Высшая степень проявления индивидуальности человека. Индивидные свойства личности. А что говорят на этот счет западные психологи

01.11.2023

2.1. Роль психофизиологического уровня психики в проявлении жизнестойкости

Несмотря на своеобразие личности человека, его психофизиологические характеристики, а это, прежде всего, высшая физиология, которая обеспечивает работу психического аппарата, обусловливая инертность или подвижность, уравновешенность или неуравновешенность, силу или слабость нервной системы, создают предположения для предсказания переживания и поведения человека в условиях стресса и напряжения.

Отмечая значимость типологических особенностей в формировании устойчивости личности у детей, В. Э. Чудновский обращает внимание, что, «нет нужды доказывать, что устойчивость, предполагающая у человека способность преодолевать трудности и разрешать в ряде случаев весьма напряженные конфликты, предъявляет и определенные требования к его нервной системе.

Хотя эти требования по своему существу безличны, но они заметно влияют на проявление некоторых важных особенностей поведения .

Физиологические особенности человека, связанные с порогами чувствительности, преобладанием определенного типа реакций в стрессе могут сыграть роль факторов, влияющих на степень выраженности и частоту возникновения отрицательных эмоций. В работе К. Изарда указывается на экспериментально установленные различия в эмоциональных порогах детей, влияющих на частоту определенного переживания и выражения той или иной эмоции. Это, по мнению автора, сказывается на социализации ребенка и приводит к формированию особых личностных черт .

В этой связи важно подчеркнуть, что все вегетативные и «телесные» реакции при проявлении эмоций «рассчитаны» на биологическую, а не на социальную целесообразность поведенческого воплощения эмоциональной оценки. Отсюда нередкие «издержки» этих реакций, о чем немало пишется в медицинской литературе.

Особую важность проблеме психофизиологических особенностей личности, «уязвимые стороны которой являются источниками психогении, а сильные – источниками сохранения здоровья и компенсации», придавал В. Н. Мясищев. Он подчеркивал значение «болезненной аффективной вязкости впечатлений», которая проявляется и в «остроте впечатлений, и в длительности, в относительно недостаточной интеллектуальной переработке и в затрудненном отреагировании» .

По мнению В. Н. Мясищева, затруднение благоприятного разрешения болезненной ситуации определяется двумя моментами.

Во первых, это перевес субъективного и аффективного над объективным и логическим, с относящимися сюда чертами импульсивности, эгоцентризма, сензитивности и т. д.

Во вторых, это перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью, что создает «вязкие доминанты болезненных переживаний» .

Как яркий пример проявления трагической неготовности к быстротечным и разнообразным жизненным ситуациям вследствие высокой чувствительности, слабости нервной системы и высокого чувства ответственности может быть герой повести Ф. М. Достоевского «Слабое сердце» Вася Шумков. «Сам не замечая того, что в сердце своем возвел до беды, по видимому, маленькие домашние неприятности, в сущности ничтожные» .

В исследованиях, связанных с изучением корреляции общего показателя жизнестойкости личности (методика С. Мадди) и отдельных психологических характеристик человека, обращается внимание на взаимосвязь уровня жизнестойкости взрослого человека с некоторыми темпераментальными характеристиками (скорость переработки информации; эмоциональная устойчивость; уравновешенность, экстраверсия), а также проявлением физиологических реакций стресса .

В исследовании М. В. Логиновой обнаружены значимые корреляции жизнестойкости со всеми показатели темперамента. Автором отмечаются более выраженные отрицательные корреляции по показателям эмоциональной возбудимости и ригидности: чем выше жизнестойкость, тем ниже показатели эмоциональной возбудимости и ригидности; а также положительные корреляции с экстраверсией и общей активностью: чем выше жизнестойкость личности, тем более выражены показатели экстраверсии и активности .

То есть врожденная уязвимость, выражающаяся в особенностях темперамента, особенно, таких как интроверсия, высокая эмоциональная возбудимость, ригидность в определенных условиях является значимой предпосылкой проявления жизнестойкости личности.

Способность и готовность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности, отражающаяся в жизнестойкости личности, положительно взаимосвязана со свойствами экстравертированного типа, показана в исследовании жизнестойкости врачей .

