Наказание для Раскольникова на-ступает не после преступления, а значительно раньше. Оно нача-лось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в му-чениях совести. Неспособность Раскольникова вынес-ти преступление — самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят кру-шение логические построения героя романа, его рационализм. Как писал Г. А. Вялый, теория гос-подствует над Раскольниковым, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй; натура первая, первичная ей не подчи-няется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».
В конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной сове-стью, перед убитой им Лизаветой, перед Сонечкой, матерью, Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с на-слаждением и счастьем».
Но как же тяжело дается Раскольникову нрав-ственная кара! Роман состоит из шести частей. О преступлении речь идет только в первой части, а остальные пять посвящены проблеме наказания. Сле-довательно, почти весь роман написан для того, чтобы как можно подробнее, углубленнее иссле-довать тайны души человека, осмелившегося про-лить кровь, и теперь в тяжких страданиях и муках (нравственных, не физических) расплачивающегося за великий грех перед людьми и Богом.
Не следует думать, что Раскольников сразу по-нимает и принимает крах своей теории. Да, он не смог вынести преступления, но ему долгое время представлялось, что это всего лишь доказательство его личной слабости, а вовсе не самой по себе теории, которая не вызывает у Раскольникова ни-каких сомнений. И даже на каторге он по-преж-нему убежден в своей правоте: «...он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаха , который со всяким мог случиться».
Раскольников все еще терзается мыслью не о своем преступлении, а о том, что не вынес его. Настоящие властители, Наполеоны, «вынесли свои шаги и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».
И только Соня Мармеладова, вечная Сонечка смогла спасти его, спасти его душу. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный ис-точник жизни для сердца другого». Только теперь, лишь в самом конце романа, воскресает Расколь-ников: «Он знал это, чувствовал всем обновленным существом своим...» Материал с сайта
Правда, впереди много испытаний, за новую жизнь надо еще заплатить великим, будущим подвигом. Но об истории постепенного обновления человека, перерождения его, Достоевский писать не стал, по-тому что, объяснял он, заканчивая роман, «это могло бы составить тему нового рассказа».
На самой последней странице «Преступления и наказания» о Раскольникове было сказано: «...он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь ...» Последняя фраза выделена потому что считаем ее чрезвычайно важ-ной. Это, собственно, главный урок, который вынес Раскольников, итог его внутренних терзаний, сомне-ний, борьбы с самим собою. Арифметика, логика, отвлеченные доводы рассудка. Достоевский приводит своего героя к иным ценностям. Побежда-ет человеческая натура, побеждает жизнь.
Разделы: Литература
ПЛАН УРОКА
Тема: “Воскрешение души Родиона Раскольникова”
Цели урока:
1. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос – что делать, чтоб изменить существующий миропорядок
2.Выработать навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.
3.Научить ценить такие качества как любовь, жалость, сострадание, терпение и вера.
Оборудование: Мультимедийный проектор.
Вспомните и проследите жизнь Раскольникова. По какому принципу он живет?
По какому принципу живет Соня Мармеладова?
Вывод: В романе противопоставляются две “правды”: теория Раскольникова не освещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия.
Р АС К О Л Ь Н И К О В |
|
Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. “Идея” и преступление рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляет героя презирать себя за человечность и чуткость, считая это проявлением слабости |
Она идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Жизнь Сони строится по законам cамо- пожертвования. Она хочет, прежде всего, сама быть лучше. В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собою, ради спасения других идет на позор и унижение. |
Изменился ли Раскольников к концу романа? Что об этом говорится в эпилоге?
“Но он не Раскаивался в своем преступлении.”;
“но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казалось они ему в то роковое время…”
“Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”
Вывод: Значит, он просто “сделал явку с повинной”, но не раскаялся. Оказывается, до сих пор продолжает его преследовать его страшная теория. Он бы сам хотел раскаяться, но “идея” не пускает. Значит, он продолжает делить людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Вот почему между ним и другими арестантами стена непонимания, ведь наш герой относит себя ко второй категории. Нет да нет, в его взглядах и манерах это проявляется. Нет ли в эпилоге моменты, доказывающие нам обратное.
