Задания для проверочных работ по географии. Контрольные работы по географии. важнейшие географические открытия

22.03.2024

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Назначение ВПР по учебному предмету «География» - оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствиис требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе
овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
На выполнение работы по географии даётся 90 минут. Работа включает в себя 8 заданий.

В архиве опубликованы:


Целевая аудитория: для 7 класса

В архиве опубликованы:
- описание ВПР по географии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.

Целевая аудитория: для 6 класса

Работа для учащихся 11 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо по описанию определить страну и заполнить таблицу..В третьем задании задании необходимо рассмотреть картосхему и определить вид загрязнения Мирового океана. В четвёртом, последнем задании, надо определить по тексту о принадлежность докладов учёным и выявить особенность, объединяющую всех учёных. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.

Целевая аудитория: для 11 класса

Работа для учащихся 10 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо по графикам определить изменения численности населения шести российских городов Для каждого случая необходимо объяснить, какие политические, административные, экономические, демографические или иные причины привели к увеличению или уменьшению численности населения в этих городах..В третьем задании задании необходимо определить экономические районы, распознав имена собственные географических объектов по трём буквам, которые входят в состав их названия, нанести границы этих экономических районов на контурную карту. В четвёртом, последнем задании, надо определить по тексту субъект Российской Федерации, и, используя карты атласов, заполнить таблицу. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Целевая аудитория: для 10 класса

Работа для учащихся 9 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо внимательно прочитать текст и, пользуясь атласами 7 класса, определить, о каком острове Земли идёт речь, и заполнить таблицу..В третьем задании, после прочтения текста надо перечислить «географические небылицы», а также объяснить и исправить все географические ошибки. В четвёртом, последнем задании надо заполнить пропуски в тексте, обозначенные числами. На выполнение работы отводится 180 минут. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Целевая аудитория: для 9 класса

Работа для учащихся 8 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо внимательно прочитать текст и, пользуясь атласами 7 класса, определить, о каком острове Земли идёт речь, и заполнить таблицу..В третьем задании, после прочтения текста надо перечислить «географические небылицы», а также объяснить и исправить все географические ошибки. В четвёртом, последнем задании надо заполнить пропуски в тексте, обозначенные числами. На выполнение работы отводится 120 минут. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Целевая аудитория: для 8 класса

Работа для учащихся 7 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо внимательно прочитать текст и, пользуясь атласами 7 класса, определить, о каком острове Земли идёт речь, и заполнить таблицу..В третьем задании, после прочтения текста надо перечислить «географические небылицы», а также объяснить и исправить все географические ошибки. В четвёртом, последнем задании надо заполнить пропуски в тексте, обозначенные числами. На выполнение работы отводится 120 минут. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Контрольные и проверочные работы за курс 6 класса «Начальный курс физической географии»

Составитель: Фризен Ольга Сергеевна

Учитель географии Республика Казахстан Карагандинская область город Шахтинск, общеобразовательная школа №8

Описание : Материал предназначен для учителей. Цель - проведение текущего и итогового контроля на уроках географии. Задания, представленные в материале различные по типу: тестовые задания, дифференцированные задания, географический диктант, топографический диктант, задания по группам и т.д. Учащимся предлагается выполнить задания самостоятельно, а именно это оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение. А данный материал является интересным, разнообразным и является хорошим помощником учителю при подготовке к уроку.

Введение

Путешествия и географические открытия.

I уровень

1. Что такое география в переводе с греческого языка? Кто дал название этой науке?

2. Что изготовил в 1492 году М. Бехайм?

3. Какие доказательства шарообразности Земли вы знаете?

II уровень

1. Установите соответствие между фамилией путешественника и сделанным им открытием. Например, 1-Д.

Географический диктант

1. Назовите отрасли современной географии.

2. Древнегреческий ученый, создавший труд о земле «География».

4. Укажите границы эпохи Великих географических открытий.

6. Первооткрыватель Америки.

7. Кто доказал, что Земля имеет шарообразную форму?

Тестовые задания.

Вариант 1

1. Первые точные измерения размеров Земли осуществил:

А) Аристотель

Б) Эратосфен

В) Птолемей

Г) Кратес

2.Первый глобус изготовил:

А) Бехайм

Б) Эратосфен

В) Кратес

3. Первым европейцем, достигшим Китая, был:

А) М. Поло

Б) А. Никитин

В) Х. Колумб

Г) Ф. Магеллан

4.Первое кругосветное плавание совершил:

А) Н. М. Пржевальский

Б) Дж. Кук

В) В. да Гама

Г) Ф. Магеллан

5. Антарктиду открыли мореплаватели:

А) России

Б) Голландии

В) Португалии

Г) Испании

6. В честь Х. Колумба назван:

А) материк Б) страна В) океан Г) море

7. Термин «география» принадлежит греческому ученому:

А) Геродоту

Б) Гомеру

В) Эратосфену

Г) Аристотелю

8. Название науки «география» было дано:

А) 5000 лет назад

Б) во II в. до н.э.

В) в III в. до н.э.

Г) 1000 лет назад

9. «География» в переводе:

А) измерение Земли

Б) изучение Земли

В) описание Земли

Г) исследование Земли

10. Какой океан впервые открыли для европейцев Фернан Магеллан и его спутники?

А) Индийский

В) Северный Ледовитый

Г) Атлантический

Вариант 2

1. «География» означает:

А) изучение Земли

Б) описание Земли

В) исследование Земли

2. Сколько отраслей выделяют в современной географии?

3. Сколько периодов накапливания географических знаний существует?

3. Определите правильно временные рамки «Эпохи Великих географических открытий»

А) кон. XV- серед. XVII в.в.

Б) серед. XV- кон. XVIIв.в.

В) кон. XVI- серед. XVIIIв.в.

Г) кон. XVIII- серед. XXв.в.

