Грамматическая основа предложения с примерами. Что такое грамматическая основа? Грамматическая основа предложения улицы самые высокие

26.11.2023

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий .

Завтра обязательно наступит.

Междометие

Далече грянуло ура .

Словосочетание

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры :

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также :

  • Материалы по теме: и " ".

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3 . Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример : Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример : Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Изучая русский язык, каждый обучающийся рано или поздно встречается с таким понятием, как грамматическая основа. Что же это такое? Грамматическая основа это «фундамент» предложения или основная его часть, состоящая из подлежащего и сказуемого (иногда предложение состоит из той или иной части, то есть из подлежащего или сказуемого). В одном предложении может встречаться как одна, так и несколько грамматически основ.

Как найти грамматическую основу

Навыки в поиске грамматической основы помогут учащемуся быстрее и правильнее расставить знаки препинания и определить его смысл.

Грамматическая основа и все его составные части можно определить с помощью правильно подобранных вопросов.

Чтобы верно определить грамматическую основу для начала хорошо прочитайте предложение целиком и постарайтесь вникнуть в его суть. Условно разделите предложение на несколько частей по смыслу. Затем переходите к определению подлежащего. Обратите внимание, что некоторые предложения его не содержат. В таком случае поиск грамматической основы начинается и заканчивается поиском сказуемого. Если же перед вами предложение с двумя составными частями, то сразу же переходите к определению подлежащего. Тут нужно быть предельно внимательным, так как от определения подлежащего будет зависеть правильность определения грамматической основы целиком.

Затем переходите к определению сказуемого. Для этого задайте вопрос от подлежащего. Сказуемое характеризует действие предмета, его свойство и т.д.


Зависимость грамматической основы от вида предложения

В простом предложении содержится только одна грамматическая основа, а в сложном – две и более. Односоставное предложение содержит лишь одну часть грамматической основы(подлежащее или сказуемое). В двусоставном предложение встречается как подлежащее, так и сказуемое.




Примеры

Чтобы ещё лучше разобраться в сути темы, приведем несколько примеров.

  1. Облака закрыли солнце.
    В этом простом примере определить грамматическую основу не так и сложно. Подлежащим является слово «облака». Оно отвечает на вопрос «что?». Сказуемым является глагол «закрыли», которое отвечает на вопрос «что сделали?». Таким образом, грамматическая основа – это словосочетание «облака закрыли».
  2. Моя тётя спешила на работу.
    В данном случае подлежащее «моя тётя», а глагол «спешила». Таким образом, грамматическая основа это «моя тётя спешила»
  3. Меня так учили.
    В данном случае подлежащего в основе нет, здесь имеется только сказуемое «учили». Оно и будет являться грамматической основой.

Грамматическая основа – это ядро предложения, правильное определение которой позволит верно определить остальные члены предложения, правильно расставить знаки препинания и определить смысл текста.

Выпишите грамматическую основу предложения 5.


(1)Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища на мокром асфальте, в котором отражается свет больших прямоугольных окон? (2)Идёт невидимый мелкий дождь. (3)А из освещённых праздничных окон музыкального училища доносятся приглушённые звуки разных инструментов, и дом похож на оркестр, который настраивается перед концертом.

(4)Мальчик шёл из булочной, а хлеб спрятал от дождя под пальто. (5)На улице было скверно. (6)Люди мечтали поскорее добраться до крыши, очутиться в сухом месте. (7)А он разгуливал под окнами музыкального училища.

(8)Мальчик искал скрипку. (9)И нашёл её. (10)Она звучала в окне второго этажа. (11)Он прислушался. (12)Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле. (13)Все окна как бы умолкли и погасли.

(14)Светилось только одно. (15)Мальчик стоял под ним, а дождь тёк за воротник. (16)Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. (17)Он вздрогнул и обернулся. (18)На тротуаре стояла круглолицая девочка с двумя короткими толстыми косичками. (19)В руке девочка держала огромный виолончельный футляр.

– (20)Опять ждёшь Диану? – спокойно спросила девочка.

– Никого я не жду.

– (23)Неправда, – не отступала девочка, – чего ради стоять на дожде, если никого не ждёшь.

– (24)Я ходил за хлебом, – ответил мальчик, – вот видишь… хлеб.

– (25)Пойдём, – уверенно сказала девочка. – (26)Что мокнуть.

(27)Ему ничего не оставалось, как пойти рядом с ней. (28)Ярко освещённый дом музыкального училища растворился в дожде.

– (29)Знаешь что, – предложила она, – пойдём ко мне. (30)Я сыграю тебе ноктюрн. (31)Мы будем пить чай.

(32)Он ничего не ответил. (33)Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой круглолицей рядом была Диана. (34)И если бы она сказала: «Я сыграю тебе ноктюрн. (35)Мы будем пить чай».

– (36)Так пойдём ко мне? – робко повторила девочка.

– (37)Всё равно, – сказал он.

– (38)Вот и хорошо!

(39)Дождь не проходил. (40)Он обволакивал фонари, здания, силуэты деревьев. (41)Все предметы теряли форму, расплываясь. (42)Город обмяк от дождя. (43)А почему он должен гордо стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? (44)Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её. (45)Конечно, ей всё равно, стоит он или не стоит. (46)Есть он или его нет. (47)А эта круглолицая, напротив, сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.

