Давно это было. Дружно жили ворон и сова - вместе добывали пищу, делили всё поровну, нужды не знали. Долго они прожили, состарились и стали от седины белее снега.
Вот однажды сова и говорит ворону:
- Совсем мы с тобой постарели, а красивыми так никогда и не были. У всех птиц пёстрые наряды - красные, чёрные, серые, а нас с тобой только коротким летом и видно.
- И то правда, - сказал ворон, - не видно нас, когда мы на снегу сидим.
- А давай разукрасим друг друга, - предложила сова. - Сначала ты меня, а потом я тебя.
Согласился ворон. Взял он чёрный жировой нагар от светильника, выдернул из своего хвоста перо и велел сове приготовиться. Села сова на камень, и ворон осторожно стал её раскрашивать. Ходит вокруг камня и рисует на каждом перышке красивые чёрные пятна. Раскрашивает ворон сову, а сам думает: «Постараюсь её красавицей сделать. Увидит она мою работу и меня тоже красавцем сделает».
Погналась лисичка за мышкой Вувыльту.
Вувыльту бежала, бежала, видит: лисичка уже догоняет её - и скорей вскарабкалась на высокий камень.
Сидит там Вувыльту и дрожит от страха.
А лисичка легла у камня и ждёт, когда мышке надоест сидеть наверху и она спустится вниз.
«Лучше я с голоду помру, чем лисичке на обед достанусь, - подумала Вувыльту. - Надо спасаться!»
Думала Вувыльту, думала, как ей перехитрить лисичку, и придумала. Запрыгала она на камне и запела:
- Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!
- Что это ты так развеселилась? - спрашивает лисичка.
- Да во-он, вижу, охотники с копьями и луками идут сюда!
- А тебе-то что, если они сюда придут? - спрашивает лисичка.
- А как же! - говорит Вувыльту. - Они всегда, когда доходят до этого камня, разжигают костёр и садятся обедать. Может, и мне что-нибудь останется.
- Охотники всегда садятся у этого камня? - насторожилась лисичка.
Пошли однажды пять девочек в тундру. Увидела их великанша Майырахпак, догнала, посадила в камлёйку. Девочки испугались, заплакали, а великанша подошла к дереву и сказала:
- Дерево, наклонись! Дерево наклонилось. Майырахпак привязала девочек к его верхушке и сказала:
- Дерево, поднимись!
Дерево поднялось. Великанша оставила девочек на дереве, а сама ушла. В это время мимо проходил медведь. Девочки попросили:
- Мёдведище, хороший, отвяжи нас!
- Нет, не отвяжу! - сказал медведь. - Когда мы, медведи, еду ищем, ваши охотники стараются убить нас! - И ушёл.
- Плохой ты! - сказали девочки. Пролетал мимо ворон, девочки и его попросили:
- Ворон, миленький, отвяжи нас!
- Нет, не отвяжу! Когда мы прилетаем к вам, чтобы подобрать остатки пищи, вы кидаете в нас чем попало! - сказал ворон и улетел.
Пробегала мимо лисичка. Девочки попросили её:
Однажды злые духи - тунгаки похитили у жителей тундры Солнце. В вечном мраке жили теперь звери и птицы, с трудом отыскивали себе пищу. И вот решили они собрать большой совет. От каждого звериного и птичьего рода на совет прибыли посланцы. Старый ворон, которого все считали мудрым, сказал:
- Крылатые и волосатые братья! До каких же пор мы будем жить во тьме? Слышал я от стариков, что недалеко от нашей земли, в глубоком подземелье, живут тунгаки, похитившие у нас свет. У тех тунгаков в сосуде из белого камня хранится большой светящийся шар. И тот шар они называют Солнцем. Если похитить этот шар у тунгаков, земля озарится светом. Вот я, старый ворон, даю вам совет: послать за Солнцем самого большого и сильного из нас - бурого медведя...
- Медведя, медведя! - закричали звери и птицы.
Тут же старая, глуховатая сова чинила нарту. Она спросила сидевшую рядом маленькую птичку-пуночку:
- О чём толкуют звери и птицы? Пуночка ответила:
Жил в одном селении Кошкли с женой Митикой и сыном Имимкутом. Так, говорят, было. Однажды девушки из соседних яранг на морском берегу нашли выброшенную морем нерпу. Решили они спрятать нерпу, чтобы ленивый и глупый Кошкли не увидел и не взял ее. Но не успели девушки утащить с берега нерпу, как к ним подошел Кошкли и спросил; – Что это такое?
– Это дерево, – сказали девушки. Кошкли снова спросил:
– А почему это дерево с ластами?
– Это не ласты, а сучки дерева.
– Ага, вы обманываете меня, – закричал Кошкли и отнял у девушек нерпу.
Придя домой, Кошкли сказал Митике:
– Митика, вот освежуй нерпу, сейчас добыл я. Митика обрадовалась, положила нерпу на каютак (деревянное блюдо) и освежевала ее. Затем сварили свежего мяса и сытно поели. Остатки мяса Митика отнесла в натык и спрятала в кладовую за пологом. После еды все крепко уснули.
Жили муж с женой.
Однажды, когда муж и шестеро других охотников выехали в море, разыгралась непогода, и они погибли.
Жена родила сына и назвала его именем мужа. Мальчик рос очень быстро, и вот он уже ходит сам по берегу, собирает водоросли. Мясо, которое добыл его отец, уже кончилось, а люди им не давали. Однажды, когда мать спала, сын поднялся и пошел собирать водоросли. Дело было осенью; он увидел под обледенелым камнем водоросли. Потянулся за ними и упал под камень.