А) Птолемей

Б) Эратосфен

В) Бехайм

В) Колумб

5. Чья экспедиция в 1519 -1522 г.г. совершила первое кругосветное плавание?

А) Х. Колумба

Б) Ф. Магеллана

В) Васко да Гама

Г) А. Веспуччи

6. Открытие части света Америки началось с экспедиции …..

А) Х. Колумба

Б) Ф. Магеллана

В) Васко да Гама

Г) А. Вепуччи

7. Первый казахский учёный - географ?

Б) Птолемей

В) Х. Колумб

Г) Ш. Уалиханов

8. Когда начались исследования Антарктиды?

Б) в XVIII в.

9. Кого называют «отцом географии»?

А) Птолемей

Б) Бехайм

В) Эратосфен

А) Птолемей

Б) Бехайм

В) Эратосфен

Г) Геродот

Раздел I

Земля - планета Солнечной системы.

Вопросы и задания для текущего и итогового контроля.

I уровень.

1. Напишите, как называется (слова- определения).

1) Воображаемая линия, которая проведена на равном расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария.

2) Воображаемая прямая, проходящая через центр Земли, вокруг которой происходит суточное вращение Земли.

4) Подъем воды в океане, вызванный притяжением Луны или Солнца.

5) Пылающий шар, вокруг которого вращаются Марс, Плутон и др.

2. Перечислите планеты Солнечной системы в порядке убывания их диаметра.

3. Почему происходит смена времен года?

II уровень.

1. Дайте определение, что такое: Солнечная система, день летнего солнцестояния, Северный полярный круг, Южный тропик.

2. Что было бы с нашей планетой, если бы ось ее вращения располагалась строго вертикально?

3. Приведите примеры городов, поселков, где лето гораздо теплее чем там, где вы живете, а зима холоднее?

4. Как вам кажется, где интереснее жить- там, где есть все четыре времени года, или там, где вечное лето или зима?

Географический диктант.

1. Малые тела, вращающиеся между орбитами Марса и Юпитера.

2. Какие тела называют «падающими звездами»?

3. Расстояние между Землей и Солнцем равно …

4. Длина экватора равна …

5. Форму, какой геометрической фигуры имеет Земля?

6. За какое время Земля проделывает один полный оборот вокруг своей оси?

7. Год, состоящий из 366 дней, называют ….

8. Чему равен угол наклона земной оси к плоскости орбиты?

Тестовые задания.

1. Сколько планет входит в Солнечную систему?

2. Планета по-гречески означает….

А) блуждающая

Б) вращающаяся

В) кружащаяся

Г) гуляющая

3. Путь вращения планет вокруг Солнца называется ….

В) орбита

4. Малые тела, вращающиеся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера, называются:

А) кометы

Б) метеоры

В) астероиды

Г) планеты

5. «Волосатая» звезда - это

А) комета

Б) метеор

В) астероиды

Г) планета

6. «Падающими звёздами» называются:

А) кометы

Б) метеоры

В) астероиды

Г) планеты

7. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно ….

А) 120 млн. км.

Б) 130 млн. км.

В) 140 млн. км.

Г) 150 млн. км.

8. Длина экватора равна:

Г) 400000 км.

9. На сколько км. полярный радиус Земли короче экваториального?

3.4. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

Контрольная работа № 1 составлены в двух вариантах в формате ЕГЭ и включают задания трех уровней сложности: А, В и С.

Задания А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один, или необходимо дать односложный ответ на поставленный вопрос.

Задания В - более сложный уровень. При выполнении этого задания требуется дать краткое описание.

Задания С - уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется сопоставить различные факты и сделать соответствующий вывод.

Критерии оценки

За правильный ответ на задания части А - 1 балл; части В - 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С - 2 балла (при наличии полного ответа).

За 50-70% правильных ответов выставляется отметка "3",

за 70-90% правильных ответов - "4",

за 90-100% правильных ответов - "5".

Главная задача контрольной работа № 2 – проверить умение обучающихся ориентироваться по географической карте по памяти. Цифрой 10 («Нет такой страны») нужно пользоваться лишь в том случае, если в списке нет ни одной страны, соответствующей данному вопросу. Задания для всех четырех вариантов одинаковые, различен только список стран.

За каждую правильную цифру в ответе задания начисляется 1 балл. Затем подсчитывается общее число баллов за работу.

Критерии оценки

Оценки

Варианты

Количество баллов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

1 ВАРИАНТ.

А 1. Укажите страну, входящую в «большую семерку»:

а) Испания,

б) Италия,

в) Нидерланды,

г) Швеция.

А 2. Назовите страну – конституционную монархию:

а) Мавритания,

б) Марокко,

в) Саудовская Аравия,

А 3. Верно ли, что распад государства – это количественное изменение на п.к.м.?

А 4. Определите ресурсообеспеченность мирового сообщества железной рудой, если запасы ее составляют 63400 млн. т, а добыча – 527 млн. т.

А 5. Верно ли, что ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования?

А 6. Для стран Африки характерна следующая усредненная формула воспроизводства населения (в промилле):

а) 12 – 10 = 2,

б) 13 – 8 = 5,

в) 19 – 7 = 12,

г) 26 – 7 = 19,

д) 43 – 13 = 30.

В 7. Запишите страны-гиганты по площади территории.

В 8. Закончите предложение: «Общее количество стран на земном шаре составляет …».

В 9. Вставьте пропущенные слова: «… – это часть земного шара, находящаяся … . В ее состав входят …».

В 10. Запишите определение термина«мировое хозяйство».

В 11. Приведите примеры (не менее 3) многонациональных стран.

С 12. В возрастной структуре населения принято выделять следующие возрастные группы: дети (0 – 18 лет), взрослые (18 – 60 лет), пожилые (старше 60 лет). Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения? Население какой из возрастных групп преобладает в каждом из типов стран и в связи с какими причинами?

С 13. Какая взаимосвязь существует между двумя проблемами: 1) рационального использования природных ресурсов; 2) охраны окружающей среды от загрязнения?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

2 ВАРИАНТ.