(48)Всё складывалось очень хорошо. (49)Круглолицая уже не казалась ему такой круглолицей и вообще была славная девчонка. (50)Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы. (51)Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет прислушиваться к голосу виолончели.

(52)Вдруг мальчик как бы запнулся. (53)Ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой тяжёлой виолончелью, что это кто-то другой. (54)И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса. (55)Всё пропало. (56)И его самого уже нет…

(57)В следующее мгновение он остановился. (58)Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома. (59)Потом он крикнул:

(60)И побежал.

– (61)Куда ты?.. (62)А как же ноктюрн? – крикнула ему вслед круглолицая девочка.

(63)Но он не оглянулся и ничего не ответил. (64)Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.

(По Ю. Яковлеву*)

*

(5)На улице было скверно.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчик убежал от круглолицей девочки?»

1) Он торопился домой, потому что промок под дождём.

2) Мальчика ждала скрипачка Диана.

3) Мальчик не хотел общаться с круглолицей девочкой, потому что она была высокомерной.

4) Мальчик решил остаться верным своей любви.

Пояснение.

Последнее высказывание является важнейшим в понимании смысла всего текста: решив остаться верным своей любви, мальчик оставляет неинтересную ему девочку.

Ответ: 4

Ответ: 4

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.В. Джанджаковой.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

15.1 Известный лингвист Е.В. Джанджакова говорила: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Не вызывает сомнения, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, речь является показателем уровня интеллектуального и духовного развития человека: чем ниже уровень развития человека, тем беднее его речь. В оформлении мысли немаловажную роль играет грамматика. Так, использование в речи сложноподчиненных предложений свидетельствует о том, что человек умеет грамотно, стройно сформулировать высказывание, а, следовательно, и мыслит он последовательно, логично.

Обратимся к тексту Юрия Яковлева.

Проанализируем грамматический строй предложения 54 (И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.) Оно представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено однородными дополнениями (к зданию, к жизни, к окнам). Это позволяет автору составить ёмкое высказывание, показать, насколько важны герою его переживания.

Предложение №60 (И побежал.), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог неожиданно завязавшемуся знакомству: герой не будет изменять себе, своему чувству, потому что это чувство и есть самое главное в нём. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.

Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Джанджакова была права в утверждении, что очень важно правильно подобрать нужные средства для выражения мысли.

15.2 Небольшой отрывок заканчивается словами «Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе». Этими словами Юрий Яковлев описывает состояние главного героя, мальчика, который от отчаяния решился отказаться от своей тайной мечты: дождаться, пока Диана выйдет к нему, заметит его и (может даже) пригласит слушать ноктюрн и пить чай.

Мы знаем, почему мальчик стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища. Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Эта девочка завладела душой и сердцем героя, но и её скрипка, и сама Диана холодны и неприступны.

Случайная знакомая, круглолицая девочка с виолончелью, напротив, «сама заговаривает, и не убегает, и зовёт его слушать ноктюрн и пить чай.» Соглашаясь идти с нею, главный герой пытается убедить себя в том, что она «славная девочка» и что ему не стоит больше ждать, пока Диана его заметит.

Но, как говорят, сердцу не прикажешь. Увидев себя как бы со стороны и поняв, что он поступает против души, мальчик принимает подсказываемое сердцем решение: чтобы остаться самим собой, он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана...И ничего с этим не поделаешь: такова любовь...

15.3 Человеку свойственно любить, то есть испытывать глубокое эмоциональное влечение, ощущать сердечную привязанность. Именно такие чувства мы называем любовью. Роль любви в нашей жизни огромна: начинается она с любви к маме, к родной земле, к домашним питомцам. Взрослея, мы влюбляемся и выбираем среди сотен тысяч людей того единственного человека, от мыслей о котором замирает душа и колотится сердце. Юношеская влюблённость - это способность восхищаться и восторгаться избранником и бесконечное желание нравиться ему, привлекать к себе внимание и быть рядом с ним.

Почему мальчик, герой Юрия Яковлева, стоит под дождём, не идёт домой, почему смотрит на окна музыкального училища? Потому что среди звуков разных музыкальных инструментов он слышит только голос скрипки, скрипки, которая в руках у Дианы поёт, смеётся и устало бредёт по земле. Мы знаем, что закончится репетиция, и Диана пробежит мимо, не догадываясь, что её ждут; мы не знаем, заметит ли она когда-нибудь мальчика, но абсолютно точно одно: он будет ждать столько, сколько нужно. И никакие посторонние девочки с виолончелями и ноктюрнами не в состоянии помешать этому. В его мечтах только одно: была бы вместо этой круглолицей его Диана...

Из влюблённости может вырасти настоящая любовь. Герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв искренне любит Машу Миронову, она отвечает ему взаимностью. Они не просто восторгаются друг другом, они спасают друг друга в тяжелейших жизненных ситуациях. Пример их отношений, основанных на любви и желании сделать счастливым другого человека - это пример, достойный подражания. Есть на страницах повести и другая любовь, отталкивающая и пугающая - любовь Швабрина к Маше. Швабрин не способен на глубокое чувство, он может пойти на низость и подлость, чтобы добиться своего, о чувствах любимого человека он не думает.

