Большая христианская библиотека. Гатри - ведение в новый завет Новейший завет обзор

21.03.2024

Д. Гатри

Введение в Новый Завет

Donald Guthrie NEW TESTAMENT INTRODUCTION

Apollos, Leicester, England Inter-Varsity Press, Downers Grove, Illinois, USA

Д. Гатри. Введение в Новый Завет: пер. с англ.; предисл. Н. А. Александренко. - Одесса: "Богомыслие", 1996. - 800 с. ISBN 5-7707-5702-7

Книга Дональда Гатри представляет собой попытку дать строго академический и непредвзятый обзор вводных вопросов, относящихся к библейским текстам Нового Завета: авторство, время, место написания, стиль, язык, исторические обстоятельства и т.д. В ней содержится много справочной и библиографической информации. Автор принимает Новый Завет как богодухновенную истину, но при этом излагает все существующие в этой области критические изыскания.

Книга рассчитана на студентов, углубленно изучающих богословие, на специалистов и на всех читателей, серьезно интересующихся текстом Нового Завета.

Пер. с англ. Н. Ф. Полторацкая, В. Я. Дыханов. Редактор В. Я. Дыханов. Технический редактор А. А. Зотова. Корректор Л. Г. Бабий.

ISBN 5-7454-0112-5 ISBN 5-7707-5701-9

© 1996 Одесская Богословская Семинария

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Книг по введению в Новый Завет написано много, но почти все - на английском, немецком и французском языках. Поэтому нужда в подобной литературе на русском языке ощущается давно, и книга английского ученого, преподавателя языка и литературы Нового Завета Лондонского Библейского Колледжа Дональда Гатри прекрасный ответ на эту нужду. Выбор на эту книгу пал не случайно. С одной стороны это серьезный академический труд. А с другой стороны - автор объективно и непредвзято освещает почти все существующие на сегодняшний день изыскания в области Нового Завета.

Люди смотрят на Библию, а значит и на Новый Завет, двояко. Одни принимают ее как Слово Божие, данное Богом для назидания и поучения верующих, другие - как один из видов древней литературы. Но те и другие по необходимости задают вводные вопросы об авторстве, времени и месте написания, стиле и языке, об исторических обстоятельствах, так как ответы на эти вопросы поясняют содержание. Верующие ученые рассматривают эти вопросы с убежденностью в полном богодухновении и Божьем водительстве человеческих соавторов книг Священного Писания. Но не все специалисты придерживаются этой точки зрения. Многие придают большее значение человеческой части авторства, иногда даже исключая божественное, и потому впадают в скептическую и отрицательную критику. Много богословских книг основано на такой критике. Их заключения могут быть выведены на основе либо "критики источников", которая ищет письменные источники, лежащие в основе книг Нового Завета, либо метода "истории форм", который ищет отдельные формы проявления устного предания, существовавшего до написания книг, либо метода "истории редакций", который ищет добавления авторов-редакторов, либо "текстуальной критики", которая старается уточнить текст оригинала. В чем-то эти заключения допустимы, так как они субъективны, но читателю надо относится ко всему, что пишут о Библии, критически. История библейской критики советского периода свидетельствует, как некорректно можно использовать богословский анализ, спекулируя на незнании читателя. Дональд Гатри постарался дать введение к книгам Нового Завета с достаточно консервативной точки зрения верующего ученого, но, учитывая существование разных теорий и замечаний о книгах и содержании Нового Завета, он их включил в свой труд и представил на суд читателям. Он не старается дать разрешение спорных вопросов, а просто разбирает современные критические мнения, находящиеся в других книгах. Он не пропускает ни одного мнения, выраженного когда-то учеными, чтобы читатель Нового Завета знал, какие вопросы уже поднимались, хотя он не поддерживает эти мнения.

Книга Д. Гатри содержит много информации и библиографического материала и потому полезна для серьезного читателя. В ней он найдет обширную информацию о среде и исторической обстановке, о времени и местах написания Книг Нового Завета, о цели и назначении книг, их содержании и богословском значении в христианстве.