И в то же время результаты исследований отражают подчиненный характер биологического уровня, уровням более высокого порядка, что позволяет предположить существование связей ресурсного характера между жизнестойкостью и ее составляющими с более высокими подструктурами личности, имеющими социальную детерминацию. Именно общественными отношениями, которые и «составляют сущность личности», по словам Б. Г. Ананьева, «посредством основных социальных видов деятельности (труда, общения и познания) созидается и существует индивидуальность человека, опосредуется и развивается его природа, в том числе и основные свойства нервной системы» .

Таким образом, врожденная уязвимость, выражающаяся в особенностях темперамента, особенно, таких как интроверсия, высокая эмоциональная возбудимость, ригидность может оказывать влияние на проявление жизнестойкости личности. Однако, через систему осознанной саморегуляции человек имеет возможность снизить значимость этих факторов в проявлении своей устойчивости перед трудностями жизни.

Психофизиологические особенности человека создают предрасположенность, играют роль факторов в продуцировании эмоций определенного знака и определенной силы, в проявлении определенного диапазона возможностей интеллектуальной переработки поступающей информации и оптимальной саморегуляции поведения.

Роль психофизиологического уровня связана, прежде всего, с энергообеспечением других психических процессов и свойств психики. Однако на возникновение и поддержание определенной энергетической напряженности влияют такие личностные образования, как мотивы деятельности.

В работах Б. Г. Ананьева показывается тесная взаимосвязь психофизиологических процессов и процессов мотивационных, смысловых. С одной стороны, продуктивность интеллекта зависит «не только от степени овладения операциями и характера мотивации, но и от энергетического обеспечения организмом процессов переработки информации и принятия решения. Это выражается в, так называемой, цене интеллектуального напряжения», но, с другой стороны, «именно эти внутренние побуждения обеспечивают необходимое для тех или иных перцептивных операций психофизиологическое напряжение» .

Понимание и учет психофизиологических особенностей (общая активность, эмоциональность, структура базовых потребностей), а также расширение диапазона проявления психофизиологических характеристик, так или иначе, отражается на развитии жизнестойкости человека.

Возрастные особенности личности во многом определяют проявление жизнестойкости именно с точки зрения деятельности психофизиологических свойств. Их значимость особо велика в детстве, когда личностные структуры недостаточно развиты, в подростковом периоде, когда происходит бурная перестройка организма, в пожилом возрасте, когда активизируются процессы биологического старения.

А. Н. Леонтьев отмечал, что психическое возникает и развивается для обслуживания биологической адаптации, а потом постепенно трансформируется, становится способным реализовывать иной, более высокий уровень деятельности. А. Н. Леонтьевым выдвинут «общий принцип», которому подчиняются межуровневые отношения: «… наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит» .

Свойства психофизиологического уровня, проявляясь в рамках осознанной деятельности человека, носят подчиненный характер.

При всем своем значении, типологические особенности человека определяют не содержательные, а формально динамические особенности поведения личности, то есть, по высказыванию В. С. Мерлина, «оказывают влияние лишь на форму отношения личности к действительности» .

В многочисленных исследованиях в области психологии индивидуальных различий, психологии стресса, психологии труда, медицинской психологии показано, что диапазон проявления психофизиологических свойств может быть тесно связан с системой отношения к ситуации взаимодействия и к его участникам. С. А. Рубинштейн, анализируя «действенный путь развития», обозначал «относительно эластичные возможности», которые дает человеку наследственность. Рассматривая жизненный путь, он выделял «внутренние возможности», «возможности и потенциал человека», «внутренние силы и возможности» .

Также диапазон проявления таких психофизиологических свойств, как общая активность, эмоциональная чувствительность, лабильность связана с проявлением человеком заинтересованности в освоении, успешностью освоения и включением в свою жизнь навыков деятельности, связанных с общественной жизнью, познанием окружающего мира, профессиональной жизнью.

Иногда о человеке говорят: «Он (она) - большая индивидуальность». Обычно под этими словами подразумевается, что такой человек чем-то отличается от остальных. Только вот хорошо это или плохо? И так ли приятно быть этой самой «большой индивидуальностью»? А ведь это понятие не только житейское. Индивидуальность - это еще и психологический термин. При этом трактовка его довольно интересна.

