Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение» план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему. Вычитание Упражнения для старшей группы на сложение

25.04.2024

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ КЛУБОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА»

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

План-конспект открытого занятия

Для детей группы №1

ТЕМА : ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ НА НАГЛЯДНОЙ ОСНОВЕ. РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. ВОССОЗДАНИЕ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ ПО ОБРАЗЦАМ КОНТУРНОГО ХАРАКТЕРА.

Педагог: Максимович Светлана Николаевна

Дата: 29.03.2017г.

Возраст детей: 6 лет

г. Евпатория, 2017г.

Цель: сформировать понятие и представления о сложении и вычитании; продолжать знакомить со знаком «+», «-»; ввести понятие «задача» на элементарном уровне; познакомить с составными частями задачи; решать задачи на сложение и вычитание; работать с геометрическим материалом.

Задачи :

    Обучающая : продолжать знакомить дошкольников с числами первого десятка, их образованием, составом, записью и операциями над ними; учить решать примеры и задачи на сложение и вычитание; продолжать формироватьпредставления о геометрических фигурах; читать выражение с использованием знаков +, -, =.

    Развивающая : способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности; развиватьинтереск математике.

    Воспитательная : воспитывать стремление к знаниям, усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Тип занятия: применение знаний, умений и навыков.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Форма организации обучения: групповая, индивидуальная.

Методы обучения : игровой, наглядный, объяснительно - иллюстративный метод, частично-поисковый метод.

Материал к занятию:

Раздаточный материал: числовой ряд (для каждого ребёнка); счётный материал (камни, счётные палочки, пирамидки), карточки с математическими знаками (+,=).

Демонстрационный материал: числовой ряд; изображение воробья; карточки с цифрами 0 и 1; иллюстрации к задачам.

Ход занятия:

    Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Организация рабочего места. Повторение правил поведения на занятии.

    Вводная часть (7 мин.)

    Сообщение темы и целей занятия (1 мин.)

    Дидактическая игра «Где обедал воробей?» (4 мин.)

Ребята, к нам на занятие пришёл гость. Отгадайте загадку.

«Маленький мальчишка

в сером армячишке

По дворам шныряет,

крохи собирает,

По полям кочует –

Пшеницу ворует» (воробей )

(На доску вешаю карточку с изображением воробья)

Часто в старину люди говорили : «Бей вора! Вора бей!» , - и называли маленькую серую птичку воришкой.

И вот однажды залетел маленький воришка в зоопарк, и попал на обед к его обитателям. А у кого он побывал, послушайте внимательно стихотворение и запомните.

«- Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей!

Пообедал я сперва

за решеткою у льва .

Подкрепился у лисицы ,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона ,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога ,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру .

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя .

А зубастый крокодил.

Чуть меня не проглотил». (С. Маршак)

Сколько же животных было? Кто из вас, ребята, хорошо слушал, запомнил, сможет назвать и посчитать их? Давайте сделаем это при помощи цифрового отрезка.

(Отмечаю на доске при каждом правильном ответе детей одно деление под цифрами).

Сколько мы с вами насчитали животных, у кого обедал воробей? (9)

А самого воробья мы посчитали? Воробей и будет у нас 10-м.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Кто может сказать, как мы получили число 10? Правильно, путем сложения 9 и 1.

«Цифра вроде буквы О –

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять». (С. Маршак)

    Устный счёт. Дидактическая игра «Найди соседей числа» (2 мин.)

    Основная часть (20 мин.)

    Работа в тетради (2 мин.)

Теперь запишем цифру 10 на доске. Запомните ребята, цифра 10 – это двузначное число, т. е. цифра состоит из двух знаков : 0 и 1. А теперь запишите эту цифру в ваши тетради.

(Дети работают в тетради)

    Состав числа 4, 5 (3 мин.)

    Дети самостоятельно заполняют домики. Два ребёнка у доски.

    Пальчиковая гимнастика «Воробей». (1 мин.)

    Ты малыш, воробей, (соединяем и раскрываем несколько раз большой и указательный пальцы, остальные сжаты)

    На улице не робей. (потереть ладони)

    По кормушке клювом бей, (стучим пальцами рук по столу)

    Наедайся поскорей! (ладони сжаты крепко в кулаки)

    Закрепление понятий «сложение», «вычитание», «плюс», «минус». (4 мин.)

    Дети в тетрадях самостоятельно решают примеры на сложение и вычитание. Потом по-очереди читают записи.

    Решение простых задач на сложение и вычитание. (7 мин.)

    Детям предоставляется серия картинок, по которым они составляют условие задачи и её решение, которое впоследствии записывается в виде примера на доске (см. Приложение 1).

    Решение задач в тетради с печатной основой (стр.). Запись решения.

    Работа с геометрическим материалом . (3 мин.)

    Дети (по группам) воссоздают из геометрических фигур плоскостные изображения предметов по образцам контурного характера (см. Приложение №2).

    Итог занятия. Рефлексия (2 мин.)

    Беседа

    Что делали на занятии? (ответы детей)

    Что больше всего понравилось? Запомнилось? (ответы детей)

    Состав каких чисел разбирали на занятии? (чисел 4 и 5)

    Что мы составляли на занятии по картинкам? (текст задачи)

    Вербальная оценка достижений дошкольников на занятии.

Цель: Сформировать представление о сложении.

Задачи:

· дать представление как объединяются группы предметов при сложении;

· познакомить со знаком «+»;

· закрепить знание свойств предметов;

· уточнить пространственные отношения: на, над, под.

Материалы к занятию: мимио проект, комплекты геометрических фигур на каждого ребенка (по 2 комплекта:2 прямоугольника, 3 круга), нарисованы пакеты, рабочие тетради.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком математическом действии – сложение. А что бы нам стало более понятно, поиграем с вами в игру, которая называется « В овощном магазине» (в ходе этой игры у детей формируется представление о сложении как объединении групп предметов).