А 1. Укажите в предложенном списке страны-члены ОПЕК:

а) Иордания,

б) Индонезия,

в) Колумбия,

д) Египет.

А 2. Назовите страну с республиканской формой правления:

а) Великобритания,

б) Испания,

в) Финляндия,

г) Швеция.

А 3. Верно ли, что объединение или распад государств – это качественное изменение на п.к.м.?

А 4. Определите обеспеченность мирового сообщества углем, если его запасы составляют 1038462 млн. т, а добыча – 4568 млн. т.

А 5. Верно ли, что основными поставщиками нефти являются страны Персидского залива?

А 6. Для стран Зарубежной Европы характерна следующая усредненная формула воспроизводства населения (в промилле):

а) 12 – 10 = 2,

б) 13 – 8 = 5,

в) 19 – 7 = 12,

г) 26 – 7 = 19,

д) 43 – 13 = 30.

В 7. Запишите страны-гиганты по численности населения.

В 8. Вставьте пропущенные слова: «Сухопутные границы до середины XX века проводились …, а во второй половине XX века - …, поэтому на карте они отмечены …».

В 9. Закончите предложение: «Общая численность населения Земного шара составляет …»

В 10. Запишите определение термина «научно-техническая революция».

В 11. Приведите примеры двунациональных стран.

С 12. Что такое демографическая политика? Приведите примеры мероприятий, направленных на регулирование численности населения в различных группах стран.

С 13. С течение времени и по мере развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшается. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?

ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1

1 ВАРИАНТ.

А 1. б.

А 2. б.

А 3. нет.

А 4. примерно 120 лет.

А 5. да.

А 6. д.

В 7. Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия.

В 8. около 230.

В 9. Территория государства – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны. В ее состав входят суша с ее недрами, воды и лежащее над сушей и водами воздушное пространство.

В 10. Это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

В 11. Индия, Индонезия, Россия.

С 12. В возрастной структуре населения мира в целом преобладают взрослые люди. Но возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения. В развивающихся странах повышена доля молодых (например, в странах Африки – 45%). В развитых странах, напротив, относительно велика доля пожилых людей (например, в Зарубежной Европе – до 25%).

С 13. При рациональном использовании природных ресурсов будет несравненно меньше отходов, а значит, будет снижаться острота проблемы загрязнения природы. Решение одной проблемы способствует решению другой.

2 ВАРИАНТ.

А 1. б, е.

А 2. в.

А 3. да.

А 4. примерно 227 лет.

А 5. да.

А 6. а.

В 7. Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан.

В 8. Сухопутные границы до середины XX века проводились по географическим объектам (горы, реки), а во второй половине XX века – по договору между странами, поэтому на карте они отмечены прямыми линиями.

В 9. более 6 млрд. человек.

В 10. Это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества.

В 11. Канада, Бельгия.

С 12. Совокупность мероприятий, направленных на регулирование численности населения, называется демографической политикой. При ее проведении правительство страны пытается воздействовать на рождаемость. Мерами, направленными на ее повышение, являются соответствующая пропаганда и агитация, пособие по рождению ребенка. Снижение рождаемости обеспечивает повышение возраста вступления в брак, усиление вовлечения женщин в общественное производство.

С 13. Человек с течением времени, по-видимому, освобождается от прямой зависимости от природы путем ее преобразования, изменения. Но изменившиеся природные условия все больше воздействуют на человека. Возникают, например, экологические проблемы, которых раньше не было. Чем больше человек будет изменять природу (согласно своим потребностям), тем сильнее измененная природа будет воздействовать на человека.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.

Задание. Из представленного списка выберите те страны, которые:

    являются островными;

    являются полуостровными;

    не имеют выхода к морю;

    имеют выход к Атлантическому океану;

    имеют выход к Тихому океану;

    расположены в части света Азия;

    расположены в части света Европа;

    расположены в части света Америка;

    расположены в части света Африка;

    относятся к развитым;

    относятся к развивающимся;

    относятся к «большой семерке»;

    относятся к группе ключевых стран;

    относятся к группе нефтеэкспортирующих стран;

    относятся к группе новых индустриальных стран;

    относятся к группе наиболее отсталых стран;

    входят в десятку крупнейших стран по площади;

    входят в десятку крупнейших стран по населению;

    по форме правления являются монархиями (абсолютными или конституционными)

Вариант 1

  1. Индонезия.

  2. Афганистан.

  3. Республика Корея.

    Нет такой страны.

Вариант 2

  1. Финляндия.

    Бразилия.

  2. Нет такой страны.

Вариант 3

  1. Великобритания.

    Новая Зеландия.

    Венесуэла.

    Нет такой страны.

Вариант 4

  1. Афганистан.

    Республика Корея.

  2. Великобритания.

    Германия.

    Аргентина.

    Саудовская Аравия.

  3. Нет такой страны.

Ключ к контрольной работе № 2.

вопросов

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1, 3, 4, 5, 6, 9

1, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 3, 7, 8, 9

Данное пособие предназначено для проведения контрольных и проверочных работ по географии в 7 классе средней школы. Данное пособие рекомендуется применять при проверке знаний учащихся, занимающихся по учебному изданию Коринской В. А. География. 7 класс. География материков и океанов. М.: Дрофа, 2002. Книга рассчитана на учителей географии и методистов, а также может быть использована учащимися 7 классов для подготовки к контрольным и самостоятельным работам.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контрольные работы по географии. 7 класс (М. Г. Меркулова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Введение в географию

Вариант I

1. Цели и предмет изучения географии

География как понятие научной дисциплины происходит от двух греческих слов: «геос» (Земля) и «графос» (Описывать). Проблема необходимости описания Земли возникла в глубокой древности, одновременно с астрономией и математикой. Можно выделить следующие этапы формирования географии:

1) начальный;

2) античный;

3) средневековый;

4) технический.