Как мы понимаем индивидуальность в обыденной жизни

В широком смысле слова индивидуальность - это то, что отличает какое-либо явление или существо от других, подобных ему. Конечно же, можно, и более того - нужно, использовать этот термин и по отношению к человеку.

Понятие «индивидуальность» мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что каждый человек - уникальная личность. Нет двух одинаковых людей, и каждый из нас мыслит, чувствует и живет по-своему. И это совершенно нормально.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется - индивидуальная психология. В основе теории - идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Понятие индивидуальности человека в отечественной психологии

Наверное, тщательнее всего индивидуальность исследовал знаменитый советский психолог Борис Герасимович Ананьев. В его работах личность человека рассматривалась не как какие-либо ее характерные черты и даже не как совокупность этих черт. Человек, по Б.Г. Ананьеву, - это целостная структура.

Соответственно, и индивидуальность - это не простое скопление черт характера или прочих свойств. Все гораздо сложнее. Индивидуальность - это человек, это и есть та самая целостная и органичная структура, то, что мы называем личностью.

Б.Г. Ананьев рассматривал индивидуальность человека через призму нескольких групп важных качеств. Это и физические его свойства, к примеру рост и вес, и психологические (те же характер и темперамент), и деятельностные, то есть характеристики выполнения им разного рода работы.

Однако с индивидуальностью не все так просто. На самом деле она имеет большое практическое значение для психологии, а поэтому исследование ее велось не одно десятилетие. В отечественной психологии даже выделяется проблема индивидуальности человека, изучение которой не прекращается и поныне.

О проблеме индивидуальности в психологии

Почему же так важно изучать этот психологический феномен? Казалось бы, все четко и ясно: люди разные, каждый из них - личность. Тогда в чем же проблема?

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека. Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости.

Это значит, что любой ученый, взявшийся за проведение эксперимента, должен учитывать индивидуальность каждого своего испытуемого. И в исследовании результаты будут представлять собой сумму отличительных признаков разных людей.

А ведь индивидуальность - это понятие не статичное. С возрастом у одного испытуемого могут меняться определенные показатели, выявленные в тестах. К примеру, пятиклассник всегда читает быстрее, чем второклассник. Получается, что способности человека не остаются статичными, неизменными, они развиваются. И точно так же развивается и сама индивидуальность.

Несколько слов о развитии индивидуальности

Если человек обладает индивидуальностью, значит он - личность. Личность развивается фактически так же, как и ее отличительные признаки: формируются интеллект, мотивационная сфера, предпочитаемый стиль деятельности. И этот процесс последователен.

Развитие индивидуальности начинается еще в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с родителями, познает окружающий мир. Затем ребенок начинает больше общаться со своими сверстниками в детском коллективе, а еще позже - идет в школу и взаимодействует с воспитателями и педагогами. И все эти социальные отношения способствуют тому, что ребенок становится личностью, а вместе с тем приобретает и непохожесть на других людей.

Получается, что понятие индивидуальности неотделимо от понятия личности. Но эти слова не синонимичны. В отечественной психологии особое внимание уделяется правильной трактовке таких слов как «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Психологическая триада: «личность - индивид - индивидуальность»

Чем же различаются эти понятия?

Начнем, пожалуй, с определения слова «индивид». Индивид - это отдельный представитель рода человеческого. Это понятие используется не только в психологии, но и в биологии, и многих других науках. Когда употребляют слово «индивид», чаще всего имеются в виду и биологические признаки человека, такие как рост, вес, цвет глаз, и его психологические качества.

Личность - понятие довольно неоднозначное. Когда мы в быту говорим о человеке, что он интересная личность, мы, скорее всего, имеем в виду совокупность его внутренних качеств и особенности его мировоззрения. Психологи же определяют личность как систему внутренних качеств, через которые человек воспринимает действительность, или как некое связующее звено для всех психических процессов, или как совокупность социальных ролей.

Кроме того, иногда под личностью понимают некие возвышенные моральные качества человека, его благородство. В этом случае на письме возвышенный смысл передается с помощью употребления заглавной буквы - Личность.