Маша и Миша пошли с мамой в овощной магазин. Маша попросила купить ей 2 огурца, а Миша попросил купить ему 3 помидора. Мама купила Маше 2 огурца, затем купила Мише 3 помидора (на мимио доске воспитатель раскладывает овощи детям по пакетам). Сделав покупки, мама и дети отправились домой. Во дворе ребята встретили друзей и попросили у мамы разрешения с ними поиграть, а купленные овощи сложили в мамину сумку. Каким словом можно заменить слово «сложили»? (положили вместе, объединили и т.д.).

Действия, которые выполнили Маша и Миша, в математике называют сложением. Посмотрите, какие овощи лежат в общей большой сумке? Что поучилось в результате сложения?(2 огурца и 3 помидора – всего 5 овощей).

Ребята, перед вами модели «мешков» и геометрические фигуры, карточки со знаком «+» и «=». Положите в первый мешок 2 прямоугольника, а во второй – 3 кружка (все действия дублируются на мимио доске). И так, проверяем:

Что лежит в первом мешке? (два прямоугольника)

Что лежит во втором мешке?(три кружка).

Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (2 прямоугольника и 3 круга).

Что мы сделали с фигурами? (собрали, сложили, объединили в общий большой мешок). Совершенно верно, обе части – первый и второй мешок – мы объединили в одно целое(сумму).

Ребята, но чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать все фигуры вместе – можно поставить между частями (слагаемыми) знак «+». (дети выкладывают знак + и фигуры). Мы получили две суммы, равны ли они? Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=»).

Молодцы ребята, давайте немного отдохнем, а потом продолжим наше занятие.

Физминутка «Овощи»

Дружно мы вскопаем грядку.
Все посадим по порядку:
Здесь – морковь,
А здесь – капуста.
Как созреют, будет вкусно!

Здесь – растут картофель, лук,
Лечит от семи недуг!
Огород польем из лейки
И присядем на скамейке.

Давайте продолжим, посмотрите, семья ежей готовилась к зиме. Еж с ежихой отправились по грибы. Встретились на лесной полянке и смотрят, кто, сколько грибов нашел.

Еж нашел два подосиновика, а ежиха 3 подберезовика. И сложили их в своей кладовочке, чтоб зимой не голодать.

Сосчитайте сколько всего грибов у наших ежей (пять).

Назовите по картинке первую часть, вторую часть, целое (скммк).

Решили ежи снова сходить в лес за грибами. Кто что нашел на этот раз? (еж нашел три подберезовика, а ежиха 2 подосиновика) и опять они сложили грибы в общую кладовочку. Назовите первую часть, вторую часть, целое (сумму). Нарисуйте грибы в мешках.

Что интересного вы заметили? (части поменялись местами, а целое не изменилось).

Ребята, а чем еще могли бы запасались ежи? (они собирают лесные яблоки). Давайте представим себе, что наши ежи, на следующий день отправились на поиски лесных яблок. Сколько раз им пришлось сходить за яблоками? (два раза).

Посмотрите сколько и каких яблок принес еж в первый раз? А ежиха?

А сколько и каких яблок принес еж во второй раз? А ежиха?

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные в тетрадях).

Посмотрите, что вы заметили? (части поменялись местами, целое не изменилось).

Молодцы. Давайте рассмотрим картинки. На лесной полянке живут не только ежи, там можно встретить и других зверей, и разных насекомых, а какие красивые цветы и деревья! Кто из вас летом был в лесу?

Рассмотрим первую картинку, мне кажется здесь кто-то лишний. Как вы думаете, кто? (в зависимости от выбора признака, по которому исключается лишний предмет, дается обобщенное название)

Рассмотрим вторую картинку, что на ней лишнее? (в зависимости от выбора признака, по которому исключается лишний предмет, дается обобщенное название. Важно чтобы дети аргументировали свой выбор).

Ребята давайте посмотрим, в низ странички, кто там плачет? Муравей заблудился. В лесу так много тропинок, давайте поможем ему найти дорогу домой.

Молодцы ребята, а дома с мамой или папой, дорисуйте фонарики для нашего муравьишки, чтоб он больше не терялся, и раскрасте их, а внизу сделайте геометрические дорожки.

Мы почти закончили наше занятия, и мне бы хотелось проверить, как хорошо вы ориентируетесь в пространстве, что быть уверенной что вы не заблудитесь как муравей.

Выполнение задания на ориентировку в пространстве (под, на, над).

Молодцы, ребята. Задания в низу странички, тоже возьмите надом.

И так, ребята где мы сегодня вместе с ежами побывали? (в лесу).Какие действия мы выполняли с овощами, грибами, яблоками, геометрическими фигурами?(мы их складывали. Какой знак показывает, что мы разные части объединяли в целое?(«+») Покажите пальчиками. На этом наше занятие заканчивается, спасибо за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Форма проведения - путешествие помогает реализовать образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. Непос...

Цель: - Познакомить детей с праздником Днём матери.Подвести детей к тому, что мы всей группой будем готовиться к этому замечательному празднику, что для того чтобы порадовать маму мы должны выучить ст...

Конспект НОД по ОО Познавательное развитие, включающий в себя познавательно-исследовательскую деятельность...

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в течение учебного года традиционно практикуются открытые занятия разнообразной направленности. Открытое занятие - одна из наиболее распространённых и эффективных форм реализации методической деятельности ДОУ. Открытый просмотр по математике является популярным и действенным способом профессионального совершенствования педагогов и отличается от стандартных плановых занятий особенностями организации и проведения. Качественно подготовиться к проведению открытого занятия по математике в старшей группе поможет информированность о требованиях ФГОС, а также полезные методические рекомендации и подборка практических материалов.