Научная дискуссия о Библии широко распространена на Западе и не представляет собой камня преткновения для веры, однако в бывшем Советском Союзе Библия не изучалась с научной точки зрения. Советская библеистика чаще всего огульно отвергала текст Писания как ненужный древний миф, либо использовала гипотезы и предположения либерального богословия для разрушения веры, представляя их как научно доказанные факты. С другой стороны верующие часто считают, что кроме прямого чтения и цитирования, поднятие вопросов авторства оскверняет Слово

Божье. Книга Гатри представляет третье положение, которое принимает Слово Божье, как богодухновенную истину, считая ее настолько твердой и великой, и такой чистой, что ее ничто не может ни умалить, ни осквернить, но при этом всестороннее изучение этого Слова является наставлением Самого Господа Иисуса Христа, который сказал: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин.5.39).

Н. А. Александренко.

Доктор богословия Нового Завета, доктор классической филологии, профессор Луизианского колледжа (США).

Зміст

Д. Гатри . 1

Введение в Новый Завет. 1

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ... 1

ГЛАВА 1. ЕВАНГЕЛИЯ.. 7

I. ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ.. 7

II. ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМА ЕВАНГЕЛИЙ.. 7

III. МОТИВЫ НАПИСАНИЯ ЕВАНГЕЛИЙ.. 10

IV. МЕСТО ЕВАНГЕЛИЙ В НОВОМ ЗАВЕТЕ.. 11

V. ЛУЧШИЙ ПОДХОД К ЕВАНГЕЛИЯМ... 13

ГЛАВА 2. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ.. 13

I. ХАРАКТЕРИСТИКИ.. 13

II. ЦЕЛЬ. 16

III. НАЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.. 19

VI. ДАТИРОВКА.. 27

VII. ЯЗЫК.. 29

ГЛАВА 3. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА.. 31

I. ХАРАКТЕРИСТИКИ.. 32

II. ЦЕЛЬ. 34

III. МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ.. 38

VI. ДАТИРОВКА.. 46

VII. ОКОНЧАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ.. 48

VIII. НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ.. 51

IX. ЯЗЫК.. 51

X. МЕСТО НАПИСАНИЯ.. 52

XI. ИСТОРИЧНОСТЬ. 53

ГЛАВА 4. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ.. 56

I. ХАРАКТЕРИСТИКА.. 56

II. ЦЕЛЬ. 58

III. ЧИТАТЕЛИ.. 60

VI. ДАТИРОВКА.. 69

VII. ЯЗЫК.. 73

ГЛАВА 5. СИНОПТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 75

I. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ... 75

II. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРЕДЛОЖЕННЫХ РЕШЕНИЙ.. 77

III. ТЕОРИЯ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 83

IV. ИСТОЧНИК МАРКА.. 84

V. ИСТОЧНИК "Q". 91

VI. МАТЕРИАЛ, СОДЕРЖАЩИЙСЯ ТОЛЬКО У МАТФЕЯ.. 101

VII. МАТЕРИАЛ, СОДЕРЖАЩИЙСЯ ТОЛЬКО У ЛУКИ.. 108

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 119

ГЛАВА 6. МЕТОД "ИСТОРИИ ФОРМ" И ЕГО РАЗВИТИЕ.. 119

I. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ "ИСТОРИИ ФОРМ". 119

II. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ТЕОРИИ.. 121

III. ОБЩАЯ КРИТИКА МЕТОДА "ИСТОРИИ ФОРМ". 127

IV. ЦЕННОСТЬ МЕТОДА "ИСТОРИИ ФОРМ". 129

V. ТЕОРИИ БОГОСЛОВСКОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ.. 130

VI. ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА.. 133

ГЛАВА 7. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА.. 146

III. ЦЕЛЬ. 161

IV. ДАТИРОВКА.. 165

V. СВЯЗЬ С СИНОПТИЧЕСКИМИ ЕВАНГЕЛИЯМИ.. 168

VI. СТРУКТУРА.. 172

VII. ТЕОРИИ ПЕРЕСТАНОВКИ.. 178

VIII. ЯЗЫК И СТИЛЬ. 179

IX. ФОН ЕВАНГЕЛИЯ.. 180

X. ИСТОРИЧНОСТЬ. 182

ГЛАВА 8. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ.. 215

I. ХАРАКТЕРИСТИКА.. 215

II. ДАТИРОВКА.. 217

III. ЦЕЛЬ. 221

IV. ИСТОРИЧНОСТЬ. 223

V. ИСТОЧНИКИ.. 227

ГЛАВА 9. ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ... 251

I. ЦЕРКОВЬ В РИМЕ.. 251

II. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ И ДАТИРОВКА.. 252

III. ЦЕЛЬ. 253

ГЛАВА 10. ПОСЛАНИЯ К КОРИНФЯНАМ... 271

I. ЦЕРКОВЬ В КОРИНФЕ.. 271

II. ПРОТИВНИКИ ПАВЛА В КОРИНФЕ.. 272

III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПАВЛА С КОРИНФЯНАМИ.. 273