Под камнем оказалось какое-то жилье. Мальчик посидел здесь немного. И вот приходит мужчина, одетый охотником. Увидев мальчика, он стал ругать и бить его. Потом пришли еще шесть человек. Стали они сердиться на мужчину. Спросили они мальчика: – Чей ты и откуда?
Рассказал мальчик. Удивились люди, а тот, который бил его, заплакал и обнял мальчика. – Сын мой! – сказал он.
Было время, когда люди не умели веселиться. Вся их жизнь состояла из работы, еды и сна. Один день был похож на другой. Они работали, потом спали и снова просыпались, чтобы работать. И мозг их тупел от скуки.
В то стародавнее время жил неподалеку от моря охотник с женой, и было у них три сына. Крепкие и выносливые смолоду, они обещали стать такими же умелыми охотниками, как отец. Родители гордились ими и верили, что на старости лет сыновья не оставят их без куска мяса.
Но случилось так, что старший сын ушел на охоту и не вернулся. А спустя недолгое время и средний сын исчез также бесследно. Поиски были безуспешны.
И чем больше горевали отец с матерью о старших сыновьях, тем больше тревожились они о младшем, который к тому времени подрос и стал ходить вместе с отцом на охоту. Звали его Териак, что по-эскимосски значит Горностай. Териаку очень нравилось охотиться на оленей. А отец его любил добывать тюленей и других морских животных.
Была в тундре одна девушка. Хотели родители выдать ее замуж, да она не послушалась, рассердилась на них и ушла в тундру. Идет день, идет другой и третий. Выбилась из сил и пошла, как зверь, на четвереньках. Порвались у нее торбаза и чижи. Обмотала она кухлянкой руки и ноги и опять пошла. И вот увидела она в тундре ярангу.
Подползла она к яранге. В яранге, видит, в котле стоит вареное мясо, над очагом чайник висит. Наелась она мяса, напилась чаю и стала рассматривать ярангу. Видит – много невыделанных шкур лежит. «Одни мужчины живут!» – подумала девушка.
Взяла она шкуры и ушла в тундру. Вот, думает, буду людям шить за еду! А в этой яранге жили два брата. Пришли они домой, увидели, что кто-то ел мясо и пил чай. Кто же это мот быть? Если медведь – он раскидал бы вещи. Наверно, дух. Ну, а чай кто пил?
– Надо бы узнать, – говорит старший брат младшему, – кто приходил в ярангу?
Жил в селении одинокий человек. Не было у него ни жены, ни детей, ни отца, ни матери.
Пошел он однажды в тундру. Идя по тундре, увидел впереди себя, на маленьком холмике, огромное съедобное растение. Это растение было с нерпичью шкуру величиной. Хотел было охотник вырвать это растение из земли, но с первого раза не смог. Вторично понатужился – и опять не смог. Тогда сбросил он с себя верхнюю одежду, взялся за растение и потянул изо всех сил. Растение заскрипело, затрещало, но вышло из земли. А человек устал. Решил отдохнуть. Прилег на мох и вскоре заснул. Много или мало спал. не знает, а когда проснулся, услышал вороний крик:
– Кук, кук, кук, кук, кук!
Приоткрыл глаза и увидел: сидят около него вороны и разговаривают человеческими голосами. Один из них говорит:
– Давайте пообедаем. Ведь не каждый день такая находка!
Другой говорит:
– Давайте подождем, пока придет наш умилык.
У кита и наваги был спор. Кит сказал наваге:
– Если меня убьют, то целое стойбище будет сыто всю зиму.
Навага сказала:
– Правда – ты большой и тебя едят богатые, чтобы тебя убить нужно иметь байдару, гарпун, ремни и команду выборных. А мной кормится вся беднота – и сироты ивдовы. Если сачка нет – сделай прорубь, палочкой взбаламуть воду, и тут навага сама голову высунет – засучивай рукава да только таскай навагу на лед.
На берегу Берингова пролива стоит поселок Чаплино, а рядом – гора. По-эскимосски она называется Авсыниом – гора, перенесенная мышонком. А почему так, я расскажу.
Однажды маленький мышонок задумался под большим лопухом:
Почему это так, – про человека поют песни, рассказывают сказки, а про мышей-никогда, ничего? Люди становятся богатырями: борцы, бегуны, прыгуны, стрелки, охотники, храбрецы! А мыши?.. Что бы мне сделать, чтобы про меня пели песни и рассказывали сказки? В это время человек прошел мимо мышонка. Они не видели друг друга – один был слишком велик, а другой слишком мал.
Дай, – думает мышонок, – я дерево перегрызу и отнесу на эту сопку, и этим прославлюсь среди людей и мышей! Грыз он дерево, грыз. Вокруг обгрыз, обхватил его и стал раскачивать из стороны в сторону: О-о-о! Но дерево – ни с места. Опять трудится мышонок – грызет, и вдруг – дерево затрещало, покосилось и упало.
Жил-был на северных островах человек по имени Тулимак. Жил он с семьей вдали от людей и был удачливым охотником. Всегда в доме у него хватало еды. Одно печалило Тулимака: не было у него сына – кто принесет богатую добычу в дом, когда он состарится?
Было у Тулимака две дочери. Умные выросли девушки и работящие, да только юноши из других селений не навещали их.