Открытое занятие по математике в старшей группе: цели, конкретные задачи и приёмы

Математика в детском саду столь же необходима, как музыка и лепка: она влияет на развитие и формирование навыков и умений, которые критически важны для дальнейшего обучения ребёнка. Она также поощряет мыслительные процессы, способность к синтезу и анализу и служит основой для усвоения базовых знаний об окружающем мире.

Математика - наука молодых. Иначе и не может быть. Занятие математикой - это такая гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и выносливость молодости.

Норберт Винер

Цели и задачи

Открытое занятие - особая форма методической работы, требующая специальной подготовки и реализующая базовые идеи, принципы и направления образовательного и воспитательного процесса ДОУ.

Цели можно определить так:

Ключевые требования, предъявляемые к открытому занятию:

  • высокий научно-методический уровень профессиональной подготовки педагога;
  • реализация методической работы с молодыми педагогами, нацеленной на передачу опыта и овладение азами педагогического мастерства;
  • отражение решения методической задачи, над которой педагог работает в рамках темы самообразования или планового повышения квалификационной категории;
  • практическое доказательство результативности общепринятых или инновационных подходов, актуальных для проблем современного дошкольного образования (применение ИКТ (информационно-компьютерных технологий), авторские разработки дидактических пособий или методик обучения);
  • занятие планируется в соответствии с графиком методической работы ДОУ, проводится в обычных условиях, без предварительных постановочных «репетиций», но предполагает психологическую подготовку детей к присутствию большого количества посторонних людей.

Анализ занятия включает обсуждение и оценку таких параметров:


Цели и задачи такого занятия аналогичны тем, которые формулируются при проведении обычного планового занятия в соответствии с учебной программой на основании ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов).

Таблица: цели и задачи занятия по ФГОС

Конкретные варианты формулировок задач:


Комплекс приёмов работы по ФГОС

Занятия по математике, способствуя умственной активности малышей, сочетаются при этом с игровой деятельностью и должны быть построены с учётом возраста малышей.Чтобы детям было интересно и весело изучать цифры и решать арифметические примеры, следует со всей ответственностью подойти к планированию занятия и подобрать наиболее удачные дидактические инструменты.

Наглядные приёмы

В старшей группе количество видов демонстрационного материала увеличивается (картинки, модели, схемы, игрушки, геометрические фигуры, карточки с цифрами и примерами). Простейшие схематические изображения вводятся со второй половины учебного года: например, «домик с окошками из чисел», «схемы-карты», на которых в определённой логической последовательности размещены рисунки предметов. Абстрактная наглядность прекрасно развивает произвольную память, особенно когда дело касается явлений, не обладающих чёткой визуальной формой. Например, разноцветные фишки символически отражают времена года.

Фотогалерея: математические задания и примеры на карточках

Соедини числа и предметы Расставь числа от короткой к длинной ленточке, от низкого к высокому цветку Напиши в клетках нужную цифру Задание на соответствие количества предметов и цифры Задание на определение соседних чисел Впиши нужные цифры и знаки Определи количество предметов и знаки Сравни количество предметов Тренировка навыков вычитания Тренировка навыков сложения

Примеры авторских разработок наглядных пособий и дидактических заданий

Интересных разработок множество: занятия с детьми - источник вдохновения для талантливых специалистов, а обмен идеями помогает придумывать что-то новое.

«Загони машину в гараж» - прибавление и вычитание чисел

  1. Чтобы прибавить к любому числу один, необходимо определить и назвать следующее по порядку число.
  2. Чтобы справиться с операцией вычитания, нужно определиться с предыдущим числом.
  3. Прибавление и вычитание числа два предполагает освоение приёма пошаговых действий, когда число два разбивается на две единицы и последовательно прибавляются или вычитается друг за другом, то есть базовой является уже знакомая детям операция с числом один.

«Воздушный змей» - счёт от 1 до 10

Это дидактическое игровое упражнение тренирует навыки последовательного счёта от одного до десяти в прямом и обратном порядке.

Упражнение тренирует навыки последовательного счёта от одного до десяти в прямом и обратном порядке

Дети должны научиться:

  • называть предыдущее и последующее число;
  • различать и называть прописные и печатные числа;
  • свободно продолжать убывающий и возрастающий счёт от любого указанного числа.

«Собери яблочки» - игровые таблицы для закрепления темы по составу числа

Детей просят найти яблочки, цифры на которых в сумме дадут число, нужное ёжику на картинке.

Игровые таблицы для закрепления темы по составу числа

«Сказочная рыбалка»

Цель: совершенствование навыков счёта, формирование и развитие умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи, закрепление навыков сравнительного анализа чисел, тренировка памяти и внимания.

Игра формирует и развивает умение самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи

Игру можно проводить в группе.

Варианты формулировок игровых заданий для детей: «Волк поймал шесть рыбок, а лиса на одну меньше. Сколько рыбок у лисы? Кто поймал меньше, а кто больше? На сколько?» Каждый верный ответ вознаграждается призовой карточкой, победителем становится тот, кто больше соберёт карточек.

«Отгадай силуэт»

Цель: развитие пространственного мышления, закрепление правильного использования слов «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между»; предлогов «на», «под».

Пособие развивает пространственное мышление, закрепляет правильное использование слов «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», предлогов «на», «под»

Один ребёнок выходит из комнаты, остальные дети сообща загадывают силуэт. Вызывается водящий, который с помощью своих вопросов остальным детям должен узнать загаданный ими силуэт. Например: «Это находится справа от цветочка? Это находится под самолётом?».