Любовь бывает взаимной и безответной. Первая делает человека счастливым, вторая делает его несчастным. Ради любви человек может совершить подвиг, а может пойти на преступление. Это огромная сила, способная двигать людьми, распоряжаться их судьбами, вершить суд и даровать милость.

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 682C0F, вариант РЕШУ № 101

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мальчик вернулся к музыкальному училищу, потому что хотел остаться верным самому себе и своей любви.

2) Знакомая скрипка слышалась из окна второго этажа музыкального училища.

3) Мальчик задержался у музыкального училища, когда шёл в булочную.

4) Круглолицая девочка играла на виолончели.

5) Мальчик торопился домой, потому что промок под дождём.

Пояснение.

1) Мальчик вернулся к музыкальному училищу, потому что хотел остаться верным самому себе и своей любви. - Подтверждается предложением 64.

2) Знакомая скрипка слышалась из окна второго этажа музыкального училища. - Подтверждается предложением 10.

3) Мальчик задержался у музыкального училища, когда шёл в булочную. - Противоречит предложению 4.

4) Круглолицая девочка играла на виолончели. - Подтверждается предложениями 18−19.

5) Мальчик торопился домой, потому что промок под дождём. - Противоречит предложениям 6−7.

Ответ: 124.

Ответ: 124

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.

2) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.

3) Она пробегает мимо легко и свободно, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её.

4) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.

5) Все окна как бы умолкли и погасли.

Пояснение.

2) Скрипка плакала и смеялась , она летала по небу и устало брела по земле.

5) Все окна как бы умолкли и погасли.

Ответ: 25.

Ответ: 25|52

Пояснение.

Грамматической основой предложения является «было скверно». Это безличное предложение.

Ответ: было скверно.

Ответ: былоскверно

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок 682C0F, вариант РЕШУ № 101

Выпишите грамматическую основу предложения 46.


(1)Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. (4)Они знают, в чём дело.

(5)В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)На старике солдатская гимнастёрка.

(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.

– (11)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.

(12)И старик отвечает:

– (13)Прошёл до Берлина… пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.

– (15)А ты не устал?

– (16)Устал. (17)Что поделаешь! (18)Идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)Я своих сыновей так и не догнал.

– (20)Они быстро шли?

– (21)Быстро.

– (22)Пешком?

– (23)Пешком. (24)Они же у меня Пешеходовы… (25)Только сыновья моложе. (26)Ноги у них резвые. (27)Я не поспевал за ними.

(28)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. (30)Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)И каждый хорошо знает свою роль.

– (33)Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

– (34)Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.

– (35)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

– (36)Мои сыновья, Семён и Василий.

– (37)А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

– (38)Мои сыновья…

(39)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:

– (40)Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(41)Нет, не собьёшь старика!

– (42)Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(43)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

– (44)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

– (45)Мои сыновья…

– (46)А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

– (47)Мои сыновья…

– (48)Везде поспевали?

– (49)Везде. (50)Ноги у них молодые. (51)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

– (52)Так и не вернулись?

– (53)Так и не вернулись. (54)Спят в могиле.

(55)И тогда кто-то из ребят решается спросить:

– (56)Где их могила?

(57)Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)Он говорит:

– (59)Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)По всей родной земле.

(61)И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

(По Ю. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

(4)Они знают, в чём дело.

В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му ста-рик Пе-ше-хо-дов любит об-щать-ся не со взрос-лы-ми, а с ре-бятнёй?»

1) Ре-бя-та не за-да-ют слож-ных во-про-сов, на ко-то-рые ста-рик не мог бы дать от-ве-ты.

2) Ре-бят-ня ис-крен-не ин-те-ре-су-ет-ся рас-ска-за-ми Пе-ше-хо-до-ва, верит в них, задаёт много во-про-сов.

3) Сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва – дав-ние дру-зья маль-чи-шек.

4) Дети охот-но по-мо-га-ют ста-ри-ку Пе-ше-хо-до-ву по хо-зяй-ству.

По-яс-не-ние.

Ста-рик любил об-щать-ся с ре-бя-та-ми за их ис-крен-ний ин-те-рес к его рас-ска-зам.

Ответ: 2

Ответ: 2

1. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния из-вест-но-го линг-ви-ста А.А. Ре-фор-мат-ско-го: «Что же в языке поз-во-ля-ет вы-пол-нять его глав-ную функ-цию – функ-цию об-ще-ния? Это син-так-сис» Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми А.А. Ре-фор-мат-ско-го. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

2. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фраг-мен-та тек-ста: «И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час!»При-ве-ди-те в со-чи-не-нии 2 (два) ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

3. Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние сло-во-со-че-та-ния СИЛА ДУХА? Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему «Что такое сила духа», взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой - из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта. Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

По-яс-не-ние.