Каждым летом выезжал Тулимак в тундру поохотиться на оленей. Дочери гребли, а сам он правил лодкой да сердито покрикивал: очень уж медленно движется лодка!
Прошло время, состарился Тулимак, и теперь дочери охотились на оленей, загоняли их в овраг, а там, внизу, их подстерегал Тулимак с луком и стрелами. И так скоры были девушки на ногу, что искры сыпались у них из волос, когда они носились по скалам.
Много оленей добыл Тулимак, а дочери сушили мясо на солнце. Но отец вечно был недоволен и гонял их за новой дичью:
– Нужно свежее мясо! Нужно свежее мясо!
Жили в тундре Кукылин с женой, по имени Мити. Было у них трое детей. Кукылин охотился на куропаток и помногу их приносил домой. Так вот постоянно куропатками питались. Но однажды не добыл куропаток, а дома дети съели все запасы. Кукылин притворился больным и сделал вид, что умер. Жена его Мити и дети стали оплакивать Кукылина, а затем отнесли в тундру и похоронили. А когда Мити с детьми домой ушла, Кукылин встал, оделся, и построил себе ярангу. После этого пошел добывать куропаток. Куропаток добыл, много жиру заготовил. Из мяса и жира вкусный паштет сделал. Поедая паштет, стал петь:
Уга-а-а, уга-а-а. Уга-а-а, уга-а-а!
А жена его Мити последними куропатками детей кормит. Совсем мало осталось припасов. Кукылин тем временем паштет из жира и мяса делает, припевая:
Уга-а-а, уга-а-а, Уга-а-а, уга-а-а!
Однажды в ярангу Мити через отдушину влетела куропатка и молвила:
Жил в промысловом селении один сиротка со старой бабушкой.
Жители этого селения били китов, моржей и нерп.
Мальчик никуда не ходил потому, что у него не было одежды, всю зиму сидел дома. Бабушка шила и выделывала шкуры, и за это получала кусок мяса или жира. Летом сиротка просил у рыбаков, как все сироты и вдовы, и – по эскимосскому закону – отказа ему не было, он получал свое – кусок мяса или рыбу. Однажды получил сирота большой кусок мяса. Он сказал бабушке:
– Я закопаю мясо в землю, а зимой, когда у нас не будет пищи, оно нам пригодится.
Пошел он в тундру и закопал мясо. Зимой, когда все селение голодало, бабушка сказала внуку:
– Я больше не могу! Сходи и откопай мясо. Мальчик надел бабушкину одежду и пошел в тундру. Вот отбил он кусок мяса, стал вытаскивать из ямы.
Тут из-под мяса побежали мыши – они изгрызли почти весь кусок. Сел мальчик и заплакал. Вышла большая мышь – мать мышей, посмотрела на мальчика и говорит:
Однажды пошла беременная женщина в тундру за мухомором. Собирает она мухомор, очищает от земли и моха и не видит, что крадется за ней медведица.
Напала медведица на женщину, и пришел той конец. Медведица вытащила ребенка, стала его рассматривать. «Какой же он маленький! Оставлю я его. Когда вырастет, съем его!» Унесла медведица к себе ребенка и стала кормить грудью. Стал мальчик бегать ножками – она стала кормить его оленьими языками и мозгами, стала кормить его жирным мясом. Думает: «Когда не будет мяса, – тогда его съем!» А когда мяса не было, казалось ей, что он слишком худ...
Так они и жили. Мальчик растет, а медведица старится.
– Почему ты не ешь? Почему ты не жиреешь? – спрашивает медведица. – Чего ты хочешь – дикого оленя или горного барана?
Медведица приносила много мяса. Но мальчик бегал, прыгал и не жирел.
Пять девушек в тундру пошли. Там увидела их Майирахпак, догнала и посадила всех в камлейку (дождевик). Девушки перепугались, заплакали. Подошла Майирахпак к дереву и сказала:
– Дерево, нагнись!
Дерево нагнулось, и великанша привязала девушек к его вершине. Потом сказала:
– Дерево, поднимись!
Дерево поднялось. Майирахпак оставила девушек на дереве и ушла.
Мимо дерева медведь проходил. Обратились к нему девушки:
– Медведище прохожий, будь человеком, развяжи нас! Медведь сердито ответил:
– Когда мы, медведи, еду ищем, то ваши охотники стараются нас убить. Не развяжу!
– Плохой ты, – сказали девушки, и медведь ушел. Проходил мимо ворон. Попросили его девушки:
– Ворон, будь человеком, развяжи нас! Ворон сказал:
– Нет, не развяжу я вас! Когда мы на ваши помойки за едой приходим, кидаете вы в нас чем попало!
– Плохой ты, – сказали девушки, и ворон ушел. Проходила мимо лисичка. Девушки попросили ее:
Жили восемь братьев. Семеро в одной землянке, а восьмой брат – отдельно.
Старший брат был так велик и силен, что не мог поместиться в байдаре. На корму сядет – нос подымется, посредине сядет – средина погружается, нос и корма поднимаются. Поэтому он никуда не ходил, сидел дома и только зимой охотился в тундре. Для красоты у него были в щеках сделаны дырки, в которые он вставлял украшения, сделанные из моржового клыка: в правой – хвост кита, в левой – голова моржа.
Самый младший брат, еще подросток, сидел дома со старшим братом.
А шесть братьев ходили в море на промысел. И вот однажды осенью откуда-то подошел маленький китенок и стал играть возле берега. Сели шесть братьев в байдару. Стал младший просить старшего, чтобы позволил и ему ехать в море.