IV. МЕТОДЫ СОСТАВЛЕНИЯ.. 279

V. ДАТИРОВКА ПОСЛАНИЙ.. 280

ГЛАВА 11. ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ... 292

I. МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ ПОСЛАНИЯ.. 292

II. ДАТИРОВКА.. 295

III. ПРИЧИНА И ЦЕЛЬ. 299

IV. ИСТОЧНИК ОППОЗИЦИИ В ГАЛАТИЙСКИХ ЦЕРКВАХ.. 300

V. АУТЕНТИЧНОСТЬ. 301

ГЛАВА 12. ТЮРЕМНЫЕ ПОСЛАНИЯ.. 308

ГЛАВА 13. ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ... 312

I. АУТЕНТИЧНОСТЬ. 312

II. МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ.. 325

III. ЦЕЛЬ. 328

IV. ДАТИРОВКА.. 329

ГЛАВА 14. ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ... 342

I. ФИЛИППИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ. 342

II. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ.. 343

III. АУТЕНТИЧНОСТЬ. 344

IV. МЕСТО И ДАТА ОТПРАВКИ.. 344

V. ЦЕЛОСТНОСТЬ ПОСЛАНИЯ.. 348

VI. ЗАИМСТВОВАНИЕ В ПОСЛАНИИ К ФИЛИППИНЦАМ (2.6-11) 350

ГЛАВА 15. ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ... 357

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦЕРКВИ.. 357

II. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ.. 357

III. ЕРЕСЬ. 358

IV. ЦЕЛЬ. 359

V. АУТЕНТИЧНОСТЬ. 360

VI. МЕСТО И ДАТА ОТПРАВЛЕНИЯ.. 361

VII. ПИСЬМО ИЗ ЛАОДИКИИ.. 363

ГЛАВА 16. ПОСЛАНИЯ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ... 371

МИССИЯ ПАВЛА В ФЕССАЛОНИКУ.. 371

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ.. 372

I. ЦЕЛЬ. 372

II. ДАТИРОВКА.. 373

III. АУТЕНТИЧНОСТЬ. 373

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ.. 375

I. АУТЕНТИЧНОСТЬ. 375

II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОСЛАНИЙ.. 377

III. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ И ЦЕЛЬ. 378

IV. ДАТИРОВКА.. 379

ГЛАВА 17. ПАСТЫРСКИЕ ПОСЛАНИЯ.. 387

I. АУТЕНТИЧНОСТЬ ПОСЛАНИЙ.. 387

II. ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЙ.. 402

III. ДАТИРОВКА ПОСЛАНИЙ.. 403

ГЛАВА 18. ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ.. 423

I. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ.. 423

II. АУТЕНТИЧНОСТЬ. 424

III. ДАТИРОВКА.. 425

IV. ОНИСИМ... 425

ГЛАВА 19. ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ... 428

II. ЧИТАТЕЛИ.. 433

III. ЦЕЛЬ. 435

IV. МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ.. 438

V. ДАТИРОВКА.. 441

VI. ФОН.. 442

VII. ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМА.. 445

VIII. ЛИТЕРАТУРНОЕ СХОДСТВО.. 446

IX. СОВРЕМЕННАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ПОСЛАНИЯ.. 446

ГЛАВА 20. ПОСЛАНИЕ ИАКОВА.. 465

II. АДРЕСАТ. 475

III. ДАТИРОВКА.. 476

IV. ЦЕЛЬ. 478

V. ЛИТЕРАТУРНАЯ ФОРМА И СТИЛЬ. 479

ГЛАВА 21. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА.. 491

I. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА В РАННЕЙ ЦЕРКВИ.. 491

III. ЦЕЛЬ. 499

IV. МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ.. 500

V. ДАТИРОВКА.. 501

VI. ЦЕЛОСТНОСТЬ. 502

VII. МЕСТО НАПИСАНИЯ.. 504

