Типологический подход к определению структуры личности. Типологический и параметрический подходы к исследованию личности и личностной патологии Методики изучения структуры личности типологический подход

03.05.2024

Типологии (классификации) является общенаучным методом познания мира. В рамках психологии типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводится к комбинации отдельных черт. Обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Если в группе людей стабильно наблюдается сочетание определенных признаков, его рассматривают как "типичное" - симптомокомплекс. Каждого человека, которому эти признаки присущи, начинают причислять к определенной группе. Характеристикой человека при этом служит название соответствующего типа (например, истероид), а содержание типа раскрывают через описание типичного, усредненного представителя. Наиболее известными являются типологические описания личности Юнга, Леонгарда и других психологов, преимущественно ориентированные на практические потребности.

Типологии - экономичный способ познания, способен обеспечить понятный результат, однако их недостатком является пренебрежение особым, индивидуальным в каждом человеке, ведь все то, что не касается симптомокомплекса, остается за пределами рассмотрения. При таком подходе в личности выделяют типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

Классификации (типологии) подразделяют на эмпирические и теоретические (научные).

Эмпирические типологии основаны на наблюдениях исследователей, наделенных интуицией, способностью выделять существенные признаки, имеющиеся в основе каждого типа. Признаки могут быть как однородными, так и разнородными: например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистически, как правило, эмпирические типологии не проверяли.

Научная классификация должна соответствовать следующим требованиям:

1) ее классы имеют вычерпывать все множество объектов, которые классифицируют. Например, для классификации характеров недостаточно признаки "нервозность": спокойные люди не попадут ни в класса, поскольку понятие "нервозность" может быть применено только к беспокойным, неуравновешенных людей;

2) каждый объект может попасть только в один класс. Например, если нужно разделить всех людей на психически больных и здоровых, заранее надо договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса;

3) каждый новый подразделение объектов в классификации следует выделять на основе лишь одного признака. Например, сначала делить людей по возрасту, а затем - по состоянию здоровья, но не по обоим признакам сразу. Невыполнение тоже приводит к путанице.

В дифференциальной психологии разграничивают понятия первичная классификация и типология. Первичная классификация - перечень явлений, характеризующихся общей видовым признаком. Например, классификация эмоций видов внимания или памяти, признаков агрессивности и тому подобное. То есть классификация в дифференциальной психологии является первичным способом разделения признаков на группы без выделения структурных оснований или, как исключение, при наличии слабоструктурированной основания.

Типология - выделение типов, идентификация совокупностей (кластеров) признаков, составляющих сущность этих типов, на четкой основе. В современных научных типологиях, как правило, представлен один кластер (симптомокомплекс) признаков, которые в зависимости от степени выражен-ности каждого из них, характера связи между ними и устойчивости "сцепления" ("слитности") образуют окончательный перечень типов.

Научным основанием для разработки типологической проблематики в психологии можно считать работы И. Павлова и исследователей его школы, посвященные изучению типологических свойств нервной системы (типов высшей нервной деятельности) у животных и человека.

Основные исследования типологии в дифференциальной психологии развивались по аналитическим и синтетическим подходами. Аналитический подход основывается на анализе количественных характеристик определенных свойств (вес, рост, острота зрения, чувствительность, пластичность, скорость запоминания и т.д.). Синтетический подход связан с группировкой субъектов по типам на основе одной или нескольких классификационных признаков - строения тела, темпераментальные организации и т.д. - вплоть до типов личности.

При исследовании личности и характера с точки зрения типологического подхода необходимо учитывать следующие обстоятельства:

а) используя понятие "тип", нужно различать контексты, в зависимости от которых тип может обозначать как определенные комплексы свойств, так и характерный образец, картину поведения;

б) развивая учение о свойствах нервной системы как базовые характеристики, является основой типологии, не следует считать, что все частичные психологические типологии в экспериментальной и концептуальной основе должны опираться на анализ этих свойств, которые не могут быть первопричиной всего многообразия содержания психической деятельности.

Соотношение физиологических и психологических структур в типологии человека - важный предмет исследования дифференциальной психологии.