Посмотрел старший на небо – вокруг ясно, да и кит возле берега, и говорит: – Ну, поезжай!
Когда мир был молодым, людей всегда окружали духи, очень похожие на людей, только невидимые. Да-да, их нельзя было ни увидеть, ни услышать.
Вот примутся люди разбивать стоянку, глядь – неподалеку начинает расти жилище из ледяных глыб. Кто-то эти глыбы на нужное место ставит, дом и растет вроде сам собой. Иногда, правда, блеснет лезвие ножа, а кто им орудует, не видно.
Они были умные, эти духи. И не обижались, когда люди навещали их. Люди ведь торговали с духами, причем очень выгодно. Кивнешь на ту вещь, которая тебе приглянулась, назовешь цену, и, если дух согласен, вещь поднималась сама собой в воздух и направлялась к человеку. А если духа не устраивала цена, то вещь оставалась недвижимой.
Однажды во время стоянки один злой человек выхватил нож и воскликнул:
– Зачем эти существа следуют за нами по пятам?
И бросил нож прямо в ледяную стену снежного дома. Нож окрасился кровью, а духи исчезли в тот же миг.
Ворон катался по снегу с горы над обрывом у моря и пел:
А-я-яли, а-я-яли, а-я-яли, Ко-о-оияй, а-я-яли!
К нему подошел волк и сказал:
– Братец, я тоже покатаюсь с горы. Ворон засмеялся над волком и ответил:
– Тебе нельзя кататься, ты не удержишься на скользкой горе и упадешь в воду. Обиделся волк на ворона и говорит:
– Я ведь имею когти-тормозить ими буду. Я сильный и ловкий, хорошо прокачусь! В воду не упаду!
Ворон отвечает:
– Ну что же, покатайся, а я посмотрю. Покатился волк с горы и поет:
– Интересно, интересно, га-га, га-га-а! Не удержался волк, упал с обрыва в студеную воду, затем вынырнул., и просит ворона:
– Братец, вытащи меня! Братец, вытащи меня!
Ворон отвечает ему:
– Не вытащу я тебя, ведь говорил тебе – не катайся, упадешь.
Ледяной берег высокий и крутой. Самому волку не выбраться. Плавает он в студеной воде и просит:
– Братец, вытащи же меня! Ворон на горе стоит, смеется:
Охотились пять братьев на белого медведя и песца. Поднялась пурга, и братья заблудились в тундре. Такая началась метель, что не видно пальцев вытянутой руки. Братья боялись потерять друг друга, сорваться с сопки или провалиться в воду. Обвязались они длинным ремнем из моржовой шкуры и так шли несколько дней и ночей, пока не наткнулись на какую-то ярангу.
Зашли. В пологе была женщина, она спросила:
– Как вы сюда попали? Сюда никогда никто не заходит и не заезжает!
Рассказали братья, что они заблудились в тундре, что они без пищи и сна несколько суток.
Сняла с них женщина мокрую одежду, развесила сушить, а братьев посадила в меховые мешки и дала им чаю, юколы и кислого мяса. Старшему брату сказала:
– Не выходите из яранги!
Ушла женщина, забрала с собой скребок и доску для выделывания шкур.
Жил был старик с дочкой.
Старик думал выдать свою дочь замуж, а дочка – ии за кого не хотела выходить. Всякие были женихи – богатые, бедные, молодые, старые, эскимосы, чукчи и коряки, но девушка всех гнала с глаз своих. Старик говорил, что он стар, ему пора на покой и что дочке нужен муж, иначе кто будет его кормить в старости, но дочь не хотела выходить замуж, Старик рассердился и прогнал дочь. Пошла дочь на берег моря и стала горько плакать. Вдруг видит она – далеко-далеко в море кит выбросил громадный фонтан, быстро плывет к берегу. Подплыл кит, вынырнул на поверхность воды, и оказалось, что он голубой. Пошел кит к берегу, открыл пасть, и вышел оттуда красивый парень.
«Вот за такого я бы пошла!» – подумала девушка. Подошел к ней парень, спрашивает:
– О чем ты плачешь?
– Отец велит замуж выходить, а я не хочу!
В береговом селении Наухан жил отважный человек, смелый и сильный охотник Канак. Был у Канака единственный сын, подросток. Канак назвал сына по имени умершего деда Таграком. Хотел было Канак женить своего сына на красавице Туткан, дочери соседа, но юноша и слышать не хотел о женитьбе. Он желал стать самым сильным, ловким и смелым охотником, побеждать иноплеменников-таньгов и орлов, которые жили на вершинах небесных гор и причиняли много бед людям, земным и морским зверям.
Каждый день Таграк упражнялся в силе и ловкости, взбирался на высокие скалы, прыгал через пропасти и ущелья, догонял в тундре убегавшую лису. Вскоре Таграк смог уже заменить постаревшего Канака на охоте и стал приносить домой много морских зверей.
В сказке это было, говорят. Далеко на северной стороне жил Мыля-великан. В одном месте долго не оставался, из одного селения в другое переходил. Оттуда, с северной стороны, все побережье вокруг мыса обошел, в Сирениках остановился.
До прихода Мыли в Сирениках народ уменьшаться стал. Множество землянок стало пустым, люди вымирали от голода и болезней. Как только пришел в Сиреники Мыля, перестали вымирать люди. Морской зверь приблизился к берегу, удача к охотникам пришла, и жители забыли о голоде. Даже у скалы Ухсик с кромки льда добывали теперь моржей, лахтаков, нерп, не уходя далеко в море.
