Отвечаем на ваши вопросы. «Умей чётко разграничивать правила, чтобы понимать, какое из них следует применить в задании Правила по русскому языку к цт

24.11.2023

Хочешь самостоятельно подготовиться к ЦТ по русскому языку? Тогда вооружайся специальными пособиями, концентрацией и пользуйся нашими советами по организации продуктивной учёбы.

Составь план

Сперва разработай подробный план занятий. Включи в него все темы, которые затрагиваются в ЦТ. В этом поможет документ от РИКЗ — «Спецификация теста по учебному предмету „Русский язык“ для проведения централизованного тестирования ». На сложные темы отведи больше времени, чем на те, которые вызывают меньше вопросов.

Посвящай русскому языку не меньше часа в день. Но учитывай свой уровень подготовки. Где-то придётся поработать и дольше. Придерживайся своего графика строго. Через месяц ежедневные занятия войдут у тебя в привычку.


С сентября и до самого ЦТ я решила около ста тестов. Подготовка к ЦТ похожа на подготовку к соревнованиям и конкурсам. Любой спортсмен или музыкант должен постоянно практиковаться, чтобы чего-то достичь.

Полина Зотова, выпускница . ЦТ 2019 по русскому языку


Изучай теорию и закрепляй на практике

Чтобы научиться решать задания ЦТ, мало прорешать все тесты прошлых лет. Ты должен владеть теоретической базой знаний. Запоминай недоученное в школе, обращайся к , тематическим сайтам. Вдумчиво выполняй тесты. Старайся не подглядывать в учебник, а подумай чуть дольше. На ЦТ негде будет подсмотреть.

Чтобы набить руку в решении тестов, пользуйся . А дистанционный вариант РТ от РИКЗ даст представление о том, каким будет тест в 2020 году. обновляется в середине учебного года. Вступай также в наш паблик ВК по русскому языку , где мы каждую неделю разбираем темы из ЦТ.

Даже если кажется, что какую-то тему ты и так знаешь на зубок, не ленись ещё раз прочитать теорию и рассмотреть примеры заданий. Материал к июню может забыться.


При подготовке необходимо использовать все средства в комплексе и привлекать множество учебных пособий.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка в


В продаже есть сборники тестов прошлых лет и специализированные пособия для подготовки

Проверяй себя

Проверить свои силы и ощутить экзаменационную атмосферу позволяет , которое трижды за учебный год проводится на базе университетов. Чтобы проследить свой прогресс, посети все этапы РТ. , где объясняется решение каждого задания, помогут проанализировать твои ошибки.

Сложно готовиться самостоятельно? Приходи на наши курсы подготовки к ЦТ в и ! Также есть возможность . Преподаватель направит тебя в нужное русло и поможет достичь высоких результатов.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Вариант П6

А1. Пишется А на месте пропуска в словах:

    уг…ждать

    тв...рец

    раздр...знить

    к...сательная

    прил...скать щенка

А2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:

    пр...открыть дверь, укр...пить стену

    пр…следовать кого-либо, перест...лить кровать

    разр...дить обстановку, заж...гать свечи

    зам...реть от восторга, разв...ваться на ветру

    пр…ступный план, невыносимое угн...тение

А3. Двойные согласные пишутся в словах:

    длинная га(л, лл)рея

    интересная диску(с/сс)ия

    ди(л,лл)ер компании

    ра(с,сс)читанный вручную

    белору(с/сс)кий товар

А4. Пишется О на месте пропуска в словах:

    борович…к

    деш…вый товар

    холщ…вый

    заж...гший свечу

    дириж...р

А5. Укажите ряды, в которых на месте пропусков пишется одна и та же буква:

    акац...я, дез...нфекция

    в...юга, упал навзнич...

    с...емка фильма, хлеб горяч...

    раз...грать, пред...юньский

    пед...нститут, эти гонц...

А6. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:

    виш…нка, о счасть…

    мороз…ц, увес...стый

    завал…нка, отдать все Мари…

    с открывш...мися возможностями, на взморь...

    кузнеч...к, доверч...вый

А7. Пишется А/Я на месте пропуска в примерах:

    дремл...т кони, та...щие снега,

    они кле...т тетради, обид...вшийся на друга

    выкач...нная вода, пристрел...нная мушка ружья

    выкач...нная тачка, плотно покуш...в

    чин...щий шкаф столяр, разорв...нная страница

А8. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:

    (не) думая о последствиях, (не) должен говорить об этом

    (не) большая, но яркая картина; свет (не) выключен

    еще (не) законченная работа, абсолютно (не) дисциплинированный ученик

    (не) завитые локоны, (не) сдержанный характер

    выглядеть (не) хуже других, подписал (не) читая

А9. Пишется НЕ на месте пропусков:

Родственники н…(1) разу н…(2) были в гостях у Андрея, хотя он н…(3) раз приглашал их. Куда н... (4) глянь, повсюду видны признаки прихода весны. Кто только н… (5) ругал Татьяну за принятие поспешного решения!