Тесно связан с разработкой типологической тематики номотетический подход в психологи, призван выявлять универсальные черты и паттерны системы взаимосвязанных психологических признаков, присущие всем людям. Его должно дополнять идиографического аспект изучения индивидуальности (который нельзя противопоставлять номотетических), сосредоточен на анализе неповторимой и уникальной внутренней структуры субъекта.

Классификация как научный метод

Составление типологий и классификаций ‑ один из наиболее древних общенаучных методов познания мира. В рамках нашей науки психологический смысл выделяемого типа (класса) состоит в том, что, если в некоторой группе людей устойчиво наблюдается сочетание каких-либо признаков, это сочетание рассматривают как «типичное» для группы, как симптомокомплекс, и каждого человека, у которого он отмечается, начинают относить к этой группе. В качестве характеристики человека при этом выступает название соответствующего типа (например, «истероид»), а содержание раскрывается описанием типичного, усредненного представителя.

Выше мы уже обращались к типологическому обобщению. Мы изучали типы темперамента и характера (а в дальнейшем будем говорить о типах личности, направленности и т.д.). В главе 2 мы пояснили, в чем состоит основное отличие между обобщением черт и типов личности.

Типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт. То есть обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Наиболее известными являются типологические описания личности, предложенные К.-Г.Юнгом, К.Леонгардом и другими психологами, в основном ориентированными на практику (1, 3, 4, 5, б, 8, 10, 16).

Типологии ‑ это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения. Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими. Эмпирические основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки ‑ например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались.

Научные классификации должны удовлетворять нескольким требованиям.

Во-первых, ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов. То есть, например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям.

Во-вторых, каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса.



В-третьих, каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом ‑ по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу. Это требование ‑ не такое важное, как два первых, но его невыполнение тоже обычно приводит к путанице.

Для обобщения по группе испытуемых чаще всего используют математический метод автоматической классификации. Однако даже вполне научная классификация может оказаться неинтересной и бесполезной.

Попытки объединения людей в группы, классы и типы предпринимались с давних времен. Об этом свидетельствует возникшее в далеком прошлом и продолжающееся до сих пор использование гороскопов и астрологических прогнозов. С помощью такого приема можно перейти от неисчисляемого разнообразия индивидуальных особенностей к небольшому количеству групп с фиксированным набором свойств.

Определение категорий. В Национальной философской энциклопедии типологический подход определяется как совокупность методологических процедур и соответствующих им мыслительных форм, ориентированных на понимание сложных явлений. Его первичная задача - аналитическое расчленение формальной целостности знания и последующий концептуальный синтез его наиболее устойчивых составных частей и внутренних связей в единство нового рода, обладающее содержательной целостностью. Основными категориями являются: тип, типологизация, типология, типологический метод.

Типологизация представляет собой логико-методологическую процедуру поиска и обнаружения того минимума существенных признаков, без которых исследуемое сложное явление не способно существовать.

Термин «типология» нередко используется в качестве синонима по отношению к термину «типологизация» или в качестве обобщающей категории для всей сферы типологических предпосылок, понятий, процедур, а также частных и конечных результатов, достигнутых в конкретной исследовательской области. Типология есть результат типоло- гизации, взятый вместе с процессом, ведущим к нему.

В результате применения типологического подхода общая картина изучаемого пространства существенно меняется. Она становится внутренне дифференцированной; в ней более или менее четко высвечиваются общий фон и выделенные узловые образования (типы).

Выделение типов как задача классификации исходит из того, что в популяционном многообразии индивидуальных различий можно выявить несколько более или менее четко очерченных групп (типов), которые надежно и устойчиво различаются по одним и тем же признакам (например, по группам крови, особенностям телосложения, чертам характера и др.). При этом в один тип включаются индивиды с одинаковыми или близкими значениями именно тех признаков, которые являются критериями построения данной типологии (совокупности типов).