Взял Мыля на воспитание обыкновенного эскимосского мальчика-сироту. Мальчик быстро рос и вскоре научился добывать морских зверей столько, сколько не добывал ни один взрослый охотник.
Однажды старый ворон пришел на берег океана полакомиться. Нашел он под камнем большого краба, ухватил его клювом, вытащил и только собрался разбить и съесть, как другие крабы хвать его за лапы!
- Кра-кра! - удивился ворон.
Краб тотчас вывалился у него из клюва и был таков!
А другие крабы не испугались - держат ворона, не отпускают. Плохо дело!
- Ладно уж,- сказал ворон.- Не буду вас больше трогать. Отпустите меня!
А крабы не отпускают: видно, не верят ворону. Испугался ворон, принялся улещивать крабов:
- Какие вы красивые, кра-кра! Как вы мне нравитесь! Хотите, отдам вам в жены мою тетку?
- Настоящие крабы не женятся на воронах,- отозвался наконец один из крабов, и остальные с ним согласились.
- Какие вы все большие, кра-кра! - продолжал ворон.- Хотите, отдам вам каяк* моего деда? Совсем новый!
- Настоящим крабам каяк не нужен,- холодно сказал самый маленький краб, а остальные гордо отвернулись.
Здесь вот, в Наукане четыре брата-китобоя из рода алихпагмит по ту сторону реки жили. А на другой стороне реки над оврагом жили китобои из рода имтугмит. Люди имтугмит – умелые охотники, лучшие китобои. С наступлением весны имтугмитцы первыми приготовляются к охоте. В полдень гребец их бегает от землянки к землянке, созывает мужчин на китовую охоту, и науканцы радуются, что добудут кита. И когда имтугмитцы приводят первыми кита, на следующий день алихпагмитцы приготовляются к охоте.
И вот однажды, когда имтугмитцы добыли кита, четыре брата алихпагмитцы вместе со старшиной тоже вышли на байдарах в море и добыли кита. Эти братья были удачливыми и никогда не ленились охотиться.
Жил один эскимос, охотник-неудачник. С утра до вечера, в любую погоду – в снег, в ветер – он все был на охоте, но редко приносил добычу домой, всегда приходил с пустыми руками. И чтобы семья не умерла с голоду, он возле других охотников вырубал из снега кровь моржа или нерпы и приносил домой.
Вот однажды льдина, на которой находился неудачник, оторвалась от берега, и понесло его в море. Несло-несло его и загнало во льды. Подходит к нему белая медведица и спрашивает:
– Почему ты никогда никого не убиваешь?
– Не знаю, как будто бы рано встаю и поздно ложусь. А домой ничего не приношу.
– Оттого, что у тебя жена не заботливая. Тебя звери не любят, грязный ты!
– Нет, я человек, значит, я чистый.
– Посмотри на свои штаны, свою одежду – как она воняет. Вот зверь от тебя и бежит. Пойдем со мной – я покажу тебе, как чисто у себя живут звери!
Так вот издавна рассказывается. Тундровые люди западной стороны с нашим береговым и тундровым народом обмен вели. А если обмен не получался, то воевали. Так вот каждый год случалось,Однажды береговые и тундровые жители Севера к жителям западной стороны поехали. Много дней ехали, наконец прибыли. Встретившись с людьми западной стороны, радушно их приветствовали. Друг с другом едою обменивались, разные предметы дарили, новости рассказывали. Отдохнув, открыли обмен. Береговые и тундровые люди северной стороны привезли для обмена шкуры морских зверей, ремни, подошвы и топленый жир. Люди западной стороны привезли для обмена железо, ножи, котлы, табак, чай, оленью рухлядь.
Так вот было. Далеко на севере жил кочевник с сыном. Было у него большое стадо, поэтому он много трудился – пас оленей. Стадо росло, а кочевник старел. Вот однажды он призадумался и сказал своему сыну:
– Сын мой, я уже состарился и скоро, наверное, покину тебя, помру. Трудно тебе будет одному справиться со стадом. Надо нам поискать тебе помощника. Ведь есть сироты, которые ходят из стойбища в стойбище.
– И вот однажды к стаду этого кочевника пришел юноша. Он был сиротой. Стали жить втроем... Выпал глубокий снег, и сын кочевника с сиротой стали чередоваться в выпасе оленей. Сирота этот был проворным и умным юношей. Пася оленей, целыми днями учился метать копья и вскоре стал ловким копейщиком. А родной сын кочевника ленивым был, не любил учиться метанию копья и развивать свои силы, больше в пологе сидел. А когда уходил в стадо, то часто засыпал, и олени разбредались в разные стороны.
Жил один ворон. Ушел ворон от своих и поставил землянку на берегу Берингова моря.
Увидела землянку лиса и стала расхваливать ворона:
– Ах, какой ты хороший, ах, какой ты красивый. Когда солнышко всходит, твои перышки поднимаются!
Слушает ворон лису, и сердце его радуется. Позвал он лису к себе в землянку жить.
– Вот хорошо! – согласилась лиса, – у меня нора маленькая и темная, а у тебя землянка высокая да светлая.
И стали ворон с лисой жить вместе. Ворон пищу добывает, а лиса землянку прибирает.