Индивидуальность же, как мы уже знаем, являет собой совокупность неповторимых свойств человека. Это то, что отличает одного человека от другого.

Таким образом, в триаде «личность - индивид - индивидуальность» существует взаимосвязь всех понятий. Но они не равнозначны друг другу.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен. Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера. То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность. Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами. Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он - индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

И в заключение

Индивидуальность человека - понятие многогранное. Оно используется и в повседневной жизни, и в психологии, оно имеет большое теоретическое и практическое значение для науки. И все же слово «индивидуальность» несет положительный эмоциональный заряд. И, наверное, каждый из нас стремится обрести ее - индивидуальность.

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

o возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

o половой диморфизм - фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека - одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

o конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

o нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

3. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств - онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере Развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент- одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

· общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

· особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.

· эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

4. Преобразуясь в деятельности, индивидуально типические свойства человека вносят свой вклад в развитие личности. В свою очередь, развитие есть основная форма существования личности (по А.Г. Асмолову). В процессе жизнедеятельности человек постепенно переходит от одной деятельности к другой. В этом чередовании всегда имеется ведущая деятельность, т.е. в большей степени, чем иная, определяющая смысл существования человека в данный момент его развития. Источником развития личности служат общество, культура, ценности, опыт других поколений, которые человек усваивает в процессе социализации. Усвоение этого опыта - всегда активный процесс. Общество - источник, из которого личность "черпает" то, что открывает для себя; то, что личностью еще не открыто в обществе, не впитывается в человека. Движущей силой развития личности являются противоречия в системе предметной деятельности: человек всегда желает большего, чем достиг. Психологами (например, В.Г. Асеевым, В.А. Петровским) обнаружена так называемая "надситуативная активность" личности, проявляющаяся в том, что человек обнаруживает неадаптивную (в обычном смысле) тенденцию ставить себе разного рода сверхзадачи, выходить за рамки деятельности, что противоречит установке и приобретенному опыту. Это противоречие и оказывается той силой, которая заставляет человека переходить к новой деятельности, развиваться.

В качестве единиц анализа личности принято выделять активность, направленность, "динамические смысловые системы", по А.С. Выготскому, степень осознанности своих отношений к действительности: установка, самосознание, образ "я", самооценка, уровень притязания и др. Эти единицы и составляют (вместе с темпераментом и характером) живую, постоянно изменяющуюся, "пульсирующую", развивающуюся систему - личность.

5. Общее понятие о темпераменте

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

6. Темперамент выступает в качестве индивидной осно­вы различных личностных свойств, прежде всего харак­тера. Он определяет динамические проявления соответ­ствующих свойств. Например, доброта как черта харак­тера имеет разные формы выражения у людей разных темпераментов. Свойства темперамента могут облегчать или затруднять формирование у человека тех или иных черт характера. Поэтому главная задача воспитателя должна заключаться в том, чтобы путем систематиче­ской работы содействовать развитию положительных его качеств и одновременно противодействовать появ­лению отрицательных.

7. Впервые систематизированные описания психологических различий между людьми были сделаны в Древнем Китае в VII веке до нашей эры. Древнекитайские медики сравнивали психологические типы темперамента с характерными особенностями отдельных видов животных. Они считали людей активных, неуравновешенных и подвижных подобными обезьяне, сильных и храбрых сравнивали с тигром, а медлительных и неповоротливых – с пандой.

Выдающийся греческий лекарь Гиппократ, рассматривал в каждом человеке неразрывное единство телесной и духовной жизни. Гиппократ нашел аналог в организме человека в виде четырех основных жидкостей, или жизненных соков. От соотношения четырех жидкостей в организме, считал он, главным образом и зависят психологические типы темперамента. Греческие названия жидкостей: крови (сангвис), желтой желчи (холе), черной желчи (мелена холе) и лимфы (флегма) – послужили для обозначения типов темперамента, широко используемых до сих пор: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

В своей работе «Антропология» Иммануил Кант одним из первых дал точную психологическую характеристику типичным представителям наиболее распространенных психологических типов темперамента.

