Из какого произведения Очумелов? Характеристика образа. Название рассказа и говорящие фамилии персонажей Кто такой хрюкин в рассказе хамелеон

25.03.2024

Сочинение

Чехов - мастер художественной миниатюры. Это замечательная возможность сказать читателю коротко о многом.

Часто в своих произведениях А. П. Чехов использует такие имена и фамилии, которые отражают манеру поведения, внутренний облик героя, его поступки.

Один из рассказов автор назвал «Хамелеон». Читаем в словаре: «Хамелеон относится к пресмыкающимся. Окраска тела может очень изменяться в зависимости от освещения, температуры окружающей среды. В переносном значении - беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки».

Таким образом, сразу становится понятно: речь пойдет о пресмыкающихся, беспринципных людях. Но Чехов идет дальше, он награждает своих героев еще и фамилиями, которые говорят об их обладателях лучше любых характеристик: Очумелов, Хрюкин, Елдырин.

Случай, описанный Чеховым, происходит на базарной площади. Возле дровяного склада собралась толпа, которая наблюдает за поимкой собачонки, у которой «ни шерсти, ни вида...». Наконец собака поймана. Начинается выяснение обстоятельств: что случилось, кому принадлежит собака.

Очумелов, полицейский надзиратель, выслушивает золотых дел мастера Хрю-кина, который говорит, что «эта подлая ни с того, ни с сего» схватила его за палец. Демонстрирует укушенный палец и требует наказать хозяина собаки. Но ведь Хрюкин не говорит, что он по-свински отнесся к собачонке, ткнув «цигаркой в харю для смеха».Очумелов принимает решение истребить собаку и наказать хозяина.

Но тут выясняется, что это, кажется, генеральская собака. Кто-то из толпы выражает сомнение, кто-то утверждает, что собачонка принадлежит генеральскому брату. Бедный полицейский надзиратель, как очумелый, бросается от одного решения к другому.

Очумелов в растерянности: как бы не обжечься, ведь все-таки генерал... Он не присутствует здесь, но его чин и фамилия (Жигалов) определяют очередной вердикт: виновен Хрюкин.

Разве может Очумелов принять правильное решение? Его решения зависят от обстоятельств, места, они у него переменчивы, как окраска у хамелеона. Очумелов легко меняет свои взгляды, он словно флюгер, зависит от направления и силы ветра. Чем выше авторитет, тем больше он будет отстаивать его интересы.

Казалось бы смешная история. «Толпа смеется над Хрюкиным», но не смеет смеяться над Очумеловым и Елдыриным. Герои рассказа оставляют у нас гнетущее впечатление, неприятие, жалость. Кто управляет городом? Кому доверена защита людей?

Закрывая томик Чехова, мы мысленно обращаемся к автору со словами благодарности за то, что он предупреждает: будьте внимательны, нет ли среди вас хамелеонов, справедлив ли ты в жизни, от чего зависит твое собственное решение?

Другие сочинения по этому произведению

Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (4) Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Тема хамелеонства О чем рассказал Очумелов. Произведение по рассказу А. Чехова «Хамелеон» Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"(2) Почему свой рассказ Чехов назвал "Хамелеон" Обличение пошлости в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

Название рассказа . Название литературного произведения, особенно у писателя-классика, всегда значимо: в нем в сжатом виде заключено содержание произведения. Название — это «компрессированное, нераскрытое содержание книги, название можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания. Рассказ Чехова назван "Хамелеон", и идея хамелеонства (то есть приспособления к меняющейся обстановке путем изменения цвета кожи) затем развертывается в рассказе в переносном, метафорическом смысле. Совершенно очевидно, что рассказ содержит в себе сатирическое обобщение. Хамелеоны, находим в соответствующих справочниках, — «семейство пресмыкающихся, отряд ящериц; длина до 60 см. Окраска тела может сильно изменяться в зависимости от освещения, температуры, влажности и т. п. В переносном смысле хамелеон — беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки». Однако название имеет, видимо, не только метафорический, но и буквальный план.

Особенности антропонимики (имен персонажей). Говорящие фамилии в рассказе используются как средство характеристики персонажей, выбраны с целью создания комического эффекта. Персонажи рассказа — люди самые разные, представляющие народ, «улицу», человека толпы. Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутые характеристики (о жанровых особенностях рассказов Чехова см. выше), имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь. Перечислим «полные» имена, как они даны в тексте.

«Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке » — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия).

«Елдырин — рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником », он «шагает», следовательно, высокого роста. И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.

«Золотых дел мастер Хрюкин » — вздорный человек со вздорными претензиями («золотых дел мастер» может иметь такую фамилию, разумеется, только в сатирическом произведении).

Генерал Жигалов — внесценический персонаж, слово “генерал” как бы является частью его имени, причем имя и отчество у генерала Жигалова отсутствуют: они невозможны в глазах тех, кто находится ниже него на ступеньках общественной и служебной лестницы.

Владимир Иванович Жигалов — брат генерала Жигалова, ему как человеку с высоким общественным положением дана привилегия иметь имя и отчество.