А10. Пишутся через дефис слова:

    (много) отраслевое хозяйство

    крест (накрест)

    (борт) инженер

    нью (йоркские) улицы

    (по) европейски

А11. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

    Сегодня то (же) будет дождь.

    Комната уже имела не такой мрачный вид, как (на) кануне.

    (В) следствие затяжного дождя дальний поход перенесли на воскресенье.

    (В) начале ноября ожидаются заморозки

    (В) дали степной отчетливо просматривались силуэты исторической постройки XVIII века.

А12. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

    Свет звезды _ как первая слеза.

    Жизнь без правды _ не жизнь, а мучительное существование.

    Друга спасти _ высшая честь.

    Теперь уже ничего: ни гор, ни неба, ни земли _ не было видно.

    Юмор _ есть остроумие глубокого чувства.

А13. В каких предложениях расстановка знаков препинания соответствует приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены)?

[ …, | деепричастный оборот| , ...].

    Никита спрыгнул с крыльца и сломя голову помчался догонять друга.

    Город окутанный мглистым утренним воздухом слабо серебрился под крылом самолета.

    Чайки бродят по отмели раскрыв клювы и лишь изредка хрипло вскрикивают.

    Готовые ювелирные изделия сделанные по эскизам все того же неугомонного художника-камнереза сверкали на черном бархате.

    Инженер быстро набрав большой букет цветов стал пробираться к дороге.

А14. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):

    В дороге нас однако ожидали приятные сюрпризы.

    Женя вряд ли бы могла сделать это еще раз.

    Она кажется стремилась достичь невозможного.

    По мнению руководства данное решение будет единственно верным.

    Отрицательное воздействие экологических факторов на здоровье человека несомненно.

А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

    Мой спутник признался __ что никто __ и нигде не видел такого множества дичи _ и добавил __ что эти места великолепны для охоты __ и отдыха туристов.

    Солнце стояло в зените _ и жаркими лучами невыносимо жгло мне спину _ и руки _ и ноги _ и лицо.

    Ветер утих _ и у нас наконец появилась возможность прогуляться у моря _и мы ею с удовольствием воспользовались.

    В том месте был непролазный бурелом _ и членистые стебли хвоща _ заметные издалека _ казались нам отсюда посохами из египетского орнамента.

    Вскоре после восхода набежала туча _ и подул резкий ветер.

А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

    Ополченцы принесли Андрея к лесу, где стояли фуры и где располагался перевязочный пункт.

    Ростоцкому было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина гость заглянул к нему, то он притворился спящим.

    Когда Пьер уехал и сошлись вместе все, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека, и, как это редко бывает, все говорили про него одно только хорошее.

    К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать.

    Прошло несколько лет и обстоятельства привели его на то самое место.

А17. Укажите бессоюзные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как между частями складываются изъяснительные отношения :

    Петр точно знал _ впереди его ждут новые встречи с Евгенией.

    Из иллюминатора открывалась чудная картина _ под крылом самолета медленно проплывали то горы, то бескрайние очертания береговой линии моря.

    Говорить не хотелось _ шум мотора не переставая заглушал голоса.

    Кирилл поднял глаза кверху _ над лесом сияло жаркое летнее солнце.

    Солнце дымное встает _ будет день горячий.

А18. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:

    «Мы обязательно встретимся с тобой, - сказал Петр с радостью, - нам благоволит сама судьба».

    По словам А.П. Чехова: «Праздная жизнь не может быть чистой».

    Академик М.В. Нечкина считает, что «жены декабристов вникли в причины ссылки мужей».

    - Разобьет сейчас волна наше суденышко, - с испугом в глазах промолвила Марина.

    «Покажись мне, верный друг, - попросила Аленушка: - Я хочу тебя видеть».

А19. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:

    Здесь горожане проводили _как карнавалы _ так и спортивные мероприятия.

    Чувство влюбленности налетает внезапно _ как порыв ветра.

    Он был известен _ как лучший стоматолог города.

    Море __ как молоко __ в этот вечер.

    Мама __как утверждал врач __ правильно определила симптомы болезни Гриньки.

А20. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:

Случалось __(1) что Вальке влетало от отца за какие-нибудь проделки, но__ (2) если он и ругал сына всерьез __ (3) то вскоре отходил и успокаивался __(4) а Вальке становилось нестерпимо стыдно __ (5) он уважал отца и не хотел доставлять ему огорчения.

