В презентации отображен педагогический опыт использования мнемотехники. Образовательный портал Приёмы запоминания трудных слов

23.04.2024

Кунгрцева Алена Александровна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 68.

Проблема вовлеченности ученика в образовательный процесс, его заинтересованность на уроке - одна из самых «наболевших» в среде учителей. Объем материала слишком большой, темпы урока высоки, а единственной мотивацией ученика на уроке выступает оценка. Зачастую учителю сложно предоставить материал в интересной и понятной ученику форме. В условиях внедрения ФГОС, ученика нужно научить учиться, что в свою очередь означает их самостоятельную деятельность. Одной из технологий, которая позволит активизировать мозговую деятельность учеников является мнемотехника. Мнемотехника представляет собой приемы и способы усваивания и запоминания информации, путем создания искусственных образов.

Большинство людей являются визуалами, поэтому данный метод подходит для большинства учеников. Кроме того приемы мнемотехники широко применяются в дошкольном и начальном школьно образовании.

Существуют несколько мнемотехнических приемов:

· Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.

Например, все мы помним цвета радуги, которые учили в виде акростиха. Акростих - это предложение, где первая буква каждого слова обозначает мысль, которую надо запомнить. "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый).

В данный прием будет входить число-буквенный код, который является находкой для учителей истории и облегчает запоминание большого количества дат.

· Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.

Ассоциации можно разделить на несколько категорий:

1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;

2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;

3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;

4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;

5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;

6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;

7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;

8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;

9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

· Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материала. Широко используется в изучении языков. Например, для запоминания не самых очевидных ударений:

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

Подобные стихотворения можно создавать не только на уроках иностранных или русского языков. Можно дать задание ученикам зарифмовать необходимый материал.

· Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.

· Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате. Хорошо подходит для запоминания последовательностей. Также это методика называется «Дворец памяти». С помощью этой методики человек становится способен выстроить крепкие ассоциативные связи, запомнить огромное количество информации, при необходимости выстроить её элементы в правильном порядке и затем оперативно вытащить эту информацию из глубин памяти. Для того чтобы использовать мощности «Дворца памяти», нужно его создать: мысленно представить себе здание с переходами, анфиладами, галереями и множеством комнат. Постепенно все помещения воображаемого здания будут обрастать мебелью и предметами, каждый из которых будет ассоциироваться с какой-то частью важной для вас информации, да и сам дворец впоследствии разрастётся и станет частью огромного вымышленного мира. Потом, когда вам потребуется извлечь эту информацию, вы отправляетесь в виртуальную прогулку по вашим чертогам. У каждого человека есть место, которое он знает досконально. У детей это, как правило, их комнаты.

Применяя визуализацию ученику необходимо также структурировать получаемую информацию, для этого хорошо подходит технология «Mindmap» или интеллектуальные карты. Метод интеллектуальных карт, или как его еще называют майндмэппинг (а также диаграмма связей, ментальная карта, карта мыслей или ассоциативная карта) - это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы. Такие ментальные карты часто рекомендуют рисовать психологи или ведущие тренингов для правильной постановки целей или ведения проектов, но в нашем случае ментальные карты полезны именно для структурирования запоминаемой информации.

Для того чтобы построить ментальную карту, необходимо выполнить ряд следующих действий:

· Возьмите материал, который нужно выучить (учебник, статью, таблицу и т.п.), а также белый лист бумаги, ручку и цветные карандаши.

· Изобразите в центре листа любой символ или нарисуйте какую-то картинку, на которой наглядно будет представлено название или содержание всего материала (например, название учебника).

· От этого центрального объекта к краям листа нужно рисовать цепочку связей, которая должна отражать структуру изучаемой информации.

В результате вместо просмотра списков слов или предложений сверху вниз и слева направо (как это бывает в обычных конспектах), вы видите главную идею в центре листа, а затем двигаетесь по ветвям к краям листа в таком порядке, который вам нужен.

Кроме того, интеллектуальная карта всегда красочная и наполнена ассоциативными символами и картинками, помимо структурирования выполняет функцию формирования речи ученика. Используя только опорные символы, гораздо легче сформулировать выступление своими словами, а не пытаться вспомнить зазубренный монотонный текст.