Сангвинический темперамент, по его мнению, присущ человеку веселого нрава. Как правило, это человек оптимистичный, беззаботный, всегда полный разных планов и надежд. Любому предмету или событию он временно может придавать большое значение, но уже очень скоро совсем перестает об этом думать. Сангвиник часто обещает что-либо, но очень редко сдерживает свое слово. Это происходит потому, что он редко хорошо обдумывает, сможет ли сдержать данное слово, выполнить взятое обязательство. Он всегда добродушен, готов прийти на помощь другому, но при этом сам очень плохой должник и никогда не возвращает долги вовремя, постоянно требует отсрочки. Он очень коммуникабелен, весел, обладает хорошим чувством юмора, всегда в центре внимания в любой компании. При этом сангвиник ничему не придает большого значения и считает всех своими друзьями. Постоянная работа его утомляет, особенно, если она связана с постоянными обязанностями и действиями, ему постоянно требуются новые впечатления, перемены, события.

Меланхолический темперамент отличает человека с мрачным нравом. Всем событиям, которые его касаются, он придает слишком большое значение, во всем находит для себя какую-то опасность и всегда в первую очередь обращает внимание на трудности. Он редко дает обещания, так как всегда неуверен, что сможет их исполнить. Все то, что противоположно его действиям и понятиям, доставляет меланхолику беспокойство, поэтому он часто бывает озабочен, недоверчив, полон сомнений и мало восприимчив к веселью.

Холерический темперамент присущ человеку вспыльчивому. О холерике часто говорят, что он горяч, загорается быстро, как солома, но если встречает уступчивость со стороны других, то очень быстро остывает. Его гнев обычно не содержит ненависти. Более того, холерик любит своего оппонента тем сильнее, чем быстрее тот ему уступает. Он всегда чем-то занят, но не всегда доводит до завершения начатое дело. Холерик часто стремится быть начальником, руководить делами, но при этом ничего самостоятельно не делать, больше создавать видимость деятельности. Честолюбивый холерик очень любит похвалу, блеск, помпезность. Часто охотно защищает других и с виду очень великодушен, но это происходит не из любви, а из гордости, так самого себя он любит больше.

Флегматический темперамент присущ человеку хладнокровному. Он редко приходит в гнев и всегда сомневается, нужно ли ему сердиться. Флегматику темперамент вполне заменяет мудрость, часто людей с этим типом темперамента считают философами. Они легко уживаются с представителями других типов темперамента. Спокойный, дипломатичный флегматик в любой ситуации может найти удачный компромисс. Не смотря на то, что он покорен воле других, флегматик, владея хорошим самообладанием, способен приспособить волю окружающих к своей.

Таким образом, психологические типы темперамента значительно отличаются друг от друга. Но все же чистых холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов встречается не так много. Существует множество промежуточных форм, соединяющих в себе отдельные черты названных выше типов.

Сложные темпераменты

· Сангвиническо-желчный темперамент

· Сангвиническо-лимфатический темперамент

· Сангвиничско-меланхолический темперамент

· Сангвиническо-нервный темперамент

· Желчно-лимфатический темперамент

· Желчно-меланхолический темперамент

· Желчно-нервный темперамент

· Меланхолическо-нервный темперамент

· Меланхолическо-лимфатический темперамент

· Лимфатическо-нервный темперамент

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как:

система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они более содержательны. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими качества характера будут: «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы применяют такие слова, как «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

В характере различают следующие основные качества: моральную воспитанность, полноту, цельность, определенность, силу, уравновешенность. Моральная воспитанность характеризует человека, как со стороны его отношений, так и формы поведения, и является ведущим и наиболее социально ценным качеством характера. Полнота характеризует разносторонность потребностей и интересов, стремлений и увлечений, разнообразие деятельности человека. Одни люди отличаются многосторонностью, другие узостью, однобокостью и ограниченностью развития.

«Характер, - писал С. Л. Рубинштейн, - обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие».

Таким образом, под характером понимается структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда.

10. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б.Г. Ананьев).

По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

Понятие индивидуальности (от лат. individuum – неделимое) в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации.

В силу сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных индикаторах индивидуальности.

Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например уникальность, неповторимость (от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности).