Два варианта существования категории «тип». Определенная сложность состоит в том, что процедура отнесения к типу представляет собой альтернативу. Иными словами исследователь стоит перед необходимостью выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей. Существуют два основных подхода к описанию типа. Первый квалифицирует тип как некоторый средний элемент (объект, свойство, проявление и т.п.), второй - как элемент с максимальной выраженностью тех или иных характеристик. В первом случае нетипичным будет элемент с редко встречающимся набором качеств, во втором случае, наоборот, нетипичным будет элемент с отсутствием каких-либо ярко выраженных свойств. Например, такие определения, как «новый русский» или «ботаник», будут относиться к первому пониманию типа, а такие как «типичный холерик» - ко второму. Такие различия возникают в связи с полисемантическим характером категории типа. В первом случае акцент делается на нормативных статусных характеристиках типа вообще, во втором - изначально подразумевается факт существования целой типологии, включающей разные типы.

Характеристики типа как целостности. Свойства или особенности, присущие психологическому типу, существуют в совокупности со связями между ними. Иными словами, для каждого типа имеет место специфическая структура психологических качеств. Наглядным представлением такой структуры может быть профиль типа, определяющий состав типологических характеристик и отношения их соподчиненно- сти. Тип - это образец, служащий для объединения элементов (объектов, явлений и т.п.) на основе соотношения их существенных свойств, рассматриваемых в совокупности, и обладающий максимально выраженным своеобразием.

Исходя из сказанного, описание психологического типа как научного конструкта должно включать в себя следующие компоненты:

  • 1) описание состава психологических характеристик типа;
  • 2) описание иерархии типологических характеристик;
  • 3) указание максимальной меры выраженности качеств;
  • 4) описание взаимосвязей между типологическими характеристиками;
  • 5) описание проявлений психологического типа - особенности поведения и психического функционирования, вытекающих из наличия данной структуры психологических качеств.

Критерии выделения типов. В изучении индивидуальных различий существуют типологии, возникшие в разные исторические эпохи и по различным основаниям. Например, одна из первых типологий (если не самая первая), прочно укоренившаяся в обыденном сознании, связывает особенности личности и характера с датой рождения (знаком Зодиака). Широкую популярность приобрела типология темпераментов, созданная в эпоху Античности Гиппократом и модифицированная римским врачом Галеном, которую сделали достоянием современной науки И. Кант и В. Вундт (см. параграф 1.2). Наряду с этим, в течение XX в. проводились интенсивные изыскания в области выделения и систематизации индивидуальных различий. Продуктом этой деятельности стали новые теории и типологии, которые различаются не только по критериям выделения, но и по способу определения типа как такового.

В создании любой типологии главным является вопрос о критериях или основаниях для выделения типов. Критерии обычно формулируются в рамках той теории, которая обосновывает возможность и (или) необходимость выделения типов. В зависимости от содержательности основных положений и конструктов теории варьирует и степень обоснованности критериев, по которым выделяются типы. При этом можно выделить два варианта теорий. Во-первых, существуют теории, которые исходно возникли на основе клинических наблюдений с целью построения типологии, например, конституциональная теория Креч- мера, теория акцентуаций личности Леонгарда и т.п.

В другом варианте типология появляется как побочный продукт теории, направленной на изучение универсальных законов психического развития. Примером может служить типология 3. Фрейда, построенная на основе стадий психосексуального развития личности (оральный и анальный типы). Типы орального и анального характеров были изучены в эмпирических исследованиях . Сказанное не исчерпывает всего разнообразия способов построения типологий. Общим для подавляющего большинства из них является то, что они возникают на основе эмпирических данных.

Диагностика типов. Исходно представление о типе возникло как понятие описательное. Во многих случаях характеристика типа представляет собой словесное описание специфических особенностей его представителей. Подобную форму презентации индивидуально-типологических различий, например, иллюстрирует типология К. Юнга. Такой тип можно описать, но его диагностика представляет немалую проблему. Между тем запросы практики требуют диагностики типов, поскольку типологии нужны и полезны в той мере, в какой они могут быть использованы при изучении разнообразия людей. Диагностика типов может проводиться с помощью опросников. При этом отдельные пункты или утверждения опросников адресуются к разным сторонам психических и поведенческих проявлений типа, но в результате выделяют тип как целостный феномен. Провести диагностику типа по итогам заполнения опросника значит отнести испытуемого к тому или иному типу в рамках данной типологии. В качестве примера можно привести опросник Шмишека, представляющий диагностику акцентуаций характера, или опросник Дженкинса, направленный на диагностику личности типа А (см. параграф 7.2).