Следует помнить, что язык мозга - образы, чем ярче образ, тем лучше запоминается информация. Для учеников с их богатой фантазией, не составляет труда придумать забавные ассоциации, которые легко запомнить, а применение такого творческого подхода, делает для них урок интересным.


Приемы запоминания слов, хронологии

и текстов при изучении истории

учитель истории и обществознания
Хорошая память нужна всем. Поэтому, если природа не одарила феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими практическими приемами запоминания. Искусство запоминания - мнемоника (мнемотехника) - зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики - искусства сочинять и произносить речи. Но, в отличие от остальных разделов риторики, мнемоника носит очень индивидуальный характер. Все люди разные: у одних сильнее развита зрительная память, у других - слуховая; одни лучше запоминают цифры, другие - образные выражения. Поэтому так мало практических пособий по мнемотехнике. Ее секреты в основном передаются устно, из поколения в поколение.

На своих уроках и групповых занятиях знакомлю учащихся с различными приемами мнемотехники, привожу примеры их использования, задания для тренировки. Без труда не бывает хорошего результата. Но иногда можно долго что-то зубрить и не добиться желаемого эффекта. А можно, приложив творческие усилия, сэкономить свое время.

Приёмы запоминания трудных слов

Неизвестное к известному: запоминание с опорой на связи слов

Главный принцип запоминания слов - поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, - это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово , надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.

ТРЕНИНГ

№ 1. Объясните связь между терминами олигархия (власть немногих) и олигофрении (недостаточность умственного развития). (Первая часть слов олигархия и олигофрения (олиг) означает “небольшое количество”, поэтому олигархия - власть немногих, а олигофрения - недостаточность умственного развития).

№ 2. Аргонавты отправились в Колхиду (Грузия) за золотым руном на корабле “Арго”. Свяжите это название с терминами космонавт, астронавт. (В древности для дальних путешествий люди использовали корабли. Таких путешественников мы называем “мореплаватели”. Аргонавты плыли на корабле “Арго”, поэтому космонавта можно назвать “космический плавателъ”, а астронавта - “звездоплаватель”).

№ 3. Струе - парусно-гребное судно, распространенное на Руси в XI-XVIII вв. Свяжите это названии со способом изготовления такого судна. (Струг делали (выстругивали) из ствола одного дерева).

№ 4. В XVII в. в России появились стрельцы, а во Франции - мушкетеры. С каким видом вооружений связаны названия тех и других? (В 1600 г. во Франции появилась королевская стража, вооруженная огнестрельными мушкетами (у них имелась мушка для прицеливания). А стрельцы вооружались пищалями, которые по сравнению с прежними ручными орудиями “огненного боя” были легче и били точнее).

№ 5. Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции? (Слово кондиции означает “условия”. “Дойти до кондиции” значит “подрумяниться” (о пироге или госте).

№ 6. Наполеон Бонапарт был уроженцем Корсики. Но на Корсике члены его семьи считались выходцами из Неаполя (итал. Napoli). Неаполь когда-то был греческой колонией. Его название образовалось из слов: неа - новая, полис - город. Назовите людей, чьи фамилии означают “выходец из нового города”. (Как и Наполеон, “выходцы из нового города” - комментатор Би-би-си Сева Новгородцев, Исаак Ньютон (new + town), словацкий поэт XX в. Лацо Новомеский (место - город).
Похожее к похожему: запоминание с опорой на свободные ассоциации

Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания вовсе не обязательно это знать. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются “свободные ассоциации”. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.

Чтобы закрепить свободную связь, нужно:

а) выбрать, найти эту связь;

в) вербально проработать, т. е. объяснить себе (или лучше другому) вслух, почему именно эта связь пришла вам в голову.

Как запоминать имена людей

Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления. Во всяком случае, при знакомстве вам понадобится время для запоминания имени. Можно повторить его, сказав: “Очень приятно. Иван Иваныч? Иванов? А я такой-то”. И пока он размышляет над вашим “такой-то”, вы быстренько составляете словесный портрет: “Как же я тебя запоминать-то буду? Пусть будет Иван в кубе. Плотного телосложения. Подходит”.

Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы “Наполеон одолжил обед у Кутузова” (одолжить обед - borrow dinner [борроу дина]). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по “где мокрит”, Ганнибала по тому, что ходил “он не на бал”, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) - свергли и одели в рваные “отрепья”, а Ивана Болотникова - “утопили в болоте”.

Имена-отчества являются специфически русским типом вежливого обращения к человеку. Они представляют определенные трудности для запоминания. Знающие люди рекомендуют: “Ищите родственников”. Имена и отчества можно “привязывать” таким образом: по имени Эдуард Петрович мог бы быть принцем Уэльским, а по отчеству - сыном Петра Великого (он такой же высокий и неугомонный). А теперь - этическая рекомендация: никогда не говорите человеку, каким способом вы запомнили его фамилию, имя, отчество.

ТРЕНИНГ

№ 1. Слово гоплит означает “древнегреческий тяжеловооруженный воин”. Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспехах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть? (Есть такая абсолютно антинаучная “запоминалка”: толстые гоплиты кричали “гоп-ля!”, и это помогало им преодолевать тяжести и лишения воинской жизни).

№ 2. Посланник папы римского - Джовонни Плана Кор-пани -путешествовал по территории Золотой Орды с 1245 по 1247 г. и написал “Историю монголов”. (Предложите “запоминалку” имени любознательного итальянца. (а) Выбираем связь: Джованни - это Иван, Ваня. Плано - он пишет письма папе римскому и раскрывает планы монголов, Карпини - он старательно корпел над своими донесениями.

б) Усиливаем связи зрительной картинкой: представляем, как Джованни-Ваня сидит зимой в монгольской юрте, пишет, над планами корпит. в) Вербальная (словесная) проработка: “Сидит Джованни-Ваня на краю света, далеко от солнечной Италии, мерзнет в монгольской юрте, над планами корпит”. Или то же самое, но в стихах:

Сидит Джованни-Ваня,

Сидит и пишет планы.

В окошко не глядит.

Над планами корпит).

№ 3. Какие ассоциации с именами трех варяжских князей обыграны в следующем фрагменте?

Рюрика приняли с удовольствием. “Хоть и не Рюрикович, - говорили про него послы, - но потомки его будут Рюриковичами”. Синеуса приняли благосклонно. “Усы выкрасим, - решили послы, - и он сделается Черноусом”. Но насчет Трувора возникли прения. “Пойдут от него Труворовичи , - говорили послы, - а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю”. (Синеус - синие усы, Трувор - вор. В действительности эти имена - скандинавские. Так, (х)ус в Синеус - это “дом” (вспомнили английское house), а -вор в Трувор значит “варяг, воин” (английское warrior).

№ 4. Предложите способы запоминания имени Куря. Так звали печенежского князя, победителя Святослава. (Либо куря, как соня, хотя тогда еще не курили, Либо старинное куря, множественное будет курята (цыплята).

№ 5. Почему урядника крестьяне “за глаза” называли “курятником”? (Обидное название урядника возникло по созвучию, Есть здесь и шутливый намек на любовь к курятинке, которую несли просители).

№ 6. Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783-1844), под надзором которого находился Пушкин. А также - лингвиста Востокова (1781 - 1864). Оба они “годятся в сыновья”... (Александром Христофоровичем звали графа Бенкендорфа (1783-1844) и лингвиста Восто-Кова (1781 - 1864). Оба они “годятся в сыновья” открывателю Америки Христофору Колумбу).

№7. Максим Грек (в миру - Михаил Триволис, ок. 1475-1555). Как запомнить его настоящую фамилию? (Максим Грек (Триволис). Ассоциация - три волоса. Вряд ли у него была столь скромная растительность на голове, но лишь бы запоминалось).

№ 8. Столица Золотой Орды располагалась в районе нынешней Астрахани и называлась Сарай. Свяжите это название с образом жизни монголов. (Столица Золотой Орды - Сарай. Монголы, ведущие кочевой образ жизни, не строили монументальных зданий, лучше всего у них получался сарай).

№ 9. В 1691 г. Петр I учредил Всешутейный собор. Его возглавил “князь-папа” Матвей Нарышкин, а через год - “дядька” (воспитатель) царя - Никита Зотов. Как запомнить эти два имени? (Например, связав с характерными для этих соборов возлияниями: “мало на рыло (на персону), накати (выпей) за то” – Матвей Нарышкин, Никита Зотов. Мнемоформулы дают опору для запоминания последовательности согласных).