А21. Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных звуков:

    разнести

    затяжка

    морковь

    сдавай

    всплеск

А22. Синонимами к фразеологизму Вавилонское столпотворение являются выражения:

    крайний беспорядок

    огромное скопление людей

    суматоха

    невыносимый шум

    организованная группа людей

А23. Укажите слова, которые разделены на морфемы правильно:

    гор-ис-т-ый

    по-муж-ск-и

    дет-оч-к-а

    по-сад-к-а

    горош-инк-а

А24. Какие морфологические и синтаксические признаки соответствуют выделенному в предложении слову:

Нам открылась живописная панорама гористой местности.

    нач. форма - открываться

    совершенный вид

    переходный

    в форме изъявительного наклонения

    в форме 3 лица

А25. Правильными являются утверждения:

    Глаголы, не имеющие постфикса СЯ(СЬ) , в русском языке называются невозвратными.

    Имена существительные не изменяются по родам.

    Деепричастие обмыв является формой глагола обмывать .

    От глагола смотреть нельзя образовать форму страдательного причастия настоящего времени.

    В предложении «Сегодня, вопреки прогнозам, нет ни капли дождя» нет сказуемого.

А26 Речевые нормы нарушены в предложениях:

    Результат первой игры сборной страны на чемпионате мира по хоккею очень разочаровал ее болельщиков.

    Для пошива курток используют практические материалы.

    Повсюду стояли предназначенные стулья для гостей.

    Я уважаю Базарова за то, что он умел отстаивать собственную точку зрения.

    Следует задать вопрос ребром.

А27. Укажите примеры, в которых формы всех слов образованы правильно:

    трое подруг

    много поверий

    выглядела более моложе

    более пятиста брошюр

    дети надели пижамы

А28. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

    Заходя в магазин или на рынок, чтобы купить продукты, мы часто думаем не только о стоимости, но и о качестве товаров.

    На диске были записаны песни, сочиненные автором за последний год, который мы приобрели.

    Сотрудники нашей фирмы уходят в отпуск не только летом, но и зимой.

    Ведущий след к палатке был едва виден.

Текст к заданиям А29 – А32 и В1 – В4

1. Если вы уже определились с учебным заведением для вашего ребенка, не теряйте времени и ищите наследнику толкового репетитора. 2. Интернет наполнен всевозможными предложениями образовательных услуг. 3. Вы без труда можете найти специалиста по любому предмету: от высшей математики и китайского языка до вышивания крестиком. 4. Но как отличить настоящего профессионала, который сможет дать вашему ребенку необходимые знания, от жаждущего денег недоучки?

5. Неопытных преподавателей очень легко выявить. 6. Это в первую очередь те, кто предлагает невероятно широкий спектр услуг: от дошкольного образования до занятий со студентами. 7. Основной показатель оценки качества преподавателя - высокий процент поступивших среди его бывших учеников. 8. Однако оценивать степень квалификации вашего репетитора вам придется самостоятельно.

9. Если вы нанимаете преподавателя, не следуя при этом советам знакомых, у вас есть возможность оценить уровень его квалификации. 10. В первую очередь выясните всё об уровне педагогического опыта преподавателя, поскольку даже самый высококлассный специалист может быть просто не способен объяснить предмет ребенку либо не понимать требований вступительного испытания.

11. «Практика показывает, что индивидуальный подход к ученику обеспечивает 80% успеха занятий. 12. Поэтому большинство профессиональных репетиторов предпочитают давать индивидуальные уроки. 13. Если человек говорит, что проводит также групповые занятия, - это повод задуматься. 14. Возможно, что за качество своих услуг такой преподаватель не отвечает», - поясняет Елена П., репетитор по химии с 25-летним стажем.

А29. Прочитайте текст и определите, какое из приведённых ниже утверждений НЕ соответствует его содержанию:

    Найти специалиста по любому предмету сегодня можно без труда

    Индивидуальный подход к ученику обеспечивает большой процент успеха занятий

    Показатель качества преподавателя - это высокий процент поступивших среди его бывших учеников

    Групповые занятия - это гарантия качества преподавания репетитора

    Оценивать степень квалификации репетитора вам придется самостоятельно

А30. Укажите, какие из приведённых ниже характеристик соответствуют данному тексту:

    научный стиль речи;

    публицистический стиль речи;

    тип речи – повествование с элементами описания;

    тип речи – рассуждение

    задача речи – убедить читателей в том, что подходить к вопросу выбора репетитора для ребенка необходимо обдуманно, с учетом многих показателей, подтверждающих компетентность и квалификацию преподавателя.

А31. Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 7-е и 8-е предложения текста:

    местоимение;

    синонимическая замена;

    лексический повтор;

    одинаковый порядок слов.