а) внимательное чтение отрывка;
б) найдите ключевое слово отрывка;
в) что же туда вложил Достоевский? (радость, боль и
неожиданное для себя открытие);
г) составление словесных рядов (существительных);
обращение внимания на слово “окно”; составление
клайстера; (воздух, открытие, вид, свежесть,
простор…);
д) нахождение выразительных средств; е) роль
пейзажа в раскрытии основной идеи; (“ясные,
весенние дни”, вторая неделя после святой,
“широкая окрестность”) ;
и) анализ отрывка учеником (индивидуальное
задание сильному ученику).
Анализ текста, написанный ученицей 10 класса Леной Федоровой.
“Ясный весенний день”, “вторая неделя после святой” - читаем мы в этом отрывке. Что же несет такой день? Эти строки свидетельствуют нам, что должно произойти что-то необычное, новое. Что это?
Уже при первом чтении отрывка в глаза бросается метафоричный глагол “пронзило”, “что-то пронзило… сердце”. Невольно в голову приходит эпизод из сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева”, когда сердце Кая, благодаря Герде ожило, оттаяло. Кая тоже “что-то пронзило”, что он даже вскрикнул. Может, с Родионом тоже произойдет такое изменение? Этому способствует многое. Весна, когда все оживает, пробуждается. Вторая неделя после святой, т.е. после воскресения Христа, праведника, учителя. “Отворили окна”. Значит, путь для воскрешения души открыт, и наш герой готов принять ритуал очищения. Он пришел к этому через страдания, любовь Сони, болезнь, наконец, заставившее перевернуться его сознание. “Он вздрогнул и поскорее отошел”. Вздрогнул оттого, что сделал для себя открытие, что его теория ошибочна, т.е. одолел в себе зло, что он тоже способен на большое чувство. Чувство любви, которое проснулось в нем к той самой безмолвной Соне, которая часто ходит под его окнами, чтоб “хоть издали посмотреть на окна палаты”.
Не воскреснуть он не мог. Не зря же в его руках оказалось Евангелие, пусть его страницы пока не открыты, но все же они приняты героем. Это по-своему христианский оберег, указатель пути истинного. Через ассонанс на (а), (о) передается величие и сила ожившего чувства, а цветопись – зеленый благословляет его на постоянную вечную жизнь.
Мне кажется, это здорово. Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей.
Каждый человек, придя в мир людей, вырабатывает свой принцип жизни, и он должен основываться на традициях православия, на народных традициях. Только тогда он не будет чувствовать себя одиноко в этом огромном мире. И мне хочется закончить свой анализ словами одного из десяти заповедей Христа: “Возлюби ближнего своего”.
– Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? (Чтение отрывка. В этой сцене мы видим торжество любви и добра.)
Как это передает на Достоевский? (Через действия, глаголы, характеризующие героев. О Раскольникове: “сам не знал”, “что-то подхватило”, “бросило”, “плакал и обнимал”. О Соне: “ужасно испугалась”, “лицо помертвело”, “вскочила”, “задрожала”, “все поняла”, “ в глазах засветило счастье”, “поняла, что он любит”.)
Найдите эпитет, который неоднократно использует автор. (Бесконечные.)
Сцена любовного признания без единого слова, где мы видим и раскаяние, и воскресение души героя. Эта сцена убеждает нас в том, что не насилие спасет мир, а красота и любовь. В этом непреходящая ценность гениального творения Достоевского, которое способно оздоровить нравственно искалеченное общество.
1. Расшифруйте схему
2. Нарисуйте символы героев.
Жили в этом жестоком мире два человека: Родион и Соня.
Злые мысли одолевали Родиона. Он видел себя всемогущим творцом, властелином. Поставил себя выше большинства людей, назвав их “тварями дрожащими”. И Бог наказал его одиночеством. Жил он среди людей, но такой одинокий. Некуда было идти и некому раскрыть свою душу, пока не появилась Соня. Она своей любовью раскрыла глаза Родиону. И пошли они по широкой дороге жизни.
Козлова Таня (10 кл.)
Соню я хочу представить в виде свечи. Свеча – это жертва, жертвоприношение. Соня тоже приносит себя в жертву, жертвует честью ради спасения от голодной смерти братьев и сестер; жертвует своей свободой (едет в Сибирь), чтобы вернуть Раскольникова к жизни, к жизни в мире людей. Раскольников – заблудший путник, который под влиянием “теории” сбился с пути.
Кубикова Люда (10 кл.)