1. Из-вест-ный линг-вист А.А. Ре-фор-мат-ский го-во-рил: «Что же в языке поз-во-ля-ет ему вы-пол-нять его глав-ную роль – функ-цию об-ще-ния? Это син-так-сис». Чтобы по-нять смысл этого вы-ска-зы-ва-ния, нужно вы-яс-нить зна-че-ние слова «син-так-сис». Син-так-сис – это раз-дел грам-ма-ти-ки – наука о со-еди-не-нии слов и стро-е-нии пред-ло-же-ний. Автор вы-ска-зы-ва-ния убеж-ден, что связь между пред-ме-та-ми и яв-ле-ни-я-ми в нашем со-зна-нии вы-ра-жа-ет-ся в том числе и через син-так-си-че-ские нормы по-стро-е-ния сло-во-со-че-та-ний и пред-ло-же-ний.

Об-ра-тим-ся к тек-сту Юрия Яко-вле-ва.

Про-ана-ли-зи-ру-ем грам-ма-ти-че-ский строй пред-ло-же-ния 1 (Когда в Бе-ло-зер-ской школе пишут со-чи-не-ние о войне, учи-те-ля знают: у кого-то в тет-рад-ке обя-за-тель-но по-явят-ся сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва – Семён и Ва-си-лий.) Оно пред-став-ля-ет собой слож-ную син-так-си-че-скую кон-струк-цию: пер-вая и вто-рая части пред-ло-же-ния свя-за-ны под-чи-ни-тель-ной свя-зью, вто-рая с тре-тьей – бес-со-юз-ной. с при-да-точ-ным опре-де-ли-тель-ным. Кроме того, пред-ло-же-ние ослож-не-но при-ло-же-ни-я-ми (Семён и Ва-си-лий). Это поз-во-ля-ет ав-то-ру со-ста-вить ёмкое вы-ска-зы-ва-ние, опре-де-ля-ю-щее тему тек-ста.

Пред-ло-же-ния №53-54, на-про-тив, про-стые, как бы од-но-знач-но под-во-дя-щее итог рас-ска-зу ста-ри-ка: эти пред-ло-же-ния пе-ре-да-ют и боль за на-вер-нув-ших-ся сы-но-вей, и уве-рен-ность, что не зря сы-но-вья по-гиб-ли. Так, ре-сур-сы син-так-си-са по-мо-га-ют точно и связ-но вы-ра-зить ав-тор-ский за-мы-сел.

Под-во-дя итог на-ше-го рас-суж-де-ния, при-хо-дим к вы-во-ду, что Ре-фор-мат-ский был прав в утвер-жде-нии важ-ной роли син-так-си-са для вы-ра-же-ния от-но-ше-ния го-во-ря-ще-го к окру-жа-ю-ще-му миру.

2. Фи-наль-ные стро-ки тек-ста Юрия Яко-вле-ва «И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час!» на-пол-не-ны жиз-не-утвер-жда-ю-щим смыс-лом. Сколь-ких людей унес-ла война!.. Но жерт-вы эти не на-прас-ны, по-то-му что оста-нов-лен фа-шизм, по-то-му что мы живём в мире 70 лет, по-то-му что с бла-го-дар-но-стью со-хра-ня-ют па-мять о ге-ро-ях по-том-ки.

Ста-рик Пе-ше-хо-дов всех по-гиб-ших сол-дат счи-та-ет сво-и-ми детьми, по-то-му что срод-ни-ла его с ними смерть сы-но-вей. Об этом го-во-рит-ся в пред-ло-же-ни-ях 58-60:

«(58)Он го-во-рит:

– (59)Мои сы-но-вья спят во всех сол-дат-ских мо-ги-лах. (60)По всей род-ной земле».

Горе отца пе-ре-да-но в пред-ло-же-нии 10: «Более того, он ждёт этих во-про-сов и, от-ве-чая на них, ис-пы-ты-ва-ет уди-ви-тель-ное чув-ство, зна-ко-мое лишь за-сы-ха-ю-ще-му де-ре-ву, когда на его уз-ло-ва-той мёртвой ветке не-ожи-дан-но за-зе-ле-не-ет ли-сток». Па-мять – един-ствен-ное, что у него оста-лось, он хочет, чтобы и не за-бы-ва-ли о пав-ших за-щит-ни-ках, по-это-му с го-тов-но-стью от-ве-ча-ет на во-про-сы ребят, и эти бе-се-ды все-ля-ют в ста-ри-ка уве-рен-ность, что жизни его и его сы-но-вей про-шли не зря.

«Люди, по-ку-да серд-ца сту-чат-ся, пом-ни-те, какою ценой за-во-е-ва-но сча-стье, по-жа-луй-ста, пом-ни-те!», - писал Ро-берт Рож-де-ствен-ский. Пока жива в наших серд-цах па-мять, у нас есть про-шлое, на-сто-я-щее и мы смело можем смот-реть в бу-ду-щее.

