А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? В Академический словарь

18.04.2024

Часть 1

A2. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятиста человек 2) инженеры 3) наисложнейший 4) в день именин

A4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Возражая против отдельных положений доклада ,

1) началась дискуссия.

2) большую роль играет культура спора.

3) присутствующие в целом согласились с докладчиком.

4) выступление в целом произвело хорошее впечатление.

A5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.



Прочитайте текст и выполните задания A6-A11.

(1)... (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)... компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

A6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации.

2) Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

3) Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

4) Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жёстких дисках.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Прежде всего, 2) Однако 3) Кроме того, 4) Иными словами,

А8. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1) информация для обработки 2) информация должна

3) информация должна быть преобразована 4) информация преобразована

A9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложносочинённое

3) сложное бессоюзное 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

А 10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

1) действительное причастие 2) страдательное причастие

3) краткое прилагательное 4) деепричастие совершенного вида

A11. Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

1) воспроизводится в определённой последовательности 2) постоянно повторяется

3) записывается в виде текста 4) переводится из одной системы знаков в другую

A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3

A13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный 2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать 4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

A14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пред..явитель, неот..емлемый, трех..язычный 2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный 4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

A15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) догон..шь, озадач..вший 2) разбуд..шь, омыва..мый

3) беспоко..шься, подстрел..нный 4) шепч..шься, расчист..вший

A16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. претерп..вать Б. привередл..вый B. алюмини..вый Г. успока..ваться

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В

A17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Бунин рисует в рассказе (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

2) В Мещёрском крае можно встретить никогда (не)кошенные луга.

3) Прекрасен лебедь, когда (не)возмутимо плывёт он по зеркальной глади воды.

4) Трава, ещё (не)успевшая вытянуться, окружала почерневшие пни.

A18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

2) Первые несколько лет, прожитые в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать - громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.

4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

А 19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания () и реализации его в художественном образе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

A20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1) 1 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 1, 4

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

A26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Герои В. Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.

2) В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.

3) Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад.

4) Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.

A27. Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами.

B1. Укажите способ образования слова УЗНАВАНИЕ (предложение 33).

B2. Из предложений 12 - 14 выпишите все прилагательные.

B3. Из предложения 21 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям B4-B8 запишите цифрами.

B4. Среди предложений 26 - 35 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

B5. Среди предложений 21 -25 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

B6. Среди предложений 3 -8 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого сложного предложения.

B7. Среди предложений 21 -28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

B8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

«Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует такое лексическое средство, как _ («камуфляж», «перебросят» и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Его речь больше похожа на лаконичный рапорт, из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и _ (предложение 17). Тем выразительнее редкие тропы, передающие эмоциональное состояние героев: _ («в пепельном небе» в предложении 25) и_ («в сердце росла гордость» в предложении 35)».

Список терминов:

2) ряды однородных членов

4) метафора

5) профессиональная лексика

6) диалектизм

7) антитеза

8) сравнительный оборот

9) риторическое обращение

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЧАСТЬ 3

Информация о тексте

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

ЧАСТЬ 2

За правильный ответ на задания В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: За полный правильный ответ на задание В 8 ставится 2 балла, допущена одна ошибка - 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А1 А11 А21 В1 суффиксальный
А2 А12 А22 В2 ново,подземном
А3 А13 А23 новый,подземный
А4 А14 А24 В3 подавнознакомым
А5 А15 А25 давнознакомым
А6 А16 А26 В4
А7 А17 А27 В5
А8 А18 А28 В6
А9 А19 А29 В7
А10 А20 А30 В8 5,2,1,4

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I. Содержание сочинения
К 1. Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
К 3 Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.
К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.
II. Речевое оформление сочинения
К 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
К6. Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли.
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
III. Грамотность
К 7. Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
допущена 1 ошибка
допущено более 1 ошибки
К 8. Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
допущены 1 - 2 ошибки
допущено более 2 ошибок
К 9. Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет
допущены 1 - 2 ошибки
допущено более 2 ошибок
К 10. Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки
допущены 2 - 3 ошибки
допущено более 3 ошибок
К 11. Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют
допущены этические ошибки (1 и более)
К 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 - К12)

При оценке грамотности (К7 - К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 - 300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 - К10) уменьшается.