В первую очередь (на начальном этапе) человек исследовал и описывал природу окружающей его местности:

1) берега морей и озер;

2) горные массивы и перевалы в горах;

3) зоны лесов;

4) территории степей.

В процессе этих исследований появились первые схемы удобных дорог для связей с соседними племенами и народами. Только тогда жители прибрежных равнин узнали, что на свете существуют высокие горы, а жители гор узнали, что на планете имеются обширные пустыни, и т. д. Однако природу планеты в целом удалось исследовать лишь в процессе путешествий в дальние страны. В страны с иными (экзотическими) климатическими и природными условиями, а также животными. Так в период античной истории человека появились первые описания Ойкумены (всей заселенной части Земли). Впервые сформировалось представление о том, что суша разделена водами Мирового океана на большие блоки. Сформировались также самые общие представления о различных климатических зонах (поясах) Земли:

1) жаркий (южный);

2) умеренный;

3) холодный (северный).

Сформировались представления о трех частях света.

В Средние века главным вопросом географии явилась проблема установления формы Земли и ее размеров. Экспериментальным путем было доказано шарообразность Земли и то, что Земля является рядовой планетой Солнечной системы. Удалось выяснить также, что основная поверхность Земли занята водными просторами, а не сушей. И суша, и водные просторы в целях удобства описания были разбиты на отдельные участки, названные материками и океанами. При этом античное понятие частей света было сохранено и дополнено (до шести), но оказалось не совпадающим с понятием Материков, которых оказалось тоже шесть.

В период технического прогресса произошло завершение формирования общей географической картины Земли. Было открыто деление земной коры на континентальную и океаническую. Из оболочек нашей планеты в качестве самостоятельной и самой сложной была выделена географическая оболочка. Началось ее исследование:

1) изучение закономерностей;

2) исследования механизмов ее развития;

3) составление специализированных карт:

а) экономических;

б) политических;

в) экологических и ряда других.

Особенно оперативное отслеживание изменений в природе дали космические исследования. Было наглядно показано, как тесно взаимосвязаны между собой природа Земли и хозяйственная деятельность человека.

2. Океаны

Поверхность всего Земного шара составляет 510 млн км². Она разделена на шесть материков и четыре океана. Все океаны связаны между собою, образуя единую акваторию Мирового океана. Потому деление водной оболочки Земли (гидросферы) на составные части является достаточно условным, и долгое время не являлось общепризнанным. В конце концов, исследователи разных стран пришли к компромиссному решению выделить в Мировом океане (занимающем 70,8 % земной поверхности) четыре составляющих его части:

1) Тихий океан (площадь поверхности 179,7 млн км²);

2) Атлантический океан (93,4 млн км²);

3) Индийский океан (74,9 млн км²);

4) Северный Ледовитый океан (13,1 млн км²).

Длительное время спорным моментом географии океанов являлось выделение Северного Ледовитого океана в самостоятельный океан Земли, поскольку по своей физической природе акватория этого «океана» является лишь северной оконечностью океана Атлантического. Только благодаря исторической традиции (в средневековой России Северный Ледовитый океан именовался Студеным морем, а в Средневековой Европе Атлантический океан – морем Мрака) и особо суровым природным условиям (наличию в Арктике постоянного ледникового покрова), затрудняющих мореходство, было принято окончательное решение узаконить «независимость» Северного Ледовитого океана от Атлантического. Другим спорным моментом являлась проблема «Южного океана». Многие исследователи считали необходимым вычленение акватории Антарктики в самостоятельный океан по тем же самым причинам, по которым статус самостоятельного океана был присвоен Студеному морю. Тем не менее «Южный океан» так и не появился на современных географических картах в силу наличия в районе южного полюса Земли, открытого российскими исследователями в самом начале XIX в., материка Антарктиды (в районе северного полюса нашей планеты подобного материка нет).

3. Европейская история открытий новых земель

Период крупных географических открытий приходится на исторический период Средних веков. Викинги (норманны) в IX в. не только открыли и заселили острова Северного Ледовитого океана (первыми из европейцев достигнув берегов американского континента), но и прокладывая торговые пути на юг, «путь из варяг в греки», заложили основы государственной власти в Древней Руси. Новгородские поданные варяжских князей продолжили политику освоения берегов Студеного моря (Северного Ледовитого океана). Так на географические карты впервые были нанесены северные острова:

1) Исландия;

2) Гренландия;

3) Шпицберген;

4) Новая Земля.

В XIII в. сухопутную дорогу европейцам в далекий Китай проложил Марко Поло (ок. 1254–1324 гг.). В XV в. аналогичный путь в Индию открыл Афанасий Никитин (ок. 1440–1475 гг.). Однако сухопутные дороги в восточные страны оказались малоудобными, и европейцы принялись искать морские пути к берегам Индии и Китая. Поиск этих путей породил целую эпоху, названную в истории эпохой Великих географических открытий.

В 1492 г. Христофор Колумб (1451–1506) отправился к берегам Индии западным морским путем. Однако до заветных берегов Азии Колумб не доплыл. Дорогу Колумбу преградил огромный (неизвестный прежде европейцам) массив суши. Так случайным образом была открыта Америка. До конца своей жизни Колумб так и не сумел осознать всей грандиозности своего открытия, считая берега американских материков берегами Вест-Индии. Гораздо больше, чем Колумбу, повезло Васко да Гаме (1469–1524), в 1497 г. отправившегося к берегам Индии восточным морским путем и достигшим ее. Завершил же дело Колумба Фернандо Магеллан (1480–1521). В 1519 г. он совершил плавание западным морским путем от берегов Европы (Испании) к берегам Азии, где (на Филиппинских островах) погиб. Принявший командование экспедицией Эль Кано решил не возвращаться в Европу старой дорогой (назад, на восток). Он продолжил плавание на запад и, впервые в истории совершив кругосветное плавание, триумфально вернулся на родину (в Испанию) в 1522 г.