Позитивные и негативные стороны типологизации. Чем же так привлекательно типологическое мышление? Так, Д. А. Леонтьев отмечает следующие позитивные аспекты типологического подхода:

  • 1) универсальность и широкая возможность применения;
  • 2) экономный способ оценивания. Отнесение человека к какому-то определенному типу избавляет от необходимости познавать его дальше.
  • 1. Типологизация останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает знание не о самой личности, а о соответствии ее избранной типологии.
  • 2. Подводя человека под определенный тип, мы, условно говоря, «консервируем» его, помещаем в заранее определенную ячейку.
  • 3. Типологические обозначения почти всегда категоричны. Человека называют либо левым, либо правым, коллективистом или индивидуалистом и т.д. В рамках типологического подхода промежуточные стадии и градации не используются.
  • 4. Оценочный подход. Большинству типологических характеристик присуща или положительная или отрицательная оценка.
  • 5. Определенная степень искусственности. Фактически каждый тип основывается на каком-то одном или нескольких качествах личности, которые абстрагируются таким образом, чтобы охарактеризовать человека в целом.

По сути, тип всегда на этом строится, т.е. одно качество выделяется как определяющее и становится обозначением этого типа. У каждого из вариантов выделения типов свои недостатки. В частности, нередко отмечается, что чистые типы в популяции встречаются довольно редко, поэтому большая часть популяционного разнообразия людей остается за пределами классификации. Например, подавляющее большинство людей не вписываются в конституциональную типологию Кречмера, потому что описанные им крайние типы - астеник и пикник - встречаются в популяции довольно редко. Кроме того, относя человека к тому или иному типу, исследователь тем самым приписывает ему все свойства, установленные для данного типа, что зачастую не соответствует реальности, и, в свою очередь, может повлечь искажения в интерпретации индивидуальности данного человека

Итак, отнесение человека к определенному типу нельзя квалифицировать как познание. Тем не менее, типологизация может дать ответы на какие-то конкретные практические вопросы. Примером последнего служит использование психографии в маркетинге. Аббревиатура VALS (сокр. от Values and Lifestyles ) обозначет систему психографического сегментирования потребителей, разработанную в 1980-х гг. в США. В основе данной модели используется два критерия разделения потребителей на группы: мотив покупки и проявляемые черты характера . В классификации VALS потребители группируются по обладанию следующими чертами характера: энергичность, уверенность в себе, интеллект, открытость инновациям, новаторство, импульсивность, лидерство и тщеславие. Комбинация данных черт с демографическими характеристиками и уровень выраженности данных черт в потребителе позволяют охарактеризовать мотивацию покупки. VALS Цит. по: URL: http://powerbranding.ru/wp-content/uploads/2013/12/vals-segmentirovanie.png (дата обращения: 27.07.2017).

Типологический подход к определению структуры личности - При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного (или усредненного) представителя группы лиц, относимых к данному типу. К примеру, такой тип личности, как,-конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них-доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента-наиболее древний и наиболее известный пример, в котором предполагается наличие соответствия между психологическим типом и физической формой.

Э. Кречмер описал два типа личности: шизотимический и циклотимический, крайними патологическими формами проявления которых являются шизофреники и люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. Эти типы имеют множество вариантов, наиболее характерными из которых у циклотимиков являются, и; среди шизотимиков выделяются, и.