VIII. ЛИТЕРАТУРНОЕ СХОДСТВО.. 504

IX. ИСТОЧНИКИ.. 506

ГЛАВА 22. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА.. 522

I. ПОСЛАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ.. 522

III. ЧИТАТЕЛИ.. 537

IV. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ И ДАТИРОВКА.. 538

V. ЦЕЛОСТНОСТЬ ПОСЛАНИЯ.. 538

VI. ЛЖЕУЧИТЕЛЯ.. 539

VII. СВЯЗЬ С ПЕРВЫМ ПОСЛАНИЕМ ПЕТРА.. 541

VIII. ДРУГИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ.. 541

IX. СОВРЕМЕННОСТЬ ПОСЛАНИЯ.. 542

ГЛАВА 23. ПОСЛАНИЯ ИОАННА.. 557

II. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ И ФОН.. 560

III. ЦЕЛЬ. 561

IV. ФОРМА И МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ.. 561

V. СВЯЗЬ С ЧЕТВЕРТЫМ ЕВАНГЕЛИЕМ... 562

VI. СВЯЗЬ С УЧЕНИЕМ ПАВЛА.. 565

VII. ДАТИРОВКА.. 566

II. НАЗНАЧЕНИЕ.. 568

III. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ И ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ.. 570

IV. ДАТИРОВКА.. 570

II. НАЗНАЧЕНИЕ.. 571

III. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ И ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ.. 571

IV. ДАТИРОВКА.. 572

ГЛАВА 24. ПОСЛАНИЕ ИУДЫ... 585

III. ДАТИРОВКА.. 587

IV. ЛЖЕУЧИТЕЛЯ.. 588

V. ЦЕЛЬ. 590

VI. МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ.. 590

VII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АПОКРИФИЧЕСКИХ КНИГ. 591

VIII. СВЯЗЬ СО ВТОРЫМ ПОСЛАНИЕМ ПЕТРА.. 592

IX. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.. 596

X. ЦЕННОСТЬ ПОСЛАНИЯ.. 596

ГЛАВА 25. КНИГА ОТКРОВЕНИЯ.. 604

I. КНИГА ОТКРОВЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ.. 604

III. ДАТИРОВКА.. 612

IV. ЦЕЛЬ. 617

V. МЕСТО НАЗНАЧЕНИЯ.. 618

VI. ИСТОЧНИКИ.. 619

VII. ЦЕЛОСТНОСТЬ. 620

VIII. СТРУКТУРА.. 621

IX. ВЕЧНОЕ БЛАГОВЕСТИЕ.. 624

ПРИЛОЖЕНИЕ I. 642

СОБРАНИЕ ПОСЛАНИЙ ПАВЛА.. 642

I. ДРЕВНЕЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ СОБРАНИЯ ПОСЛАНИЙ ПАВЛА.. 642

II. ПРОБЛЕМА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ПОСЛАНИЙ ПАВЛА.. 643

ПРИЛОЖЕНИЕ II. 652

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА.. 652

I. ОСНОВНЫЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.. 652

II. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ.. 653

III. РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 654

ПРИЛОЖЕНИЕ III. 658

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ПСЕВДОЭПИГРАФИЯ.. 658

I. ПРОБЛЕМА.. 658

II. ПРИМЕРЫ В ИУДЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.. 659

III. ХРИСТИАНСКИЕ НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ... 660

IV. СПОРНЫЕ НОВОЗАВЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ... 661

V. ИМИТАЦИЯ И ЕЕ ОБНАРУЖЕНИЕ.. 663

VI. СОВРЕМЕННЫЕ ПСЕВДОЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 664

ПРИЛОЖЕНИЕ IV.. 669

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАССМОТРЕНИЕ СИНОПТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ... 669

I. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ... 669

II. ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ.. 673

III. ПРОБНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЙ.. 676

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ. 678

ГЛОССАРИЙ.. 698

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 706

ГЛАВА 1. ЕВАНГЕЛИЯ

1867. Например, ср.: А. М. Hunter, Interpreting the New Testament (1951), p. 64. Однако многие обращают большее внимание на экклезиологические проблемы (например, Скотт: Е. F. Scott, Literature of the New Testament, p. 193). Основные акценты в критике Пастырских Посланий сменялись циклически. Ранние критики до Баура в своих нападках на аутентичность Посланий придавали большое значение стилистическим различили, а Тюбингенская школа прибегла к возражениям исторического характера. Краткий исторический обзор развития критики в данный период см.: Е. Reuss, History of the Sacred Scriptures of the New Testament (англ. nep. 1884). Позже Гольцман в своей критике вновь обратился к лингвистическим аргументам. Все возрастающий интерес к подсчетам количества и соотношения слов могут изменить направление критики в совершенно ином направлении. Ср.: А. Q. Morton and J. McLeman, Christianity and the Computer (1964); idem, Paul, the Man and the Myth (1966). В этих работах предполагается, что авторство может быть объективно установлено с помощью статистических методов. Мортон исследует различные образцы античной прозы, основываясь в своих сопоставлениях на таких критериях, как частота распространения слов и длина предложений. При этом автор утверждает, что стиль можно установить более достоверно на основе часто встречающихся слов, чем исходя из характерных стилистических выражений, так как первые не зависят от настроения или цели. В качестве критерия Мортон избрал частоту употребления слова και /саі/и применение артиклей. Он утверждает, что каждый автор с статистической точки зрения имеет определенную частоту употребления одного и того же слова в пределах незначительных вариаций, и затем приходит к выводу о том, что если отклонения более существенны, то они указывают на иного автора. В результате своих исследований Мортон заключает, что только Послания к Галатам, к Римлянам, 1 и 2 к Коринфянам являются подлинными (также и Послание к Филимону, включенное в число аутентичных Посланий не на основе статистических соображений). Вне всяких сомнений, заключение выведено чересчур догматично. Статистическая методология Мортона не избежала критики. Cp.: С. Dinwoodie, SJT 18 (1965), рр. 204-218; G. В. Caird, ET 76 (1965), р. 176; Н. К. McArthur, ET 76 (1965), pp. 367-370; J. J. O"Rourke, JBL 86 (1967), pp. 110-112; Η. K. McArthur, NTS 15 (1969), pp. 339 -349. Все критики согласны в том, что Мортон основывает свои заключения на неадекватных данных. Динвуди резонно замечает, что данное исследование выглядит так, как будто автор приходит к определенным умозаключениям еще до исследования данных. Мак-Артур доказывает, что графики Мортона показывают преувеличенное постоянство частоты употребления και /саі/ для каждого автора, между тем как собственные выборочные исследования других древнегреческих авторов Мак-Артуром обнаружили гораздо большую вариативность частоты και для каждого из них. Совершенно очевидно, что необходимы обширные исследования в области статистики и лингвистики до того, как можно будет применять подобные методы. Более того, необходимо отметить, что большинство Посланий Павла слишком кратки и не обладают достаточной длиной для того, чтобы послужить доброкачественный предметом для сопоставления с древнегреческими прозаиками, для которых сам Мортон определил желательный объем выборки для исследования (100 предложений). Необходимо также отметить, что метод ориентирован только на отрицание общего авторства, а не наоборот. Все это привело к отрицательный результатам исследования, достигнутый Мортоном. Однако ср. статью: К. Grayston and G. Herdan, "The Authorship of the Pastorals in the Light of Statistical Linguistics", NTS 6 (October 1959), pp. 1-15, в которой также предпринимается попытка использовать статистику для опровержения авторства ап. Павла. Посредством математических расчетов типичных признаков эти писатели пришли к выводу о том, что Пастырские Послания разительно отличаются от павловских Посланий, и на основе мнения "стиль есть человек" они считают маловероятным, чтобы Павел мог настолько изменить свой стиль, насколько этого требовали изменившееся обстоятельства.

Описание курса «Обзор Нового Завета»

Новый Завет – это история об Иисусе Христе и Божьем замысле спасения людей, в мир которых вошел грех. Учебный курс «Обзор Нового Завета» состоит из десяти лекций, предлагающих нам краткий обзор двадцати семи Книг Нового Завета. Курс знакомит с основным содержанием каждой новозаветной Книги, объясняет цель ее написания, уделяет внимание богословским вопросам и принципам практического применения библейских истин в повседневной жизни и служении. Курс «Обзор Нового Завета» – это первая ступень для тех, кто желает посвятить себя глубокому изучению Священного Писания.