Северный морской путь в Индию (мимо северных берегов Азии и Америки) с 1594 по 1597 гг. искал Виллем Баренц (ок. 1550–1597), чьим именем ныне названо море, во льдах которого погиб и этот отважный первопроходец. Дело Баренца по поиску северного пути к берегам Японии и Китая продолжили русские землепроходцы Москвитин, Дежнев, Атласов, Хабаров, братья Лаптевы.

Имена этих людей увековечены на картах Сибири и Дальнего Востока. Эпоха Великих географических открытий завершилась тремя кругосветными экспедициями английского мореплавателя Джеймса Кука (1728–1779). Кук нанес на карты большой барьерный риф, открыл множество островов «Южного» и Тихого океанов, на одном из которых (в архипелаге Гавайских островов) был, подобно Магеллану, убит аборигенами. При всех своих географических заслугах Кук ошибочно полагал, что южнее южного полярного круга нет каких-либо крупных участков суши, а все скованные вечными льдами полярные воды являются акваторией «Южного» океана. Развенчала это утверждение Кука российская экспедиция Фадея Беллинсгаузена (1778–1852), отправившегося к южному полюсу планеты в 1819 г. Результатом этой экспедиция явилось открытие (1820 г.) последнего (шестого) материка Земли – Антарктиды.

4. Виды географических карт и их роль в жизни человека

Географические карты – важнейший источник географических знаний. По картам определяется местоположение абсолютно всех элементов земной поверхности:

1) материков;

2) океанов;

4) рек и озер;

5) государств и городов.

По картам можно получить также основные сведения природного и социально-экономического характера:

1) о рельефе;

2) о климате, потоках воздушных и океанических масс;

3) о животном и растительном мирах;

4) о природных комплексах;

5) о размещении и миграции населения;

6) о промышленной структуре регионов;

7) о сельскохозяйственных угодьях.

Географические карты предоставляют исчерпывающую информацию по любому интересующему человека вопросу, поскольку эти карты являются систематизированным конечным результатом работы огромного количества научных экспедиций. Отличительной чертой карт от любого другого вида справочного материала является наглядность представления информации, как правило, дающая возможность одновременного обзора обширных регионов Земли. Так в физических и геологических целях географические карты позволяют:

1) видеть взаимное расположение и форму материков и океанов;

2) соотнести расположение крупных островов;

3) оценить расположение горных хребтов.

Все эти информативные сведения, в частности, позволили в 1912 г. выдвинуть гипотезу дрейфа континентов в результате распаде некогда единого массива суши, суперматерика – Пангеи. Исследование закономерностей образования и расположение главных форм рельефа позволяет сделать вывод о том, что раскол Пангеи (первоначально на два сверхматерика) – Лавразию и Гондвану – имел место около 600 млн лет тому назад. Значительно позже (около 200 млн лет тому назад) произошел раскол Гондваны на:

1) Африку с Аравийским полуостровом, упершимся в Азию;

2) Южную Америку;

3) Антарктиду;

4) Австралию с полуостровом Индостан, врезавшимся в южный берег Азии. Около 200 млн лет тому назад раскололась также и Лавразия (на Евразию и Северную Америку). Без наличия географических карт материков и океанов сделать подобное открытие просто не представлялось бы возможным.

Вариант II

1. Становление географии как науки

Современные географические представления о Земле, ее природе и населении формировались на протяжении долгих тысячелетий человеческой истории. На первый этапах исследований географические описания добывались в результате экспедиций путешественников, мореплавателей и ученых во все более отдаленные уголки нашей планеты. В целях указания расположения новых обследованных регионов и путей их последующего достижения составлялись первые географические карты. Ныне карты составляются при помощи самых последних достижений техники, включая космические аппараты. При этом составляются карты не только поверхности суши, но и дна Мирового океана, а также карты подземных слоев с распределением полезных ископаемых в недрах Земли. Современная география располагает и сведениями о геологическом прошлом нашей Земли, об особенностях строения ее литосферы, гидросферы, биосферы и других оболочках планеты. Подобная всеобъемлющая картина географической оболочки планеты начала формироваться в трудах географов Древнего Востока – жителей Египта, Месопотамии, Персии и Финикии.

В Месопотамии ученые звездочеты, использовавшие двенадцатеричную систему счисления, сутки разделили на 24 часа. Позже, в силу исторической традиции, час стали делить на 60 минут, минуту – на 60 секунд, а секунду – на 60 терций. В Месопотамии умельцы изобрели колесо и соорудили первую колесную повозку, позволившую персидской армии совершать длительные сухопутные походы. В Египте жрецы изобрели солнечный календарь, разбив год на 12 месяцев. А египетские изобретатели оснастили плот первым парусом, и финикийские мореходы отправились на освоение далеких берегов. Они первыми (в 603–600 гг. до н. э.) совершили плавание вокруг Африки.

Географические достижения Древнего Востока в античное время были значительно расширены великими мыслителями Древней Греции, а практические результаты использованы Римской империей. Именно в Греции (Элладе) были предприняты первые попытки объяснения происхождения и строения окружающего нас мира, составлены первые чертежи расположения стран и народов (появились первые географические карты). В это время география как наука являлась неотъемлемой частью истории. Основоположником же истории, а вместе с историей и географии, («отцом» этих наук) является Геродот (около 490–425 гг. до н. э.). Его перу принадлежит книга «История». Последователи Геродота ввели в науки понятие географических координат (разбив Земной шар на 360°) и выделили 3 климатических пояса в зависимости от географической широты места. Эратосфен на рубеже III–II вв. до н. э. довольно точно сумел определить истинные размеры земного шара. Эратосфен на основании сетки географических координат разработал научный способ построения карт (географические карты перестали быть примитивными схемами) и написал первую книгу по географии (которую отделил от истории) – «Географика».