3. Сила духа - одно из глав-ных ка-честв, де-ла-ю-щее че-ло-ве-ка силь-ным. Это не-за-ме-ни-мое ка-че-ство, по-мо-га-ю-щее вы-жить в труд-ных жиз-нен-ных си-ту-а-ци-ях. Че-ло-век, силь-ный духом, спо-со-бен пре-одо-ле-вать, ка-за-лось бы, не-пре-одо-ли-мые пре-гра-ды. Ве-ли-чай-шее на-пря-же-ние ду-шев-ных и фи-зи-че-ских сил по-тре-бо-ва-лось от на-ше-го на-ро-да, чтобы вы-сто-ять в Ве-ли-кой Оте-че-ствен-ной войне. О силе духа рус-ских сла-га-ют-ся ле-ген-ды.

О му-же-стве и стой-ко-сти рус-ских сол-дат, о силе духа и стрем-ле-нии любой ценой дойти до По-бе-ды рас-ска-зы-ва-ет ста-рик-ве-те-ран. Всех, кто шёл и падал, кто падал и уже не смог под-нять-ся, на-зы-ва-ет ста-рик сво-и-ми сы-но-вья-ми. Как горь-ко зву-чат слова: «Шли, шли без от-ды-ха, а вер-нуть-ся с войны домой сил не хва-ти-ло.» В гла-зах детей по-гиб-шие сол-да-ты не про-сто люди, а на-сто-я-щие бо-га-ты-ри, ко-то-рые хоть и спят в брат-ских мо-ги-лах, но в тре-вож-ный час го-то-вы под-нять-ся на за-щи-ту Ро-ди-ны.

О судь-бе мо-ло-дой жен-щи-ны, остав-шей-ся один на один с го-ло-дом, раз-ру-хой, стра-хом и смер-тью я узна-ла из филь-ма "Ма-терь че-ло-ве-че-ская". Ка-за-лось бы, как можно вы-жить в таких усло-ви-ях? Но Мария смог-ла. И не толь-ко сама оста-лась жива: она спас-ла жизнь детям, по-те-ряв-шим ро-ди-те-лей. Вме-сте они сеяли хлеб, уха-жи-ва-ли за жи-вот-ны-ми и жили на-деж-дой на воз-вра-ще-ние рус-ских сол-дат, на по-мощь. И они до-жда-лись! Но не было бы у филь-ма оп-ти-ми-стич-но-го конца, если бы не сила духа Марии. Этот фильм - гимн силь-ной рус-ской жен-щи-не.

Сча-стье - встре-тить на своём пути людей, упор-ных, во-ле-вых, стой-ких. Но стре-мить-ся фор-ми-ро-вать силу духа дол-жен каж-дый че-ло-век, по-то-му что вы-дер-жать жиз-нен-ные ис-пы-та-ния под силу толь-ко таким людям.

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок E0E30C, вариант РЕШУ №102

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

Ана-лиз со-дер-жа-ния тек-ста.

Какие из вы-ска-зы-ва-ний со-от-вет-ству-ют со-дер-жа-нию тек-ста? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.

1) Ре-бят-ня ис-крен-не ин-те-ре-су-ет-ся рас-ска-за-ми Пе-ше-хо-до-ва, верит в них, задаёт много во-про-сов.

2) Сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва - дав-ние дру-зья маль-чи-шек.

3) Дети охот-но по-мо-га-ют ста-ри-ку Пе-ше-хо-до-ву по хо-зяй-ству.

4) Ста-рик Пе-ше-хо-дов по-яв-ля-ет-ся в люд-ных ме-стах Бе-ло-зер-ска в вос-крес-ные дни.

5) В школь-ных со-чи-не-ни-ях о войне в Бе-ло-зер-ской школе ре-бя-та часто пишут о сы-но-вьях ста-ро-го сол-да-та Пе-ше-хо-до-ва.

По-яс-не-ние.

1) Ре-бят-ня ис-крен-не ин-те-ре-су-ет-ся рас-ска-за-ми Пе-ше-хо-до-ва, верит в них, задаёт много во-про-сов. - Под-твер-жда-ет-ся пред-ло-же-ни-я-ми 9 и 10.

2) Сы-но-вья Пе-ше-хо-до-ва - дав-ние дру-зья маль-чи-шек. - Не-вер-но: в тек-сте нет та-ко-го утвер-жде-ния.

3) Дети охот-но по-мо-га-ют ста-ри-ку Пе-ше-хо-до-ву по хо-зяй-ству. - Не-вер-но: в тек-сте нет та-ко-го утвер-жде-ния.

4) Ста-рик Пе-ше-хо-дов по-яв-ля-ет-ся в люд-ных ме-стах Бе-ло-зер-ска в вос-крес-ные дни. - Под-твер-жда-ет-ся пред-ло-же-ни-ем 5.

5) В школь-ных со-чи-не-ни-ях о войне в Бе-ло-зер-ской школе ре-бя-та часто пишут о сы-но-вьях ста-ро-го сол-да-та Пе-ше-хо-до-ва. - Под-твер-жда-ет-ся пред-ло-же-ни-ем 1.

Ответ: 145.

Ответ: 145

Ана-лиз средств вы-ра-зи-тель-но-сти.

Ука-жи-те ва-ри-ан-ты от-ве-тов, в ко-то-рых сред-ством вы-ра-зи-тель-но-сти речи яв-ля-ет-ся фра-зео-ло-гизм.

1) При-хо-дят но-вич-ки и те, кто уже много раз слу-шал де-душ-ку Пе-ше-хо-до-ва.