    союз

А32. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 10-м предложении:

    употреблено в значении "дилетантский"

    употреблено в значении "очень хороший специалист"

    синоним - эмпирический

    синоним - "высокопрофессиональный"

    антоним - "малоопытный"

Часть В

В1. От качественного прилагательного в 6-м предложении образуйте краткую форму мужского рода ____________________________________________________

В2. Найдите в 8-м предложении словосочетание с подчинительной связью согласование. Выпишите из него зависимое слово ___________________________

В3. Определите, каким членом предложения является слово, выделенное во 2-м предложении. Ответ запишите в И.п. ______________________________________

В4. Найдите в данном ниже предложении слово, в котором допущена орфографическая ошибка, и, исправив ошибку , запишите это в той форме, в которой оно употреблено в предложении. _________________________________________

Выпускников школ ожидает нелегкое время: первый летний месяц им придётся посветить экзаменам.

В5. Определите способы образования слов и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. перепланировка

Б. какой-то

В. заливисто

Г. сверхудачный

Д. заселение

1. приставочный

2. суффиксальный

3. постфиксальный

В6. Установите соответствие между столбцами таблицы, определив, одна или две буквы Н пишется на месте пропуска:

А. Все лошади были подкова…ы местным кузнецом.

Б. Слома…ая скамья испортила весь вид во дворе нового дома.

В. Девушка испуга…о глядела на нас.

Г. Злодеи, как правило, недалёки и ограниче…ы .

Д. Во время конкурса он продемонстрировал недюжи…ую силу.

1. две буквы Н пишется в полном страдательном причастии - форме глагола совершенного вида.

2. две Н пишется в наречии, образованном от прилагательного с двумя Н.

3. две Н пишется в кратком прилагательном, образованном от полного прилагательного с двумя Н.

4. две Н пишется в полном прилагательном, образованном от существительного с производящей основой на Н.

5. одна буква Н пишется в страдательном причастии, употребленном в краткой форме.

В7. Определите, какими частями речи являются выделенные в предложении слова и установите соответствие между столбцами таблицы:

А. Вчера я наконец узнал, что дедовскую тетрадь Данька старательно спрятал.

Б. Гришка ждал, когда за стеной начнут играть на пианино.

В. Дом, который построили в 2013 году, оказался подведомственным МВД.

Г. Пока мы шли к деревне, солнце спряталось за горизонт.

Д. В школе все решили, что собрание актива все-таки надо провести.

1. союз

2. наречие

3. местоимение

4. частица

В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристиками:

А. Часто не веришь тому, что можно сделать то, что чудится воображению.

Б. Николай проснулся, когда за окном уже пели птицы и ярко светило солнце.

В. Здесь, как рассказал киновед, снимался фильм «Москва слезам не верит».

Г. Пшеницу в этом году уже посеяли, кукурузу же, более теплолюбивую культуру, надо сеять гораздо позже.

1. простое осложненное

2. сложное бессоюзное

3. сложносочиненное

4. сложноподчиненное с последовательным подчинением

5. сложноподчиненное с однородным подчинением

6. сложное с разными видами связи

6

А1

345

А2

245

А3

245

А4

А5

124

А6

А7

А8

А9

235

А10

245

А11

123

А12

А13

А14

134

А15

А16

134

А17

А18

134

А19

А20

134

А21

235

А22

А23

234

А24

А25

124

А26

235

А27

А28

245

А29

А30

245

А31

А32

245

В1

широк

В2

вашего

В3

сказ

В4

посвятить

В5

23212

В6

51234

В7

22314

В8

4513

Если ты поступаешь в этом году, то наверняка уже ознакомился с проходными баллами 2018 года. Они считались по старой методике, а в 2019 году баллы ЦТ будут выводиться по новой системе. Осведомлённость лишней не бывает, считает и спешит рассказать, чем отличаются обе методики и что ожидать от ЦТ 2019.

Как считались баллы на ЦТ 2018

Для подсчёта баллов на ЦТ РИКЗ использовал специальную методику, которая помогала объективно оценить уровень знаний и подготовки абитуриентов. Она была основана на стобалльной шкале, позволяющей учесть количество правильно выполненных заданий, а также их сложность.

Методика включала в себя расчёт баллов для заданий централизованного тестирования с одним правильным ответом и несколькими правильными ответами. Напомним: в ЦТ по русскому и белорусскому языкам в части А предусмотрено несколько правильных ответов, а в ЦТ по остальным предметам — только один.

К слову, чем больше абитуриентов справлялось с каким-либо заданием, тем меньше баллов за него выставлялось.

Как считались баллы за тестовое задание с одним правильным ответом

За правильный ответ ставился 1, за неверный — 0. Совокупность нулей и единиц составляла матрицу ответов. В неё включалось также количество абитуриентов, выполнивших определённый вариант теста, и количество заданий в тесте.

