях, обычно при использовании цифровых данных или цитат, указываются и страницы, на которых помещаются используемый источник, например , если используются ссылки на несколько источников, в квадратных скобках они отделяются точкой с запятой, например, .

  • Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки, например, (смотри приложение 2). При ссылках следует писать «в соответствии с данными таблицы 5», «по данным рисунка 3».


Оформление научно-исследовательской работы

  • Текст работы печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210×297 мм, горизонталь – 210 мм).

  • Шрифт – типа Times New Roman, кегль 12 пт, межстрочный интервал 1,5, поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т.п.), которые выполняются черной пастой (тушью).

  • Объем работы  не более 15 страниц (не считая титульного листа и оглавления).

  • Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте на них должны содержаться ссылки.


Нумерация страниц и глав

  • Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется внизу страницы без точки в конце.

  • Титульный лист и оглавление включается в общую нумерацию. Номер страницы на титульном листе и оглавлении не проставляется.

  • Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

  • Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруются арабскими цифрами, например: глава 1, параграф 2.1.

  • Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Список литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, отделка от текста одним междустрочным интервалом.

  • Переносы слов в заголовке не допускаются.

  • Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели и пластиковые файлы).


Структура тезисов

В своей основе тезисы повторяют структуру работы. Они должны включать:
  • 1. Постановку проблемы.

  • 2. Степень ее изученности в современной науке.

  • 3. Определение предмета и объекта представленного исследования.

  • 4. Краткую характеристику источников (для работ гуманитарного направления).

  • 5. Цель исследования, его задачи.

  • 6. Конкретизацию выводов по каждой части доклада, которая нацелена на последовательное достижение той или иной задачи. Таким образом, показывается логика построения работы и методы исследования.

  • 7. Общее заключение по проблеме, в котором обязательно должна быть подчеркнута новизна исследования.

  • Тезисы должны содержать только текст (без графиков, таблиц, формул, рисунков, списка литературы).


Оформление тезисов

    Объем тезисов докладов – до 1,5 страницы. Текст печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4. Шрифт − Times New Roman Cyr, размер − 12, межстрочный интервал – 1,5. Поля: сверху и снизу – 20 мм, слева – 30 мм, справа – 15 мм. Тезисы печатаются в следующем порядке: название работы, посередине – фамилия и имя автора, следующая строка – место учебы, название населенного пункта, ниже сами тезисы. При этом текст не должен содержать абзацных отступов, выравнивания, разбиения на строки, переноса строк, знаков переноса в словах. Каждый абзац должен отделяться от другого пустой строчкой.


Образец оформления тезисов

Определение кофеина в чае и кофе методом ТСХ

Бондаренко Роман

Ученик 9 класса, МОУ СОШ № 12, г.Невинномысск

Кофе – один из самых древних напитков на земле. Некоторые эфиопские племена давили кофейные зерна, смешивали с жиром и скатывали в шарики. Эта пища обладала возбуждающими свойствами, помогала выжить в тяжелых природных условиях. В Англии в XVII веке кофе считали универсальным медицинским средством.

На родине чая, в Китае, первоначально чай использовался только как лекарство, потом как ритуальный напиток, и уж совсем, сравнительно недавно, стал бытовым пищевым напитком.

Цель исследования: определить содержание кофеина в кофе и в чае методом тонкослойной хроматографии. Объект исследования: различные сорта кофе и чая. Предмет исследования: определение кофеина.