2) Эти за-сы-па-ют во-про-са-ми, на ко-то-рые он от-ве-ча-ет с ве-ли-кой охо-той.

3) И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час!

4) Ста-рик рас-прям-ля-ет-ся, и веч-ный дым, сто-я-щий в его гла-зах, раз-ве-и-ва-ет-ся.

5) А к тому вре-ме-ни уже го-то-вы новые во-про-сы, и ста-рик от-ве-ча-ет на них сдер-жан-но и до-стой-но.

По-яс-не-ние.

2) Эти за-сы-па-ют во-про-са-ми , на ко-то-рые он от-ве-ча-ет с ве-ли-кой охо-той.

3) И от-то-го, что сы-но-вья де-душ-ки Пе-ше-хо-до-ва спят во всех брат-ских мо-ги-лах, дет-ские го-ря-чие умы снова пре-вра-ща-ют их в бы-лин-ных ге-ро-ев, го-то-вых проснуть-ся, когда пробьёт час !

Ответ: 23.

Ответ: 23|32

Пояснение.

Грамматическая основа предложения 46 состоит из сказуемого поднял подлежащего кто , это двусоставное предложение.

Ответ: кто поднял

Ответ: ктоподнял

Источник: Открытый банк ФИПИ, блок E0E30C, вариант РЕШУ №102

Выпишите грамматическую основу предложения 25.


(1)Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу. (2)Но я знаю девчонку Кэт – она может.

(3)Урс огромный. (4)У него шерсть свалялась сосульками. (5)Со лба сосульки спадают на глаза. (6)Урс пострашнее любого волка. (7)У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец. (8)Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров. (9)Страшно злобный пёс. (10)Но Кэт говорит, что он добряк.

(11)У Кэт не было своей собаки и не было надежды на собаку – она стала присматриваться к Урсу. (12)Расхаживала у дровяного склада и всё посматривала на Урса. (13)А он не обращал на неё внимания. (14)Тогда Кэт подошла к рыжей проволоке и дёрнула так, что раздался звон. (15)В два прыжка Урс очутился рядом. (16)Глаза блестели из-за шерстяных сосулек, и желтоватые клыки грозно обнажились. (17)Он хрипло зарычал, но Кэт стояла на месте. (18)Урс отрывисто залаял и бросился на проволоку, которая прогнулась и зазвенела. (19)В своей злобе он не почувствовал шипов. (20)Кэт приблизила к нему посиневшее лицо и заговорила.

(21)Оказывается, собаку мало кормить. (22)Необходимо, чтобы с ней разговаривали. (23)С Урсом никто не разговаривал. (24)Представьте себе, что мимо вас идёт множество людей и никто вас не замечает, никто с вами не разговаривает. (25)Это потяжелее голода. (26)Честное слово.

(27)Кэт заговорила с Урсом. (28)Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

(29)Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не разговаривал, не понимает слов. (30)Но он чувствовал в голосе длинноногой девчонки то, чего ему недоставало. (31)Он понимал не слова, а голос. (32)Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе. (33)Он даже наклонил голову набок – это первый признак, что собака слушает, участвует в разговоре.

(34)Злобный пёс стал поджидать Кэт у колючей проволоки. (35)Когда она приходила, Урс неловко махал хвостом, ему это было непривычно.

(36)Она, конечно, приносила ему кое-что, но для такого здорового пса кусок колбасы с хлебом – ровным счётом ничего. (37)Он ждал её не из-за колбасы.

(38)Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки. (39)И вместо клыков выпускал кончик языка.

(40)Потом Кэт протянула ему руку. (41)Он зарычал по привычке и тут же поджал хвост – от стыда. (42)Кэт не отдёрнула руку. (43)Она была или очень смелой, или очень доверяла Урсу. (44)Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть. (45)И он зажмурил глаза от счастья.

(46)В один из воскресных дней, когда склад был закрыт, Кэт подлезла под колючую проволоку и двинулась навстречу Урсу. (47)И люди, идущие мимо, заволновались, закричали от страха за глупую тонконогую девчонку, которая оказалась лицом к лицу со страшным Урсом.

(48)Но она-то знала, что Урс добряк. (49)И он не разорвал её на части, а тёрся кудлатой мордой о её ногу. (50)Кэт усадила огромного пса и стала расчёсывать его гребнем. (51)Она рвала гребень изо всех сил – попробуй расчеши такого! – но Урс не рычал, не огрызался. (52)Терпел. (53)Ему даже было приятно, и он с благодарностью поглядывал на девочку. (54)Она дала Урсу какие-то витамины для глаз. (55)И он лизнул их языком. (56)Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт.

(По Ю. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

(2)Но я знаю девчонку Кэт – она может.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Русский язык - один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Кроме того в нашем языке, как, пожалуй, ни в одном другом, большой арсенал специальных средств выразительности, одним из которых является эпитет. Эпитет В. А. Солоухин называл «одеждой слов». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста Эдуарда Шима.

Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются эпитеты, является предложение 5 (Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией). В предложении эпитеты: загадочное существо, золотыми глазами и другие - помогают нам представить образ девочки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим. Так автор опосредованно высказывает свое отношение к героине, подчеркивая ее привлекательность. В предложении 75 (Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и - плашмя, животом - падает на ракету) эпитеты используются автором для описания другого героя - Гоши.

Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Солоухина: «Эпитеты - одежда слов».

Дублирует № 3369.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

1. Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле. Сказуемое - главный член предложения, выражающий предикативный признак подлежащего: обозначает действие, свойство или состояние.

Сказуемое позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Юрия Яковлева.

В предложении №1 (Я что-то не слышал ни об одном мальчишке, который мог бы пробраться на дровяной склад и подойти к Урсу.) имеем дело с простыми глагольными сказуемыми: «не слышал, мог бы пробраться, подойти». В сказуемых сосредоточен основной смысл предложения: речь идёт о том, что собака настолько страшная, что нельзя предположить, что кто-то рискнул бы подойти к ней.

В предложении 3 составное именное сказуемое выражено именем прилагательным: «Урс огромный». В этом сказуемом определён основной признак собаки, её свойство, подчёркивающее грозный вид собаки.

Таким образом, прав известный лингвист Фёдор Иванович Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

2. Мы с детства знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло, верим в это, потому что тогда легче жить, потому что вера эта вселяет надежду. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Именно доброта и любовь Кэт помогли «растопить сердце» собаки. Урс откликнулся на добро которое разбудило в нём способность дружить и желание быть нужным. Именно об этом финальные строки текста Юрия Яковлева: «Потом они пошли между штабелей дров, рядом, Урс и Кэт».

Печально осознавать, что люди вокруг собаки оказывались бездушными, жестокими. Это люди сделали Урса «страшно злобным псом» (предложение 9). Они хотели видеть его таковым – он оправдывал их ожидания.

Нелегко Урсу осознавать, что он кому-то нужен. Подтверждение этому находим в предложениях 34-37. Видимо, немало пришлось ему вынести от людей, раз он так настороженно относится к Кэт. А добро всё равно победило.

Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления доброты. Кэт обладает этими качествами и обретает настоящего, преданного друга.

3. Доброта - это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям. Это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Совершая добрые дела и поступки, мы можем сделать счастливее того, кто нуждается в помощи, кто одинок и, может быть, даже зол на весь мир.

Возможно ли сделать так, чтобы огромный, суровый, страшный пёс дал себя погладить и покорно позволил вычёсывать шерсть? Все считали: нет. Урсу ненавидел людей и кидался к каждому, кто хоть как-то приближался к нему. Но так не считала Кэт - девочка добрая, смелая и так отчаянно мечтавшая о собаке-друге. Её доброта растопила сердце сурового Урсу, пёс поверил девочке. Животные, а собаки особенно, очень чувствуют, когда к ним - с добром, и платят верностью и преданностью.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

1) У него хо-лод-ные глаза и влаж-ные клыки ве-ли-чи-ной с палец.

2) Он рычал, рвал про-во-ло-ку, а она уго-ва-ри-ва-ла его, на-зы-ва-ла лас-ко-вы-ми име-на-ми, слов-но перед ней был бес-по-мощ-ный щенок, боль-ше-ла-пый, с шел-ко-ви-стой шер-стью, ещё не на-учив-ший-ся лаять.

4) Она за-пу-сти-ла руку в его гряз-ную нечёсаную шерсть.

5) Урс, ко-неч-но, не по-ни-мал, о чём го-во-рит Кэт: со-ба-ка, с ко-то-рой никто ни-ко-гда не раз-го-ва-ри-вал, не по-ни-ма-ет слов.

Пояснение.

1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.

2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

Ответ: 12.

Ответ: 12|21

Ответ: этопотяжелее

В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа - это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения - сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень . Люблю осень (односоставное).

Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег , и начнется настоящая зима (сложное предложение).

В обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие - подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

Так, подлежащее выражается:

  • Именем существительным: Скоро пойдет снег .
  • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
  • Причастием: Говорящий часто ошибается.
  • Инфинитивом: Жить - значит чувствовать.
  • (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
  • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

Сказуемое выражается:

  • Глаголом: Стоит хорошая погода.
  • Существительным: Москва - столица России.
  • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
  • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
  • Наречием: Все у нас хорошо .
  • Причастием: Наша семья причастна к науке.
  • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом ) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание ).

Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.

Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое

Главные члены составляют грамматическую основу предложения, без которой предложение существовать не может. Однако грамматическую основу может составлять и один главный член предложения. Такие предложения называются односоставными (т. е. в них присутствует только один главный член – подлежащее или сказуемое).
Кроме того, предложения делятся на простые и сложные. Простые имеют только одну грамматическую основу. Сложные предложения состоят из нескольких простых, соединённых союзами, союзными словами и (или) по смыслу, а следовательно имеют более одной грамматической основы.

Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы КТО? ЧТО?, действие, состояние или признак которого обычно раскрывается сказуемым.

Подлежащее может быть выражено любой частью речи.
1. Существительным в именительном падеже: Доход от акций вырос на пять процентов.
2. Местоимением в именительном падеже: Мы пришли на конференцию.
3. Субстантивированным прилагательным: Больной вызвал врача.
4. Числительным: Семеро одного не ждут.
5. Инфинитивом глагола: Учиться всегда пригодится.