Итоговый балл абитуриента за тест зависил от первичного балла задания , первичного тестового балла абитуриента и весового коэффициента сложности каждого задания .

При умножении этих элементов получался модифицированный первичный балл абитуриента (МПБА). Выполнив задания того или иного варианта теста, можно было получить некое число модифицированных первичных баллов (МПБ), отражающее сложность заданий в конкретном варианте.

Итоговый тестовый балл равнялся частному от деления МПБА на МПБ, умноженному на 100.

Округление результатов до целого числа происходило по правилам математики.


Как считались баллы за тестовое задание с несколькими правильными ответами

Если ты указал неверный ответ либо не указал верный, система считала это ошибкой. За правильно выполненное задание (указаны все верные ответы) начислялась единица, за ответ с одной ошибкой (помимо правильных вариантов указал и неправильный) — 0,2, более одной — 0.

Ноль баллов выставлялось в том случае, когда абитуриент выбрал более одного неверного ответа или не выбрал более одного верного; указал неверный ответ, но пропустил верный. Например, в А12 правильные ответы 2, 3, 4. Если абитуриент выбирал 1, 2, 5 или 2, 3, 5, то получал ноль баллов. Выбрав 3, 4 или 1, 2, 3, 4, он получал 0,2 балла.

С учётом этих нюансов подсчитывался первичный балл задания и модифицированный первичный балл абитуриента . Дальше всё рассчитывалось, как и в случае с одним верным ответом.

Как считались баллы в резервный день

Ты уже понял, что раньше балл на ЦТ зависил от количества абитуриентов, верно ответивших на задание. В ЦТ сдаёт мало абитуриентов. Выходит, баллы у них выше? Нет. Оценка тестов у «резервистов» происходила по описанной методике, только брались усреднённые весовые коэффициенты, выведенные при подсчёте результатов за основной этап ЦТ.

Сами формулы, по которым вычислялся балл за тест, смотри .

Директор РИКЗ Юрий Миксюк основным недостатком старой методики называл зависимость итогового балла от количества абитуриентов, верно ответивших на вопрос.


Да, она [старая методикам — прим. ред.] качественно ранжировала хорошо подготовленных абитуриентов, которые набирали баллы на сложных задачах. Однако погрешность измерения уровня знаний абитуриентов среднего и невысокого уровня была значительной.

Юрий Миксюк, директор РИКЗ

Новая система оценки ЦТ должна не только эффективно ранжировать абитуриентов, но и отражать реальный уровень их знаний. Тот факт, что отметка в дневнике не совпадала с результатами ЦТ, упоминался учителями и репетиторами не раз. Что для абитуриентов было дополнительной мотивацией для подготовки к ЦТ.

Как будут считаться баллы на ЦТ 2019?

В основе новой системы подсчёта лежит метод нормального распределения N (µ, δ). Самое главное отличие новой методики в том, что теперь учитываются и все верные ответы, включая частично правильные.

Результат подсчитывается в два этапа. Сперва определяется первичный балл — сумма баллов за каждое верно выполненное и частично верно выполненное тестовое задание. После этого по результатам статистической обработки первичному баллу ставится в соответствие тестовый балл , который и будет являться итоговым результатом.

Ещё одно новшество этой методики — максимальный первичный балл — максимальная сумма первичных баллов, которую абитуриент сможет получить, верно ответив на все вопросы теста. Максимальный первичный балл известен заранее.


Как считаются баллы за тестовое задание с одним правильным ответом

Абитуриент получает 1 балл, если задание выполнил верно. И ноль баллов, если указал неправильный ответ, указал более одного ответа или ответ не указан вовсе.

Как считаются баллы за тестовое задание с несколькими правильными ответами

Если абитуриент указал в бланке все правильные ответы, ему засчитывается 2 первичных балла. Допущена одна ошибка — 1 балл, более одной ошибки или ответ не дан — ноль баллов.

Ознакомиться со всеми правилами подсчёта баллов ты можешь в .

На какой проходной балл ориентироваться абитуриентам 2019?

Ожидается, что абитуриенты получат реальную оценку своих знаний, баллы в области низких значений объективно вырастут. Количество тех, кто набирает 75 и более баллов, должно примерно сохраниться. Следовательно, ситуация с приёмом на престижные специальности, где проходной балл и так стремится к максимальному значению, останется прежней. А вот , но на сколько баллов именно, непонятно.

Лучше всего к проходному баллу 2018 прибавить баллов 20−30 и уже ориентироваться на эту цифру. Используй все возможности увеличить баллы: подтяни аттестат, тщательнее готовься к ЦТ по белорусскому или русскому языку, а не только по профильным предметам. Здорово, если на РТ ты набираешь в среднем по 70 баллов за тест, при этом не сильно готовясь к тестированию. Но таких счастливчиков теперь много.