№ 10. Новгородский купец Иголкин в 1700 г. был в Швеции и в связи с началом Северной войны попал под стражу. Услышав зазорные речи о государе Петре, он обезоружил и заколол штыком двух стражников. Своим поступком купец восхитил Карла XII и получил свободу. Как запомнить этот факт? (Новгородец Иголкин двух шведов заколол штыком, как иголкой).
Запоминание рядов слов

Запоминание связанных между собой событий, имен – это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключевых словах.

Фразы с числительными

Год основания Рима - 753 г. до н. э. Запоминается так. До новой эры - это “минус”, отрицательное число. Если отметить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность будет иметь следующий вид: х9х7х5х31хх0х.

Годы жизни М. Ю. Лермонтова (1814 - 1841) содержат перестановку двух последних цифр.

990 г., то есть 09|90 (зеркальная симметрия) - начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).

Номер телефона 437-19-28 содержит неподкрепленную четверку в начале и три суммы цифр, равных 10: 3+7 = 1+9 - 2+8.

Другой пример: 127-18-09, т.е. 1, 3x9, 2x9, 1x9.

Однако не следует увлекаться нагромождением связей. Это лишь вспомогательный и контрольный прием. Если к какому-то числу вам приходится обращаться постоянно, оно запоминается без особых усилий. А что может произойти при чрезмерном употреблении мнемонических связей, рассказал Ярослав Гашек в “Похождениях бравого солдата Швейка”. Там, как вы помните, бедный фельдфебель был госпитализирован после лекции Швейка по мнемотехнике. Всё хорошо в меру!

ТРЕНИНГ

№ 1. Какой город имеется в виду в следующей мнемоформуле?

Дата восемь-восемь-два

Князь Олег сказал слова:

На два-восемь-семь годов

Матерь русских городов – …

Предложите “запоминалки” по связям в числовом ряду. (Город Киев был столицей Руси с 882 по 1169 год (287 лет)).

№ 2. Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года (Борис Федорович Годунов родился в 1552 г. и прожил 53 года. 15/51 + 1 - зеркальное подобие. Прожил 53 г., т, е. 51+2).

№ 3. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год. (Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. - ровно 10 лет).

№ 4. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год. (Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. - ровно 30 лет).
Принцип колодцев”

При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр существует “принцип колодцев”, основанный на взаимной проекции веков. Например: Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр 1 - в 1725, а Александр I - ровно через сто лет, в 1825 (это еще и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить и внутри столетий. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953).

“Принцип колодцев” при группировке дат помогает соотнести тематически сходные события.

ТРЕНИНГ

№ 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741-1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).

№ 2. Какие приемы использованы в формуле: “Хрущева сняли в 1964 году, в связи с 400-летием Шекспира”? (“Хрущева сняли в 1964 г., в связи с 400-летием Шекспира”. Конечно, Шекспир не играл никакой роли в биографии Хрущева, но совпадение забавно. Здесь есть “колодец”: 1564 - 1964).

№ 3. По образцу предыдущего задания постройте формулу для связи между датой окончания (912 г.) правления “вещего” Олега в Киеве и началом Отечественной войны 1812 года.(Условная связь между датой смерти {912 г.) “вещего” Олега и началом Отечественной войны 1812 года: “В 900-летнюю годовщину гибели князя Олега от коня французы отправились в Россию, чтобы попробовать конину на старой Смоленской дороге”).

Осмысленное, логическое запоминание, противоположное запоминанию бессмысленному, механическому, в принципе доступно детям всех возрастов. Отметим, что учащиеся неоправданно часто прибегают к механическому заучиванию, что логическое запоминание учебного материала имеет у них непроизвольно непроизвольно-интуитивный характер и значительно реже намерено осмысленный.
В научении приемам запоминания разделяют два этапа:

Первый – формирование определенных логических операций как самостоятельных интеллектуальных действий (выделение главного, обобщение, соотнесение и логическая группировка, использование разного рода смысловых связей , перевод запоминаемых знаний на свой язык).