В качестве индикатора может рассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чем теснее эта связь, тем более интегральной целостностью выступает индивидуальность. Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека.

Наконец, индикатором индивидуальности могут выступить более крупные блоки характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, так как она представляет собой не только открытую внешнему миру систему, но и систему закрытую, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.

В индивидуальности интегрируются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез, развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе, развития субъектных свойств – история производственной деятельности человека в обществе, в частности история формирования его профессиональной деятельности. Старт, кульминация и финиш индивидных, личностных и субъектных свойств характеризуются несовпадением в возрастном развитии. Индивидуальность формируется позже, являясь результирующей динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.

Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления. К событиям внешней среды относятся объективные, не зависящие от субъекта изменения (исторические события, изменения в составе родственников и др.). События поведения представляют собой поступки человека. Если впечатления действительности породили переживания, повлиявшие на ход жизненного пути, то такие впечатления являются событиями. Наиболее отчетливо такая природа этих событий выступает, когда явление, произведшее впечатление, само по себе не имеет никакого объективного значения для жизненного пути. Одни и те же события исторического времени могут иметь разную степень значимости для человека, выступать или не выступать в качестве поворотных, узловых моментов его жизни. Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. Со временем индивидуальность становится регулятором как хода собственного развития, так и гармонии ее свойств.

Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным закономерностям. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека. Мера активности, напряженности работы внутреннего мира является показателем духовности индивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляются в поведении и деятельности как продукты творчества, производящие ценности для общества. Одним из проявлений активности индивидуальности могут являться поступки человека. «Вызревание» поступков происходит в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы. Действие их можно наблюдать в разных формах. Это могут быть поступки гражданского характера (отражающие отношение человека к своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере общения), трудовые (в форме различного рода профессиональных действий). Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль поведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать, таким образом, новые обстоятельства жизни. Период между вызреванием поступка и его действенным проявлением может быть различным, а иногда внешнего проявления не происходит. В этом случае низкая активность тоже становится устойчивой характеристикой индивидуальности, а человек выступает пассивным носителем обстоятельств. В том и другом случае индивидуальность представляет и источник саморазвития человека, делает его относительно независимым от случайных влияний внешней среды, «позволяет строить себя изнутри». Таким образом, личность является «вершиной» психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности и субъекта деятельности.

Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т. е. неповторимый вклад личности в общественное развитие.

Рассматривая личность как «мой», внутренний, неповторимый мир, мы переходим к взгляду на человека как на индивидуальность. Развитие личности находит, таким образом, свое логическое продолжение в формировании индивидуальности. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.

Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, т. е. общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта – это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в потенции – патология. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Как сказал один из психиатров: нет акцентуации – нет характера. Описание индивидуальности с этой точки зрения – это определение вектора потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию и пониманию окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество, и как дезадаптация.

Вторая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, такими, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными незакономерными, случайными обстоятельствами его развития. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.

Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.

Третья традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле мы должны рассматривать индивидуальность как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид – субъект деятельности – личность», то в этом ряду интеграты каждого уровня являются предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня. Так, темпераментные характеристики и задатки являются одной из основ и одним из факторов, определяющих возможности формирования субъектных характеристик, и вместе с тем одновременно – формально-динамическими особенностями их проявления; способности как субъектные характеристики являются одновременно и предпосылкой, возможностью более активного включения личности в реальность, формирования отношений личности и, с другой стороны, определяют способы реализации этих отношений.

Таким образом, исходным пунктом в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, т. е. человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом. Чем больше социально интегрирован индивидуум, тем больше у него возможностей реализовать свою индивидуальность (Р. Мэй). Характер как интеграт личности по отношению к индивидуальности есть баланс функции сохранения, «обеспечения безопасности индивидуальности» за счет понимания и адекватного отношения к действительности (направленность) и возможности противостоять деструктивным воздействиям (воля), и функции изменчивости, пластичности (изменение отношений, развитие способностей).

Описывая индивидуальность, необходимо рассмотреть сферу ее бытия, субъектные характеристики, специфические для нее отношения и способ интеграции этих отношений в структуру.