«Посади бабочку на цветок»

Цели: закрепление знаний о составе числа, тренировка навыка соотнесения числа с цифрой, умения составлять число из двух, раскладывать число на два составных.

Пособие помогает закрепить знания о составе числа, тренирует навыки соотнесения числа с цифрой

«Гостиница для сказочных героев»

Этапы игры:

  1. Расселение героев популярных сказок по оговорённому условию:
  2. Все гости выбрали комнаты. Воспитатель просит ребёнка рассказать, кто и где живёт:
    • кто поселился в третьей башне, на втором этаже?
    • кто живёт между Шапокляк и Доктором Айболитом?
    • назови всех гостей, поселившихся в синей башне.
  3. Игровой эпизод «Угадай кто» - дети загадывают персонажа, игрок с помощью своих вопросов должен распознать спрятанного под окошком героя.

    Игровой эпизод «Угадай кто» - дети загадывают персонажа, игрок с помощью своих вопросов должен распознать спрятанного под окошком героя

«Затейливые мухоморы»

Игру можно проводить несколькими способами:


«Рыбка» - игра для развития логического мышления

В ручейке лежат пронумерованные от одного до десяти камушки. Рыбка выполняет пошаговые команды «налево», «направо», игрок должен определить номер камушка, под которым окажется рыбка. Например: рыбка стартует из-под третьего камушка. Плывёт налево, налево, направо, направо, налево. Под каким камушком находится рыбка? (под вторым).

Рыбка выполняет пошаговые команды «налево», «направо», игрок должен определить номер камушка, под которым окажется рыбка

«Дощечка с цветными резинками» - пособие для сенсорного развития

Цель: закрепление знания цвета и геометрических фигур с углами, тренировка навыков счёта, развитие психологических функций, в том числе памяти.

Описание: можно создавать для ребёнка задания, просить его «изобразить» при помощи резинок квадрат, треугольник, а также более сложные варианты (домик, собачка).

Пособие помогает закреплять знания цвета и геометрических фигур с углами, тренировать навыки счёта

«Протяни дорожку»


Словесные приёмы

Инструктируя своих воспитанников, педагог уделяет особое внимание исключительно новым способам действий. Указания и пояснения не касаются сферы освоенных детьми навыков и приёмов работы. Мыслительную самостоятельность и умственную пытливость стимулируют вопросы мотивирующего характера, пробуждающие интеллектуальный поиск вариативных способов решения задачи, например, «Как проверить? Доказать? Сказать?». Детей учат использовать новые формулировки, описывающие и поясняющие математические отношения и приёмы собственных интеллектуальных действий. Выполнив задание, дети рассказывают, что в какой очерёдности они делали, какие результаты получили. Так у детей постепенно будут формироваться навыки планирования последовательности операций для выполнения задания, а многократные повторения новых терминов и оборотов речи помогут закрепить новые математические понятия.

Игровые приёмы

Со старшими дошкольниками начинают использовать комплекс игровых заданий и словесных игр, базирующихся на действии по представлению: «Где больше (меньше)?», «Кто первый назовёт?», «Скажи наоборот» и т. д. Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности.

Таблица: примеры математических игр и упражнений

«Назови число» Игра с мячом на определение последующего и предыдущего числа.
Водящий бросает мяч по очереди детям, стоящим вокруг него, и называет любое число от одного до девяти. Задача ребёнка, поймавшего мяч, назвать последующее и предыдущее число. Если ребёнок не может справиться с заданием, все участники хором озвучивают правильный ответ.
«Угадай» Закрепление навыков прибавления и вычитания единицы. У детей карточки с цифрами, на полу два обруча красного и синего цвета.
Вариант 1. Мишка (игрушка) загадал число. Если к этому числу прибавить один, то получится (…), какое число задумал мишка? Аналогичное задание на вычитание.
Вариант 2. Воспитатель просит положить в красный обруч карточку с числом на один больше (…), а в синий на один меньше (…).
«Выбери карточку» Ребёнок с закрытыми глазами на слух считает количество ритмических хлопков в ладоши, выбирает карточку с соответствующим числом. Вариант усложнения: ребёнка просят подобрать карточку с числом на 1 больше или меньше.
«Кто где живёт?» Развивает умение сравнивать числа по величине.
У ребёнка карточки с изображением чисел, на доске - силуэты разноцветных домиков с кармашками для карточек. В красном домике живут числа меньше 2 (0, 1), в синем - меньше 4 из оставшихся (2,3), в жёлтом - меньше 7 (4, 5, 6), в зелёном - меньше 10 (7, 8, 9).
«Сложи фигуру» Учить счёту палочек разного цвета, с помощью которых ребёнок выкладывает фигуры.
Дети отбирают палочки в разные группы по цвету, а затем собирают различные геометрические фигуры, подсчитывая количество израсходованных палочек для каждой фигуры. Затем ребята раскладывают палочки, из которых состоят фигуры, в горизонтальные ряды, расположенные друг под другом, и сравнивают количество.
«Шарфик для жирафа» Развивать пространственное мышление, закрепить понимание пространственных ориентиров.
Предварительная подготовка: на занятии по рисованию каждый ребёнок создаёт картинку, передающую геометрический орнамент узора ковра.
Дети описывают расположение геометрических элементов своего изделия, используя знания фигур, например, треугольник нарисован в левом верхнем углу, а квадрат расположился по центру и т. д.
«В гостях у сказки» Учить счёту предметов в пределах ограниченной площади
По сюжетной легенде детям предлагают отправиться в увлекательное путешествие сказочную страну, где живут гномы из сказки про Белоснежку» и козлята из сказки «Волк и семеро козлят». В одном домике живут гномы, а в другом - козлята. Одних соответственно 7, а других - 6. Дети сравнивают, определяют, что гномов больше и решают, что нужно найти потерявшегося козлёнка и вернуть маме, после чего гномов и козлят станет поровну. Игра продолжается, воспитатель незаметно убирает фигурку гномика.