Нужна помощь. Характеристика Очумелова и Хрюкина. Произведение Хамелион. и получил лучший ответ

Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]
Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя. Почему Очумелов? Может быть, именно потому, что, очумев, растерявшись, герой произведения не знает, что ему делать, на что решиться. Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова, завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь. Среди первых реплик Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться! » Вроде бы речь о собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось. Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку, «делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее. Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в слезящихся глазах. Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения, морального, материального, юридического: «сорву я с тебя» , «пущай мне заплатят» , «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете» . Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к предполагаемому хозяину. То Хрюкина обвиняют в том, что он сам «расковырял палец гвоздиком» , чтобы «сорвать» , то советуют дела этого так не оставлять, «нужно проучить» , то его иначе как свиньей и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар.

Ответ от Никита Леутин [новичек]
Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова, завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь. Среди первых реплик Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться! » Вроде бы речь о собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось. Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку, «делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее. Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в слезящихся глазах. Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения, морального, материального, юридического: «сорву я с тебя» , «пущай мне заплатят» , «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете» . Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к предполагаемому хозяину. То Хрюкина обвиняют в том, что он сам «расковырял палец гвоздиком» , чтобы «сорвать» , то советуют дела этого так не оставлять, «нужно проучить» , то его иначе как свиньей и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар.

1 вариант

Чехов - мастер маленького рассказа. В маленьком рассказе писатель научился передавать всю жизнь человека. Одна точная и меткая деталь, короткий диалог, мелкие подробности, как будто незначительные реплики - и перед читателем предстают не названные автором, но ясна видимые глубины жизни. Такую же роль в рассказах А. П. Чехова выполняют «говорящие» фамилии, являющиеся слагаемой стиля писателя, одним из средств, создающих художественный образ.

Рассмотрим, какую функцию «говорящие» фамилии выполняют в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Фамилий в рассказе встречается не много; но все они так или иначе способствуют более эффективной характеристике персонажа: полицейский надзиратель Очу-мелов, рыжий го родовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин. Сразу же обращает на себя внимание название произведения - «Хамелеон». В прямом значении хамелеон - это порода ящериц, кожа которых способна быстро менять цвет, приспособляясь к окраске окружающих предметов. О каком же хамелеоне рассказывает нам автор?

Завязка сюжета: полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке идет через базарную площадь. В руках у его помощника, городового Елдырина, решето с конфискованным крыжовником. Кругом тишина. На базарной площади нет даже нищих.

Счастливый случай дает возможность Очумелову предстать перед народом во всей красе. Золотых дел мастера Хрюкина укусила собака, подтверждением чему служит его окровавленный палец. Хрюкин призывает стража порядка строго наказать виновника его беды. Только не совсем понятно, чего в действительности хотел Хрюкин, для чего пытался определить хозяина пса: то ли наказать нерадивого владельца, то ли подзаработать деньжат. Теперь вернемся к самому виновнику происшествия. Это не огромный злобный пес: «В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса».

Суд над псом оказывается недолгим. Мера наказания полностью зависит от того, кто в действительности является владельцем щенка. Если пес бродячий, нечего долго размышлять. Другое дело, ежели его владелец кто-то из высокопоставленных особ.

Если владелец - генерал, даже окровавленный палец не служит достаточным доказательством вины пса. В таком случае сам Хрюкин поцарапал себе палец гвоздиком, решив подзаработать на жизнь.

В данном случае фамилия полицейского полностью оправданна. Вряд ли такое решение проблемы можно назвать справедливым. Очу-мелов руководствуется только ему подходящим правилом. Он должен подобострастно относиться к тем, кто стоит на ступеньку выше на социальной лестнице. Очумелов - настоящий хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от обстоятельств. Сколько раз меняет свое мнение «справедливый судья» Очумелов, узнавая все новые и новые подробности! И уже подписан смертный приговор собачке: «Истребить, вот и все», но тут всплывает новая подробность: собачка-то принадлежит брату генерала, Владимиру Ивановичу, а значит, Очумелов снова меняет гнев на милость.

Хрюкин - фамилия также удачная для персонажа, который «цигаркой ей (собаке) в харю для смеха». Его короткие реплики не по звучанию, а по смыслу напоминают хрюканье поросенка. И хотя Хрюкин - золотых дел мастер, настоящее его место не среди людей. Эту мысль автор выражает словами полицейского надзирателя Очу-мелова, обращенными к Хрюкину: «Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить».

Недаром в финальной сцене толпа хохочет над Хрюкиным, выражая тем свое презрение.

Городовой Елдырин. Его фамилия у меня ассоциируется со словом «лодырь». В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя отбирать у торговцев «излишки».

Еще одна деталь обращает на себя внимание: все персонажи, представляющие правящие круги, носят фамилии или « говорящие », или просто забавные, в то время как генеральского повара, человека, который поставил точку в «судебном разбирательстве», автор именует просто Прохором.

2 вариант

Антон Павлович Чехов - один из величайших русских писателей-реалистов. Всю свою творческую жизнь он посвятил обличению

Пороков современного ему общества - общества лжи, лицемерия, произвола, пошлости и обывательщины.