Сфера бытия индивидуальности – «мой» мир, внутренний мир, который как изначальная данность сформировался в ходе развития личности. По мере того как индивидуум личностно относится к окружающему внешнему и социальному, «нашему» миру, они становятся частью «моего» мира, мира внутреннего, «втягиваются» в него, становятся «событийными» миру внутреннему. Таким образом, «мой», внутренний мир приобретает пространственное (внешний мир), социальное (люди, социальные институты) и временное измерение. Последнее можно проиллюстрировать простым примером. В сутках 24 часа. Исключим 8 часов на сон. Остается 16 часов. 8 часов я трачу на труд, который, предположим, сам по себе для меня чужд, бессмысленен и даже неприятен. Эти 8 часов – не «мое» время, это время «самоотчуждения». Исключим эти 8 часов из «моего» времени и останется 8 часов. 4 часа я, предположим, нехотя трачу на быт, 2 часа я трачу по обязанности на общение с какими-то людьми, которые мне, предположим, давно неинтересны (теща, свекровь, жена, с которой утрачены былые отношения). Исключим и эти «не мои» 6 часов. Остается 2 часа – и тут… я включаю телевизор, чтобы не остаться наедине с собой. «Мое» время равно 0.

Развитие личности означает экспансию, расширение «моего» мира во временном, пространственном и социальном измерении, это означает, что индивидуальность обретает свое бытие. Таким образом, становление индивидуальности проявляется в форме самореализации личности. Если использовать аналогию с темпераментом, личность как общественный, социализированный индивид является формально-динамической характеристикой по отношению к индивидуальности. Активность и способ интеграции личности в общество определяет только границы и возможности расширения «моего» мира, за счет этого – разнообразие его содержания, но не ту работу, которую индивидуальность с этим содержанием выполняет.

Социальная активность личности, расширение социальных и межличностных отношений с другими людьми означает возможность расширения «моего» мира в социальном измерении, возможность установления с некоторыми из них глубоких интериндивидуальных отношений. Другие люди входят в «мой» мир не как объекты и носители социальных функций, а как другие «жизненные» миры, и отношение к ним не субъект-объектное, а субъект-субъектное, интерсубъективное. В этом новом плане существования индивидуума, в «моем» мире, чтобы стать настоящим отцом, мне недостаточно усвоить нормы отцовского поведения, обязанности отца по отношению к ребенку как объекту ролевого поведения. Отцом можно стать, только понимая ребенка и принимая своеобразие и ценность его внутреннего мира.

Социальное поведение и межличностное общение как нормативно регулируемые действия в интериндивидуальном общении как деятельности на уровне индивидуальности становятся поводом к другому, «драматургическому», действию, цель которого – взаимораскрытие внутренних миров, «обмен» личностным содержанием, а основной критерий регулирования и осуществимости – взаимная искренность и правдивость. Статус интересной, творческой индивидуальности является отдельной, самостоятельной ценностью: часто люди стремятся к общению с творческими людьми (художниками, писателями и т. д.), предполагая в них богатую внутренним содержанием индивидуальность и неосознанно желая в общении с ними обрести что-то новое, неизвестное, загадочное, то, чего в собственной индивидуальности нет или недостает.

В пространственном измерении профессиональная предметная деятельность и сформированный интеллект становятся поводом и возможностью творчества. Для индивидуальности обязательные, предписанные и контролируемые требуемым результатом или кем-то способы действий подобны стенам тюрьмы, ограничивающим пространство ее существования.

Если деятельность и интеллект позволяют, предметная деятельность как творчество становится увлекательной и свободной игрой с природой, которой можно задавать вопросы, экспериментировать, изменять способ действий и ждать ответных реакций. Учитывая, что природа не злонамеренна, это игра с партнером, а не покорение. Природа как предмет деятельности персонифицируется и приобретает статус равноправного субъекта, который должен быть постигнут в самостоятельной логике его существования. Без вопроса нет мысли, а отвечая на вопрос, мы вынуждены «играть за природу», пытаясь ее понять, т. е. возникают субъект-субъектные отношения.

Природа творческой активности человека иллюстрируется хорошо известными феноменами эффекта неразрешенной задачи, когда люди упорно возвращаются к ней в мыслях, даже если в этом нет утилитарной необходимости, феноменом сдвига мотива на цель, когда цель деятельности становится ее мотивом.