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 - орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);

К8 - пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка);

К9 - грамматических ошибок нет;

К10 - допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7 - К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 - К12) оценивается нулём баллов.

Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии.

© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак « х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кухОнный 2) докУмент 3) обОстришь 4) тОрты

Вариант №1.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) врУчишь

3) довЕрху

4) налИла
А2. В каком предложении вместо слова ДЕЛОВОЙ нужно употребить ДЕЛОВИТЫЙ?

1) Между книгами попадались письма и бумаги ДЕЛОВОГО характера.

2) Если бы на ДЕЛОВЫХ заседаниях было принято аплодировать, докладчик обязательно был бы награждён аплодисментами.

3) Пушистый зверёк, сидя на ветке сосны, с ДЕЛОВЫМ хрустом грыз принесённый ребятами гостинец.

4) Нижняя, ДЕЛОВАЯ часть города с различными конторами и лавками располагалась почти у самого моря.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) смотрев вперёд

2) лучшие парикмахеры

3) о трёхстах участниках

4) около двух килограммов
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к экзамену,

1) была проведена серьёзная работа.

2) ученики провели серьёзную работу.

3) выпускникам пришлось нелегко.

4) ожидали большие трудности.


А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Согласно распоряжения директора школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.

2) Никто из тех, кто слушал удивительную музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик», не мог остаться равнодушным.

3) Все накопленные знания о мире животных не сможет вместить ни одна энциклопедия.

4) На картине «Три богатыря» В.М. Васнецов изобразил любимых героев русских былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)... (2)Мантийные потоки медленно поднимаются вверх от ядра, затем растекаются в стороны вдоль поверхности и, сходясь в других областях, вновь погружаются вглубь. (3)В результате хрупкая земная кора раскалывается на блоки и плиты. (4)Эти части земной коры перемещаются в горизонтальном направлении. (б)Скорость перемещения так называемых литосферных плит чрезвычайно мала: она составляет миллиметры, максимум несколько сантиметров в год. (6)... это движение определяет внешний облик планеты и многие процессы, происходящие на ней.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Вопрос о том, твёрдым или жидким является ядро Земли, отнюдь не праздный и не может быть решён однозначно.

2) Вещество Земли постоянно находится в движении.

3) Звуковые волны образуют так называемое сейсмическое поле.

4) С глубокой древности величайшие умы человечества стремились узнать, что находится у нас под ногами, что служит основанием окружающего нас мира.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Кроме того,

2) Поэтому

3) Вследствие того что

4) Но именно
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) погружаются вглубь (предложение 2)

2) эти части перемещаются (предложение 4)

3) скорость мала (предложение 5)

4) определяет облик (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) простое осложнённое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) бессоюзное сложное
А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова ЧРЕЗВЫЧАЙНО (предложение 5).

1) краткое прилагательное

2) наречие

3) частица

4) страдательное причастие
А11. Укажите значение слова ЯДРО (предложение 2).

1) внутренняя часть плода в твёрдой оболочке

2) внутренняя, средняя, центральная часть чего-либо

3) важнейшая часть клетки животного и растительного организма

4) сущность, основа чего-либо
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

С одной стороны, талантливые крепостные графа Шереметьева были призна(1)ыми артистами, музыкантами, художниками, а с другой - бесправными и несвободными людьми, живущими в определё(2)ой личной стеснё(3)ости.


3) 1, 2, 3

4) 2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) г_рбарий, раст_рать, засл_нять

2) р_скошный, см_риться, отп_лить

3) оз_рить, препод_ватель, к_личество

4) созн_ние, зав_ршать, в_негрет


А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) без_нициативный, сверх_нтересный, пред_стория

2) пр_морский, пр_тормозить, пр_коснуться

3) бе_порядочный, ра_жигать, и_целить

4) по_ключить, пре_положительный, о_брасывать
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) разлож_шь, устро_вший

2) отгон_шь, выращ_нный

3) напиш_шь, муч_мый

4) постел_шь, умнож_вший
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. расстра_ваться

Б. завистл_вый

В. овлад_вать

Г. сирен_вый


2) А, Б, Г
4) В, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление.

2) Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не)делающих тому чести.

3) Ссориться по пустякам могут только (не)умные люди.

4) Хозяева накормили (не)ожиданно приехавших гостей вяленой олениной и печёной картошкой, напоили топлёным молоком.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Данные о состоянии атмосферы, океана и суши передаются (С)НАЧАЛА в территориальные, (ЗА)ТЕМ в региональные и, наконец, в мировые метеорологические центры.

2) ЧТО(БЫ) уменьшить потери холода (В)ТЕЧЕНИЕ погрузки или разгрузки рефрижераторных судов, их трюмы и люки делают небольшими.

3) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ тысячелетий единственным орудием для заготовки леса был топор - (В)НАЧАЛЕ каменный, потом железный.

4) (ВО)ВРЕМЯ работы в космосе приборы не испытывают воздействия атмосферы и (ПО)ЭТОМУ позволяют получить достаточно точную научную информацию.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте () и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.

4) 2, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

А.И. Куинджи (1) наверное (2) особенно дорого было недоумение Д.И. Менделеева, пытавшегося постичь тайну его «светящихся» красок. Великий химик (3) конечно (4) понимал, что секрет «лунных» и «солнечных» красок заключается прежде всего в неповторимом искусстве художника.


2) 1, 2, 3, 4
4) 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.

2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.

3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.

4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Но среди манящей глаз природы Крыма сердце Васильева тосковало по родным местам: по зелёным лугам, по разбитым просёлочным дорогам, по рыжим осенним перелескам.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.


А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) они прикрепляются (4) к самым различным животным.


3) 2

4) 2, 4
А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Некоторые из современников А.С. Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят на его портрет кисти О.А. Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».


4) 2, 3
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Московское Училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933 году, называли иногда «второй Академией художеств».

2) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.

3) А.И. Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.

4) В.И. Даль - человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.
А27. Прочитайте текст.

Верблюды, могут долго обходиться без пищи, и, что особенно важно, они несколько дней могут не пить, и учёные долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. Недоказанными оказались и предположение, что удерживает воду желудок животного - а пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, «сгорая», он даёт воду и таким образом предохраняет организм от обезвоживания. Оказалось, что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счёт воды терять до четверти массы своего тела, при этом в крови влага удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Верблюды могут долго обходиться без пищи и без воды, и учёные выдвигали различные догадки о причинах этой удивительной способности, только одна из которых оказалась доказанной.

2) Стойкость верблюдов к жажде обусловлена тем, что они за счёт воды способны терять до четверти массы своего тела, а влага в их крови при этом удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.

3) Относительно стойкости верблюдов к жажде учёными были выдвинуты два предположения: воду удерживает желудок животного и выносить верблюду жажду позволяет накопленный в горбах жир.

4) Пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и его умение долго обходиться без воды объясняется прежде всего способностью поглощать влагу в значительно большем количестве, в отличие от других животных.

Прочитайте текст и выполните задания А28-АЗ0; В1-В8; С1.

(1)В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. (2)Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. (З)Вот примеры жалоб. «(4)Детей не оттащишь от компьютера. (5)Сидят сутками. (6) Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...» «(7)Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. (8)Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. (9)Мне кажется, он сходит с ума - разговаривает сам с собой». «(10) Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон - будто его нет дома. (11) Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...» (12)Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. (13)Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. (14)Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается. (15)Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. (16)Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. (17)Теперешние «компьютерные» дети - потомки своих «телевизионных» родителей. (18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли... (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сестры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то - неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи... (23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования... (28)То ли ещё будет. (29)Нам стоит поучиться у детей. (30)Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. (31)А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. (32)Бывает, тоже «не оттащишь»... (33)Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации. (36)Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. (37)Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость. (По А. Ивановой*)

*Александра Георгиевна Иванова - семейный психолог.


А28. Какое высказывание соответствует содержанию текста?

1) Родителей современных подростков более всего беспокоит то, что их дети целые дни проводят у телевизоров.