Второй – использование этих действий уже в качестве средств, приемов запоминания. Научение приемам осмысленного запоминания осложняется типологическими и индивидуальными различиями школьников, тем, что в условиях всеобуча и классно-урочной системы необходимо применить индивидуальный подход буквально к каждому ученику.
Список литературы

Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. – М., 1981.

Васильева М.С. Воспитание на уроках истории /Под ред. А.С. Пчелко. – М., 2003.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1986.

Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1988.

Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания //Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. – М., 1979. – с.13.

Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. //Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 213 с.


Особенности восприятия Левое полушарие логическое Обработка только одного фрагмента информации, линейная обработка информации, последовательные действия, письмо, анализ, связь идей, абстракция, формирование категорий, логика, умеренность, суждения, математика, вербальная память, использование символов Правое полушарие творческое Интегрирование в целостное воспроизведение множества данных, образное мышление, знания без четких определений, рассмотрение решения в целом, нахождение сходства, интуиция, внутренние чувства, эмоции, синтез, визуализация, зрительная память, распознавание образов, соотношение с действительностью, ритм, мимика, цвет, запах




Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами, содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации, можно давать для выполнения альтернативные задания: заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске; сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету; написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет; составить план. Сопровождение объяснения нового материала иллюстрациями, картами, содержание которых меняется по мере рассказа учителя. Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра презентации, можно давать для выполнения альтернативные задания: заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске; сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету; написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет; составить план.


Информационные технологии могут использоваться: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов. Информационные технологии могут использоваться: на факультативных, индивидуальных занятиях; для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.


Таким образом необходимо отметить следующие моменты: Таким образом необходимо отметить следующие моменты: Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения. Применение информационных технологий на уроке в настоящее время является достаточно актуальным. Имеющиеся материалы достаточно объёмны и информативны, предполагают комбинации новых форм и подходов. Возможности практического использования информационных технологий на уроках ограничены исключительно желанием учителя и возможностями учебного заведения.








Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники: МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.




Последовательность правления Рюриковичей: Запомните две фразы: Му МоБо Не и Ка ДоТём Вас Фёдор Иванович. Расшифровка: Му – Ярослав Мудрый, Мо –Владимир Мономах, Бо – Всеволод Третий Большое Гнездо, Не – Александр Невский. Ка – Иван I Данилович Калита, До – Дмитрий Иванович Донской, Тём – Василий II Васильевич Тёмный, Вас – Василий III (отец Ивана Грозного), Фёдор Иванович. Последовательность правления Рюриковичей: Запомните две фразы: Му МоБо Не и Ка ДоТём Вас Фёдор Иванович. Расшифровка: Му – Ярослав Мудрый, Мо –Владимир Мономах, Бо – Всеволод Третий Большое Гнездо, Не – Александр Невский. Ка – Иван I Данилович Калита, До – Дмитрий Иванович Донской, Тём – Василий II Васильевич Тёмный, Вас – Василий III (отец Ивана Грозного), Фёдор Иванович.


Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы Наполеон одолжил обед у Кутузова (одолжить обед borrow dinner (барроу дина). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по где мокрит, Ганнибала по тому, что ходил он не на бал, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) свергли и одели в рваные отрепья, а Ивана Болотникова утопили в болоте. Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций. Один английский учитель предлагал запоминать название села Бородино на основе фразы Наполеон одолжил обед у Кутузова (одолжить обед borrow dinner (барроу дина). И вам никто не запретит Демокрита запоминать по где мокрит, Ганнибала по тому, что ходил он не на бал, а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) свергли и одели в рваные отрепья, а Ивана Болотникова утопили в болоте.


С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные четки для запоминания семи чудес света: Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский. С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные четки для запоминания семи чудес света: Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский, да еще маяк Фаросский.



















«КИ-МЕ-ГИ-ТЕ» КИ – кило, МЕ – мега, ГИ – гига, ТЕ – тера. Каждая следующая приставка означает число в тысячу раз (в 10 3) большее, чем предыдущее. Запомнив слово «КИМЕГИТЕ» мы всегда сможем сказать, сколько паскалей в одном мегапаскале и сколько джоулей в гигаджоуле.