Шаблон текста выступления

Уважаемые члены жюри, юные исследователи! Вашему вниманию представляются результаты исследования по теме……………………………... Бурный научно-технический прогресс и высокие темпы развития различных отраслей науки и мирового хозяйства в XX веке привел к резкому увеличению потребления различных……………………..(описывается актуальность исследования, формулируется проблема исследования). Нахождение путей решения данной проблемы и стало целью нашего исследования………………………. Мы определились с задачами своего исследования: (перечисляются задачи исследования)………………... и т.д. Первой задачей нашего исследования было ………………………………Решению данной задачи посвящена первая глава нашего исследования, где мы представили теоретическое обоснование …………………., а также изучили…………… и необходимость использования…………….. в данный момент. Так мы пришли к следующим выводам:……………………………Для решения второй задачи нашего исследования: изучения методик проведения ………………, для начала мы познакомились с анализом последствий ……………… и только после этого приступили к изучению современных методик…………., что и обобщили во второй главе нашего исследования и пришли к следующим выводам:……………………………….. Вторая глава нашего исследования подсказала нам наиболее оптимальный путь………………………….. В третьей главе мы изучили…………… Выбрали путь, по которому можно определить……………………Выводы экспериментальной части таковы: ……................................................... Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель исследования достигнута. Однако на этом наше исследование не окончено, оно ставит перед нами новую задачу – найти причину …………, а именно определить…………., сравнить …………. и вычислить. Но это будет уже другое исследование. Благодарю за внимание. Ваши вопросы.

Существует принятая схема написания научно-исследовательской работы. Она едина для курсовых, бакалаврских, магистерских и диссертационных работ. Эта схема предполагает наличие следующих частей в работе: содержание, введение, ряд глав (с минимум двумя параграфами в главе), заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист является первой страницей работы. Он должен быть оформлен в соответствии с образцами, представленными в приложении 2 и содержать информацию о вузе, курсе, группе и программе, на которой обучается автор работы; о его фамилии, имени и отчестве; о наименовании и виде работы; о научном руководителе; о допуске работы к защите. В конце титульного листа указывается также место и год написания работы.

Формированию содержания (оглавления) должно предшествовать составление плана структуры квалификационной или курсовой работы. План представляет собой составленный в определенном порядке (наряду с введением и заключением) перечень глав и развернутый перечень параграфов (вопросов) к каждой главе.

Правильно составленный план служит основой для подготовки студентом квалификационной и курсовой работы; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения. План работы студент определяет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем. План работы имеет динамичный характер. В процессе разработки темы исследования план может уточняться путем расширения отдельных глав и параграфов, введения новых параграфов с учетом собранного материала либо сокращения структурных элементов работы.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана квалификационной или курсовой работы приобретает статус ее содержания (оглавления) и утверждается научным руководителем.

Наиболее формализованная часть работы – ВВЕДЕНИЕ . Во введении излагается программа исследования – идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру:

Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.



Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах трех (максимум четырех) страниц машинописного текста для курсовой, пяти-шести для выпускной квалификационной работы и пяти-семи для магистерской диссертации, показать главное – суть проблемной ситуации.

Актуальность темы курсовой работы достаточно выразить в понимании контекста исследования, аргументации интереса к избранной теме, проблематизации темы исследования.

Актуальность темы бакалаврского исследования, магистерской диссертации может раскрываться в трех направлениях:

Социальном . Абзац о современном социальном контексте по отношению к проблеме исследования. Например: «В условиях все большего разрыва в ценностных ориентациях разных поколений становится актуальной... такая-то проблема, раскрытие которой позволит...».

Теоретическом . Абзац о масштабе теории вопроса. Например: «Данная проблема рассматривалась в науках о человеке (или педагогических науках) в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…».



Практическом . Абзац о положении дел в практике обсуждаемой проблемы. Например: «Анализ практики показывает, что дети не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями), а все чаще сталкиваются с...». Или: «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…».

После того, как кратко и в то же время детально описана актуальность исследования, формулируетсяпротиворечие исследования . Под противоречием понимается определенная взаимосвязь между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными и взаимопроникающими противоположностями внутри единого объекта и его состояний. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо аспектами единого объекта.

Например: «В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между тем-то и тем-то в теории... и тем-то и тем-то в практике...».

Исследование начинается с формулировки научной проблемы , которая вытекает из выбранной темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы.