Фотогалерея: презентация с заданиями к открытому занятию по математике

Упражнения на тренировку счёта от 1 до 10 Состав числа 7 Узнай длину и ширину стола Подвижное упражнение с обручами Придумай и реши задачу Расставь правильно геометрические фигуры Нарисуй по точкам Ориентирование по карте Стихотворение из сказки Выбери изображение Письмо для мотивирующего начала занятия

Видео: игровые задания по математике

Приёмы для мотивирующего начала занятия

Пробудить живой интерес к выполнению сложных заданий и упражнений поможет творческий подход воспитателя, который для активизации внимания своих воспитанников может использовать в работе популярный и любимый детьми сказочный или литературный сюжет. Его герои вовлекут детей в увлекательную игру или пригласят в интересное путешествие.

Живой интерес к выполнению сложных заданий и упражнений поможет пробудить творческий подход воспитателя

Таблица: идеи для мотивирующего начала занятия

«В гости к Смешарикам на воздушном шаре» Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. К каждому стульчику привязан воздушный шарик.
Воспитатель сообщает детям, что от персонажей популярного мультипликационного сериала пришло письмо. Текст письма: «Дорогие ребята! Всем умникам и умницам предлагаем пройти математическое испытание. Всех, кто справится с каверзными заданиями ожидает приятный сюрприз. Ваши Смешарики». Дети с радостью принимают приглашение. Педагог предлагает отправиться в забавное путешествие на воздушном шаре.
«Путешествие в страну сказок» Воспитатель:
- Мальчики и девочки, сегодня нас с вами ожидает необыкновенное путешествие в страну сказок. В этой таинственной стране есть своя сказочная школа, но злой волшебник украл ключи от школьной двери. Сказочные обитатели просят помочь им преодолеть трудности (решить математические задачки) и открыть дверь. Но для того, чтобы получить пропуск в волшебную страну нам нужно вспомнить сказки, в названии которых есть числа. («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Двенадцать месяцев», «Три медведя»)
«Математика-волшебница» Воспитатель:
- Дети, к нам в гости пожаловала мудрая волшебница королева Математики, она поможет превратить любимую сказку «Колобок» в сказку математическую. Давайте вспомним начало сказки.
Дети рассказывают начало сказки, воспитатель задаёт вопрос:
- Почему колобок смог покатиться? Давайте поможем колобку выполнить задания в его опасном путешествии.
«Лесная школа» Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную музыкальную игру «Раз, два, три - в животного превратись». Дети изображают неуклюжего мишку, шустрого зайчика и т. д.
Затем педагог читает срочное сообщение от Лесовичка из лесной школы: «Дорогие дети, спешите на помощь! Наши звери не умеют правильно считать. Пожалуйста, помогите им изучить цифры, научиться складывать и вычитать».
Дети рассаживаются на стульчики, с закрытыми глазами проговаривают волшебное заклинание: «Один, два, три, стульчик в сказке окажись». Открывают глаза и оказываются на лесной поляне сказочной школы. Их встречает гостеприимный Лесовичок, раздаёт шапочки лесных жителей и просит приступить к выполнению математических упражнений.

Планируем открытое занятие по математике: формы работы, структура, методика

Выбор темы для открытого занятия основывается на базовой образовательной программе. Как правило, название отражает игровую форму проведения (она учитывает психоинтеллектуальные особенности детей шестого года жизни и доказала свою высокую эффективность).

Таблица: примеры тем для открытого занятия по математике

«Поможем Федоре отыскать посуду»
Задачи:
  • закрепить порядковый и обратный счёт в пределах 9; умение называть число между числами соседями;
  • совершенствовать умение решать задачи и примеры на сложение и вычитание;
  • формировать умение работать в группе;
  • закреплять умение создавать несложную композицию из геометрических фигур.

Предварительная работа воспитателя: рисование плакатов; изготовление пригласительных; подбор оборудования; написание конспекта.
Предварительная работа с детьми: Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»; рассматривание различных видов посуды; разучивание текста к физкультминутке.
Материал к занятию: костюм для бабушки Федоры; обручи - 5 штук; дощечка - 2 м; канат; дорожка из ковриков; плакат с кармашками для тарелок; тарелочки с цифрами до 9; чайная посуда, разрезанная на 2 части с примерами и ответами; плакат с хомячком для физкультминутки; плакат с лягушкой и кармашком для столовых приборов: 3 ложки, 2 вилки, 3 ножа; заготовки для аппликации: кастрюли из белого картона на каждого ребёнка, геометрические фигуры из цветной бумаги 2 - треугольника, 2 - квадрата, 3 - овала, 1 - круг на каждого ребёнка; кисти, клей, тряпочка, клеёнка.

«Путешествие в математическую страну»
Задачи:
  • закрепить представления детей о геометрических фигурах: умение различать геометрические фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине);
  • закрепить знания о последовательности дней недели, времён года;
  • закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «больше», «меньше», «равно»;
  • закрепить умение различать понятия «длинный - короткий»;
  • способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки;
  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование и материал: доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; картинка «Цифры спрятались!»; числовые карточки от 1 до 10 (2 комплекта); знаки «больше», «меньше», «равно»; ребусы; картинки с задачами, две ленты разного цвета длиной 2 и 4 метра; счётные палочки на каждого ребёнка; медали.