Соня – домашний очаг. От нее веет теплом. У ее очага греются все: и Мармеладов, и Катерина Ивановна, и арестанты…. Именно тепло ее очага воскрешает Родиона Раскольникова.
А Раскольникова я хочу изобразить в виде сердца, сердца под камнем. Камень это “теория на право сильной личности”, которая не дает большому сердцу Родиона (я уверена, у него большое сердце, он не раз доказывал это) свободно биться.
Федорова Лена (10 кл.)
Соня – солнце. Несет тепло, свет. Раскольников – пещера, в пещере темно, как в душе Родиона, но есть тропинка, куда она ведет?..
Павлов Дима (10 кл)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
Цели урока: Совершенствование умения аналитического комментирования текста. Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других. Воспитание культуры общения, толерантности.
4 слайд
Описание слайда:
5 слайд
Описание слайда:
Эпиграфы:Легко любить всё человечество – соседа полюбить сумей. Кайсын Кулиев Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Ф.М. Достоевский
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…” Как бы вы закончили эту легенду?
8 слайд
Описание слайда:
Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…” О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья) Почему же человек (а особенно русская душа) не может быть счастлив в одиночку? Почему ему непременно нужно, чтобы другие, те, кто рядом с ним, тоже были счастливы? Причем порой человек даже готов идти на любые жертвы ради чужого счастья.
9 слайд
Описание слайда:
10 слайд
Описание слайда:
(По ходу беседы составляется схема) Родион Раскольников Сонечка Мармеладова счастье для других = счастье для себя счастье для других = счастье для себя Какими путями идут герои к этому “счастью для себя”? жертвуя другими жертвуя собой
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
Как “реализуется” путь каждого из героев? какова позиция автора? Этот путь противопоставлен самой идее жизни, отсюда “незапланированные” жертвы (Лизавета) и неуверенность в собственной правоте Раскольников считает ее жертву напрасной, ведь все равно отец спился и умер, голодают дети
13 слайд
Описание слайда:
Прежний взгляд: сосредоточенность на себе; замкнутость; презрение к человеку. Новый взгляд: расширяется его поле зрения, он начинает всматриваться и вслушиваться сам, по своей воле: “ О каторжанах - как они все любили жизнь, как они дорожили ею…”
14 слайд
Описание слайда:
15 слайд
Описание слайда:
Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по- иному слышать и видеть, т.е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали. Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого- порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!
16 слайд
Описание слайда:
Выход к авторской позиции Какие бы пути ни были предложены в романе, Достоевский не предлагает четкого, определенного, единственного решения. Ведь перед нами полифонический, многоголосный роман – роман идей… Какие же выходы видят герои? В чем истина для них?Раскольников видит для Сони только три выхода: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или окунуться в разврат (обращение к тексту романа, ч. 4 гл. 4). Для Сонечки единственный выход и для себя, и для Раскольникова – покаяться и жить в Боге (“Бог защитит!”) Чей путь ближе для самого Достоевского? Почему? Путь Сонечки – это приближение к будущему, для Достоевского, которое наступит тогда, когда человек, осознав значимость собственной личности, посвятит ее служению людям. Правда Сонечки ближе всего к правде Христа.
17 слайд
Описание слайда:
Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова. Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ. Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. – Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку. В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску. Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки. – Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот. Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал: – Спасибо за подарок! – Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я. Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. – Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что… (Высказывания учащихся)
Цель: осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь Соне.
Ход урока.
I. Осталось перелистнуть последние страницы романа о Р. Раскольникове. Каким он видится вам, человек совершивший преступление И купающий свою вину через наказание?
(Р. Раскольников - бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре человек, остро воспринимающий чужую боль. Это одаренный юноша, наделенный острым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может потому, что убеждён в своей исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу, он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих. Под низким уголком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Раскольников упорно думает о бедах людей, как же избавить людей от страданий и приходит к мысли деления людей на два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. Он думает, что людей, которые не способны сами изменить жизнь, спасет некий «властелин», т.е. добрый тиран, решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, т.к. убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только сам перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.)
II. Обратимся к эпилогу; проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
Среди окружающих Раскольников видит черты необыкновенных: в Лужине и Свидригайлове, которые ему неприятны; Катерина Ивановна трижды произносит слово «тварь» в адрес окружающих, обзывает их (на поминках). «Раскольников сидел и слушал молча и с отвращением». Очевидно, ему тягостны притязания такого жалкого существа на особое положение; Порфирий Петрович тоже из категории, считающих себя в молодости необыкновенными («статейку вашу прочитал как знакомую...»). Для многих заманчиво желание ощутить себе лучше других.)
- Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал
раньше обыкновенными?
В конце романа Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова. В записных книжках автора сохранились другие варианты финала романа: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Есть и другая запись: «Прощения не просит у народа... Соня и любовь сломали». Да и в окончательной редакции покаяние и смирение Родиона звучат не убедительно. И все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление пере миром зла и насилия, который так беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». (И.А. Фольгесон)
Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.)
(Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встает перед ней на колени, плачет...). Эти слезы - новый рубеж е начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему... Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, - сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.
III. Чтение писем героям романа, домашнее задание.
Записать домашнее сочинение. Темы на выбор:
Цель урока: проверка знания материала и усвоения романа, развитие речи.
Ход урока.
I. Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
1. Р. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:
3) Оправдания своей теории
2. Определите, портрет какого героя приводится ниже:
«Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшном выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами большой круглой голове...Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».
«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
1) в Свидригайлове
2) в Лужине
3) в Лебезятникове
5. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за
человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?
« Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он... чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят...»
А) Это была большая комната, но чрезвычайно низкая...походила как будто
на сарай, имела угол, ужасно острый...; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.
Б) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы...
Туалете с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями...
1) Алене Ивановне
3) Раскольникову
8. С какого момента начинается преступление Раскольникова:
Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?
С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова
перед преступлением?
ВРЕМЯ У ДОСТОЕВСКОГО
Время в романе «Преступление и наказание» предельно насыщено действием, событиями. Они совершаются всего в течение 14 дней, двух недель.
Предыстория героев очень краткая. Читатели присутствуют при катастрофе, завершающей жизнь или этап жизни героев.
Первая часть
/ день. Гл. I - II.
Визит Раскольникова к старухе.
Встреча с Мармеладовым. Первый визит к Мармеладову.
2 день. Гл. III - V.
Письмо от матери, рассуждения и решение. .
Встреча с девушкой на бульваре.
Сон о забитой лошади.
Встреча на Сенной с Лизаветой: услышал, что завтра в 7 ее не будет дома.
3 день. Гл. VI - VII.
Воспоминание о разговоре в трактире.
Говорили о том, что старуха-процентщица богата. Убийство.
Вторая часть
4 день. Гл. I - II.
Вызов Раскольникова в полицейскую часть (не платил квартирной хозяйке).
Обморок в части.
Прячет взятые у старухи вещи под камень, не взглянув, что там, сколько денег.
«Нет улик».
Визит к Разумихину.
Дома. Ужасный сон - кажется, что бьют хозяйку.
5, 6 день. Обморочное состояние. Бред.
Разумихин рассказывает о том, что в убийстве старухи подозревают красильщика.
Появление Лужина. Известие о скором приезде матери.
Ссора с женихом сестры.
«Побег» Раскольникова из дома. Странное поведение в ресторане. Разговор с Заметовым.
Видит, как на мосту женщина бросается в воду.
Третий визит к старухе. Захотелось проверить ощущения.
Встреча с Мармеладовым. Смерть Мармеладова.
У Мармеладовых. Соня. Отдает последние деньги.
Визит к Разумихину, у которого собрались вечером друзья.
Третья часть
Встреча с матерью и сестрой. «Странное» поведение Раскольникова. Болезнь.
9 день. Гл. II - VI.
Разумихин в «номерах» у матери и Дуни Раскольниковых.
Записка от Лужина.
Соня у Раскольникова.
У Порфирия Петровича. Рассуждения о преступлении. Статья Раскольникова.V гл.
Четвертая часть
Свидригайлов у Раскольникова. Известие о том, что жена Свидригайлова оставила Дунечке завещание.
Вечером у матери и Дуни.
Разрыв Дуни с Лужиным.
«Человек из-под земли».
Первый визит к Соне, чтение Евангелия. IV гл.
10 день. Гл. V - VI.
У Порфирия Петровича. Неожиданный исход: признание Митьки.
Дома, Развязка с «человеком из-под земли».
Пятая часть
/./, 12 дни.
На поминках у Мармеладовых.
Визит Раскольникова к Соне. Признание Раскольникова Соне.