Многим известно о существовании «ложных друзей переводчика» - слов в иностранных языках, похожих по звучанию на слова языка родного, но резко отличающихся от них по смыслу. Мнемотехника – методология запоминания. Учителям и репетиторам хорошо известно, что существуют и небезопасные «друзья мнемотехника» - термины, имена, условные названия, «напрашивающиеся» на определенные ассоциации, но не соответствующие им.

Преподавателям следовало бы больше внимания уделять таким несоответствиям и привлекать к ним внимание учеников, настаивая в таких случаях на полном заучивании, а не «хватании поверху» на основании ассоциаций, поскольку этот метод может привести к серьезным ошибкам. Тем более полезно это репетиторам, чья задача – дать подготовку глубже и лучше, чем учитель в школе.

Предлагаем «узнать в лицо» нескольких опасных «обманщиков», способных легко ввести в заблуждение юного историка или географа.

Столетняя война

Название известное и красивое, но обманчивое. Опасно будет, запомнив год ее начала или окончания, вычислять вторую дату, использовав число «100». На самом деле война формально продолжалась 116 лет – с 1337 по 1453 год.

Австралийская империя

Злые шутки с невнимательными учащимися играют похожие по звучанию названия и совпадения имен. В чем разница между Австрией и Австралией? Она очевидна – метр по карте мира. Однако названия звучат схоже, и огромное количество школьников постоянно путают южный материк с Австрийской империей. Масштаб ошибки очевиден – опять же, метр по карте. Учителям следует решительно бороться с такой географической несуразицей.

Пролив Дрейка

История из этой же серии – имя пирата Френсиса Дрейка связано с открытием пролива и победой над испанской Непобедимой Армадой. И пожалуйста – десятки школьников уверены, что Дрейк утопил Армаду в проливе Дрейка! Никто даже не задается вопросами – где находится этот пролив и что, собственно, Армада там позабыла?

Агрессивная ось

Военно-политический союз нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии перед Второй мировой войной имеет устоявшееся прозвище «ось Берлин – Рим – Токио». Сложно представить, как в воображении автора этого названия выглядит ось. Но термин является общепринятым, и учащиеся должны знать и его, и то, что за ним скрывается.

Бесчисленные Людовики и Карлы

Для учащихся, желающих только сдать общеобязательные экзамены по истории, здесь риск невелик. Но вот те, кто хотел бы знать предмет глубже, могут столкнуться с неожиданностями, натолкнувшись на упоминания «короля Джорджа», «королевы Мэри» или «Луи Шестого».

Дело в том, что в русской исторической науке приняты написания имен иностранных монархов преимущественно в германизированной или русифицированной форме: Генрих, Георг, Карл (вместо Генри, Джордж, Шарль). Но так оказывается сложно понять даже популярную французскую народную песенку «Жил-был Анри Четвертый» (звучит в знаменитой «Гусарской балладе), поскольку у нас этого короля знают как Генриха Четвертого! Путаница часто встречается в публикациях источников и популярной художественной литературе.

И современную нам королеву Британии зовут не Елизаветой, а Элизабет!

Современная география

Подобную проблему создают и географические названия, причем в последнее время она усугубилась. Многие местности, регионы, государства в разное время назывались по-разному (Сталинград – Волгоград, Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград, Восточный Пакистан – Бангладеш, Североамериканские Соединенные Штаты – Соединенные Штаты Америки). Государства возникали и исчезали (Чехословакия – Чехия и Словакия, Югославия – современный конгломерат государств, СССР - …).

Мало того, ныне все большее распространение получает новая транслитерация некоторых названий, принимаемая вместо устоявшейся. Нередко это правильно – в Индии не говорят «Бомбей». Но беда в том, что меняются не все термины, а лишь некоторые (почему-то никто не спешит поправить такие названия, как «Париж» и «Пекин», хотя они тоже не соответствуют оригинальному произношению). Добавляет проблем и идеология – попробуй догадайся, что на Украине в настоящее время два «Днепра» (река и город Днепропетровск)! В ранее изданной литературе (которая зачастую не переиздается, но при том в высшей степени ценна) остаются старые названия.

Вся ответственность здесь ложится на учителя или репетитора. Ему придется самому быть в курсе новшеств в сфере географической номенклатуры и доводить их до сведения учащихся.