2) Родители современных подростков даже при большом желании не сумеют научиться ориентироваться в виртуальном пространстве.

3) Образованный человек не должен пользоваться Интернетом.

4) Современные подростки общаются сегодня не только по телефону, но и через Интернет.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 18-19 представлено рассуждение.

2) 8 предложение текста содержит описательный фрагмент.

3) 33 предложение подтверждает суждение, высказанное в 29 предложении текста.

4) В предложениях 26-27 содержится обоснование высказанного в предложении 25 суждения.
А30. Укажите предложение, в котором используются синонимы.


2) 18
4) 36
Часть 2

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами. Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В1. Укажите способ образования слова ПРИМЕРНО (предложение 12).

В2. Из предложений 33-35 выпишите союз.

В3. Из предложений 15-16 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 13-20 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 27-37 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 18-27 найдите сложные предложения с придаточным уступительным. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 4-11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28- А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков, автор использует такой приём, как ______ (предложения 4-6, 7-9, 10-11), а также такое синтаксическое средство, как _____ (в предложениях 13, 14). Использование такого лексического средства, как _______ («сходит с ума» в предложении 9, «из рук вон» в предложении 10), подчёркивает обеспокоенность родителей создавшимся положением. С помощью такого приёма, как _______ (предложения 18-19, 23-24), А. Иванова стремится привлечь читателей к размышлению.

Список терминов:

4) парцелляция

5) фразеологизм

6) ряды однородных членов

7) цитирование

8) вопросно-ответная форма изложения

9) риторический вопрос

Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


Ответы.
Ответы.
А2. 3
А4. 2
А6. 2
А8. 3
А10. 2
А12. 3
А14. 2
А16. 1
А18. 1
А20. 3
А22. 4
А24. 1
А26. 3
А28. 4
А30. 3

В1. суффиксальный

В3. подобные жалобы


В6. 22, 25
В8. 7, 6, 5, 8
Основные проблемы

1. Проблема увлечения подростков виртуальным общением. Как нужно относиться к увлечению подростков общением в Сети?

2. Проблема взаимопонимания родителей и детей. Как родителям и детям достичь взаимопонимания в вопросах увлечений?

3. Проблема использования Интернета. Полезен или вреден Интернет?

1. Увлечение подростков виртуальным общением должно вызывать опасение взрослых только в том случае, если оно стало всепоглощающей страстью, но в этом случае бороться нужно не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость.

2. Чтобы лучше понимать своих детей-подростков, родители должны помнить о том, что сами пережили периоды увлечения техническими новинками, и стараться научиться у детей более уверенно обращаться с современной техникой.

3. Интернет предоставляет людям большие возможности, и умение их использоваться сегодня является условием достижения успеха.

Инструкция для учащихся

1) Эксперты

2) местностЕй

3) кровотОчить

4) красИвее

Отметьте номер слова с ударением на первом слоге.

2) сред-ства

3) ко-рысть

4) зво-нит

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) зАвидно

1) облегчИть

2) дОговор

3) срЕдства

В каком слове ударение поставлено неправильно?

2) тамОжня

4) некрОлог

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) сомкнУтый

2) газопрОвод

4) алфАвит

Отметьте номер слова с ударением на втором слоге.

1) ре-мень

2) об-ня-ла

3) у-кра-ин-ка

4) свек-ла

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) запломбИрован

2) умЕстимся

4) кладовАя

9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

2) бАлуешься

3) домовАя (книга)

4) кружкОвая (работа)

В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кУхонный

3) опОшлить

4) позвОнит

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) квАртал

2) прОстыня

3) местностЕй

4) оцененА

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) упрочЕние

2) созвОнится

3) крЕпится

4) переслАла

13. В каком слове пишется буква А :

1) ук...ротить

2) подб...дрить

3) похв...лить

4) неум…лимый

14. Буква А пишется в слове:

1) брезж...щий

2) пиш..щий

3) плач...щий

4) уч...щий латынь

15. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Я (А – после шипящих) :

1) стел..щийся полёт птиц

2) чита..щий книгу

3) замеш..нный в махинациях

4) они топч..тся

16. Буква А пишется в слове:

1) эск...латор

3) зар...сль

17. В какой строке во всех словах пропущена буква А ?