Лебезятников сообщает, что Екатерина Ивановна сошла с ума, ушла с детьми на улицу.
Екатерина Ивановна на улице.
Смерть Екатерины Ивановны в комнате Сони.
Шестая часть
13 день. Гл. I -VI.
Разумихин у Раскольникова. Сообщение о письме, полученном Соней.
Визит Порфирия к Раскольникову. Советы Порфирия, который знает убийцу.
Встреча со Свидригайловым в трактире. Обман Свидригайлова, чтобы встретиться с Дуней.
Визит Свидригайлова к Соне. Устройство дел. Визит Свидригайлова к невесте.
Ночь кошмаров в грязном трактире.
14 день. Гл. VII - VIII.
Самоубийство Свидригайлова.
Визит Раскольникова к матери перед тем, как признаться в преступлении.
У Сони. Окончательное решение Раскольникова. VIII гл.
Поклонение на Сенной площади народу. Смех.
Покаяние в конторе.
Эпилог
Встреча с героями через 9 месяцев. Сибирь. Острог.
Смерть матери.
Свадьба Дуни с Разумихиным. Письма Сони.
Любовь Раскольникова к Соне. «Их воскресила любовь».
Краткое сочинение-рассуждение по литературе с цитатами для 10 класса на тему: любовь в «Преступлении и наказании». Любовная линия Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова
Роман Ф.М. Достоевского затрагивает обширный круг тем. Самые главные – это путь человека, его жизненный выбор, напряженные поиски настоящей истины. Но и вечную тему любви не мог обойти великий писатель. Любовь свела абсолютно противоположных, но одинаково погибающих героев, стала их испытанием и спасением.
Жизнь Родиона Раскольникова, главного героя романа, складывается не лучшим образом. Из родного гнезда, где его все любили, лелеяли его чувствительную и нервную натуру, он попал во враждебную жизнь. Герой учился на юридическом факультете, но ему пришлось покинуть университет из-за отсутствия денег. Бедность давит на героя во всем. Он красив внешне: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен», — но одет нищенски: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Живет он в коморке, похожей на гроб. Нищета давила на самолюбие Родиона, он замкнулся в себе, перестал общаться с людьми, пришел к разрушительной теории, разрешавшей убийство, которое он и совершил. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» — говорит Раскольников о своем поступке. Герой — не преступник, он не может хладнокровно лишить человека жизни. Но раскаяние не овладевало им. Его принудили к чистосердечному признанию лишь страх разоблачения и понимание того, что он не исключительный человек, раз убийство «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонки, никому не нужной и, напротив, всем вредной» чуть не лишило его рассудка. Однако Раскольников все же пришел к раскаянию и спасся. Как? На его пути появилась Соня Мармеладова.
Соня тоже погибшая, падшая. Эта худенькая, белокурая девушка с глубокими глазами, выражающая наивность и чистоту, вынуждена «идти по желтому билету» (то есть работать проституткой). Героиня – настоящая мученица, она продает свое тело, чтоб обеспечить свою мачеху, ее детей и отца-алкоголика. Соня, как и Родион, мыкается в коморке, где нет даже углов, она одета в лохмотья, также бледна и худа. Однако девушка не обвиняет мир в своем несчастье, а терпит и находит утешение в религии. Грязь, окружающая героиню, не касается ее. Она способна сопереживать и жалеть, не упрекая и любя. Этого так не хватает Раскольникову, вот почему он признается в убийстве именно ей. Именно Соня следует за ним на каторгу, где старается скрасить его быт: «Она ведь и жила только одною его жизнью». Девушка приводит героя к вере, к раскаянию и к спасению. Но и для нее благотворна смена обстановки. Соня становится уважаемой в городе модисткой, герои решают быть вместе после завершения каторжных работ и начать новую жизнь: «Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».
«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», — говорит Раскольников Соне. Но это оказалось не так. Они были вместе прокляты, но вместе и спаслись. И причина этому – любовь, которая действительно воскресила героев. Обоим она помогла спасти свою душу от греха и начать новую жизнь, выйдя из порочного круга несчастий. И Родион, и Соня пережили много разочарований и ударов судьбы, но любовь позволила им обрести смысл и преодолеть все трудности. Именно в ней, а также вере в Бога, по мнению Ф. М. Достоевского, и заключаются жизненная гармония и покой, которых так не хватает не только героям романа, но и нам, современным читателям.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!