В целом именно учителю такие вещи и вменяются обычно в обязанность – подсказывать, где можно облегчить запоминание, а где нельзя этого делать. Но и заинтересованные родители и ученики тоже должны обращать на такие вещи внимание и задавать учителям и репетиторам вопросы.


При запоминании исторических дат мы фиксируем в памяти не только сами даты и события, им соответствующие, но и последовательность дат. Запоминание последовательности позволяет вспомнить все даты без пропусков и обеспечивает их закрепление в памяти при повторении.

Проанализируем технику запоминания на простых исторических датах:

1609 Галилей изготовил первый телескоп;

1453 падение Византийской империи;

1367 постройка белокаменного Московского кремля.

Из каждой даты выделим значимые части информационного сообщения, подлежащие переводу в образную форму:

609 Галилей телескоп;

453 Византия падение империи;

367 Московский кремль белая стена.

609 ШЛ НМ РЦ Шл Нм Рц ШНуРок; Галилей галерея (по созвучию); телескоп телескоп (без изменений).

453 ЧЩ ПБ КХ чЩ Пб Кх ЩеПКа; Византия кредитная карта «Виза» (привязка к знакомой информации); империя корона (прием символизации).

367 КХ ШЛ СЗ Кх шЛ сЗ КЛиЗма; Московский кремль белая стена.

В результате преобразований получени материал для создания искусственных ассоциаций. Все слова легко представляются в виде зрительных образов:

шнурок галерея телескоп;

щепка карта «Виза» корона;

клизма белая стена.

За основу ассоциаций при запоминании данных исторических дат логично выбрать образ, в котором закодировано число. (Единицу мы исключаем из запоминания и прибавляем при припоминании.)

Основы ассоциаций: шнурок щепка клизма.

Запоминаем их последовательность приемом «Матрешка». Увеличиваем мысленно «шнурок». Вставляем в него «щепку». Фиксируем эту картинку в воображении.

Теперь осталось образовать ассоциативные связи между основами и другими образами, в которых закодированы события.

Для этого вновь представляем образ «шнурок». В то место, где ассоциация уже образована, другие образы привязывать нельзя. Представляем шнурок, например, сильно увеличенным, в виде ковра в картинной галерее, на стенах которой висят телескопы.

Уменьшаем «шнурок» и считываем с него образ «щепка». Выводим образ «щепка» отдельно на свой внутренний «экран». Образуем ассоциацию: «К щепке приклеена карточка «Виза», на ней четко видно рифленое изображение короны». Фиксируем ассоциацию.

Вновь выводим на «экран» отдельно образ «щепка» и считываем с него образ «клизма». Оставляем одну клизму и увеличиваем ее, подготавливая для образования ассоциации. Образуем ассоциацию: «На резиновой части клизмы виден фрагмент белой стены». Фиксируем ассоциацию.

Информация запомнилась, т.е. записалась в зрительную память в виде образов.

Если вы хотите закрепить ее в памяти, применяйте метод активного повторения.

Схема техники запоминания исторических дат выглядит так:


При запоминании сложных хронологических таблиц, где трехзначные числа часто повторяются, за основу ассоциации следует брать образ, полученный из события исторической даты. Вообще трехзначные числа являются образными кодами и по правилам должны быть в ассоциации только ее элементами. При запоминании простых хронологических таблиц можно сделать исключение и использовать образы чисел как основы.

Список фиксированных образных кодов двузначных чисел от 21 до 40

21. дТГж уТюГ 31 КхгЖ КоЖа

22. ДтДт ДиоД 32 КхдТ КиТ

23. ДткХ ДуХи 33 КхКх КеКс

24. ДтЧщ ДиЧь 34 КхЧщ КоЧан

25. дТПб ТоПор 35 КхпБ КуБ

26. ДтШл ДуШ 36 КхшЛ КЛей

27. дТсЗ ТуЗ 37 КхСз КоСа

28. ДтВф уДаВ 38 кХВф ХВоя

29. дТРц ТеРка 39 КхРц яКоРь

30. КхНм иКоНа 40 ЧщНм ЧайНик


Для тренировки скорости кодирования двузначных чисел в образы вы можете использовать электронные наручные часы. Переключите часы на режим «Секунды» и называйте образы, соответствующие числам от 01 до 60.