1) пр..бабушка, издавн.., прик..саться;
2) расст..лать, нищ..нский, пр..оритет;
3) бельч..нок, деш..вый, маж..рный;
4) без..мянный, совет..вал, ц..пленок.

18. Буква А пишется в слове:

1) р..скошь

2) выр..щивать

4) ботинки пром..кают

19. Буква О пишется в слове:

1) зач...санный

2) ш...колад

3) полуш...пот

4) песоч..к

20. Буква Е пишется во всех словах ряда:

1) о бильярд...; о мавзоле...

2) на знамен...; о чирикань...

3) о Севастопол...; о сверхприбыл...

4) к наступающ...му празднику; с ириехавш...м отцом

21. Буква Е пишется в слове:

1) высокооплачива...мый

2) сокол..ная охота

3) вычисл…вший

4) увод..мый

22. Буква О пишется в слове:

2) с нож..м

3) дириж..р

Буква Е пишется в обоих словах ряда

1) на знамен...; о чирикань...

2) к наступающ...му празднику; с приехавш...м отцом

3) о бильярд...; о мавзоле...

24. Отметьте номер слова, в котором пишется буква О:

1) вышк..ленный официант

2) прил..гать усилие

3) осн..щение

4) р..внина

25. В каком слове пропущена буква О ?

1) прик..саться
2) прик..сновение
3) к..сательная
4) к..сание

26. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Ё:

1) искуш..нный человек

2) девч..нка

3) ш..винизм

4) малыш..вая группа

27. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Е:

1) развеш..вать картины

2) старш..нство

3) горош..нка

4) камеш..к

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) стел..шь, перекормл., нный

2) прокрут..шь, перевид..в

3) добре..шь, независ..мый

4) просмотр..шь, недостро..нный

29. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. высаж..вать

Б. подстра..вающаяся

B. гуж..вая

Г. выносл..вый

30. Отметьте номер слова, в котором пишется буква И:

1) старик в шинел..

2) жил в Коре..

3) ты устан..шь

4) он клевещ..т

31. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е :

1) волч..нок

2) руч..нька

3) галч..нок

4) девч..нка

32. В каком слове пишется буква О :

1) осн...стить

2) разг...родить

3) опр...вдать

4) изобр…жать

33. Отметьте номер слова, где пишется буква И :

1) круж_во

2) ландыш_вый

3) затм_вать

4) вдумч_вый

1) доработа..шь, перестав..вший

2) подгоня..шь, застрел..нный

3) распил..шь, встро..нный

4) подчист..шь, переинач..вший

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) дотрон..шься, согрева..мый

2) пропол..шь, увид..вший

3) выброс..шь, стро..вший

4) стерп..шь, купл..нный

36. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A. высаж..вать

Б. застр..вает

B. реч..вой

Г. приветл..вый

1) хр..никальный, сер..ал

2) вост..ргаться, к..вычки

3) возл..жить, оч..рстветь

4) возр..ст, переск..чить

38. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. раста..вший

Б. переворач..вать

B. прилипч..вый

Г. гор..вать

1) Б, В, Г 3) Г

2) А, Б, В 4) А

39. Отметьте номер словосочетания, где пишется буква И :

1) ты не завис..шь от отца

2) ты бор..шься

3) ветер свищ..т

4) калеч..щий душу

40. Отметьте номер слова с буквой И :

1) пр..образование республики

2) пр..гладить волосы

3) непр..менное условие

4) пр..творить в жизнь

41. Отметьте номер слова, где пишется буква О :

1) неум..лимый

2) неприк..саемый

3) пок..рать преступника

4) м..нящие огни

42. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Е:

1) об..лиск

2) подстр..чь

3) мер..дианы

4) интелл..гентный

43. Отметьте номер слова, в котором пишется буква О:

1) прот..кол

4) об..ятельный

44. Отметьте номер слова, где пишется буква Е :

1) посв..щённый в тайну

2) уп..раться

3) пров..ниться

4) ч..столюбивый

45. В каком слове пропущена буква Ы ?