2. Материки (континенты) и части света

Материки Земли в отличие от океанов не образуют единого массива, на долю которого приходится 29,2 % земной поверхности. Они расположены среди океанов в виде огромных островов. По этой причине среди географов длительное время велись споры относительно того, считать ли Австралию самым мелким материком или же самым крупным островом планеты. В итоге большинством голосов сочли Австралию материком. И современное деление суши на материки (континенты) выглядит следующим образом:

1) Евразия (площадь континента 52,2 млн км² плюс 2,7 млн км² – площадь прилегающих островов);

2) Африка (29,2 млн км² плюс 1,1 млн км²);

3) Северная Америка (20,3 млн км² плюс 3,9 млн км²);

4) Южная Америка (17,6 млн км² плюс 0,2 млн км²);

5) Антарктида (14,1 млн км², площадь прилегающих островов незначительна);

6) Австралия (7,6 млн км² плюс 0,9 млн км² – площадь островов Океании). То, что Австралия оказалась в конце концов в числе материков (точнее сказать, континентов), а не островов, было обусловлено наличием в ее основании самостоятельной континентальной плиты. Исторически сложилось деление крупных участков суши по категориям:

1) материки;

2) континенты;

3) части света.

Изначально было установлено только 3 части света (Европа, Азия и Африка). За этими участками суши закрепилось название Старого Света, после того как в эпоху Великих географических открытий были описаны территории Нового Света: Америка, Австралия и Антарктида. Последующие географические исследования показали, что Америка расположена на двух самостоятельных участках земной коры континентального типа, а Европа и Азия на одном, совместном таком участке. По этой причине Америка как одна из частей света представлена двумя континентами: Южной и Северной Америками, а две части Старого Света (Европа и Азия) объединены в единый, самый крупный континент Земли – Евразию. Со временем понятие «континент» слилось с более древним понятием «материк» в единое обозначение крупных участков суши, хотя изначально материком обозначался любой крупный участок суши, со всех сторон омываемый водами Мирового океана. Материк в отличие от части света не включал в себя территории прилегающих к нему островов. Во времена, когда географическое понятие «материк» стало вытеснять архаическое понятие «часть света» (материк с прилегающими к нему островами), появилось понятие «субматерик». Таковыми в силу исторической традиции до сих пор продолжают рассматривать Европу и полуостров Индостан.

3. Различные типы географических карт

Современные географические карты являются специализированным справочником повышенной наглядности. К примеру, климатологические карты помогают выявлять распределение атмосферных осадков и степень испаряемости влаги с поверхности земли, что (при совмещении с картой распределения температур) позволяет отследить формирование определенных природных комплексов, таких как:

1) зоны пустынь;

2) зоны экваториальных лесов;

3) зоны полярной тундры.

Существует огромное множество географических карт иной специализации. По мере создания и накопления географических карт различного прикладного назначения возникла настоятельная необходимость систематизировать их по типам. Прежде всего все географические карты определяются тремя параметрами:

1) охватом территории;

2) масштабом;

В свою очередь охват территории подразделяется на 3 класса географических карт:

1) мировые карты и карты полушарий;

2) карты материков, океанов и их частей;

3) карты государств и их частей.

К первой категории (мировых карт и карт полушарий) относятся карты, на которых изображена вся земная поверхность. Во вторую группу включают географические карты, изображающие большие части земной поверхности (материков, океанов и их частей). Соответственно, в третью категорию попадают карты, охватывающие площади меньших частей. Детализация карт всех перечисленных категорий определяется их масштабом. В картах различного масштаба выделяются также 3 типа, которые принято называть:

1) крупномасштабными (масштаб 1: 200 000 и крупнее);

2) среднемасштабными (от 1: 200 000 до 1: 1 000 000);

3) мелкомасштабными (1: 1 000 000 и мельче).

На мировых картах земная поверхность изображена предельно обобщенно. Эти карты предназначены только для целей самого общего характера. Для более детального анализа природных явлений предназначены карты более крупных масштабов. По этим картам можно определять географические координаты интересующих объектов, и расстояния между объектами. К крупномасштабным картам относят все топографические карты, на которых изображаемая местность изображена предельно подробно и точно.

Карты, различные по содержанию, делятся на два вида:

1) общегеографические;

2) тематические.

Общегеографические карты предназначены для отображения всех основных элементов местности. К этой категории принадлежат все топографические карты. На тематических картах изображают лишь один, доминирующий (тематический) элемент, например рельеф и воды, либо климат (осадки, направление ветров, распределение температур), либо почвы и т. д. Все прочие элементы местности на тематических картах служат лишь фоном для тематического элемента. Отдельный класс тематических карт представляют карты с несколькими доминирующими элементами, связанными между собою причинно-следственной связью. Такие тематические карты называют комплексными.

4. Современные географические исследования Земли

После того как в эпоху Великих географических открытий были определены все основные элементы поверхности Земного шара, многочисленные экспедиции XVIII–XIX (и самого начала XX) вв. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. С начала XX география как наука перешла от традиционного накопления справочного материала к созданию комплексных описаний природных регионов и отдельных территорий. Появились первые теории динамики вод Мирового океана и движений воздушных масс в атмосфере как факторов формирования природных зон различных географических областей. В союзе со смежными науками (в первую очередь с физикой и геологией) родились и получили развитие учения о происхождении рельефа суши и океанического дна, о внутренних и внешних силах эволюции географической оболочки. Крупные открытия XX в. внесли большой вклад в развитие комплексных знаний о нашей планете. Эти исследования проводятся с применением космических средств дистанционного зондирования Земли. Осуществляются масштабные научные экспедиции в Арктику и Антарктику, ведется широкое изучение Мирового океана. В итоге всех этих мероприятий удалось:

1) выдвинуть гипотезы (предположения) о природе многих географических явлений;

2) сделать новые научные открытия (в союзе с физикой, биологией);

3) установить причинно-следственные связи природных комплексов;

4) выявить зависимость между компонентами природы;

5) обнаружить закономерности развития природы всей Земли в целом.