«Лесная школа»
Задачи:
  1. Обучающие:
    • раскрыть значение порядковых числительных и дать навыки порядкового счёта;
    • показывать, что для определения порядкового предмета среди других значений имеет направление счёта;
    • учить детей вести совместный счёт и отсчёт предметов, соотнося числительные с существительными;
    • активизировать словарь; добиваться полного ответа на поставленный вопрос.
  2. Развивающие:
    • развивать логическое мышление.
  3. Воспитательные:
    • воспитывать стремление к взаимопомощи, смекалку, любознательность, умение работать в коллективе.
    • создавать хорошее настроение, желание заниматься, узнавать что-то новое, интересное.

Материал: Игрушка «Лесовичок», корзиночки, грибы, деревья; карточки числовые; игрушки - зверюшки; шапочки-масочки для детей; наборы треугольников; простые карандаши; коробка с сюрпризом; фонограмма для орг. момента.

«В гостях у гнома» (Методика Кюизенера)
Задачи:
  • помочь совершенствовать навыки счёта в пределах 7 и обратно, а также навыки порядкового счёта;
  • учить сравнивать 2 группы предметов, соотносить число с количеством предметов;
  • закреплять знание геометрических фигур, умение выделять сходства и отличия;
  • закреплять знание о днях недели, развивать логическое мышление и познавательную активность.

Демонстрационный материал: игрушки по 7 штук (кубики, зайцы), геометрические фигуры разных цветов, письмо, картинки с предметами для игры «Четвёртый лишний», воздушный шар.
Раздаточный материал: счётные палочки Кюизенера.

«Виртуальное путешествие» (Методика Дьенеша) Задачи:
  • закреплять счёт до 10 (прямой, обратный), знание геометрических фигур и их свойств;
  • развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по 3-м признакам (цвет, форма, размер), умение ориентироваться во времени (модель недели, суток) на листе бумаги, обозначать временные отношения на схеме, с помощью условных обозначений;
  • развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление, воображение;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, поощрять стремление высказывать свои мысли, суждения, развивать доказательную речь.

Оборудование: набор блоков Дьенеша, модели (неделя, сутки), логическая таблица «Поиск девятого», набор геометрических фигур, изображение многоэтажного дома, карандаши, листы бумаги с заданиями.

«По следам Колобка»
Задачи:
  • закреплять умение считать в пределах 7 закреплять умение сравнивать множества предметов, уравнивать их; учить различать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат);
  • развивать логическое мышление, память, воображение;
  • воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания.

Материал: счётный материал (морковки, разноцветные полоски бумаги, булочки, баранки), рисунки валенок с геометрическими узорами, альбомные листы с изображением следов зайца, 3 коробки разной величины, фигурки зверей и сороки, фигурка Колобка.

Видео: открытое занятие по математике «Гуси-лебеди»

Формы и методика работы

Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на пары или небольшие подгруппы с учётом разных возможностей ребят. Такой подход обеспечит более высокий уровень освоения материала и создаст необходимые практические условия для реализации индивидуального подхода и рационального распределения умственной и психологической нагрузки. Методика проведения занятий может предусматривать различные варианты объединения детей в подгруппы в зависимости от целей и содержания конкретного задания или упражнения.

Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на пары или небольшие подгруппы

  • к изучению нового материала воспитатель приступает после повторения ранее изученного материала. Повторение занимает не более пяти минут и проводится оно, как правило, в игровой форме, например, «Помогите Белоснежке посчитать гномов», «Найдите вместе с Пятачком ошибку» и т. д. или с использованием тематических стихотворений, загадок, песенок. Подобные упражнения нацелены, прежде всего, на то, чтобы пробудить природную находчивость и детскую смекалку, стимулировать внимание, создать позитивный эмоциональный настрой, помочь каждому ребёнку раскрыть свои творческие возможности и интеллектуальные способности;
  • детям пяти-шести лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности. Упражнения и задания, требующие навыков сознательного удерживания внимания, ограничиваются тремя-четырьмя и занимают в общей сложности двенадцать-четырнадцать минут, чередуются с двигательными заданиями или предусматривают проведение физкультминутки.

Таблица: картотека математических физкультминуток

Грибок
Гриша шёл-шёл-шёл,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашёл.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперёд)
Положил их в кузовок.
Весёлые гуси
(Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи -
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый -
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе -
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Весёлые прыжки
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолёт.
Раз, два - хлопок в ладоши,
(Прыжки на одной и двух ногах)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре -
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили.
(Ходьба на месте)
Самолёт
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолёт.
(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево)
Буратино
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую - к груди,
Да смотри - не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(дети повторяют за воспитателем
все движения)
Зайчики
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Ягодки
Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём искать опять.
(Наклониться.
Левой рукой коснуться правой ноги.
Правая рука остаётся на поясе.
Потом, «увидев» ягодку у левой ноги,
«сорвать» её правой рукой).
Пароход
От зелёного причала оттолкнулся пароход
(встать)
Он шагнул назад, вперёд,
(шаг назад)
А потом шагнул вперёд
(шаг вперёд)
И поплыл, поплыл по речке
(движения руками)
Набирая полный ход
(ходьба на месте)
Три медведя
Три медведя шли домой:
(дети идут как медведь)
Папа был большой-большой.
(поднимают руки вверх)
Мама с ним - поменьше ростом,
(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка,
(садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(встают и имитируют игру на погремушках,
поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
«Утренняя зарядка»
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Раз - весело шагать
Два - руки поднимать
Три - приседать и вставать
Четыре - прыгать и скакать.
«Раз-два»
Мы становимся все выше,
Достаём руками крыши.
Раз-два - поднялись,
Раз-два - руки вниз.
«Один, два, три, четыре, пять»
Один, два, три, четыре, пять - топаем ногами.
Один, два, три, четыре, пять - хлопаем руками.
Один, два, три, четыре, пять - занимаемся опять.
Раз - мы встали
Раз - мы встали, распрямились.
Два - согнулись, наклонились.
Три - руками три хлопка.
А четыре - под бока.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место сесть опять.