Цели и задачи курса:

По завершению изучения этого курса студент должен уметь следующее:

    Кратко формулировать историю о Божественной любви, изложенную в Новом Завете, и объяснять, какова роль Христа в этой части Библии.

    Понимать, в чём состоит уникальность каждого Евангелия и каждого автора, а также показывать, каким образом общие свидетельства всех четверых представляют нам глубокую картину, изображающую Христа-Человека и Его дела.

    Отвечать на вопрос: «Кто Такой Иисус Христос?»

    Давать характеристику Его чудес и притч и уметь применять особые принципы для правильного понимания притчи.

    Объяснять главные темы Книги Деяний.

    Кратко излагать биографию Апостола Павла, включая его миссионерские путешествия, а также понимать причину его духовного горения.

    Разбираться в главных темах Евангелия и применять важные духовные истины, содержащиеся в каждом из Посланий.

    Делать выводы из написанного в Книге Откровение и применять изложенные в ней духовные истины.

Лекция 1. Введение

Лекция 2. Евангелия

Лекция 3. Кем был Иисус Христос?

Лекция 4. Чудеса и притчи Иисуса Христа

Лекция 5. Книга Деяний Апостолов. Часть 1

Лекция 6. Книга Деяний Апостолов. Часть 2

Лекция 7. Послания Павла. Часть 1

Лекция 8. Послания Павла. Часть 2

Лекция 9. Общие Послания

Лекция 10. Послания Иоанна и Книга Откровения

По введению в Новый Завет написано много, но почти все - на английском, немецком и французском языках. Поэтому нужда в подобной литературе на русском языке ощущалась давно.

Книга английского ученого, преподавателя языка и литературы Нового Завета Лондонского Библейского Колледжа Дональда Гатри - это серьезный академический труд.

А с другой стороны - автор объективно и непредвзято освещает почти все существующие на сегодняшний день изыскания в области Нового Завета. Он учитывал существование разных теорий и замечаний о книгах и содержании Нового Завета, а потому коснулся и их в своем труде. Автор не пытается разрешить спорные вопросы, а просто разбирает современные критические мнения, представляя их на суд читателей.

Из книги

Одной из самых трудных проблем в евангельской критике является определение места предания. Некоторые критические научные школы отвергают внешние свидетельства на том основании, что подход очевидцев не был научным, и потому они не могли сохранить достоверные предания. Другой крайностью является течение, которое рассматривает древнее свидетельство почти что как священное и потому бесспорно верное. Но ни один из этих подходов не является удовлетворительным. Первый повинен в чрезмерной модернизации, так как считает, что только то свидетельство, которое соответствует современным научным формулам, может быть правильным. Но несмотря на то, что первые христиане были людьми своего времени, в значительной мере некритического и ненаучного века, это не значит, что они легковерно относились к вопросам, которые затрагивали их веру, так как знали, что в любое время они могут быть призваны защищать свою позицию. Что же касается другой точки зрения, которая считает предание столь же важным, как внутренние свидетельства, является неоправданной, так как некоторые предания явно не точны. Никто серьезно не станет, например, утверждать, что Андрей принимал участие в составлении Евангелия от Иоанна, как это следует из Мураториева канона. Каждое предание несомненно должно быть тщательно взвешено.

Где имеется твердо удостоверенное древнее предание, там правильно будет полагать, что это предание возможно и верное, пока не будет доказано обратного. Иными словами говоря, где предание и внутренние свидетельства противоречат друг другу, там толкование последних не должно подвергаться сомнению, если нет твердой уверенности в том, что традиционный взгляд неправилен. Где внутренние свидетельства явно и бесспорно противоречат преданию, там последнее конечно должно быть отвергнуто. Примером тому может служить связь между апостолом Петром и Евангелием от Марка.

Хотя и можно спорить о связи между ними, как это делают некоторые сторонники метода "истории форм", однако многое говорит в поддержку этой связи, так как тому есть бесспорные доказательства. Иначе говоря, все существующие ранние предания позволяют утверждать вероятность того, что эта связь основана на факте, и только возможность обратного должна быть полностью отвергнута. Предположения, что что-то могло произойти, очень далеки от того, что в действительности произошло. Где предание четко и ясно утверждает последнее, там критика должна доказать, что это не могло произойти, прежде чем приводит свидетельства в поддержку обратного. Иными словами, возможность не должна вытеснять вероятности.