Преподаватель истории и обществоведения в образовательном центре Адукар Дмитрий Зайцев, проанализировав новую систему оценки ЦТ, считает, что нас ждёт . Но не спеши отчаиваться! Да, первопроходцам всегда тяжелее, но мир на этом не рушится.

Удачи и терпения в подготовке к ЦТ! Адукар же всегда поддержит советом и будет держать тебя в курсе новостей образования.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

В 2017 году 66 абитуриентов из 72 874 сдали централизованное тестирование по русскому языку на 100 баллов. Как сдать ЦТ на максимальный балл? Будет ли централизованное тестирование 2018 года отличаться от предыдущих лет? На эти и другие вопросы отвечает Виктория Романова — преподаватель русского языка образовательного центра , магистр педагогических наук и один из разработчиков интерактивного курса подготовки к ЦТ по русскому. Советуем прочитать до конца, чтобы не упустить важных деталей!

Изменилось ли ЦТ по русскому за последние пять лет?

Из года в год задания на ЦТ по русскому языку однозначно упрощают. Если быть точнее, то незначительно изменяются формулировка условий и примеры. Перечень тем и правил, знание и понимание которых проверяется составителями ЦТ, остаётся прежним. Таким образом, абитуриент успешно справится с заданиями при условии, что хорошо усвоит материал из списка тем, который подготавливает РИКЗ (имеется в виду спецификация по русскому языку ), причём не имеет значения, сколько раз условие задания было переформулировано.

Реально ли подготовиться к ЦТ на высокий балл без курсов и репетитора?

Разумеется! В таком случае абитуриенту нужно запастись учебной литературой. Как минимум — это учебники по русскому языку за 5−11 классы, как максимум — это пособия и сборники тестов за последние 7−10 лет. Чтобы сдать ЦТ на высокий балл, важно выполнить как можно больше тестов. Ещё нужны усидчивость, дисциплина, настойчивость, т. е. всё то, что помогает ученику систематически готовиться.


рассчитан на самостоятельную подготовку к ЦТ по русскому

Правда, насколько я заметила за время практики, именно отсутствие умения заставить себя работать систематично вынуждает школьников прибегать к помощи со стороны репетиторов и учебных центров.

Какие отметки в школе по русскому у твоих учеников? И подтверждаются ли они баллами РТ, а потом и ЦТ?

Четвертные отметки по русскому языку у моих учеников — от 5 до 8 баллов. Далеко не каждый из них посещал первый и второй этап РТ. Ребята, которые ходили на оба этапа, замечают, что после занятий со мной их результаты улучшились. Например, от 45 до 60 баллов, от 49 до 67 баллов. Правда, есть единичный случай, когда по результатам второго этапа баллы были меньше по сравнению с результатами первого этапа. По результатам 3-го этапа пока информации нет.

Как правило, результаты третьего этапа РТ и самого ЦТ имеют небольшую разницу.


Результат зависит и от базы, и от того, насколько качественно готовился учащийся перед самим ЦТ.

В первую очередь, советую пользоваться теорией из школьных учебников. Кроме того, существует много пособий, в которых вся теория из школьного курса системно подана в одной книге. Имею в виду пособия О. Е. Горбацевич, Т. В. Ратько, Т. В. Балуш, Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. Пособия перечисленных авторов неоднократно переиздавались. Конечно, лучше покупать пособие новее, так как последняя версия будет качественно лучше. Но мы помним, что изучение теории не имеет смысла без выполнения тестовых заданий.

Когда лучше начать подготовку к ЦТ по русскому языку?

Это зависит от уже имеющейся теоретической базы и личностных характеристик ученика. Гуманитарию достаточно начать подготовку за год до сдачи ЦТ, а вот человеку с техническим складом ума советую начать подготовку чуть раньше, к примеру, за полтора-два года до экзамена. В среднем считается, что именно одного года достаточно для того, чтобы повторить и доучить теорию из школьного курса.

Возможно ли подготовиться к ЦТ за несколько месяцев?

Если есть огромное желание, то, конечно, можно. Для этого нужно «вооружиться» пособием, сборниками тестов и поддержкой со стороны учителя-предметника или хотя бы друга-отличника.


Чтобы перед самим ЦТ не было каши в голове от множества правил и исключений, стоит посетить 4-часовой интенсив по русскому, который проводится за день до тестирования. На фото Виктория проводит занятие для абитуриентов 2017 года

Подскажи, с каких заданий лучше начать выполнение теста?

К сожалению, нет универсального совета, с каких заданий лучше начинать выполнение теста. Абсолютно у каждого абитуриента есть своя схема работы с заданиями. Я, к примеру, всегда решаю тестовые задания по порядку. Прочитав условие, приступаю к выполнению, а после этого вновь возвращаюсь к условию. Ведь часто ошибки допускаются именно из-за невнимательного прочтения условия. Умей чётко разграничивать правила, чтобы понимать, какое из них следует применить в задании.