Сделал ворон копье, гарпун и пошел по льду в море. Увидел отдушину во льду, а возле – дохлую нерпу. Вонзил он копье в нерпу и принес домой; Лиса спрашивает:
– Отнял или сам убил?
– Убил! – сказал ворон. Начала хвалить его лиса:
– Ах, какой ты хороший, ах, какой ты красивый! Когда солнышко всходит, твои перышки поднимаются!
Давно это было. У одного науканского охотника из рода Нунагмит было две жены. Первая жена детей имела, вторая – бездетной была и жила в отдельном пологе. Вот однажды эта женщина притворилась больной. Муж из жалости к ней перестал охотиться в море, не отходил даже от дома. Боялся охотник, как бы жена не умерла.
В том же селении, в роду Нунагмит была девочка-подросток. Жила девочка с отцом, без матери, и когда отец на охоту уходил, бродила она по селению, все подслушивала да подглядывала, все знать хотела. Однажды муж больной женщины у порога землянки сидел и увидел проходившую мимо девочку. Девочка смотрела в глаза охотнику и смеялась. Рассердился охотник и закричал:
– Уходи отсюда, насмешница, не то палкой прибью. Разве не знаешь, что жена моя больная лежит. Девочка сказала:
– Ты можешь ударить меня, но я смеюсь потому, что знаю про твою больную жену кое-что.
Сказав это, девочка убежала. Охотник вошел в полог первой жены и сказал ей:
Бежит лиса, ждёт не дождётся, когда же нарта потяжелеет? Ну когда же, наконец, корешки мясом обернутся? А нарта всё легко катится, только полозьями слегка поскрипывает. Не выдержала лиса - оглянулась: на нарте как лежали корешки, так и лежат. Лиса Нутэнэут с досады лапой нарту толкнула, корешки и просыпались. Подхватил их ветер, разметал по тундре. Так лиса Нутэнэут ни с чем и осталась.
ПЯТЕРО МЫШЕК - ПЯТЕРО ПОДРУЖЕК. Эскимосская сказка
Запись Е. Рубцовой. Пересказ А. Грибовой*
Там, где тундра кончается, а лес начинается, жили пятеро мышек - пятеро подружек. Вместе они играли, вместе корешки добывали, вместе по ягоды пошли. А ягода морошка в тот год уродилась крупная, вкусная. Берут они ягоду: одну - в рот, другую - в мешок, одну - в мешок, другую - в рот. И не заметили, что очень далеко от своего жилья зашли. Так далеко - почти к самому лесу. Вдруг слышат:
Чваш-чвиш, чваш-чвиш… - Это старая колдунья-великанша из лесу идёт, тяжело шагает. - Чваш-чвиш…
Пришла. Мышки увидели колдунью, испугались. Хотели убежать, да поздно. Поймала колдунья мышек, посадила их в сумку, отнесла к высокому дереву.
Дерево, дерево, наклонись! - говорит.
Наклонилось дерево. Повесила она сумку на верхний сучок, отошла от дерева и сказала:
Дерево, дерево, выпрямись!
Дерево выпрямилось.
Назад пойду - с собой заберу… - проворчала колдунья и ушла.
Остались мышки на дереве. Из сумки выглянули - высоко! Самим ни за что не выбраться. Стали ждать - может, мимо кто пройдёт, поможет.
Видят - евражка к реке спешит.
Евражка, евражка, помоги нам, с дерева сними! - закричали мышки.
Остановилась евражка и говорит:
Нет, не сниму, когда мы пить ходим, вы всегда в нас камешками бросаете! Пусть другие снимут!
Бежит горностай, зовут его мышки:
Эй, горностай, помоги нам, с дерева сними!
Поглядел на них горностай.
Нет, - отвечает, - не сниму. Когда мы гуляем, вы всегда в нас камешками бросаете. Пусть другие снимут!
Тут лиса идёт. Стали мышки лису просить:
Лисичка, лисичка, будь добренька, помоги нам, с дерева сними!
Лиса поближе подошла.
Как же я помогу вам? - спрашивает. - Вы на дереве высоко висите. Не достану.
А ты скажи: «Дерево, дерево, наклонись!»
Лиса так и сделала. Наклонилось дерево, лиса мышек выпустила, сама дальше пошла. А мышки, чтобы колдунья сразу не догадалась, сумку травой наполнили, на верхний сучок повесили и сказали:
Дерево, дерево, выпрямись!
Дерево поднялось, а пятеро мышек - пятеро подружек со всех ног домой кинулись, бегут и добрыми словами добрую лисичку вспоминают.
СТРАШНЫЙ ЗАЯЦ. Чукотская сказка
Запись Тынэтэгина. Пересказ А. Грибовой*
Наломал заяц разных веточек, накопал корешков, нарвал листиков. Сидит, еду себе варит.
Бежит мимо песец.
Здравствуй! - говорит.
Здравствуй! - отвечает заяц. - Что нового?
Ничего. А у тебя что нового?
Вот барана поймал, - пошутил заяц. - Сижу варю.
О-о-о-о! - удивился песец. - Научи меня, как барана поймать!
Чего проще, - отвечает заяц, а у самого глаза от смеха щурятся. - Потихоньку подкрадись к нему и крикни. Сильно, сильно крикни. Испугается баран, от испуга свалится. Тут его и бери!
Ладно, - говорит песец, - пойду поохочусь на горных баранов.
Сказано - сделано. Пошёл песец на охоту, выследил горного барана, подкрался к нему да изо всех сил как крикнет! Ух, и припустился баранчик бежать! Только его и видели.