У высокоодаренных лиц обычно богаче и резче выражены характеристики типов. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои, 2) живые организаторы крупного масштаба, 3) примиряющие политики. Блестящим примером, сочетающим в себе разные стороны циклотимического характера, является Мирабо, лидер первого периода Великой французской революции. Он обладал качествами храброго борца и осторожностью, способностями примиряющего политика, пламенным духом, полным ораторского таланта и пылающей чувствительности, остроумия и сознания собственного достоинства. При этом он был всегда справедлив и примирителен, весельчак, кутила, игрок, постоянный должник, но добродушный, как дитя, человек, который любил пожить и давал жить другим, друг человека, совавший каждому нищему деньги в руки, беспечный, доступный, всюду пользовавшийся популярностью и кичившийся ею; мастер популярно выражаться, умевший руководить при самых горячих прениях, пропитанный тонким юмором и умевший в самый сухой официальный документ вставить умное замечание или прекрасный оборот. Лишенный скрупулезности и не отличавшийся высокой моралью, но великодушный, со здравым смыслом и свободный от фанатизма и доктрины.

Совершенно иного склада исторические герои, обладавшие шизотимическими свойствами. Их успехи в первую очередь обусловлены следующими типологическими чертами шизотимической характерологии: настойчивостью и систематической последовательностью, непритязательностью, спартанской строгостью, стоической выносливостью, холодностью в отношении к судьбам отдельных личностей, с одной стороны, и утонченным этическим чувством и неподкупной справедливостью-с другой, а в особенности своим состраданием к стонам слабых и раненых, пафосом по отношению к народным страданиям, по отношению к дурному обращению с угнетенными классами и склонностью к идеализму вообще. Обратной стороной этих преимуществ является известная склонность к доктринерству, односторонне узкому и фанатичному, недостаток доброжелательности, приятного, естественного человеколюбия, понимания конкретной ситуации и особенностей отдельных личностей. Их можно подразделить на следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета. Холодному, гибкому и отчасти аморальному последнему типу противостоит патетическая страстность и строгая последовательность чистых моралистов и идеалистов. Именами Канта, Шиллера и Руссо можно характеризовать эту группу. Все элементы высоко напряженного нравственного идеализма мы находим в фигурах группы фанатиков и деспотов: Савонаролы, Кальвина, Робеспьера.

Необходимо сказать несколько слов и о других типологиях, построенных на иных принципах. Прежде всего следует вспомнить о предложенном К. Юнгом делении людей на интровертов и экстравертов, получившем очень большое распространение и, видимо, соответствующем повседневным наблюдениям большинства людей. Основой юнговского определения типа служит не совокупность тесно связанных между собой качеств, а представление о весьма важном отношении, отношении человека к объекту.

Рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно внешними объектами его интересов, в то время как судьбы другого-первым делом его собственной внутренней жизнью. Когда ориентировка на объект и на объективные данные перевешивает до того, что наиболее частые и главнейшие решения и поступки обусловлены не субъективными взглядами, а объективными отношениями, то говорят об экстравертированной установке. Если это бывает постоянно, то говорят об экстравертированном типе. Когда кто-нибудь мыслит, чувствует и поступает, одним словом, живет так, как это непосредственно соответствует объективным отношениям и их требованиям, в хорошем и плохом смысле, то он представляет экстравертированный тип личности. Экстравертированный тип относительно без трений примиряется со сложившимися отношениями и не имеет особых притязаний, кроме достижения объективно данных возможностей, например избрать профессию, которая в данном месте и в данное время представляет немало обещающие возможности, или воздерживаться от всяких нововведений, если только они уж сами собой не напрашиваются; он считается с ограничением своих субъективных потребностей и нужд.

Для интровертированного типа его субъективные наклонности и воззрения сильнее, чем влияние внешнего объекта, их психическая ценность выше, так что они покрывают собой все впечатления. Точно так, как интровертированному кажется непонятным, что объект всегда должен играть решающую роль, так и для экстравертированного остается загадкой, как субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.

Каждый человек обладает обоими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда естественно происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, т. е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой.

Каждому выраженному типу присуща особая тенденция к компенсации односторонности его типа, тенденция, которая биологически целесообразна, так как она позволяет удержать душевное равновесие. Благодаря компенсации возникают вторичные характеры или типы, которые представляют чрезвычайно трудно поддающийся разгадке образ.

Юнг:

Интроверт (объект в себя) и экстраверт (объект притягивает).

Экстраверт: перевешивают объектные отношения; основания поступка - влияние лиц и вещей; страдание от направленности во вне. Истерия - стремление производить впечатление, внушаемость. Бессознательная установка жертвы себя ради объекта - компенсация: эгоизм (общительность, но бестактность).