Так география из справочно-описательной науки превратилась ныне в науку, объясняющую особенности природы Земли.

Тесты итогового контроля по теме «Введение в географию»

Вариант I

1. Появление географических карт связано с:

а) разнообразием рельефа местности и климата;

б) исследованиями морских течений;

в) хозяйственной деятельностью человека;

г) путешествиями в дальние страны.


2. Установите соответствие:

1) важнейшие географические открытия:

а) основная поверхность Земли занята не сушей, а водными просторами;

б) суша разделена на большие блоки водами Мирового океана;

2) этапы формирования географии:

а) античный;

б) средневековый.


3. Укажите океан, граничащий с тремя соседними:

б) Атлантический;

в) Индийский;

г) Северный Ледовитый.


4. Дорогу европейцам в далекий Китай первым проложил:

а) Христофор Колумб;

б) Фернандо Магеллан;

в) Афанасий Никитин;

г) Марко Поло.


5. Эпоху Великих географических открытий завершили:

а) кругосветные плавания Кука;

б) поиски Баренцем северного пути в Индию;

в) открытие Нового Света Колумбом;

г) открытие Антарктиды Беллинсгаузеном.


6. Самыми крупными элементами земной поверхности на картах являются:

а) государства;

б) океаны;

в) реки и озера;


7. Укажите материк не являющийся частью Гондваны:

а) Африка;

б) Северная Америка;

в) Австралия;

г) Антарктида.

Вариант II

1. Укажите мореплавателей, совершивших первое плавание вокруг Африки:

а) испанские;

б) португальские;

в) русские;

г) финикийские.


2. Укажите античного основоположника географии:

а) Геродот;

б) Эратосфен;

в) Аристотель;

г) Платон.


3. Укажите часть света, не являющуюся материком:

а) Евразия;

б) Африка;

в) Америка;

г) Антарктида.


4. Укажите тип географических карт, по которым возможно определять местоположение селений:

а) крупномасштабные;

б) среднемасштабные;

в) мелкомасштабные.

г) мировые.


5. Укажите отсутствующий класс карт в подразделении карт характеризующихся охватом территории:

а) государств и их частей;

б) городов и областей;

в) мировых карт и карт полушарий;

г) материков, океанов и их частей.


6. Комплексными картами называют карты:

а) материков и океанов;

б) изображающие подводный рельеф;

в) крупномасштабно-климатические;

г) с несколькими доминирующими элементами.


7. Укажите открытие, совершенное в период современных географических исследований:

а) установление причинно-следственных связей природных комплексов;

б) обнаружение Антарктиды;

в) разделение вод Мирового океана на четыре бассейна;

г) признание островного характера Австралии.

Титова Людмила Николаевна,учитель географии и биологии 1 квалификационной категории.МКОУ ВСОШ.

Автор

Классы ==.

Биология 8, 11, классы

География 8,10,11классы

КИМ

Итоговая контрольная работа по географии за год

Вариант Ⅰ

Где земная кора имеет наибольшую толщину? На Западно-Сибирской равнине; В Гималаях; На дне океана; В Амазонской низменности. Сейсмические пояса Земли образуются: На границах столкновения литосферных плит; На границах столкновений и разрыва литосферных плит; В области с наибольшей скоростью перемещения литосферных плит. Какие данные содержит климатическая карта? Данные о температуре воздуха и осадках; Данные об атмосферном давлении и ветрах; Все ответы верны. Как называется линия, соединяющая на карте точки с одинаковыми температурами? Изотерма; Изобара; Изохронна; Изогипса. Что прежде всего влияет на образование различных поясов атмосферного давления у поверхности земли? Рельеф; Неравномерное распределение солнечного тепла в зависимости от широты; Неравномерный нагрев океана и суши; Вращение Земли. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внутренних сил? Процесс поглощения солнечной энергии Землёй; Процесс движения литосферных плит; Процесс внедрения мантии в земную кору; Процесс сотрясения земной коры. К активизированным участкам земной коры относятся: Платформы; Области новой складчатости (молодые горы); Области древней складчатости (старые горы). Если рельеф территории равнинный, то в основном находится: Складчатая область; Платформа. Определите тип климата по описанию: Здесь преобладает пониженное атмосферное давление. Вследствие высокого положения Солнца над горизонтом здесь весь год высокие температуры воздуха. В связи с преобладанием восходящих токов в этом климате выпадает большое количество осадков в течение всего года. На каких материках представлен этот тип климата?

От чего зависит солёность океанских вод? Укажите не менее двух причин.

Ответ:________________________________________________________

Площадь Африки составляет а) 30,3 тыс. км2

б) 30,3 млн. км2

в) 303 млн. км2

Крайней северной точкой материка является мыс а) Рас-Хафун

б) Рас-Энгела

в) Альмади

Большая часть территории Африки находится между а) экватором и северным тропиком б) экватором и южным тропиком в) северным и южным тропиками Пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези а) Васко да Гама

б) Давид Ливингстон

в) Н.И. Вавилов

Горы Атлас расположены а) на древней платформе б) в области новой складчатости

в) в области древней складчатости

В рельефе Африки преобладают а) низменности

б) возвышенности и плоскогорья

Высочайшая вершина Африки а) г. Кения

б) г. Тубкаль

в) г. Килиманджаро

Самая высокая tº на Земле (+58º С) зарегистрирована в а) Триполи

в) Алжире

Образование береговой пустыни Намиб связано а) с горным рельефом на побережье б) с влиянием Антарктиды