Например: тема звучит как «Развитие творческой активности младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках математики», тогда проблема может быть сформулирована как «Влияние проектной деятельности на развитие творческой активности младших школьников на уроках математики».

Или тема «Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях» может порождать такую проблему: «Разработка теоретических и практико-методических основ интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях».

Тема «Формирование профессиональной идентичности педагога в процессе вузовской подготовки» может предполагать такую проблему, как: «Какие формы, методы, педагогические условия, обеспечивают эффективность формирования профессиональной идентичности педагога в процессе вузовской подготовки?»

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

После того, как проблема сформулирована, необходимо обозначить цель исследования. Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель – это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить.

Например, «Цель исследования – выявление, обоснование и экспериментальная проверка условий...», «Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке методики….».

Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения – «перевертыша» проблемы.

Вслед за проблемой определяется объект исследования , а затем предмет исследования.

Объект исследования – это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.

Например, «Объект исследования – творческая деятельность школьников на уроках математики в начальной школе».

Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?

Предмет – более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, студент определяет, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования.

Например, « Предмет исследования – процесс развития творческой активности учащихся начальной школы в проектной деятельности на уроках математики».

С объектом и предметом, проблемой и целью исследования тесно связаны задачи исследования. Задачи – это заданная в определенных конкретных условиях цель деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трех, но не более пяти задач.

Например,

1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме.

2. Выявить возможности использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности младших школьников.

3. Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности как способа развития творческой активности учащихся на уроках математики.

4. Исследовать отношение к предмету младших школьников, обучающихся математике по традиционной системе обучения и по программе, где выполняются творческие проекты.

После формулировки задач логично перейти к формулировке гипотезы исследования .

Гипотеза исследования – научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Формулировка гипотезы – наиболее сложный и важный этап проектирования исследования. Гипотеза во многом выстраивает «авторскую» логику проведения исследования.

Гипотеза содержит предположительный ответ на тот вопрос, который представлен в виде формулировки цели исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере его элементов и их связей, о механизме функционирования и развития. Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, но они могут быть как подтверждены, так и опровергнуты.

Гипотеза не должна содержать не уточненных понятий; не должна допускать ценностных суждений; не должна включать много ограничений и допущений; должна быть проверяема при помощи наличной техники или методов.

Существуют различные виды гипотез:

1) описательные:

– структурные – предположение о характерном наборе элементов в изучаемом объекте;

– функциональные – предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта;

2) объяснительные – предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.

Гипотезы также можно разделить на:

– общие – для объяснения всего класса явлений, выведения закономерного характера из взаимосвязей во всякое время и в любом месте;

– частные – для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества;

– единичные – для выявления закономерностей единичных фактов, конкретных событий или явлений;

– рабочие – предположение, выдвигаемое в начале исследования и не ставящее задачу окончательного выяснения причин и закономерностей. Она позволяет исследователю построить определенную систему (группировку) результатов наблюдений и дать согласующееся с ним предварительное описание изучаемого явления.

Кроме этого, гипотезы можно подразделить на: основные (являющие собой основание исследования) и выводные (выводящиеся из исследования и являющиеся предпосылкой следующего).

Например,

Гипотеза исследования : эффективность развития творческой активности учащихся на уроках математики повышается, если:

– проблематика и содержание проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности по математике, создавая условия самоопределения младших школьников;

– осуществляется вариативное построение проектной деятельности для создания условий реализации субъектной позиции младшего школьника, развития умений и навыков свободной творческой деятельности и управления ею;

– учащиеся включаются в активную творческую деятельность.

Следующим шагом должно стать осмыслениетеоретико-методологической основы исследования. Теоретико-методологическая основа – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.