Снова к зайцу приходит песец.
Ну как? Поохотился? - спрашивает его заяц. - Поймал барана?
Нет, не поймал, - отвечает песец. - Я сильно крикнул. Однако почему-то не упал он. А убежал.
Что же ты его не задержал?
Эх ты, песец-глупец! - покачал головой заяц и рот ладошкой прикрыл: вот-вот расхохочется. - Барана и то не смог поймать. Крикнул бы ему вдогонку: «Постой, постой!» Тогда бы он наверняка был твой!
Струхнул тут песец.
«Ой-ой-ой, - думает. - Вот так заяц! Ну, а если вздумается ему на меня так-то крикнуть. Тогда и мне не сдобровать! Пропал я!»
Подхватился песец и бежать, от этого страшного зайца подальше.
Не выдержал заяц - рассмеялся, от смеха на землю свалился. Хохотал, хохотал, верхняя губа у него и лопнула. С тех пор с раздвоенной губой ходит. А думаете, перестал заяц смеяться? Перестал шутки шутить? Нет.
Это ничего, - говорит, - зато насмеялся всласть.
ВОРОН И ЛИСА. Эскимосская сказка
Запись О. Бабошиной. Пересказ А. Грибовой*
Поставил ворон ярангу на берегу Берингова моря. Бежит мимо лиса, увидела ярангу, остановилась и принялась ворона расхваливать:
Ах, ворон, какой ты хороший!
Ах, ворон, какой ты красивый!
Когда солнышко всходит,
Твои пёрышки светятся!
Слушает ворон, сердце его радуется.
Живи в моей яранге, сестра! - приглашает.
А лисе только того и надо. Её-то яранга - темна. Её-то яранга - мала: лиса внутрь войдёт - хвост снаружи останется.
Стали они вместе жить.
Я буду дома хлопотать! - говорит лиса. - Ты будешь пищу добывать.
Ладно, - согласился ворон.
Сделал ворон копьё, гарпун сделал. Вырезал на них узор не простой - самый лучший. Пошёл по льду в море.
Добыл ворон нерпу. Назад возвращается. Увидела лиса ворона, спрашивает:
Отнял или сам добыл?
Сам добыл, - отвечает ворон.
Испугалась лиса, прибежала домой, притворилась, что всю ночь спала.
Утром ворон собрался на охоту. Спрашивает лису:
Сестра, где копьё? Куда мой гарпун делся?
А лиса отнекивается.
Откуда мне знать, - говорит, - я из яранги не выхожу. Видно, сам потерял, а меня спрашиваешь!
Без копья и гарпуна какая охота? Стал ворон думать - чем пищу добыть? Ходил-ходил, думал-думал. Надумал - удочкой рыбу ловить.
Смастерил удочку, пошёл на реку.
Сделал прорубь во льду, опустил в воду удочку. Вдруг что-то тяжёлое прицепилось на крючок. Тащил-тащил ворон. Наконец вытащил! Не рыбу поймал. Не зверя достал. Показалось над водой само Чудо Водяное! И не разобрать, какое оно: тиной обросло, водорослями опутано. Все водоросли облепили рыбки.
Каждым народом свои сказки сложены, каждый народ любит, помнит и бережёт свои сказки. Те, что собраны в этой книге, - придуманы чукчами и эскимосами.
Среди чукотских и эскимосских сказок есть очень много сказок о животных. Конечно, в сказках птицы и звери - не обычные животные, а сказочные. Они разговаривают, они живут и поступают, как люди, которые придумали эти сказки.
Сначала сказки только рассказывались. Потом их записали. И пересказали для детей.
Рисунки к сказкам сделаны Народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР Евгением Михайловичем Рачёвым. И вот перед вами книжка. Посмотрите рисунки, почитайте сказки, и вы узнаете про ворона Куркыля, Нутэнэут-лису, про оленя быстроногого, бурого медведя трусоватого, про зайца отважного. Про их хитрости. Об их мудрости. Вот послушайте…
ПТИЧКА-ПУНОЧКА. Чукотская сказка 1
ЛИСИЧКА. Чукотская сказка 1
ВОРОН и ЛИСА НУТЭНЭУТ. Чукотская сказка 1
ПЯТЕРО МЫШЕК - ПЯТЕРО ПОДРУЖЕК. Эскимосская сказка 2
СТРАШНЫЙ ЗАЯЦ. Чукотская сказка 2
ВОРОН И ЛИСА. Эскимосская сказка 2
КТО САМЫЙ БЫСТРЫЙ? Чукотская сказка 3
КУЛИЧОК и ВОРОН КУРКЫЛЬ. Чукотская сказка 3
ВОТ ТАК ЯРАНГА! Чукотская сказка 4
ЕВРАЖКА И ВОРОН. Эскимосская сказка 4
БЫЧОК И ЛИСИЧКА. Эскимосская сказка 5
ВОРОН и ВОЛК. Чукотская сказка 5
МЫШЬ-ХВАСТУНИШКА. Эскимосская сказка 5
ХОЧУ КОЧЕВАТЬ - НЕ ХОЧУ КОЧЕВАТЬ. Чукотская сказка 5
ПРОПАВШАЯ ПЕСЕНКА. Эскимосская сказка 6
КАК ЕВРАЖКА И МЕДВЕДЬ НОРАМИ МЕНЯЛИСЬ. Чукотская сказка 6
ОЛЕНЬ И МОРСКОЙ БЫЧОК. Чукотская сказка 6
НАДОГОНЯЛСЯ. Эскимосская сказка 6
КЕМ БЫТЬ? Эскимосская сказка 7
КТО СОЛНЦЕ НАЙДЁТ? Эскимосская сказка 7
Примечания 7
Давным-давно, а когда именно, никто и не знает, стали рассказывать сказки. Каждым народом свои сказки сложены, каждый народ любит, помнит и бережёт свои сказки. Те, что собраны в этой книге, - придуманы чукчами и эскимосами.