Чтобы понять, какая последовательность выполнения заданий удобна абитуриенту , надо выполнить как можно больше тестов, в том числе на РТ. Кроме того, именно выполнение тестов позволит следить за прогрессом в подготовке.

Что делать, когда совсем не знаешь ответ на вопрос?

В ситуации, когда абитуриент вовсе не знает ответа на вопрос, лучшим помощником будет (как ни странно!) интуиция. Кстати, она хорошо развита у тех, кто много читает. Разумеется, можно воспользоваться и методом исключения, т. е. отсеять те варианты, в которых уверен сам абитуриент. Правда, и для этого нужны элементарные теоретические знания.


Всегда нужно записывать что-то в область ответов. Русский — это не математика и физика, так что тут уж интуиция в помощь.

Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук

Насколько объективно ЦТ оценивает уровень грамотности абитуриента?

Достаточно объективно. Причиной тому является разнообразие тем, знание которых проверяется во время экзамена. В заданиях к ЦТ содержатся темы из разделов «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», «Стилистика» и др., которые отображают разные уровни грамотности носителя языка.

Возможно ли сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Что для этого нужно?

Конечно! Для этого нужны сильная теоретическая подготовка, навыки успешного выполнения прошлогодних тестов, вера в себя.

Какие ошибки при подготовке к тестированию чаще всего допускают твои ученики?

Распространены ошибки на следующие правила: «Н и НН в словах разных частей речи», «Слитное и раздельное написание НЕ со словами», а также «Различение НЕ и НИ». Но, пожалуй, самыми «болезненными» являются задания на морфемный разбор слова и словообразование.

Зачастую ученики допускают ошибки по невнимательности: вписывают неверный вариант ответа, не выбирают все правильные ответы или вовсе выбирают варианты, противоречащие условию задания.


После того, как задание выполнено, важно ещё раз проверить, соотносятся ли варианты ответов с условием.

Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук

Сколько примерно слов-исключений нужно запомнить абитуриенту, чтобы справиться с заданиями ЦТ? Как их лучше запоминать?

Если к словам-исключениям относить ещё и словарные, то точной цифры для запоминания нет. В этом можно убедиться, просмотрев различные пособия для подготовки к ЦТ. Каждый составитель приводит свой перечень слов, причём, понятное дело, далеко не все слова используются в самом тесте. Поэтому я предлагаю абитуриентам выписывать в свой конспект слова-исключения и словарные, которые встречаются в сборниках ЦТ. Со списками слов, которые приведены в учебных пособиях, тоже важно ознакомиться.

Есть много вариантов запоминания исключений и словарных слов: приводить ассоциации, примеры словосочетаний с исключениями и словарными, делать рисунки к словам, записывать слова на стикерах и расклеивать рядом с рабочим местом. В ситуации с запоминанием исключений и словарных слов все средства хороши.

Можно ли по результатам третьего этапа РТ прогнозировать балл на ЦТ?

Да. На это есть две причины. Первая заключается в том, что ко времени проведения третьего этапа РТ, как правило, весь теоретический материал уже пройден и сборники тестов прошлых лет отчасти проанализированы, а это значит, что ученик приходит на РТ в полной боевой готовности. И третий этап РТ — это своего рода тренировка, т. е. абитуриент тренируется выполнять те задания, которые, вероятно, будут в ЦТ. Вторая причина в том, что обычно последний этап незначительно отличается от самого ЦТ. Следовательно, по баллам третьего этапа РТ можно говорить о приблизительном количестве баллов, которые можно набрать по итогам ЦТ.

Как думаешь, есть ли смысл сдавать ЦТ и по белорусскому, когда не уверен, что на тестировании по русскому наберёшь хороший балл?

Почему бы и нет. Тем более при условии, что ученик знает родной язык — белорусский — лучше, чем русский.

Есть ли какие-то «хитрости», которыми можно воспользоваться на тестировании?

Скорее нет, чем да. Но зачастую абитуриенты , получив черновой листок, спешат записать в него правила или словарные слова, которые часто забывают, в которых допускают ошибки. Собственно, это и хитростью не назовёшь. Важнее ещё в процессе подготовки к ЦТ научиться восстанавливать объёмные и сложные правила с помощью простых схем или ассоциаций.


Чего ждать абитуриентам от ЦТ-2018? Тесты станут сложнее или проще?

Судя по заданиям третьего этапа РТ, задания ЦТ будут ещё проще. Ничего неожиданного или незнакомого мы не встретим: всё те же темы. Абитуриентам будет полезно выполнить оба варианта третьего этапа, чтобы понять, на каких именно темах сделан акцент в тестах этого года. А за несколько недель до ЦТ ещё раз вернуться к этим темам, чтобы повторить их либо доучить.