Подлежащее может быть выражено и словосочетанием, и фразеологическим оборотом: Тихий океан раскинулся перед нами; Его длинный язык всегда портит дело.
Словосочетание может иметь различное значение:

  • количественное: Тридцать четыре работника написали заявление об отпуске; Обе подружки рассмеялись; Несколько человек остановились; Толпа людей собралась на площади;

  • избирательное: Никто из нас не согласился ехать;

  • собирательное: Директор с секретарём присутствовали на совещании;

  • временное: Стояла середина июля .

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и грамматически зависит от него, обозначает действие, состояние, признак, присущие подлежащему, отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ?, ЧТО СДЕЛАЕТ?, КАКОВ? и др.

Сказуемое делится на простое и составное.
Простое сказуемое выражается глаголом в любой форме: На столе в углу лежали папки; Зашёл бы ты ко мне поговорить; Я буду решать эти вопросы завтра.

Составное сказуемое в свою очередь делится на ещё два подвида: составное глагольное и составное именное.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного глагола в спрягаемой форме, который выражает грамматическое значение сказуемого и связывает его с подлежащим, и неопределённой формы глагола, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.
В качестве вспомогательного выступают:

  • глаголы, обозначающие начало, конец и продолжение действия: Я уже начал выполнять новое задание; Наш отдел прекращает бастовать ;

  • модальные глаголы, которые обозначают желание, нежелание, возможность или невозможность действия: Я могу выполнить ваш заказ; Хочу научиться вашей прозорливости; Отказываюсь быть мальчиком на побегушках!

  • глаголы, выражающие эмоциональное состояние: Все боялись возразить начальнику; Он любит работать ;

  • фразеологические сочетания: Наша компания имеет честь сотрудничать с таким знаменитым концерном.

Составное именное сказуемое из глагола-связки, выражающей грамматическое значение сказуемого, и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого. Причём связка может быть пропущена.
В качестве связки выступают:

  • глаголы БЫТЬ, ЕСТЬ: Я был очень доволен ;

  • глаголы, не выражающие самостоятельного значения: Алеша казался бледным ;

  • глаголы, выражающие значение движения, состояния, деятельности: Мы вернулись домой усталые .
В качестве именной части могут выступать:
  • имена существительные в именительном или творительном падеже: Трудолюбие есть главное условие успеха;

  • именами прилагательными: Тучи сделались прозрачней ;

  • именами числительными: Нас было четверо ;

  • местоимением: Андрей Николаевич был здесь своим ;

  • причастием: Эта встреча была непредвиденной ;

  • неразложимым словосочетанием: Сказуемое является главным членом предложения .

Второстепенные члены предложения

Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАКОЙ?, ЧЕЙ?, КОТОРЫЙ?, обозначает признак предмета.
Определение может быть выражено:
1) прилагательным, причастием, местоимением и порядковым числительным, словосочетанием с ведущим слово прилагательным или причастием, тогда оно называется согласованным, т. к. в этом случае оно согласуется с существительным в роде числе и падеже. Примеры:

  • Смолкли звонкие голоса птиц;

  • Мы заметили разбитую фару у приближающейся машины;

  • Под четвёртым номером значилась наша компания;

  • Своя ноша не тянет.
2) существительным, сравнительной степенью прилагательного, некоторыми притяжательными местоимениями, инфинитивом, словосочетанием, тогда оно называется несогласованным определением, т. к. связывается с определяемым словом только по смыслу. Примеры:
  • У памятника (какого? кому?) Пушкину до сих пор встречаются влюблённые; На его столе лежал журнал (какой?) с фотографиями ; Вода (какая?) из родника была холодной;

  • Детей (каких?) постарше отправили на речку за водой;

  • Глаза (чьи?) его (ее, их) были грустны;

  • Руководитель дал знак (какой?) замолчать .

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей имени существительного, обозначает субъект, объект и орудие действия.
Дополнение может быть выражено любой частью речи: Достань (что?) книгу (сущ.) с полки; Нас попросили (о чём?) не шуметь (инф. гл.); Пригласили (кого?) её (мест.) на ужин и др.
Дополнение может быть прямое и косвенное.
Прямое дополнение употребляется всегда без предлога и выражается формами винительного и родительного падежа при глаголе: Коммерсант принял (что?) решение ; Сегодня тебя (кого?) не будет?
Косвенное употребляется в форме любого косвенного падежа с предлогом или без.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАК?, КОГДА?, ГДЕ?, КУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, В КАКОЙ СТЕПЕНИ?, обозначает время, место, причину и способ действия предмета, т. е. обстоятельства, в которых производится действие.
Обстоятельство может выражаться существительным, наречием, деепричастием, инфинитивом и т. д.: Прочитаю (когда?) после обеда ; Начальник говорил (как?) очень быстро ; Сгорбившись , (как?) сидел усталый клерк за столом.

Кроме этого, существуют части предложения, которые не являются членами предложения. Это обращения, вводные слова и конструкции. Они выделяются запятыми, но не влияют на связь предложений в тексте.