Таким образом, основной единицей творческой предметной деятельности становится не решение задач установленными способами, а решение проблем или поиск решений поставленных задач, а основным отношением – субъект-субъектное.

В том случае, если личность не реализовалась в социальном поведении и профессиональной деятельности как форме предметной деятельности, она может реализоваться в других, исторически выработанных видах деятельности.

Способом экспансии «моего» мира во внешний мир, пространственного расширения может быть игра, хобби, «общение с природой», путешествия как способ познавать природу и экспериментировать с ней, видеть ее изменения за счет простого перемещения в пространстве.

Если в социальном поведении нет поводов и возможностей для полноценного интериндивидуального общения, расширения «моего» мира в его социальном измерении, человек может дополнить его религиозными и философскими исканиями, увлечением искусством, создать в своей фантазии тот мир, в котором его индивидуальность обретет свое бытие, вступит в «заочное» общение с другими индивидуальностями, благодаря тому, что существуют философия, религия и искусство как деятельность и технология открытия своего внутреннего мира (и понимания мира внешнего и социального) другим людям. Таким образом, индивидуальность как сфера духовной деятельности человека диалогична по своей сущности.

Основной функцией индивидуальности как интеграта является сохранение и изменение своей сверхсоциальной, родовой сущности, не ограниченной только рамками существующего социального порядка: осознание несовершенства существующего социального порядка и ограниченной возможности его актуального изменения, конечности своего существования приводит человека к кризису и преодолению этого кризиса за счет развития внутреннего мира, восполняющего личностные дефициты и компенсирующего несовершенство мира внешнего.

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

1. Класс возрастно-половых свойств:

o возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;

o половой диморфизм - фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека - одно из проявлений его социализации;

2. Индивидуально-типические свойства индивида:

o конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;

o нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

2. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств - онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент- одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:


· общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.

· особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.

·эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н.Гиппократ и К.Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor - влага, сок) теорию темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других - больше всего крови (sanguinis), у третьих - особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых - наибольшее количество черной желчи (melanos chole).

К.Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные:

· холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий);

· сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);

· флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);

· меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э.Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. Э.Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики - это аутичные люди, т.е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению.

2. Пикнический тип конституции (греч. pyknos - толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального - у депрессивных.

3. Атлетический тип конституции (греч. athlon - борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами бывают, подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции:

· эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани);

· мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом);

· эктоморфный (с хрупким тело-сложением, слабой мускулатурой, длинными руками и ногами);

которым соответствуют три типа темперамента:

· висцеротония;

· соматотония;

· церебротония.

Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности.

Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

Например, в исследованиях было выявлено, что три соматотипа У.Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный) обладают в глазах подростков неодинаковой привлекательностью. Наиболее привлекателен мезоморфный, а наименее - эндоморфный тип. Со стройным, мускулистым телом подростки ассоциируют качества вожака, спортивность, активность. Полный подросток, напротив, является предметом их насмешек. Такие подростки редко занимают ведущее положение среди сверстников, имеют меньше возможностей выбора друзей и чаще испытывают потребность в поддержке.

И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых - сильные (безудержный, живой, спокойный) и один - слабый. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный - темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный - темперамент холерика; слабый - темперамент меланхолика.

О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т.е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствии наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность - в неспособности к ожиданию и нарушениях сна.

Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, живостью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

Отечественные психологи (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, B.C.Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П.Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П.Павловым.

Современные представления о темпераменте позволяют определить его как формально-динамическую характеристику поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. В.М.Русалов выделяет семь критериев темперамента:

1. зависимость от содержания деятельности и поведения, т.е. отражение их формального аспекта (независимость от смысла, мотива, цели и т.д.);

2. характеристика мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

3. универсальность и проявление во всех сферах деятельности;

4. раннее проявление в детстве;

5. устойчивость в течение длительного периода жизни человека;

6. высокий уровень корреляции со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);

7. наследуемость.

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Темперамент, являя собой индивидные свойства личности, оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека. Темперамент является динамической стороной характера, его физиологической основой.