Живут чукчи и эскимосы в тундре, на Крайнем Севере нашей страны, на Чукотском полуострове, у холодных морей.
В давние времена в тех далёких краях люди жили и одевались по-особенному. Совсем не так, как мы с вами привыкли. Да и не так, как живут там теперь.
Эскимосы занимались охотой в море и рыбной ловлей. А чукчи ещё и пасли оленей. Жильём служили яранги - строения, похожие на большие шалаши. Покрывали яранги моржовыми или оленьими шкурами. Селение из нескольких яранг называлось - стойбище . Яранги легко разбирались и собирались. За несколько часов можно поставить ярангу. Это было очень удобно: ведь людям приходилось переезжать - кочевать - то в поисках лучших пастбищ для оленей, то к хорошим местам для охоты или рыбной ловли.
Всю свою одежду чукчи и эскимосы шили из меха. Меховые штаны, меховая рубашка мехом внутрь. Поверх неё меховая шуба мехом наружу - кухлянка . Меховые сапоги - торбаса . Меховая шапка. Правда, шапку надевали только в самые лютые морозы да во время пурги или в дороге. А обычно, даже зимой, ходили с открытой головой.
Среди чукотских и эскимосских сказок есть очень много сказок о животных. Некоторые их герои - птицы и звери - не знакомы нам по русским сказкам. Тут и песец, и суслик-евражка, и горный баран. Тут и птицы: гаги, кайры, пуночки. Это всё обитатели севера.
Конечно, в сказках птицы и звери - не обычные животные, а сказочные. Они разговаривают, они живут и поступают, как люди, которые придумали эти сказки.
Сначала сказки только рассказывались. Потом их записали. И пересказали для детей.
Рисунки к сказкам сделаны Народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР Евгением Михайловичем Рачёвым. И вот перед вами книжка. Посмотрите рисунки, почитайте сказки, и вы узнаете про ворона Куркыля, Нутэнэут-лису, про оленя быстроногого, бурого медведя трусоватого, про зайца отважного. Про их хитрости. Об их мудрости. Вот послушайте…
Жила на берегу реки птичка-пуночка. Была у неё дочка. Просит птичка свою дочку:
Сходи за водой!
А та отвечает:
В воду свалюсь.
А ты держись за куст! - посоветовала ей птичка.
А дочка в ответ:
Куст наклонится, я не удержусь.
Схватись покрепче!
Руки поцарапаю.
Рукавицы надень!
Рукавицы порвутся.
Иголкой зашей!
Палец уколю.
Напёрсток возьми!
Напёрсток потеряю.
Надоело птичке отговорки слушать, рассердилась она, сказала:
Ну и ленивая же ты! Будто и не моя дочка!
Как не твоя?! - закричала дочка, вскочила и мигом воды притащила. Много воды. Чай сварили. Сами пили, соседей угощали и ещё осталось.
Весной это было. Тепло стало в тундре, светло. Побежала маленькая лисичка к морю посмотреть: как там весной на море?
А море-то на солнце блестит, разноцветными огоньками переливается. Широкие волны бегут-колышутся. По волнам льдины раскачиваются. Вверх - вниз. Вверх - вниз. Загляделась лисичка на море. Ой, хорошо! Ой, весело!
А мимо гаги плывут, на льдине качаются.
Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! - говорит лисичка.
Нельзя тебе на волнах качаться, - отвечают гаги. - Льдина тоненькая, сломается. Мы поднимемся, улетим. Ты упадёшь в море, утонешь.
Уплыли гаги на льдине.
Идёт лисичка по берегу, с моря глаз не сводит. Видит - чайки на льдине качаются.
Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! - просит лисичка.
Взяли чайки лисичку на льдину. Вместе с ними она на льдине качается. Вдруг подул ветер. Затрещала льдина и развалилась.
Чайки поднялись, улетели. А лисичка упала в море. До последней шерстинки вымокла. Ладно ещё, что до берега доплыла.
Вылезла на берег, одёжку свою выжала, вылила воду из торбасов, на солнышке сушится. Только обсохла - мимо кайры плывут, на льдине качаются.
Эй, лисичка, - зовут кайры, - иди к нам!
А лисичка распушила свой рыжий хвост попышнее, говорит:
Нет! Нам, лисичкам, хорошо море с берегу. Не стану больше на льдине качаться!
Сказала так и в тундру убежала.
Давно это было. Очень давно. Ой, как давно!
Сидит возле своей яранги ворон, думает: "Куда идти за добычей: на морской берег или на реку?"
Думал, думал, решил:
Пойду на реку.
Пришёл на речной берег. Ходил, ходил. Каждый камушек переворачивал, под каждый кустик заглядывал - нет добычи и нет. Ну совсем ничего не попадается!
"Дай, - думает, - на другом берегу поищу!"
А там мышата играют. Увидели они ворона, обрадовались:
Дедушка пришёл! Дедушка пришёл!