Видео: математические физкультминутки

Структура и ход занятия

Продолжительность занятия составляет 25 минут, дети выполняют больший объём заданий, также заметно ускоряется общий темп работы, увеличивается степень свободной деятельности. Структура занятия:


Таблица: НОД по математике в старшей группе «Путешествие на остров», Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через игровые задания.
Задачи:
  • Продолжать учить детей двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу в соответствии со знаками-указателями.
  • Закрепить представления о сутках, что они состоят: утро, день, вечер, ночь.
  • Продолжать развивать понятия пространственных отношений (вверху-внизу, слева-справа, между, рядом, около, сзади).
  • К.З. Продолжать развивать умение передавать в речи последовательность событий (заданий), выполняемых детьми.
Организационная часть Воспитатель:
- Сегодня я предлагаю вам отправиться на «Остров сокровищ». На чём можно туда добраться? (варианты). Выбираем - корабль.
Но прежде, чем мы туда отправимся, нам нужно добыть карту, а она спрятана за 4 заданиями. После выполнения каждого задания, мы открываем часть карты.
Разминка:
1. Сколько якорей у двух кораблей?
2. Что больше лодка или корабль?
3. Что тоньше верёвка или канат?
4. Что глубже лужа или море?
5. Сколько вёсел у матроса? А у двух матросов?
Молодцы! Основная часть
  1. Задание «Построй свой корабль». Нужно построить из счётных палочек корабль, лодку, парусник по схеме-образцу. Образцы 2-х уровней сложности: с зелёной пометкой не сложные, а с красной пометкой сложные. По окончании выполненного задания дети проверяют построенные корабли друг у друга.
  2. Задание «Мы радисты». В море вышли пароход, корабль, катер, лодка и парусник. В морской порт нужно передать сообщение как они расположены по отношению друг к другу.(Иллюстрации водного транспорта были расставлены воспитателем предварительно, а дети отвечали на вопросы)
    Что находится возле берега? Что находится справа от катера?
    Что находится за пароходом? Что находится ближе к нам?
    Что находится дальше всех? Что находится около парусника? и т. д.
  3. Задание «Время суток». Все корабли ходят по морю в различное время суток. Сейчас мы определим, как вы их знаете. Перед вами лабиринты, я задаю вопрос, а вы с помощью их правильно определите правильность ответа.
    Когда мы обедаем: днём или утром? Когда мы делаем зарядку: утром или вечером?
    Когда мы гуляем: ночью или днём? Когда приходим в детский сад: вечером или утром?
    Когда мы играем: ночью или днём? Когда ложимся спать: вечером или утром? и т. д.
  4. Задание. «Капитаны». Известно, что все корабли, пароходы, яхты ходят в море по определённому курсу, чтобы не произошло столкновения. Перед вами на полу поле с клетками, сейчас вы как капитаны на море будете управлять своими кораблями. Все встают на клетки и по моей команде (хлопок или свисток) вы одновременно перешагиваете ровно на одну клетку, куда указывает ваша стрелочка. Самое главное не столкнуться, иначе произойдёт крушение. Игра до 5–6 ходов.
Итоговая часть Итак, карта открыта, а на ней «Остров сокровищ». Сокровище - это сладости для вас. Молодцы, вы их заслужили.

Фотогалерея: наглядный материал к занятию «Путешествие на остров»

Надо построить из счетных палочек корабль, лодку, парусник по схеме-образцу Игроки должны перешагивать по стрелкам Игра на определение времени суток Каждый правильный ответ открывает часть карты

Видео: открытый просмотр НОД по математике «Путешествие по сказкам»

Открытая форма проведения занятия по математике демонстрирует как общепринятые, так и нетрадиционные методические приёмы работы, а также степень профессиональной подготовки педагога, поскольку позволяет провести мониторинг уровня развития математических умений детей. Кроме того, открытый показ является своеобразной творческой мастерской, которая предоставляет практический материал для обмена опытом, продуктивного обсуждения вопросов, связанных с методикой преподавания математики для дошкольников, что в целом стимулирует поиск эффективных моделей работы с детьми.

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, познакомился с цифрами его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения , а в каких - знак вычитания .

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий , показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения . Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине.

Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.

Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»

Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.



А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

Упражнение 2

Цель . Знакомить СО ЗНАКОМ СЛОЖЕНИЯ .

Способ выполнения . Воспитатель продолжает беседу:

Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить , что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали . Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц? (4)

Упражнение 3

Цель . Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа .

Задание . Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1 . Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 конфеты, ей дали еще одну».

У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП

(Фигурки дети выбирают сами.)

Упражнение 4

Цель . Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную .

Задание.

Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы - обозначать числа в этой же записи фигурками у себя на столе.

Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному)

2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.

Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют соответствующий рассказ.

При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе словесно заданной ситуации на язык математической символики, последовательность указаний педагога такова:

а) обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.);

б) обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

в) поставьте между ними нужный знак действия.

Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе?

Составляется запись: 4 + 3.

Такую запись называют «математическое выражение ». Она показывает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

3 + 4 = 7 значение выражения

Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со ЗНАКОМ «РАВНО».

Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания .

Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет.

В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВИЕМ ВЫЧИТАНИЯ И ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

Упражнение 1

Цель . Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

Материалы . Фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения . Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

Упражнение 2

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия .

Задание .

Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

Упражнение 3

Цель . Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ.

Задание.

Запомните, сколько яблок. (Запись убирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

Упражнение 4

Цель . Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

Задание.

Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)

Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)

Ответ во всех случаях получен пересчетом.

После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

В подготовительной к школе группе возможно и целесообразно введение символики для обозначения отношений «больше», «мень­ше», «равно» (>, <, =). Освоение детьми элементов символики способствует осмыслению ими количественных отношений в натуральном ряду чисел.