Один из оригинальных приемов, который неоднократно использовался автором для осмеяния отрицательных сторон жизни, - художественная деталь, которая заменяет многословные описания. Например, «говорящие» фамилии персонажей. Такие фамилии позволяют читателю сразу нее составить некоторое представление о героях произведения. Именно этот прием Чехов использовал в рассказе «Хамелеон», где перед нами предстает целый ряд героев, фамилии которых «говорят».

Так, с самых первых строк произведения мы знакомимся с полицейским надзирателем Очумеловым, важно шествующим через пустынную и тихую базарную площадь. И уже в этот момент мы представляем себе пустого человека. Наше первое впечатление подтверждается дальнейшим поведением надзирателя: по ходу повествования мы убеждаемся, что в мыслях и поступках Очумелова нет разумного начала.

Тем временем на площади появляются другие участники действия. Из дровяного склада, «прыгая на трех ногах и оглядываясь», выбегает собака, за которой крича и ругаясь бежит человек в расстегнутой жилетке. Это золотых дел мастер Хрюкин. Он гонится за животным. На площади стоит визг и крик, Хрюкин, потрясая, словно победным знаменем, выставленным вперед пальцем, продолжает угрожать бедному щенку, в слезящихся глазах которого застыло «выражение тоски, и ужаса ». Собака укусила его за палец, и теперь Хрюкин требует «истребить» пса. Не правда ли, фамилия Хрюкин тоже очень метко отражает главное в характере этого героя?

Чья собака - неизвестно. Очумелов возмущается, что собак так распустили, грозится не только расправиться с собачонкой, но и к хозяину применить штрафные санкции: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!» Очумелов собирается уничтожить собаку, думает, что она бешеная. Он вообще не стесняется в выражениях, ведет себя по-хамски.

Услышав же, что собака эта «кажись, генерала Жигалова», надзиратель моментально меняет свое решение. «Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?.. Нетто она достанет до пальца?..» - обращается он к Хрюкину. При этом городовой Елдырин угодливо поддакивает Очумелову. События принимают новый оборот, когда на площади появляется генеральский повар и уверенно заявляет, что собака не генеральская. «И спрашивать тут долго нечего, - снова меняет свое мнение надзиратель. - Она бродячая!.. Истребить, вот и все!» Когда же оказывается, что пес в действительности принадлежит не генералу, а его брату, то Очумелов тут же заявляет: «Так это ихняя собачка?.. Собачонка ничего себе... Шустрая такая.. .» И надзиратель отдает щенка повару.

Мы понимаем, что полицейский надзиратель Очумелов, которого бросает то в жар, то в холод от одной мысли о том, что может статься с его карьерой, прими он неправильное решение, словно «очумевший» будет столько раз менять свой приговор, сколько будут меняться сведения о хозяине щенка. Мы можем составить свое мнение и о других участниках действия, наделенных Чеховым «говорящими» фамилиями: вздорном, визгливом Хрюкине, который поднял невероятный шум и крик из-за пальца; городовом Елдырине, прислуживающем надзирателю и выполняющем любое его распоряжение, тоно так же подстраиваясь под обстоятельства; генералеЖигалове, вероятно ведущем праздную жизнь, прожигающем ее, тратя деньги на увеселительные мероприятия.

В этом коротеньком рассказе А. П. Чехов показал, как принимаются решения в обществе льстецов, угодников и деспотов. Асоздать правильное представление о характерах персонажей ему помогло умелое использование «говорящих» фамилий.

>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Полицейский надзиратель, главный герой рассказа Антона Чехова «Хамелеон». Именно из-за его действий, а точнее из-за его постоянного изменения решения, рассказ назван Хамелеон. Его работа - блюсти порядок в городе, наказывать виновных, быть справедливым.

На примере произошедшего случая, мы видим, что он меняет свои решения в зависимости от того, кто виновен в данном происшествии­ – обычный человек или большой человек, в данном случае генерал и его брат.

Золотых дел мастер, герой рассказа Антона Чехова «Хамелеон». Вся история, описанная в рассказе, произошла из-за него. По его версии, он шёл и никого не трогал, но вдруг его за палец укусила собачонка. По другой версии, он тыкай ей в морду цигаркой, ради смеха, а она этого не потерпела.

Очумелов, местный полицейский, который случайно оказался рядом вместе с городовым, хотел вступиться за него, и наказать хозяина щенка, но оказалось, что собака принадлежит брату генерала, поэтому...

Елдырин

Городовой, герой рассказа Антона Чехова «Хамелеон».

Щенок

Белая собачонка, породы борзая.­ Имеет острую мордочку и желтое пятно на спине. Укусил Хрюкина, за то, что тот хотел посмеяться над ним, тыкая цигарку в лицо.

Повар генерала

Именно он смог опознать собаку, которая покусала золотых дел мастера Хрюкина. Он рассказал, что она принадлежит Владимиру Иванычу, брату генерала. В конце рассказа забрал её с собой для хозяина.

Генерал Жигалов