Посоветуй абитуриентам, как не волноваться перед ЦТ и настроиться на плодотворную работу?

Не волнуется тот, кто уверен в своих силах. В ситуации с ЦТ под силами понимаются знания и навыки качественно решать тесты. А для того чтобы быть уверенным в собственных знаниях и навыках, нужно заранее подготовиться к ЦТ: выучить теорию и выполнить тестовые задания прошлых лет. Тогда, приступив к выполнению экзамена, абитуриент будет воспринимать его всего лишь как очередной тест, подобный тем, которые он неоднократно выполнял до этого момента. И волнение уйдёт!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

О ПРОВЕДЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Выдается ли бумага для рабочих записей (черновик)?

Во время проведения централизованного тестирования на всех экзаменах в учреждениях образования бумага для рабочих записей выдается абитуриентам в необходимом количестве.

Сможет ли пройти ЦТ десятиклассник?

Нет. Десятиклассник не имеет права участвовать в централизованном тестировании.

Можно ли пройти ЦТ без паспорта, предъявив нотариально заверенную копию?

Нет. На тестировании абитуриент должен иметь при себе оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца).

Можно ли выходить в туалет во время ЦТ?

Да. Вас проводят в туалетную комнату. Однако выход – это минус вашему времени, отведенному на тестирование.

Имеет ли право абитуриент делать замечания (в ходе централизованного тестирования) по содержанию тестов?

Замечания абитуриентов по содержанию педагогических тестов вносятся в протокол проведения централизованного тестирования в аудитории с указанием номера варианта педагогического теста, номера задания и содержания замечания (см. гл. 7, п. 58 Положения о ЦТ).

Вопросы абитуриентов по содержанию педагогических тестов в аудитории не рассматриваются.

На каком языке проводится централизованное тестирование по истории Беларуси?

Абитуриенты имеют право сдавать профильные вступительные испытания на белорусском или русском языке (по выбору).

Абитуриенты, не изучавшие историю Беларуси, могут сдавать испытание по всемирной истории новейшего времени, кроме профиля (направления) специальности “исторический” (п. 16, гл. 3 Правил приема в вузы).

Засчитываются ли полуправильные ответы по русскому языку?
Да. В ЦТ по русскому языку засчитываются как полностью правильные, так и наполовину правильные ответы. Это касается только (!) заданий из части «A».
За правильный ответ абитуриент получает 100 % балла, за полуправильный – 20 %.
Полуправильными считаются задания, где отмечен один лишний ответ или не отмечен один нужный.
Примеры:
Правильные ответы – 2,4. Абитуриент отметил 1,2,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: отмечен один лишний ответ (1).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: не отмечен один нужный ответ (2).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 2. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечены два нужных ответа (1 и 4).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,3,4. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечен нужный ответ (2) и отмечен лишний ответ (3).
Ответы на задания из части «B» бывают только правильными или неправильными. Если в ответе из части «B» допущена хотя бы одна ошибка (например, вместо А1Б2В3Г4 написано А2Б2В3Г4), такой ответ считается полностью неправильным. То же самое касается ответов с орфографическими ошибками (например, неправильное суфиксальный вместо правильного суффиксальный).

Как оценивается вопрос, на который можно дать более одного правильного варианта ответа? (1) в случае, если даны не все правильные варианты ответов; 2) если даны правильный и неправильный варианты ответов?)
Вы, наверное, имеете в виду частично правильные ответы, которые у нас используются в тестах по русскому и белорусскому языкам. Даже если вы не смогли определиться со всеми верными ответами по конкретному заданию, компьютерная программа их учитывает. Но вы получите оценку несколько ниже, чем если бы выбрали все правильные варианты ответов. То же и в случае, если вы выбрали правильный и неправильный ответы.

Как рассчитываются баллы на ЦТ по русскому языку?
Каждое задание имеет коэффициент сложности. Этот коэффициент определяется не составителями теста, а абитуриентами. Если с заданием справились многие абитуриенты, у него низкий коэффициент сложности, и наоборот, высокий коэффициент сложности у заданий, которые удалось верно сделать лишь небольшому количеству абитуриентов.
Следовательно, у людей с равным количеством правильно выполненных заданий могут быть разные баллы. Если человек ошибся в простых заданиях, но правильно выполнил сложные, он получает больше баллов.

Если при ответе в части Б ответ дан с орфографической ошибкой, будет ли он засчитан?
Нет. Ответ (слово или словосочетание) дается в форме (род, число, падеж), определяемой условием тестового задания, и на языке, избранном для сдачи экзамена. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.