Интроверт: боязнь объекта - защита от него. Психастения: повышенная чувствительность, утомляемость.

Шпрангер:

1. Теоретический человек: установление связей, теоретизирование, оторванность от жизни.

2. Экономичный: мотив полезности. Смысл - не действие, а полезный эффект.

3. Эстетический: душа + фантазия: не связаны с экономикой (противоположны); творящие и наслаждающиеся.

4. Социальный: соц направленность в высшем проявлении - любовь.

5. Политический: власть (самоутверждение).Пассивные и активные. Физическая и духовная власть. Между ними - привычка.

6. Религиозный человек: направленность на внешнее переживание.

Лазурский:

Принцип активного приспособления к окруж среде. Зависит от услоовий и внутр сил (степень одаренности). Бедно одаренные пассинвы, а богато - активны.

Эндопсихика: внутренняя взаимосвязь психических ф-ий и эл-в - темперамент, характер. Ядро личности (мышление, воображение, память).

Экзопсихика: отношение личности к внеш объектам (отражение обстоятельств). Она влияет на эндопсихику.

Признаки повышение психического уровня:

1. Богатство личности: интересы, кол-во психической продукции.

2. Сила отдельных психич проявлений (развитие ВПФ).

3. Сознательность и идейность психия проявлений (духовная орг-я). Преобладание идей над чувствами. Сначала забота о себе, о будущем, потом ради идеи -жертва собою (центр личности идейный, а не органический).

4. Рост координации психических эл-в (объединение личности), сосредоточение всех ф-ий ради какого-то рода деят-ти.

Низший - преобладание влияния среды (слабая приспособленность).

Средний - есть место в жизни (соответствует задаткам), интересная деят-ть (приспособленность).

Высший - есть задатки, но желание перестроить среду (творчество).

Критерий моральной оценки - как человек реализует свои задатки.

Чистые типы - соответствие эндо и экзопсихики.

Низший уровень (деление по преобладающей психофизической ф-ии)

Рассудочные : слабая одаренность, аккуратность, бережливость, медленно соображают, часто нет цели, идеал - копирование, эгоизм.

Аффективные : подвижные, живые, чувственные (органически потребности, влечения), мечтатели (но не творческое воображение).

Активные : энергичные низшего порядка:импульсивные, глупые, азартные, внеш волевые акты преобладают над внутр); покорно-деятельные (мотивы действия внушаемы); упрямые (устойчивость раз принятых решений).

Средний уровень (деление по эндо и экзо):

Непрактичные, теоретики-идеалисты : ученые (спокойные, научный интерес); художники (творческое воображение); религиозные созерцатели (воображение, но в другом направлении).

Практики-реалисты : человеколюбцы (альтруисты, чувство симпатии, глубокие, устойчивые чувства); общественники (общительные, предприимчивые); властные; хозяйственные.

Отрицательная черта: стереотипизация (приписывание черт); нет личностного роста.

Либин:

Кречмер:

Шизотемический темперамент (худой, лептосом) - аутизм (замкнутость), склонность к абстракции (шизофрения);

Циклотемический (пикник) - наоборот шизотимику (МДП);

Иксотимический (атлетик) - спокоен, невысокая гибкость мышления (эпилепсия).

Шелдон:

Висцеротония (эндоморф - шарообразные формы, вялые руки, жир на плеяах и бедрах, но поджарые лодыжки) - дружелюбие, любовь к комфорту, пиветливость, расслабленность, тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;

Соматотомия (мезаморф - развитая мускулатурная система, широкие плечи и грудная клетка) - уверенность, любовь к приключениям, скрытность в чувствах, агрессивность в опьянении;

Церебротония (эктоморф - слабое развитие, долговязость, узкая грудная клетка, живот, тонкие руки и ноги) - скованность в осанке, необщительность, скрытность, устойчивость к действию алкоголя, тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

Критика таких типологий: игнорирование социальных условий; отождествление личностных черт с телосложением, темпераментом; здоровые люди носят в себе зародыш психического заболевания.