в) с холодным Бенгельским течением

Самая длинная река Африки а) Конго

Самое длинное из пресноводных озер мира а) Виктория

в) Танганьика

Природная зона, занимающая 40% площади материка а) экваториальные леса

б) саванны

в) пустыни

Наиболее изменены хозяйственной деятельностью человека а) пустыни

б) экваториальные леса

в) саванны

Самая большая по площади страна Африки а) Алжир

б) Египет

Пигмеи, нилоты, тутси относятся к расе а) европеоидной б) экваториальной в) промежуточной 26.Установите соответствие Природная зона Растения и животные 1. Экваториальные леса а) травы, баобабы, жирафы, слоны 2. Саванны б) пальмы, фикусы, лианы, гориллы, окапи, 3. Пустыни в) колючие кустарники, ящерицы, змеи, скорпионы 27.Установите соответствие Климатический пояс Особенности климата 1. Экваториальный а) смена ТВМ и УВМ, жаркое сухое лето и влажная зима 2. Тропический б) теплый и влажный в течение всего года 3. Субтропический в) жаркий, сухой, господство ТВМ

28. Дайте определения

Климат – это…_________________________________________________________

Заповедник – это…_____________________________________________________

29.Определите протяженность Африки с запада на восток по экватору.

Ответ:__________________________________

Вариант ⅠⅠ

Где земная кора имеет наименьшую толщину? В Кордильерах; В Гималаях; На дне океана; В Амазонской низменности. Поверхностные течения Мирового океана зависят от: Рельефа дна океана; Постоянных ветров Земли; Приливов и отливов; Рельефа суши. На каких картах можно обнаружить зависимость рельефа от особенностей земной коры? Физической карте мира и карте «Строения земной коры»; Карте «Строения земной коры» и карте природных зон; Геологической карте и карте природных зон. Направление ветров на климатической карте показывают: Изотермы; Изолинии; Стрелки; Изогипсы. Почему Африка- самый жаркий материк? Большая часть Африки расположена между тропиками; Здесь расположены крупнейшие пустыни мира; Африку омывает самый тёплый океан Земли- Индийский. Какой из перечисленных ниже процессов не является проявлением внешних сил? Процесс поглощения солнечной энергии Землёй; Ветровая эрозия; Процесс движения литосферных плит; Процесс образования оврагов. К устойчивым участкам земной коры относятся: Платформы; Области новой складчатости (молодые горы); Области древней складчатости (старые горы). Если рельеф территории горный, то в основном находится: Складчатая область; Платформа. Определите тип климата по описанию: температура января -10..-15℃, температура июля +20..+25℃. Осадки выпадают в течение всего года, но с летним максимумом. Годовая сумма осадков 250-300мм. На каких материках представлен этот тип климата?

В пределах Тихоокеанского вулканического кольца находится 80% всех современных действующих вулканов. В чём это можно объяснить? Укажите не менее двух причин.

Ответ:_____________________________________________________________

По размерам территории Африка уступает а) Евразии

б) Северной Америке

в) Южной Америке

Крайней восточной точкой материка является мыс а) Рас-Энгела

б) Рас-Хафун

в) Игольный

13. В отличие от других материков Африка пересекается а) южным полярным кругом б) нулевым меридианом

в) почти посередине экватором

14. Обогнул Южную Африку, открыл морской путь в Индию а) Васко да Гама

б) Давид Ливингстон

в) В.В. Юнкер

15. В основании большей части материка лежит а) область древнейшей складчатости б) область новой складчатости

в) древняя платформа

16.Приподняты на высоту более 1000 м а) Северная и Южная Африка б) Южная и Восточная Африка

в) Северная и Западная Африка

17. Наиболее высокими горами являются а) Капские

б) Драконовы

18. На большей части Африки среднегодовая tº воздуха а) от 10 до 20º С

б) ниже 10º С

в) выше 20º С

Максимальное количество осадков выпадает а) на Эфиопском нагорье б) на юго-западных склонах горы Камерун

в) в бассейне реки Конго

Самая полноводная река Африки а) Замбези

Самое большое по площади озеро а) Виктория

в) Танганьика

Природная зона, занимающая 30% площади материка а) экваториальные леса

б) саванны

в) пустыни

Самое губительное стихийное бедствие для Африки а) засухи

б) наводнения

в) землетрясения

Самая крупная страна по населению а) Египет

б) Нигерия

Арабы, египтяне, ливийцы относятся к расе а) европеоидной б) экваториальной

в) промежуточной

Установите соответствие Природная зона Растения, животные 1. Экваториальные леса а) алоэ, молочай, шакалы, гиены 2. Саванны б) пальмы, эбеновое дерево, окапи, шимпанзе 3. Пустыни в) травы, зонтичные акации, зебры, бегемоты Установите соответствие Климатический пояс Особенности климата 1. Экваториальный а) 2 сезона: сухая зима и влажное лето, смена ЭВМ и ТВМ 2. Субэкваториальный б) постоянство, высокие tº, большая влажность 3. Тропический в) жаркий, сухой, большая суточная амплитуда tº Дайте определения Рельеф – это… _____________________________________________________ Пустыня – это…______________________________________________________ Определите протяженность Африки с севера на юг по 20º в.д.

Ответ:_______________________________________________________

ОТВЕТЫ

Вариант Ⅰ

9- Экваториальный, Ю.Америка, Африка, Евразия.

10- Испарение, количество осадков, впадение рек.

26- 1б; 2а; 3в.

27- 1б; 2в; 3а.

28- Климат- многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

Заповедник – территория, на которой сохраняются в естественном состоянии природные комплексы.

29- 43град.-9град.= 34град.

34град. х 111,3км=3784,2км

Вариант ⅠⅠ

9- Умеренно-континентальный, С.Америка, Ю.Америка, Евразия.

10- Расположение границ плит, разница в толщине океанической и материковой плит, интенсивное движение.

26- 1б; 2в; 3а.

27- 1б; 2а; 3в.

28- Рельеф совокупность неровностей земной поверхности, различающихся размерам, происхождению и возрасту.

Пустыня – природная зона, где выпадает крайне мало осадков, растительность встречается очень редко или вовсе отсутствует.

29- 32град.+ 35град.=67град.

67град. х 111,3км=7457,1км