Например,

Теоретико-методологические основы исследования:

– теоретические основы практического применения метода проектов Дж. Дьюи, У. Кил-Патрика, Э. Коллингса;

– теории, в которых обоснованы различные походы к проектированию педагогических систем: личностно-ориентированный (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, К. Роджерс, И. С. Якиманская); интегрированный подход (Т. И. Бакланова, В. С. Безрукова); М. Н. Берулава, И. Д. Зверев, Т. С. Комарова, Г. П. Новикова, В. Н. Максимова, В. Д. Семенов, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев); деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. Н. Щукина, Д. Б. Эльконин).

– методические основы обучения в образовательной программе «Школа России».

Во введении также упоминаются: методы исследования в виде простого перечисления по принципу от общих (анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, описательные методики и пр.) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании); опытно-экспериментальная база исследования – организация, предприятие, подразделение (например, дошкольное учреждение, школа, вуз и т.п.), в котором проводится исследование или опытно-экспериментальная работа; выборка – общее число испытуемых и детализованное по значимым для исследования различиям (пол, возраст, социальные группы; экспериментальные и контрольные группы и т.п.).

Например,

Методы исследования:

– теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;

– эмпирические: изучение продуктов деятельности учащихся; методы диагностики;

– методы обработки данных: количественно-статистический (обработка числовых данных, построение схем, таблиц, гистограмм) и качественный (дифференциация полученного материала по уровням, группам и т.п.)

Возможно (но необязательно) выделение пункта положения, выносимые на защиту , представляющие собой «ответы» на поставленные задачи, сформулированные в виде теоретических утверждений.

Во введении может отмечатьсятеоретическая и практическая значимость исследования – утверждения, что принципиально нового раскрыто в данной работе, как и в каких сферах можно будет использовать результаты исследования.

Например,

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «метод проектов», «проектная технология», в обосновании этапов выполнения метода проектов при обучении младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе, а также преподавателями и студентами педагогических специальностей вузов.

Если исследование выполнялось в несколько этапов, то дается краткая характеристика каждого этапа исследования: в какие сроки и что делалось.

Например,

На аналитико-поисковом этапе (2011–2012 уч. гг.) – исследовалось состояние разработанности проблемы формирования…

На констатирующем этапе (2012–2013 уч. гг.) – разрабатывалась, описывалась и отображалась…

На формирующем этапе (2013–2014 уч. гг.) – было проведено экспериментальное обучение…

В ходе контрольного этапа (2014 г.) были систематизированы и обработаны результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы…

Собственно работа структурируется на главы . Количество глав в курсовой работе – обычно две (максимум три); в дипломной – две-три (при особой необходимости – четыре). Если работа структурируется на три главы, то разумна следующая логика: первая глава – теоретическая; вторая – обоснование и описание методов исследования; третья – представление результатов исследования и их обсуждение. В более сокращенном варианте: первая глава – теоретическая; вторая – эмпирическая.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе значимо обсудить основные понятия, дав их сущностную характеристику, и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.

ГЛАВА 2. Эмпирическая часть работы. Содержит обоснование и описание процедуры и методов исследования; характеристику выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных. В главе дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.

Важно, чтобы первая и вторая главы были содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбора методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.

Главы должны делиться на параграфы. Нумерация глав и параграфов производится арабскими цифрами. Структурирование глав и параграфов должно быть однотипно выдержано по всей работе.


Например:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ …………………………….

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА…………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Это своеобразный «ответ введению». В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпирической части исследования. Выводы значимо представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов – от более общих, впрямую отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ представляет собой нумерованный перечень использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме (все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме, рассмотренная автором в ходе исследования). Требования к оформлению списка литературы представлены в приложении 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросники, программа коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и т.п. Если приложений много, то вначале дается перечень приложений.

Приложения оформляются как продолжение диссертации на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке (или переплете), на лицевой стороне которой дают заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа диссертации.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в диссертации более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2». Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста. Отражение приложения в содержании курсовой или выпускной квалификационной работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Все основные структурные части работы (введение, главы, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы, а их наименование (название) писать заглавными буквами и выделять жирным шрифтом. После названия главы работы (параграфа) точка не ставится.