1) регистрац..я
2) ц..ганка

3) ц..ферблат
4) панц..рь

46. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ы :

1) пушистый ц...пленок

2) ц.. .кличный ритм

3) ц...ничный ответ

4) ц...рковое представление

В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заг..рел, г..родовой

2) д..ревья, л..шадиный

3) изл..жение, разв..вать (силу)

4) к..пейка, оз..рение

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пред..дущий, от..щется, с..мпровизировать

2) пр..образовать, пр..менение, пр..открыть

3) ра..бежка, ..делать, ра..потрошить

4) о..ведать, по..брасывать, пре..чувствие

В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?

1) щекоч..щий лицо ветер; звуки слыш..тся

2) стены руш..тся; движ..щаяся артиллерия

3) молнии блещ..т; колыш..щиеся ветки

4) листья держ..тся; трепещ..щие флаги

50. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. допраш..вать

Б. корч..вать

В. устойч..вый

Г. розн..чный

51. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ь :

1) весел..е

2) солнеч..ный

3) девоч..ка

4) ласточ..ка

52. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Ь:

1) трёх..актная опера

2) тебе не удаст..ся это сделать

3) бакен..щик

4) из верблюж..ей шерсти

53. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ь :

1) серен..кие тучи

2) печ..ники

3) свар..щики

4) москвич..

54. Ь знак пишется в слове:

1) бул...он

3) гвоз…дик

4) жен..щина

55. Ь (мягкий знак) пишется в слове:

1) плат..ице

3) много дач..

56. Выбeритe строку без Ь (мягкого знака) в словах:

1) лещ..., леч...

2) блиндаж..., карандаш...

3) шепчеш..., дышиш...

4) вклaдыш..., реч...

57. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Ь:

1) раз..езд

2) без клавиш..

3) немощ..ный

4) спряч..те

58. Отметьте номер слова, в котором пишется буква Ъ:

1) транс..европейский

2) в..южная ночь

3) обязан трудит..ся

4) озаглав..те текст!

59. Отметьте номер слова, где пишется буква Ъ:

1) от..явленный

3) трел..яж

4) в..южный

60. Отметьте номер слова без Ь :

1) наотмаш..

2) навзнич_..

4) невмоч..

61. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква Е:

1) сид..м на урок..

2) к улыбающ…йся девочк..

3) от тяжелейш…го бремен..

4) страда…те от сырост..

62. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О :

1) упл..тить долги

2) пок..рать преступника

3) неприк..саемый

4) угр..жать войной

63. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется соединительная гласная О:

1) кон..завод

2) жизн..радостный

3) мног..миллионный

4) верт..хвостка

64. В каком слове пишется буква О :

1) осн...стить

2) разг...родить

3) опр...вдать

4) изобр…жать

65. Отметьте номер слова, где пишется буква И :

1) круж_во

2) ландыш_вый

3) затм_вать

4) вдумч_вый

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ст..ловая, сл..варный, выд..ющий

2) ст..клянный, прил..жение, с..ртук

3) т..бак, выр..щенный, уд..рение

4) ц..почка, ум..рал, эксп..дитор

В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) к..рреспондент

2) р..внинный

3) пров..ряющий

4) ум..рающий

В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1)ра…ставшиеся, ра…положение, в..кидывать

2) пр…вязанный, пр…мириться, пр…зидиум

3) усад…ба, об…ятый (пламенем), суб…ект

78. Укажите слово, в котором пишется буква С :

3) ...дание

4) ...доровье

79. Отметьте номер слова, где пишется буква З:

1) и..царапать

2) и..раненный

3) ра..чертить

80. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется З :

1) ра..ширить

2) в..помнить

3) ра..дражать

4) ..жимать

В каком слове допущена ошибка?

1) преобразовать

2) обезценить

3) подыграть

4) пьедестал

НИ пишется в предложении

1) В его жизни происходит множество приключений, он учится разговаривать на языке всех обитателей джунглей, и это н... раз спасает ему жизнь.

2) Уж как бы там н... было, а я вам хоть дальний родной, хоть, по пословице, и седьмая вода на киселе, а все-таки родственник.