Дети обозначают знаками отношения между двумя числами (1<2, 2>1), затем несколькими (5<6<7, 7>6>5), всеми чис­лами ряда в пределах 10.

28. Методика ознакомления с монетами .

Чтобы познакомить детей с деньгами можно провести беседу, используя книгу А.Д. Шатовой «Деньги».

Рассказать детям как появились деньги, что такое монета и купюра, об их достоинстве, о том какую роль играют деньги в жизни людей, о труде людей и оплате их работы деньгами (зарплата), о семейном бюджете и др.

Для формирования представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста можно провести занятия на тему: «Деньги. Купюра. Монета», «Достоинство монет и купюр», «Цена. Товар. Качество товара», «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость» «Размен денег»

С теоретико-множественной точки зрения действию вычитания соответствуют три вида предметных действий:

а)уменьшение данной совокупности на несколько единиц;

б)уменьшение на несколько единиц совокупности, сравни-
ваемой с данной;

в)разностное сравнение двух совокупностей (множеств).

На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Рассмотрим подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания.

А. Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Покажите, сколько цветов теперь Слоненок.

Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления чисел множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметов и наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных чист, признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации.

Б. Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте и кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало И1 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось. Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажи | оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель сл

но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «мет на...» с удалением элементов.

В. Задание. У жука 6 ног. Обозначьте количество ног жука и красными палочками. А у слона на 2 меньше. Обозначьте количество ног слона зелеными палочками. Покажите, у кого п<н меньше. У кого ног больше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель слове) но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Г. Задание. На одной полке 5 чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой - 8 стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словес но заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «н« сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких - знак вычитания.

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий,

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа.) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.)

Кто это? (Снегири.)

  • Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они вместе на рябине.
  • Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «Дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.
  • Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна

    Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»

    Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

    А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

    Упражнение 2

    Цель. Знакомить со знаком сложения. Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу: -Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, назыв «сложение». Такая запись «1 +3» говорит, что мы собрали их вместе считали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц?

    Упражнение 3

    Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетно) рассказа.

    Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по тек записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое

    Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 к феты, ей дали еще одну».

    У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фиг у|) ками: ООП

    (Фигурки дети выбирают сами.)

    Упражнение 4

    Цель. Учить детей переводу символической модели в предметнук а затем в словесную. Задание.

    Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы - обозначать чи ла в этой же записи фигурками у себя на столе.

    Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по о ному)

    2 + 3;3+1;4 + 2;3 + 3;4+/1.

    Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют сс ветствующий рассказ.

    При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе сл~ весно заданной ситуации на язык математической символики, поел вательность указаний педагога такова:

    а)обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.

    б)обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

    в)поставьте между ними нужный знак действия.
    Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одно вазе?

    Составляется запись: 4 + 3.

    Такую запись называют «математическое выражение». Она показы вает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

    Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

    выражение значение выражения

    Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со знаком «равно».

    Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания. Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет. В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

    В качестве примера того, как может быть организовано знакомство с действием вычитания, приведем взаимосвязанную серию заданий для старшей группы.

    Упражнение 1

    Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

    Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей

    152152Глава 2. Основные понятия курса математики для дошкольников..

    объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия. Задание.

    Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания. Задание.

    Запомните, сколько яблок. (Записьубирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

    Упражнение 4

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

    Задание.

  • Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)
  • Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)
  • Ответ во всех случаях получен пересчетом.

    После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

    Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитыванием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

    Приведем пример обобщающего занятия по теме «Действия сложения и вычитания».

    Цель занятия. Уточнять представление о действии сложения и вычитания.

    Упражнение 1. Игра «Зеркало». Цель. Учить быть внимательным.

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действий.

    Материалы. Фланелеграф, наборы фигур. У детей набор карточек с числами от 1 до 9 и знаки «+» и «-» на карточках. (Удобно использовать деревянные фишки из набора «Учись считать».)

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф 2 рыбки.

    Я буду изменять ситуацию, а вы будете показывать мне знак, с помощью которого можно записать то, что я сделала.

    Педагог меняет ситуацию (молча). Дети показывают знак «+» или «-», объясняя, почему надо употребить этот знак, Например: надо взять «+», так как вы добавили рыбок, их стало больше, и т. д.

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на сложение и вычитание с записью действия (составлением выражения).

    Способ выполнения. Если дети хорошо справляются с предыдущим заданием и верно выбирают знак в любой ситуации, педагог предлагает им составлять все выражение целиком. (Можно использовать кассу из набора первоклассника, ребенку удобно показывать ее педагогу.) Постановку каждого числа просим объяснить. Например: педагог выставляет на фланелеграф 3 цветка, затем добавляет 2 цветка.

    Дети составляют запись: 3 + 2.

    Что означает число 3 в этой записи? (Сначала было 3 цветочка.) Ч означает число 2 в записи? (Добавили 2.) Почему поставили «+»? (Цв точки добавили, их стало больше.)

    Педагог предлагает для моделирования различные ситуации на упо

    ребление знаков «+» и «-».

    Упражнение 4

    Цель. Развивать зрительно-моторную координацию, восприятие и воображение.

    Материалы. Образец рисунка, рамка с геометрическими прорезями, альбомный лист и цветные карандаши.

    Задание. Педагог показывает детям образец рисунка и просит с помощью рамки самостоятельно нарисовать картинку, соответствующую записи 2 + 5.

    Дети рисуют рыбок по образцу, самостоятельно подбирая их количество. По завершении работы педагог просит каждого ребенка пояснить свой рисунок.

    Детям послабее можно дать печатный лист, на котором они обводят фигурки по рамке и раскрашивают в соответствии с заданием.