3) С умом и знанием чего только н... сделаешь!

Инструкция для учащихся

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1 – А30). К каждому из них даны три-четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) Эксперты

2) местностЕй

3) кровотОчить

Хоть и заглядывал я встарь

В Академический словарь.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Действительно, лучшее средство успешно справиться с заданием А1 – постоянно заглядывать в словари, где указано правильное произношение слов.

Ни в коем случае при выполнении задания не стоит опираться на собственный опыт ! Большинство слов орфоэпического минимума в повседневной речи мы произносим неправильно!

& Правило.

I. Ударения в начальной форме глаголов

1. В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ, ударным чаще всего является суффикс –И-

Например: кровоточИть облегчИть ободрИть обострИть одолжИть плодоносИть положИть убыстрИть углубИть усугубИть Но: закУпорить клЕить озлОбить освЕдомиться тЕплиться опОшлить предвосхИтить надоУмить пЕрчить
2. В глаголах на –ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на –И-
Например: баллотИровать блокИровать копИровать приватизИровать конструИровать экспортИровать дискутИровать информИровать дозИровать НО: маркировАть премировАть нормировАть гофрировАть пломбировАть бомбардировАть
óПомни!
заИндеветь заржАветь кАшлянуть обезУметь плЕсневеть ходАтайствовать чЕрпать

II. Ударения в формах глаголов настоящего и будущего времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, -АЩ/ЯЩ, -ВШ, -НН\ЕНН) и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной форме глагола.



В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса –Т-, ударение падает на первый слог.

зАгнутый,

сОгнутый,

нАчатый,

прИнятый.

III. Ударения в формах прошедшего времени глаголов .

В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог:

ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.

IV. Ударения в именах существительных

1. В формах именительного падежа множественного числа ударным является окончание –А, безударным - -Ы, поэтому следует запомнить:

аэропОрты,

тОрты,

лИфты,

бАнты,

крАны,

лЕкторы,

шАрфы.

2. В формах родительного падежа множественного числа окончание -ОВ чаще всего является безударным , а окончание –ЕЙ – ударным .

агЕнт

алфавИт

дефИс

диспансЕр

докумЕнт

жалюзИ

каталОг

некролОг

квартАл

партЕр

апострОф

процЕнт

цемЕнт

экспЕрт

фетИш

фОрзац, факсИмиле.

4. Во многих производных словах сохраняется ударение производящих слов:

вероисповЕдание – исповЕдаться

договорЕнность, договОр – договорИться

намЕрение – мЕра

обеспЕчение – обеспЕчить

аристокрАтия – аристокрАт

знАмение – знАмя

металлУргия – металлУрг

5. Запомнить произношение следующих слов:

граждАнство

зимОвщик

корЫсть

кремЕнь

лыжнЯ

Отрочество

свЕкла

стАтуя

столЯр

цепОчка

Искра

тУфля.

V. Наречия

Ударение падает на приставку в словах:

вОвремя,

зАгодя,

зАтемно,

Исстари

В наречиях с приставкой до-:

VI. Имена прилагательные

Запомните звучание следующих имен прилагательных:

давнИшний

красИвее, красИвейший

мозаИчный

оптОвый

слИвовый

грУшевый

кУхонный

лососЁвый

украИнский

завИдно.

J «Запоминалки»

ÑРазбор задания

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) крАлась

4) (хороших) нОвостей

Вариант №1.

Вариант лЫжня – существительное, звучание которого следует запомнить. Правильный вариант произношения – лыжнЯ .

Варианты №2,3.

Слова крАлась и пОняла – формы женского рода прошедшего времени глаголов, где ударение должно падать на окончание –а, поэтому в форме поняла ударение выделено неверно. Глагол кралась является исключением, и ударение в нем падает на основу – крАлась.

Вариант №4.

нОвостей – существительное в форме Р.п. мн.ч., окончание –ей является ударным.

Таким образом, правильный ответ -крАлась.

? Потренируйся

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) вклЮчим

2) зАсветло

4) звОнишь

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) принЯвший

3) начАла (петь)

4) запЕрся

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) созвонИмся

2) намерЕние